RBC daily. Политика, 18 марта 2004 Россия создает «железный занавес» Антон Попов
В среду, 17 марта, Госдума отклонила несколько
законопроектов, которые могли бы упростить соотечественникам из стран бывшего
СССР принятие российского гражданства. Впрочем, эксперты полагают, что эти
поправки в любом случае не облегчили бы процедуру принятия гражданства: они не
затрагивали основных моментов, делающих принятие гражданства непосильным для
большинства приезжих. Более того, законотворчество в этой сфере вообще работает
вхолостую: паспортные столы и ОВИРы, особенно в регионах, до сих пор «не
слышали» даже о принятых в прошлом году президентских поправках к закону о
гражданстве. Таким образом, несмотря на низкую рождаемость, Россия не способна
стать нормальным «импортером» рабочей силы. Более того, наша страна продолжает
быть ее «поставщиком» не только на Запад, но и в страны СНГ, обгоняющие Россию
по темпам экономического роста. И вместо того, чтобы перенять опыт разумной
миграционной политики ближайших соседей – например, Казахстана, – Россия
продолжает окружать себя новым «железным занавесом».
Авторы одной из поправок хотели распространить право на
«упрощенное» получение российского гражданства на тех, кто получил гражданство
стран бывшего СССР, а также на родившихся на территории РСФСР, но проживающих на
территории соседних стран. Согласно Закону «О гражданстве РФ», право на
получение гражданства в упрощенном порядке (без пятилетнего срока проживания в
России и получения вида на жительство) имели только те жители стран бывшего
СССР, которые не приняли гражданство новых государств и все эти годы оставались
лицами без гражданства. Лица, родившиеся на территории РСФСР, могут получить
гражданство России только после проживания в стране в течение одного года. Как
отмечали авторы поправки, такие правила лишали сотни тысяч соотечественников
возможности получить гражданство России. С одной стороны, жить в странах СНГ без
принятия местного гражданства было затруднительно, с другой стороны – немногие
жители СНГ могут позволить себе приехать в Россию и жить год до подачи заявления
о получении гражданства.
Наконец, другая группа поправок предлагала упрощенный
порядок приобретения гражданства России всеми лицами, состоявшими в гражданстве
СССР, и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими о своем желании
состоять в гражданстве других государств. Главное отличие альтернативных
проектов в том, что в одном из них предлагается ввести институт признания
гражданами РФ представителей национальностей, не имеющих иных
национально-территориальных образований, кроме находящихся на территории России.
Все эти изменения были признаны «нецелесообразными», в том числе представителем
президента, и отклонены палатой. Впрочем, по мнению президента Международной
правозащитной ассамблеи, руководителя Центра по защите прав беженцев и
вынужденных переселенцев Михаила Арутюнова, эти поправки в любом случае с самого
начала были «пустым делом». «Гражданство могут получить только те, кто
зарегистрирован по месту жительства, – сказал г-н Арутюнов RBC daily. – В старой
терминологии это означает постоянную прописку». О том, как легко и просто
получить такую прописку где бы то ни было, легенды ходят еще с советских времен.
Большинство же граждан СНГ имеют регистрацию лишь по месту пребывания (обычно на
три месяца), а зачастую у них нет и этого.
Впрочем, эффективность законодательства в миграционной
сфере вообще вызывает большие сомнения. «Главная проблема даже не в законе, а в
подзаконных актах, – сказала RBC daily президент Центра изучения проблем
вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. – От двух вице-губернаторов,
которые отвечают за прием населения по социальным вопросам, мне приходилось
слышать заявления, что они сами ничего не понимают». Действительно, какими бы
благими намерениями ни руководствовался президент, инициировав в прошлом году
принятие поправок к закону о гражданстве, реализация этих новаций все равно
зависит от «нормотворчества» ведомств – в первую очередь МВД. Так, в одном из
паспортных столов Химкинского района корреспондент RBC daily лично видел
перечень документов, требовавшихся для получения гражданства по «упрощенной»
схеме. Во всех вариантах этого перечня, в нарушение самой концепции упрощенной
процедуры, обязательно числился вид на жительство. «Несколько недель назад в
одном из региональных ОВИРов заявили: «Мы не слышали ни о каких поправках к
закону о гражданстве», – соглашается Михаил Арутюнов. – Работники ОВИРов всегда
говорят: «Мы работаем не по закону, а по инструкциям»».
В результате такого подхода со стороны государства
официальная миграция из стран СНГ в Россию, как отмечает Жанна Зайончковская,
практически прекратилась. По данным переписи с 1989 по 2002 г. население России
выросло за счет стран СНГ примерно на 5 млн человек. Причем большинство из них
(порядка четырех пятых), говорит г-жа Зайончковская, составляют представители
«титульных наций» России – этнические русские, татары, башкиры и т.д. «Мы могли
бы получить больше, если бы с самого начала не создавали проблем, – полагает
она. – А сейчас коллеги из Средней Азии, Казахстана, Узбекистана констатируют
снижение миграционного потока в Россию, многие трудовые мигранты вернулись
домой, особенно после того как стали жертвами облав в России». Между тем
представители власти продолжают говорить о необходимости пополнять рабочую силу
России не только за счет стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На практике же
Россия продолжает быть донором «мозгов» и «рук», причем не только для Запада
(что уже стало традицией), но уже и для ближайших соседей.
«Многие россияне продолжают выезжать в западные страны,
в том числе по туристическим визам, причем не только ученые, а простые работяги
с семьями, – говорит Михаил Арутюнов. – И их там с удовольствием принимают, в
первую очередь Испания, Франция, Германия – те страны, у которых не очень
хорошая демографическая ситуация». В последнее время гибкую миграционную
политику – которой есть смысл поучиться и России – начинают проводить и страны
СНГ. «Растет абсорбирующая роль Казахстана. До сих пор он был донором, но в
минувшем году получил чистый приток миграции, – говорит Жанна Зайончковская. –
Это связано и с ужесточением миграционного законодательства в России, и с тем,
что Казахстан показывает более высокие темпы экономического роста, чем Россия».
По ее сведениям, с 1990 г. Казахстан потерял 4 млн человек (то есть около трети
населения), которые осели либо в России, либо в Германии. «Теперь там ведется
политика по возвращению людей, привлечению специалистов из России, причем безо
всяких проволочек: от них не требуют ни регистрации, ни гражданства, – говорит
г-жа Зайончковская. – Надо просто решить, что нужно стране – налоги с
произведенной продукции или штампы?»
|