КАЗАХСТАН
Asia Times (США), 15 января 2004 Новый треугольник Россия-Казахстан-КитайРоберт Катлер
В Евразии происходят глубинные тектонические сдвиги в
области обеспечения безопасности и экономического сотрудничества
Важные соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики,
подписанные во время недавнего визита в Казахстан российского президента
Владимира Путина, являются всего лишь одним из признаков, которые
свидетельствуют о более глубинных тектонических сдвигах в Евразии в вопросах
обеспечения безопасности и экономического сотрудничества. В Восточной и
Центральной Евразии намечается новый геоэкономический трехсторонний альянс
России, Казахстана и Китая. (Его дополняет появление другого аналогичного
треугольника в Западной и Центральной Евразии, который образовали Россия,
Туркменистан и Украина.) Стержнем каждого из этих трехсторонних альянсов
является сотрудничество в сфере энергетики, однако сами эти альянсы идут
значительно дальше энергетики.
Есть все основания считать, что подписанные Путиным и
президентом Казахстана Нурсалтаном Назарбаевым соглашения - не просто дань
дипломатической моде, но конкретные совместные инициативы, которые стороны
намерены претворить в жизнь. В их числе соглашение о продолжении аренды Россией
космодрома Байконур до середины текущего столетия; о делимитации 98% границы
между двумя странами; об усилении "военно-технического сотрудничества"; а также
о двусторонней кооперации в рамках целого ряда международных форумов, в том
числе Евразийского экономического сообщества (включая Единое экономическое
пространство), Содружества Независимых Государств, или СНГ (включая Организацию
Договора коллективной безопасности СНГ), Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
В этот список следует добавить также соглашения о
сотрудничестве в сфере энергетики, от транзита казахской нефти на мировые рынки
по территории России (не только маршрут к Черному морю по нефтепроводу, который
строит Каспийский консорциум, но в будущем также и выход к Балтии через Россию)
до консолидации сетей электропередачи, и последнее, но не менее важное -
подтверждение двустороннего сотрудничества в развитии нефтяных месторождений
вблизи границы между прибрежными секторами Каспийского моря двух стран.
Подобно Москве, но менее успешно, Пекин стремится
использовать крупные китайские энергетические корпорации для распространения
политического влияния в Казахстане, который сегодня является буферной зоной не
только между Россией и Южной Азией, но также и между Западным Китаем и
расширившимся постсоветским Средним Востоком, который простирается от Северной
Африки до Южного Кавказа. Если в середине 2000 года отношения России с
Казахстаном затрагивали развитие энергетики и экономическое сотрудничество, то
сегодня к ним присовокупилась также и борьба с терроризмом. Отметим, что, если в
то время Китай был завязан с Казахстаном только в вопросе развития энергетики,
то сегодня он тоже развивает отношения по всем трем вышеназванным
направлениям.
Если с севера Казахстану грозят удушающие объятия
русского медведя, то с востока ему так же сильно мешает дышать китайский дракон.
В последние 12 лет Назарбаев ведет себя так, как если бы он считал, что у него
нет иной альтернативы, кроме как уступать различным домогательствам Китая. В их
числе настойчивое требование репрессий против социальных организаций казахских
уйгуров, а также, в нарушение внутренних законов Казахстана, требование
принудительного возвращения уйгурских беженцев в Синьцзян, где их ожидает верная
смерть. Китай также в процессе переговоров о делимитации границы в 1990-х годах
дипломатическими средствами обеспечил захват большей части вод реки Черный
Иртыш.
В самое последнее время Астана уступила давлению Пекина
сдать большому числу коренных китайцев (ханьцев) в аренду на длительные сроки
земли Казахстана для сельскохозяйственного освоения, чтобы в дальнейшем
поставлять выращенную на этих землях продукцию в Китай. Это последнее не
устраивает казахскую общественность, для которой землевладение с начала 1990-х
годов является очень чувствительным политическим вопросом, и которая противится
нелегальной иммиграции ханьцев, начавшейся во второй половине прошлого
десятилетия.
В настоящее время двусторонние отношения Казахстана с
Россией и с Китаем оживились, причем две последние страны определяют третью
сторону этого треугольника. Не произошло, как опасались некоторые аналитики,
того, что в Средней Азии китайские и российские войска оказались вместе,
составив сердцевину военно-политического блока вокруг совместного
"антитеррористического центра" СНГ-ШОС в Бишкеке (который предполагалось создать
после состоявшегося в августе 1999 года саммита предшественницы ШОС, так
называемой "Шанхайской пятерки"). И все-таки подписанный в начале 2001 года
Договор о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве - первый за полвека
серьезный двусторонний китайско-российский договор - предусматривает
значительное увеличение продажи Китаю российского оружия, особенно передачу ему
современных технологий, а также обучение возросшего числа китайских офицеров в
российских военных училищах.
Россия и Казахстан являются потенциальными конкурентами
на китайском рынке импорта энергоносителей, но Китай, вероятно, возьмет себе в
партнеры их обоих, если сможет. У России, однако, шансы выше, поскольку
сибирские месторождения ближе, а реализация проекта строительства нефтепровода
из западной части Казахстана в западные районы Китая сегодня нисколько не
продвинулась по сравнению с серединой 1990-х годов, когда этот проект был
впервые озвучен.
Динамику внутри нарождающегося треугольника обрисовал в
частной беседе за обедом во время своего последнего визита в Брюссель Владимир
Путин, который изложил свое геополитическое видение, проиллюстрировав его схемой
на салфетке. Путин сгруппировал вместе Россию и Китай, в то же время чохом
причислив своих европейских друзей, согласно его выражению, " к вашим
американским кузинам". По ходу дела он упомянул, что ныне происходящая
демографическая арабизация Европы сильно напоминает историческую африканизацию и
современную латиноамериканизацию населения Соединенных Штатов. Прямота, с
которой Путин делился своими взглядами, заставляет предположить, что он, быть
может, считает, что России следует более точно подражать китайской "модели"
политического, если также и не экономического, развития.
Красная звезда, 17 января 2004 Министр обороны Республики Казахстан генерал армии Мухтар Алтынбаев: «Сотрудничеству – крепнуть»
16 февраля с визитом в Москву прибывает министр обороны
Республики Казахстан генерал армии Мухтар Алтынбаев. В преддверии визита и в
связи с началом Года России в Казахстане глава казахстанского военного ведомства
прислал в "Красную звезду" статью, предлагаемую вниманию читателей.
Для обеспечения военной безопасности государства вместе
с созданием вооруженных сил Республики Казахстан руководством страны,
министерством обороны осуществлялись и осуществляются меры
военно-дипломатического характера.
С приобретением суверенитета Казахстаном были созданы
пояс безопасности по периметру наших границ, основы региональной системы
коллективной безопасности, достигнуто снижение ядерной угрозы. Благодаря твердой
воле, инициативе главы государства – верховного главнокомандующего вооруженными
силами Нурсултана Назарбаева наша страна присоединилась к Договору о
нераспространении ядерного оружия, добровольно отказавшись от ядерного арсенала,
унаследованного Казахстаном от СССР.
В целях решения общих задач мы стали теснее
взаимодействовать с нашими союзниками в рамках Договора о коллективной
безопасности и в первую очередь с Российской Федерацией. Так, в рамках Договора
о военном сотрудничестве с Российской Федерацией подписано более 60 различных
двусторонних документов, охвативших широкий спектр вопросов обеспечения
совместной безопасности.
Говоря о сотрудничестве нашей страны с Россией, следует
отметить, что оно особенно активизировалось с объявлением главами двух
государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным 2003 года Годом
Казахстана в России. В настоящее время военно-техническое сотрудничество с
Российской Федерацией приоритетно для Казахстана, поскольку техника и вооружение
нашей армии в основном советского и российского производства. Имеется
потребность наших вооруженных сил в поставках из России современной авиационной,
бронетанковой и автомобильной техники, ракетно-артиллерийского вооружения,
техники ПВО и запасных частей и изделий для их ремонта и обслуживания.
Перспективной программой в этом направлении является
реализация Соглашения "Об основных принципах военно-технического сотрудничества
между государствами - участниками ДКБ от 15 мая 1992 года". Данным соглашением
предусмотрены льготные условия поставок или закупок продукции военного
назначения для государств – участников ОДКБ.
Кроме того, на встрече 2 марта 2002 года (г. Алматы)
между президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным были достигнуты
принципиальной значимости договоренности:
- о поставках вооружения и военной техники в Казахстан
по ценам, применяемым в России для собственных Вооруженных Сил;
- о подготовке казахстанских военных кадров в России на
льготных условиях.
Новые импульсы нашему сотрудничеству придали недавний
визит в Казахстан Президента России Владимира Путина и открытие Года России в
Казахстане. Создается своеобразное, по словам Нурсултана Абишевича Назарбаева,
братство по оружию.
Также следует подчеркнуть, что стали традиционными
проведение совместных учений между вооруженными силами Республики Казахстан и
Российской Федерации на полигонах Сарышаган Карагандинской области и Ашулук
Астраханской области. Например, на стыке лета и осени на вышеназванных полигонах
прошло совместное учение с боевой стрельбой "Боевое содружество-2003". В рамках
культурной программы в мае прошлого года в Москве состоялось выступление
артистов Центрального ансамбля и военного оркестра Минобороны РК.
Добрые отношения сложились у меня с коллегой – министром
обороны РФ Сергеем Борисовичем Ивановым. Потому не случайно у нас в целом
взгляды по многим вопросам военного сотрудничества совпадают и решаются на
взаимовыгодной основе в интересах двух государств. Необходимо отметить, что в
ходе официального визита министра обороны Российской Федерации Сергея Иванова в
Республику Казахстан 8 июня 2003 года нами подтверждена готовность к
конструктивному решению актуальных вопросов сотрудничества в военной области
между двумя государствами на принципах взаимного уважения и равенства.
Российская сторона положительно рассмотрела предложение
казахстанской стороны о направлении на обучение в 2003 учебном году по квоте
(обучение – за счет российской стороны, содержание – за счет казахстанской
стороны) военнослужащих Республики Казахстан в военно-учебные заведения
Министерства обороны Российской Федерации. Налаживается сотрудничество по линии
ВМФ и ВМС. Важным направлением сотрудничества является обмен опытом военного
строительства.
Конкретные результаты подтверждают высокий уровень
достигнутых отношений между оборонными ведомствами двух стран как в рамках
двустороннего военного сотрудничества, так и в формате Содружества Независимых
Государств, Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации
сотрудничества.
Уверен, что в новом 2004 году наши добрые отношения,
военное сотрудничество с Российской Федерацией найдут продолжение и будут
плодотворными.
Казахская правда №1, январь2004 О казахах и казахизации как этносоциальной мобилизации для создания постэтнического КазахстанаАзимбай Гали
Три задачи казахосферы. Есть задачи, которые должны
стать приоритетами. Это внедрение государственного языка, казахизация
Казахстана, социализация. Казахизация предполагает рекрутизацию элит и
этносоциальную мобилизацию для преобразования мультинационального Казахстана в
постэтнический.
Что это даст в отдельности. Решение первой задачи
сохранит целостность казахской культуры, иначе будет развиваться боковое
ответвление, так называемая русскоязычная казахская культура. Подобная казахская
субкультура в самом Казахстане только ослабит и расколет ресурсы, смешает
приоритеты. Если субкультура будет развиваться где-нибудь в Узбекистане, России,
Китае, то это вполне допустимо. Решение второй задачи сделает необратимым
процесс деколонизации. Урбанизация придаст казахам политическую и социальную
устойчивость. Идеальное состояние - завершение превращения в буржуазный,
городской и индивидуалистический этнос.
Что такое хорошо для Казахстана и казахов? Интеграция,
ассимиляция и аккультурация на основе казахских ценностей и соблюдения
национальных ценностей и сакральностей - национального государства,
государственного языка и национального духа (мусульманства, материальной и
духовной культуры). Сперва достигается политическая лояльность к государству,
потом к языку, а затем наступает этап полной идентификации, отождествление себя
не только с казахстанским гражданством, но казахскостью, основой которого
является государственный язык. Сами казахи готовы поступиться казахским
этноцентризмом во имя казахского лингвоцентризма.
Что такое плохо для Казахстана и казахов? Обособление,
сегрегация и дискриминация. Полное политическое равноправие может быть
обеспечено при условии отказа от "пятой" графы как прибежища. В Казахстане не
преодолен этап колониальных статусов, по которым этносы находились в состоянии
искусственной изоляции. Особенно четко соблюдают дистанцию русские и
политические русские (русскоязычные казахи, украинцы, белорусы и т.д.) как
наследники державнического колониального сознания. Политические русские не
знают, не хотят изучать казахский язык, не отдают своих детей в казахские школы,
они культивируют политические мифы о невозможности и ненужности изучения
государственного языка, приводя десятки резонов в пользу отрицания этой
возможности. Казахи не настаивают на принципе казахоязычности русских и охотно
говорят с русскими по-русски. Вместе с тем полным ходом идет переход
делопроизводства на государственный язык, готовится перечень специальностей с
обязательным знанием казахского языка. Так, процесс замещения русских носит
устойчивый и постоянный характер с 1968 года по сегодняшний день. А между тем
иноэтническое население не должно быть отторгаемо от коренных насельников.
Деколонизация - этап, который следует пройти. Потом
последует казахизация неказахов. Эти процессы имеют несколько обязательных
составных. Первая составляющая - релаксация и регенерация, вторая - апостазия и
этническая диссимиляция. Релаксация и регенерация протекают в определенный
промежуток времени, предоставленный для восстановления, например, утраченных
функций государственного языка, культуры и национального сознания в кондовое
состояние. Пока что русский язык, являясь официальным, выполняет функции
государственного, но стал препятствием для социального продвижения большей части
казахского массива, в особенности, закончивших казахские школы, которых сейчас
большинство. Казахский как государственный язык отражает политические и
номенклатурные интересы части казахского истеблишмента и элиты. Согласно
апостазии и этнической диссимиляции, насильственно крещенные татары возвращались
в мусульманство, татаризированные башкиры вновь становились башкирами,
обрусевшие евреи снова называли себя евреями. Казахское государство должно
восстановить и субсидировать открытие украинцами и беларусами школ на родном
языке и униатской церкви. Деколонизация предполагает завершение урбанизации
казахов при трансформации ее институтов из этнических в общенациональные. После
деколонизации следует казахизация. Демографическая, миграционная и социальная
казахизация предполагает обеспечение численного и функционального доминирования
по городам. Казахи имеют невысокий удельный вес по северным и восточным
территориям страны.
Демографическая, миграционная и социальная казахизация
создаст основу для осуществления равноправной и добровольной ассимиляции и
миксации. Массовый приход казахов в города казахизирует город, будет преодолено
противоречие между русским городом и казахским аулом. Без казахизации города не
будет казахизации Казахстана. В начале 1990-х годов произошла перестратификация
города, русские стали интенсивно уезжать, казахи, пришедшие в город, не успевали
замещать прежний средний класс. Казахский средний класс в городе уже сложился,
но продолжается сельский наплыв, часть новых горожан не успевают
социализироваться и выйти из маргинального состояния. Конечно, социализация -
вопрос времени, все казахи когда-то были маргиналами. Опустившихся на социальное
дно среди казахов всегда было мало. Кстати, о миксации - казахи уменьшили
удельный вес смешанных браков. Однако это условие не отразится на
результативности лингвистической ассимиляции и аккультурации. Внутренняя
гомогенность, при возросшей национальной плотности, небывало высокая численность
казахов за всю их многовековую историю (8 млн. 400 тыс.) в Казахстане создают
для нации неведомые нам ресурсы и потенциалы. Всякая политически искушенная
нация должна пройти обязательные стадии социализации в условиях крупного города,
создать конкурентную национальную инфраструктуру, пройти этапы индустриальной
закалки в условиях крупного города. Это все приведет к быстрому завершению
социально-демографического перехода, возрастанию удельного веса городского
образа жизни.
Казахизация неказахов расширит социальную базу
Казахстана. Создаст более широкую базу для этносоциальной конкуренции этносов
Казахстана, что весьма полезно скажется на росте пассионарного пыла населения
Казахстана. Транспарентная и демократическая национальная политика предполагает
преемственность и сотрудничество неказахских лояльных к государственному языку
элит, которые сотрудничают с собственно казахской частью национальной элиты и
верны государству, политической системе и режиму. Именно потомки неказахских
элит могут поддержать и сохранить устойчивость благодаря длительному опыту
сотрудничества с казахской элитой. Культивирование сотрудничества и интеграция и
слияние элит будет особенно заметно по узбекскому, уйгурскому, турецкому и
курдскому этносам. Из немусульман больше продвинутся во власть, благодаря
свойствам эластичности, корейцы. Взаимная толерантность при конкуренции
политических, экономических, культурных элит создаст достаточно продвинутый слой
неказахской элиты и истеблишмента, который может быть достаточно плодотворным в
строительстве независимого Казахстана. Более того, отдельные ниши
государственной службы и государственного сектора экономики могут быть
перехвачены неказахскими выходцами. Казахскому правящему большинству достанется
контроль и отслеживание национальных процессов, в силу численного преобладания,
на предмет их соответствия интересам национальной безопасности.
Демократизация и задачи казахизации. Демократия является
благоприятной средой для использования политических, правовых и либеральных
технологий, а авторитаризм - административных ресурсов. Отстаивание
государственнических интересов может быть либеральным или
авторитарно-тоталитарным. Средства защиты государственного интереса, будь то
отстаивание принципов национальной политики или территориальной целостности,
окажутся самыми разнообразными. Государственнический интерес и национальная
безопасность должны присутствовать всегда, какой бы политический режим ни стоял
у власти и какой бы политический сезон ни стоял на дворе. Какая бы партия ни
победила в стране на выборах, всегда актуальна только международно-правовая и
внутренняя проблема адекватности ответа и цены, характера потенциальной и
реальной опасности существованию суверенного Казахстана. Набор политических,
административных или военных технологий диктуется конкретной ситуацией.
Считается целесообразным сочетание двух подходов и курсов, а также
последовательная смена мягкого, либерального курса на жесткий административный и
наоборот, но мощь и воля государственной власти должна быть исполнима.
Какая ассимиляция нам нужна. Речь фактически идет только
о гражданской (этот этап реализован принятием гражданства Республики Казахстан)
и лингвистической ассимиляции в форме принятия государственного языка, другие
аккультурации желательны для интеграции, но являются лишь конечной целью и в
форсировании не нуждаются.
Условия и принципы ассимиляции и аккультурации. Для
этого нужно как минимум желание ассимилируемого, желание и воля со стороны
ассимилятора. Принцип добровольности и содействия государства этому направлению
государственной политики обязателен. Другой важный принцип - принцип
индивидуального выбора быть подвергнутым ассимиляции полностью или частично, при
сохранении родного языка, или отвергнуть любую возможность ассимиляции как
таковой.
Сценарии и этапы массового поведения по выбору
альтернативы:
а) самоличный выбор лингвистической или иной модели
ассимиляции;
б) личностный выбор сегрегационной модели (уход в
замкнутую модель общины, самоизоляционизм, пассивное сопротивление);
в) активное сопротивление всем формам ассимиляции -
выезд за пределы Республики Казахстан, путь политического противоборства в
рамках конституционных норм;
г) попытка ассимилировать ассимиляторов.
Этапы ассимиляции и исторические прецеденты. Наиболее
успешной ассимиляции подвергаются узбеки, уйгуры, турки, а также некоторые
мусульманские этносы, имеющие значительный опыт взаимодействий с казахами. Так,
узбеки, уйгуры, турки имеют общие этнические компоненты, длительные этапы общей
истории, схожий язык и одинаковую историческую судьбу. Узбеки, уйгуры, турки
подошли примерно к 80%-му овладению государственным языком. Несколько позднее
лингвистически интегрируются большая часть асфальтных казахов - пока еще не
желающих овладеть государственным языком. И, наконец, на последнем этапе
перейдут на государственный язык прошедшие достаточную адаптацию русские. И
восточные славяне, и тюркские этносы смогут сохранить родной язык и особенности
ментальности. Сами казахи будут аккультурироваться взаимно, популяризируя в
своей среде восточную кухню, узбекские танцы и т.д. Но это уже совсем другой
вопрос и другая тема. Исторические прецеденты. Еще во 2 веке до нашей эры
уйсуни, канглы имели собственные государства. В 13-15 веках свои государства
имели найманы, кереи, кипчаки, ногаи (мангыты) и т.д. Было, что протоказахи
воевали между собой. Уже во второй половине 15 века они перешли в стадию
народности и даже казахской нации, образовав государство. К 15 веку казахи стали
ставить национальные интересы выше племенных. В среде казахов ассимилировались
часть киргизов (у аргынов есть род кыргыз, переселенный в казахские просторы еще
во времена Абылай хана), калмыков (у найманов есть род жеты каракши кошпели
анда), башкир (у кереев есть род естек), туркмен (у адаев есть род
туркмен-адай). Большие иноэтнические вкрапления среди казахов из числа татар,
узбеков, называемых чала-казахами, арабов - хожа, наконец, торе и толенгут
успешно ассимилировались и обогатили казахский генофонд и национальную культуру.
Нам видится, что будущее казахов - в казахизации всего населения в результате
этносоциальной мобилизации и в преобразовании мультинационального в
постэтнический Казахстан.
Независимая газета, 28 января 2004 Дарига Назарбаева претендует на лидерство в Парламенте КазахстанаКарим Танаев. Астана
Астана намерена повторить российский сценарий выборов в Госдуму
На предстоящих осенью 2004 года выборах в нижнюю палату
(мажилис) парламента первенство намерены получить пропрезидентские партии во
главе со старшей дочерью президента Даригой Назарбаевой. Вчера она торжественно
объявила о создании парламентской фракции партии "Асар" ("Всем миром"),
организатором и лидером которой она является. Зарегистрированная в органах
юстиции Казахстана в декабре 2003 года, партия уже сейчас насчитывает 77 тысяч
членов. "Асар" пользуется явной поддержкой власти как на республиканском, так и
на местном уровнях. Однако до сих пор влияния в парламенте страны "Асар" не
имела.
Теперь ситуация изменилась. Во фракцию партии, в народе
называемой просто "Дочка", вошли 10 депутатов – семь сенаторов (верхняя палата)
и трое мажилисменов (нижняя палата). Ровно столько, сколько необходимо для
регистрации фракции. Большинство из членов новой фракции уже подали заявления о
вступлении в партию.
Старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига руководит
крупнейшим медиахолдингом Казахстана (агентство "Хабар"). С недавних пор она же
возглавила Конгресс журналистов Казахстана, куда вошли лояльные к власти СМИ.
Создание же старшей дочерью политической партии было воспринято наблюдателями
как явное стремление оказывать влияние на политические процессы в стране.
Говоря о предстоящих парламентских выборах, Дарига
Назарбаева заявила о намерении объединить все пропрезидентские партии в единый
блок. Такое объединение (а пропрезидентских партий в Казахстане подавляющее
большинство) представляет серьезную угрозу для оппозиции. У неугодных власти
кандидатов скорее всего не останется шансов пройти в парламент. Тем более что
принятые вчера парламентом в первом чтении изменения в Закон "О выборах в РК"
также оставляют прямые возможности для вмешательства исполнительной власти в
выборный процесс. Так, согласно новому закону территориальные избирательные
комиссии предлагается формировать местными представительными органами (в
Казахстане они называются маслихаты). При этом все маслихаты, о чем сами
депутаты вполне открыто заявляют, по сути исполняют решения акимов
(руководителей местной администрации). Поэтому вмешательство властей в ход
выборов вполне возможно.
Лидеры поддерживающих власть партий скорее всего
поддержат создание единого предвыборного блока. Особенно под крылом дочери главы
государства. Дарига Назарбаева между тем уже заявила, что ее партия намерена
получить половину мест в нижней палате. Если этот план увенчается успехом, уже с
декабря 2004 года в парламенте Казахстана не прозвучит ни одного слова критики в
адрес главы государства и его правительства. Таким образом, Астана, судя по
всему, стремится создать единогласный парламент, контролируемый и управляемый
действующей властью. Что приобретает особую "актуальность" с учетом предстоящих
через три года выборов президента.
|