Заявление Государственной Думы «В связи с расширением НАТО»
29 марта 2004 года в Вашингтоне прошла церемония
вступления в НАТО Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и
Эстонии. 2 апреля 2004 года у штаб-квартиры Организации Североатлантического
договора (НАТО) в Брюсселе поднимутся флаги государств – новых членов
альянса.
Расширение НАТО происходит в период, когда Российская
Федерация и Североатлантический альянс являются партнерами по широкому спектру
вопросов европейской и международной безопасности на базе Основополагающего акта
о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией
и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 года (далее –
Основополагающий акт), Декларации глав государств и правительств Российской
Федерации и государств – членов НАТО «Отношения Россия – НАТО: новое качество»
от 28 мая 2002 года и решений созданного в соответствии с указанной Декларацией
Совета Россия – НАТО (СРН). Диалог в рамках СРН позволил добиться определенного
сближения позиций России и НАТО по некоторым актуальным проблемам, в том числе
таким, как угроза терроризма, распространение оружия массового уничтожения, и
другим.
Вместе с тем депутаты Государственной Думы неоднократно,
в частности в заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации от 24 декабря 2002 года № 3493-10 ГД «О ситуации в связи с расширением
НАТО», выражали свое негативное отношение к расширению НАТО. Государственная
Дума по-прежнему считает, что этот процесс не способствует укреплению
стабильности и безопасности в Европе. Очевидно, что дальнейшее продвижение
инфраструктуры альянса к границам России вступает в противоречие с достигнутыми
за последние годы новыми взаимоотношениями между Россией и НАТО. Совместные
ответы сторон на глобальные угрозы современности не требуют наращивания
вследствие расширения НАТО вооружений на территориях граничащих с Российской
Федерацией государств, патрулирования самолетами радиолокационной разведки АВАКС
воздушного пространства над Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией, размещения на
территориях этих государств военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны
НАТО. Несмотря на многочисленные заявления представителей руководства НАТО о
том, что трансформация и расширение этой организации не угрожают интересам
национальной безопасности России, военная доктрина НАТО сохраняет наступательный
характер. Эта организация продолжает стремиться к глобальному присутствию в
регионах мира и силовому влиянию на ситуацию там, в обход Организации
Объединенных Наций, о чем наглядно свидетельствовала военная акция НАТО против
бывшей Союзной Республики Югославия. Особую озабоченность вызывают тенденции к
международно-правовому оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории
некоторых государств – членов Содружества Независимых Государств.
В Основополагающем акте подтверждено, что в нынешних и
обозримых условиях альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и решать
другие задачи «не путем дополнительного постоянного размещения существенных
боевых сил». Государственная Дума принимает также к сведению и все прежние
заявления НАТО о намерении воздерживаться от размещения таких сил на территориях
государств – новых членов Организации Североатлантического договора.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что
военно-политическая ситуация в Европе не может считаться стабильной, пока все
без исключения государства континента не присоединятся к Договору об обычных
вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (ДОВСЕ). Между тем ряд новых
членов НАТО, в том числе Латвия, Литва и Эстония, не являются участниками этого
Договора, и в Европе уже возникла «серая зона», где не действуют
международно-правовые ограничения на размещение иностранных вооруженных сил.
Государственная Дума приветствует высказанное этими государствами намерение
присоединиться к ДОВСЕ после вступления в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ от
19 ноября 1999 года. Однако государства – члены НАТО продолжают искусственно
затягивать ратификацию этого Соглашения под предлогом невыполнения Российской
Федерацией своих обязательств, взятых в рамках встречи в Стамбуле глав
государств и правительств государств – участников Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе 18 – 19 ноября 1999 года, касающихся сроков и условий
пребывания военных баз Российской Федерации на территории Грузии и вывода
российских военных сил с территории Республики Молдова и не являются частью
указанного Соглашения.
Государственная Дума осуждает подобные действия НАТО и
расценивает их как попытку выстраивать надуманные препятствия адаптации
важнейшего механизма контроля над обычными вооружениями к новым
военно-политическим реалиям на континенте, а также как нежелание учитывать
обеспокоенность Российской Федерации появлением в Европе зон, свободных от
режима контроля над вооружениями.
Депутату Государственной Думы напоминают о сделанном на
указанной встрече в Стамбуле заявления от имени Российской Федерации о том, что
в контексте политических обязательств других государств – участников ДОВСЕ,
направленных на дальнейшее укрепление стабильности в Центральной Европе,
Российская Федерация будет проявлять адекватную сдержанность в отношении
размещения ограничиваемых ДОВСЕ наземных вооружений и техники в районе,
включающем Калининградскую и Псковскую области и о том, что у России нет причин,
планов или намерений размещать дополнительно на постоянной основе существенные
боевые силы – как воздушные, так и наземные – в указанном районе.
Государственная Дума считает, что данное заявление утратит свою актуальность,
если НАТО будет предпринимать шаги по изменению военно-политического баланса в
прибалтийской регионе в свою пользу.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума вновь
призывает парламенты государств – членов НАТО незамедлительно приступить к
ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, что способствовало бы укреплению
стабильности на Европейском континенте и послужило бы практическим
подтверждением стремления Организации Североатлантического договора к
конструктивному сотрудничеству с Российской Федерацией.
Государственная Дума считает, что дальнейшее развитие
отношений Российской Федерации с НАТО должно строиться исходя из реального учета
Организацией Североатлантического договора обеспокоенности нашего государства
расширением альянса и конкретных шагов блока по укреплению международной
безопасности и режима контроля над вооружением в Европе.
В противном случае Государственная Дума будет
рекомендовать Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Правительству
Российской Федерации принять необходимые меры по надежному обеспечению
безопасности Российской Федерации, включая определение целесообразности
дальнейшего участия Российской Федерации в международных договорах в области
контроля над обычными вооружениями и пересмотр принципов строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации в сторону усиления их ядерного потенциала
сдерживания.
Государственная Дума обращается к Президенту Российской
Федерации В.В.Путину с просьбой провести заседание Совета Безопасности
Российской Федерации для рассмотрения вопросов о развертывании с соблюдением
международно-договорных обязательств России дополнительных оборонительных
вооружений на части территории Российской Федерации, граничащих с территориями
государств – членов НАТО, и об укреплении в сложившейся ситуации
обороноспособности Российской Федерации в целом.
|