Международная деятельность МинскаАлександр Фадеев
Визит председателя Государственной думы России Бориса
Грызлова во второй половине марта не стал заметным событием в политической жизни
Белоруссии, яркой вехой в развитии российско-белорусской интеграции. Дело в том,
что график визита Грызлова не предусматривал переговоров как раз с главными
персоналиями, определяющими белорусскую внешнюю политику (краткая протокольная
беседа с президентом РБ Александром Лукашенко не в счет). Так было спланировано,
что спикер Госдумы обсуждал проблемы интеграции, потенциального перехода на
единую валюту с парламентариями, находящимися на периферии большой белорусской
политики - руководителями обеих палат Национального собрания РБ Вадимом
Поповым и Геннадием Новицким. Совершенно напрасно было потрачено время
российских парламентариев в рамках заседаний декоративного Парламентского
собрания - чисто представительского органа, не обладающего законодательными
полномочиями. К каким бы выводам не пришли стороны в этих переговорах и во время
обсуждений на заседаниях ПС СБР - это ничего не могло изменить в подходах Минска
к интеграции с Россией.
С другой стороны, лидер самой влиятельной политической
партии в России Борис Грызлов не привез в Минск и каких-то новых предложений
российской стороны, чего откровенно опасалась белорусская «горка». Стало ясно,
что «гулявшие» по Минску накануне его прилета сведения о разработанном Кремлем
конкретном плане действий по отношению к Белоруссии являются всего лишь слухами.
Возвращение же Грызлова в ходе минского визита к теме потенциального введения
единой валюты с 1 января 2005 г., закрытой главой белорусского государства еще
летом прошлого года, было встречено в «Красном доме» с нескрываемым раздражением
и, одновременно, с облегчением.
Все отчетливее проступают черты внешнеполитического
курса белорусского руководства, который оно взяло на этот год. В марте
министерство иностранных дел Белоруссии сосредоточилось не трех важнейших, с
точки зрения Минска, направлениях. Главное из них – срочный поиск финансовой
поддержки в богатых арабских странах с целью материального обеспечения
мероприятий, призванных сопровождать будущий референдум по изменению
республиканской конституции. Собственно для этого, как надо полагать, министр
иностранных дел РБ Сергей Мартынов, вооружившись личным посланием Лукашенко, и
посетил Саудовскую Аравию, Оман и ОАЭ. До него, напомним молниеносный вояж на
Ближний Восток (в Кувейт) в разгар конфликта вокруг поставок российского газа
предпринял глава президентской администрации Урал Латыпов – второе по значимости
лицо белорусской политики. Вариант получения займов и кредитов за рубежом
накануне выборов и референдумов ранее неоднократно и с успехом был опробован
Минском. Сегодня, что очевидно, мы являемся свидетелями новой попытки найти
финансовые источники вне республики, которые позволят президенту и правительству
смело и без оглядки на бедственное положение республиканских финансов, экономики
и международный резонанс идти на пролонгирование своей политической жизни.
Серьезное внимание уделяется также построению новых
отношений с Евросоюзом. Белоруссия стремится получить особый статус и привилегии
в качестве государства «зоны нового соседства» ЕС. Это встречает ответную
реакцию Евросоюза. Так, представительница страны-председателя ЕС Барбара Джонс
во время своего мартовского визита в Минск специально подчеркнула, что в
отношениях между Евросоюзом и Белоруссией возникает новая ситуация: очень скоро
границы единой Европы расширятся, и ее соседом станет Республика Беларусь.
Поэтому новые отношения между Евросоюзом и Белоруссией делают как никогда острой
необходимость соответствия политического курса и практических действий
республики принципам Совета Европы и Евросоюза.
Налицо желание Минска найти замену зашедшему в тупик
партнерству с Россией (под вывеской построения Союзного государства в будущем),
которое обеспечивало все последние годы Белоруссию льготным сырьем,
энергоресурсами, военно-политической и дипломатической поддержкой, в форме
выстраивания аналогичных отношений со структурами Европейского союза. Многие
деятели в республиканском руководстве озаботились подменой восточной «союзности»
на западноевропейскую, что подразумевает получение Белоруссией финансовой
поддержки, нефти и газа по низким ценам за отказ от сближения и союза с Россией.
Именно этому, скорее всего, и был посвящен тайный визит президента РБ Александра
Лукашенко в середине марта в Словению. Там, в замке местечка Брдо белорусский
лидер в обстановке секретности провел раунд переговоров с бывшим президентом
Словении Миланом Кучаном. Когда о поездке Лукашенко стало все же известно, то
белорусская сторона ограничилась информацией о том, что центральной темой
переговоров в Брдо была роль и место Белоруссии как нового соседа Европейского
союза.
В этом же ключе (активный поиск альтернативы российским
ресурсам всех видов) ведется работа с соседней Польшей, страной, уже вступившей
в НАТО и стоящей на пороге Европейского союза. Здесь явная дипломатия
сочетается с тайной, но смысл переговоров с польской стороной, в общем, ясен –
Минск подыгрывает Варшаве в ее стремлении утвердиться в качестве
государства-лидера Центральной Европы и «подверстывается» к Украине. Взамен
белорусская «горка» получает гарантии если не поддержки, то невмешательства
Польши во внутрибелорусские дела и одновременную помощь по поиску альтернативы,
в первую очередь, газовым, а также иным поставкам энергоресурсов и сырья из
России. Поскольку именно Польша, Белоруссия и Украина сейчас являются
транзитными странами для российского газового экспорта в Западную Европу, то
именно это обстоятельство (а вовсе не потенциальные поставки норвежского газа
вместо российского) может быть использовано для консолидированного нажима
«тройки» на Москву.
Кроме ширящегося партнерства в экономической и
экологической областях, сделаны и первые шаги по тесному взаимодействию
Белоруссии с Польшей в военной сфере и по вопросу совместной охраны границ.
Особое значение в Минске придают тому обстоятельству, что Варшава уже приняла
участие в укреплении системы ПВО Белоруссии. По специальной линии связи польские
радиотехнические посты раннего обнаружения воздушных целей оповещают штаб
ПВО-ВВС Белоруссии в режиме реального времени. Подобный обмен информацией о
воздушной обстановке ранее был у Минска только с российскими частями ПВО и
Балтийским флотом. Однако белорусские специалисты ПВО информацией, полученной от
польских коллег, с российской стороной не делятся. Президент РБ от подписания
договора с Россией о создании единой системы ПВО уже много лет уходит.
И, наконец, третьим важнейшим направлением
внешнеполитической деятельности ныне считается выстраивание новых отношений с
Вашингтоном. Во многом это объясняется последствиями американской военной
операции в Ираке, которая произвела значительное воздействие на умонастроения
практически всех лидеров малых постсоветских республик, не исключая
государственных деятелей Белоруссии. Был однозначно сделан вывод не только о
том, кто в современном мире является центром силы, но и была в соответствующей
плоскости оценена способность США к применению военной машины в одностороннем
порядке и в любой точке планеты. Так, перед недавним визитом заместителя
помощника Госсекретаря США Стивена Пайфера в Минск глава внешнеполитического
ведомства Белоруссии Сергей Мартынов сделал заявление, в котором подчеркнул, что
белорусская сторона признает Соединенные Штаты Америки сильнейшим государством
мира и крайне заинтересована в конструктивном взаимодействии, сближении позиций
с ним. Сам, второй по счету визит Пайфера министерством иностранных дел
Белоруссии, которое его принимало, был оценен положительно.
С другой стороны, курс на налаживание отношений с США
объясняется позицией тех высших государственно-политических деятелей республики,
от которых напрямую зависит определение вектора внешней политики республики.
Помимо, конечно, самого президента, среди таких высших функционеров следует
назвать главу президентской администрации Урала Латыпова, премьер-министра
Сергея Сидорского и министра иностранных дел Сергея Мартынова. Все трое известны
в республике не только как последовательные сторонники прозападного вектора во
внешней политике, ориентации на Евросоюз и США, но и как противники тесного
сближения с Россией. Помимо этого Латыпов, Мартынов и Сидорский, автор концепции
поиска альтернативных России экономических союзников на Западе, склонны к
жестким заявлениям и твердой линии поведения во взаимоотношениях с российским
руководством. Последний, по сути, и получил пост премьера, благодаря
позиционированию в качестве жесткого переговорщика с российской стороной, не
склонного идти ни на какие уступки Москве. Хотя здесь нельзя исключать и умения
Сидорского улавливать, что от него ждут «на верху» - в президентской
администрации и лично Александр Лукашенко.
Следует заметить, что тактика «замораживания», а затем и
полного свертывания политического партнерства с Россией все же в первую очередь
реализовывалась самим президентом РБ Александром Лукашенко. Именно президент
Белоруссии похоронил план российского лидера Владимира Путина, который
предусматривал проведение в 2003 году референдума в обоих государствах по
проблеме реального объединения и выборов в российско-белорусский парламент, а в
январе этого года избрание президента Союзного государства. Тщательно обходит
Лукашенко и вопрос о рассмотрении и принятии проекта Конституционного акта. Это
побудило председателя Парламентского собрания, спикера Госдумы России Бориса
Грызлова 25 марта снова призвать Минск к скорейшему принятию Конституционного
акта Союзного государства, что создало бы правовую основу для формирования
союзного парламента. Грызлов предложил придать новый импульс интеграции
двух стран и выработать алгоритм дальнейшей совместной работы, поскольку «нельзя
так долго эксплуатировать интеграционные ожидания братских народов Белоруссии и
России».
Ни Сергей Сидорский, ни, тем более, Сергей Мартынов
явного влияния на окончательные решения белорусского президента, как
представляется, не имеют. Другое дело – глава президентской администрации Урал
Латыпов. Ряд белорусских экспертов считает, что он сумел подчинить своей воле не
только правительство, включая министерство иностранных дел, весь аппарат
президентской администрации, но и полностью сосредоточить в своих руках
разработку внешнеполитической стратегии. Важно при этом иметь в виду, что
Латыпов не терпит конкуренции со стороны других высших структур и функционеров
правительства в определении линии поведения в отношении Москвы, которую
курирует, предпочитая вырабатывать ее единолично и докладывать напрямую
Лукашенко.
Если внимательно присмотреться к новому курсу в
белорусско-российских делах, то наряду со сворачиванием всех политических,
интеграционных программ и проектов с Москвой можно заметить стремление
белорусской стороны удержаться на российском рынке, не только сохранить, но и
увеличить товарооборот с Россией. О построении Союзного государства, о
Конституционном акте, единых государственных и представительных органах
упоминаний практически нет. Формула, обозначающая
сближение с Россией, теперь такая: «интеграция=товарооборот».
Соответственно, любые шаги российской стороны, которые не совпадают со
стремлением Минска наращивать экспортные поставки на восток, сразу выставляются
как пример противодействия белорусско-российской интеграции. Окружением
президента Лукашенко сегодня активно озвучивается новая инициатива – разработать
среднесрочный план интеграции, представляющий собой обязательства сторон по
неуклонному и гарантируемому увеличению товарооборота. Эти тенденции радостно
приветствует российский МИД, совершенно не учитывая при этом, что белорусское
руководство, наращивая всеми способами экспортную экспансию в Россию,
одновременно вводит жесткие ограничения на импорт российских товаров, выдвигая
все более высокие требования к оплате, условиям транзита российского газа и
других грузов через территорию республики.
В целом, узкий круг приближенных к президенту Белоруссии
чиновников, который идентифицирует себя с государством, стремится любой ценой
удержать всю полноту власти в своих руках, игнорируя европейскую тенденцию к
экономической и валютной интеграции, глубокие и масштабные технологические
сдвиги, складывание трансграничного информационного пространства. Как показывают
шаги Минска на международной арене, Александр Лукашенко и его «dii minores»
резко отрицательно относятся к потенциальному вхождению Белоруссии не только в
Союзное государство, но и в другие международные структуры, которым присущи
принципы коллективного управления и передача части функций от национальных
правительств совместным договорным органам. Гипертурбулентность международной
среды, темпы развития и расширения Европейского союза не учитываются в должной
мере правящей белорусской элитой, которая избрала программу фактической
самоизоляции республики под флагом укрепления государственности и порядка. Такая
стратегия способна не только ослабить белорусское государство, но и вообще
увести Белоруссию в сторону от мирового исторического прогресса.
В этих обстоятельствах можно прогнозировать, что в плане
построения отношений с Россией Минск будет по-прежнему придерживаться
устоявшейся практики закрытой дипломатии с использованием недостоверной
информации, псевдоаргументов и откровенного обмана партнера по формальному
союзу. Диалоговой форме дипломатии министерство иностранных дел РБ, скорее
всего, предпочтет примитивную тактику действий, основанную на узком понимании
сиюминутных целей и задач национальной политики, а также прямое отстаивание
интересов верхушки государственного аппарата Белоруссии. Нормальное и
конструктивное взаимодействие с российской стороной, совместное, откровенное и
дружеское обсуждение проблем, наряду с учетом интересов России, будет и дальше
подменяться жестким торгом в формате переговоров закрытого характера. При этом,
как показывает предшествующий опыт, белорусские правительственные функционеры и
дипломаты будут больше озабочены не собственно результатами переговоров, не
принятыми (или, наоборот, не принятыми) решениями и их последствиями, а
возможной реакцией на их действия со стороны главы белорусского государства.
Президент же Белоруссии, как известно, интеракционалистский подход в переговорах
с Москвой никогда не приветствовал. Напутствие Лукашенко белорусским
представителям, отбывающим в Москву, одно - «вы должны отстаивать наши интересы
и там, где это нужно, действовать решительно». Главное, по мысли президента РБ,
– решить накопившиеся в белорусско-российских отношениях проблемы в
интересах Белоруссии, что будет значительным вкладом не только в двустороннее
сотрудничество, но, прежде всего, в развитие белорусского государства.
Сохраняется, к сожалению, и опасность того, что процесс
взаимоотношений Минска и Москвы попадет в зависимость от инициированных
белорусской стороной торгово-экономических конфликтов, имеющих тенденцию к
эскалации. Уже сейчас просматривается множественность конфликтных тупиков,
которые объективно диктуют определенный алгоритм, логику дальнейших шагов во
внешней политике, как Белоруссии, так и России. На это накладывается личностный
фактор, когда при выборе альтернатив в рамках двусторонних отношений
исключительную роль играет их оценка со стороны национальных лидеров, которая
почти во всем не совпадает. При этом воздействие групп давления, лоббистов из
внешнеполитических и иных ведомств обоих государств имеет достаточно
ограниченный вес. Необходимо учитывать и то важное обстоятельство, что
белорусский президент окончательно расстался с иллюзиями о получении неких
политических дивидендов в результате строительства единого государства с
Россией. Ныне, как представляется, Александр Лукашенко озабочен исключительно
тем, чтобы восточный вектор внешней политики не нанес ущерба статусному
положению его как главы суверенного государства, а потенциальные интеграционные
мероприятия не вторгались на поле его властных полномочий.
|