Газета.ру, 20 апреля 2004 «Вылезут фальшивые гетманы с фальшивыми булавами»Елена Руднева
Сегодня Госдума одновременно с Верховной радой должна
ратифицировать пакет договоров о госгранице России и Украины. Депутат Константин
Затулин, член комитета по делам СНГ и директор института стран СНГ, считает, что
эти договоры выгодны только Киеву.
– Константин Федорович, вы удовлетворены проектами
договоров, которые сегодня синхронно ратифицируют Государственная дума и
Верховная рада?
– Конечно, я не очень удовлетворен документом по
Азово-Керченскому бассейну. В итоге этот документ стал еще менее содержателен. У
меня нет возражений по договору «О российско-украинской границе» так, как она
зафиксирована в документе до сухопутной границы Таганрогского залива. Но я не
понимаю, зачем мы так торопимся с ратификацией соглашения об экономическом
пространстве, тогда как в его ратификации в первую очередь заинтересована
Украина, а потом, возможно, мы. Спор о косе и об
Азове
Статус косы Тузла юридически не
определен, поскольку между Россией и Украиной до сих пор не было заключено
договора о делимитации водной части российско-украинской границы. Еще при
советской власти коса Тузла административно подчинялась Керчи...
–
Договор о границе был подписан президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой
еще в январе 2003 года. С тех пор рабочая группа готовила документы к
ратификации, но вынесла их сегодня совершенно неожиданно. Почему вдруг?
–
Начнем с того, что ратификация – плод договоренностей между двумя спикерами –
российской Госдумы и спикером Верховной рады. Если спикер Госдумы Борис Грызлов
безусловно пользуется доверием президента Путина и возглавляет в Думе фракцию
«Единая Россия», которая ассоциируется с властью, то спикер Верховной рады
Литвин, пришедший в раду с должности главы администрации, с прошлой недели вряд
ли может быть причислен к безоглядным сторонникам президента. Если помните,
именно он отказался ставить на голосование в палате проект конституционной
реформы, предложенной Кучмой. Таким образом, он дал сигнал о том, что начинает
собственную политическую игру. Между тем договоренность (о ратификации
договоров. – «Газета.Ru») у нас заключена именно между Грызловым и Литвиным.
Поэтому сегодня мы должны ответить на вопрос: мы-то сами заинтересованы в этой
политической самостоятельности Литвина или нет? Никто пока внятно не ответил. Но
зато мы выполняем договоренности, которые достигнуты с ним.
Кроме того, голосование пакетом в один день и в одно
время говорят о том, что российская и украинская стороны не доверяют друг другу,
так как иначе бы они рассматривали спокойно эти договоренности, заранее доверяя
подписи своих президентов.
Резкая постановка этого вопроса говорит о том, что
стороны продолжают друг другу не доверять. Наконец, тот факт, что они идут в
пакете, говорит, что что-то выгодно одной стороне, что-то – другой. Такой
компромисс.
– Насколько правильно в договоре о совместном
использовании Азово-Керченского пролива прописан вопрос прохождения границы?
России выгодны такие формулировки?
–
Вопрос прохождения границы по Азовскому морю в нем намечен, но отослан к
будущему соглашению. Разграничение в Керченском проливе и сами правила
судоходства, что еще важнее, также относятся к будущим временам. Я готов
считать, что зафиксированные в нем принципы на обоюдное плавание военных и иных
кораблей третьих стран, наверное, соответствуют интересам России. Но считать
документ достаточным сложно.
–
Можно ли из представленных на ратификацию договоров представить, как в глубинах
Керченского пролива и Азовского моря распределяются шельфовые богатства?
– Никаких подробностей насчет шельфа в договоре нет. Эта
норма отсылочная. Все, что касается морских пространств, будет предметом будущих
переговоров. Поэтому все сводится к тому, что мы пытаемся ратифицировать
договоры, которые не являются для нас краеугольными документами. Договор о госгранице
Российская Федерация и Украина,
именуемые в дальнейшем «договаривающиеся стороны», руководствуясь целями и
принципами Устава организации объединенных наций, а также положениями
Хельсинского заключительного акта, основываясь на положениях договора о дружбе,
партнерстве...
– Вы не волнуетесь, что после ратификации Россия может
потерять влияние на Украину по вопросу Керчи и никаких будущих переговоров уже
не будет?
–
Да, волнуюсь, что после ратификации Россия может утратить рычаги влияния по
вопросу о границе. Я уверен, что фальшивые гетманы во время ратификации вылезут
с фальшивыми булавами, чтобы устраивать пляски вокруг пограничных столбов. Они
их уже давно припасли и завтра будут зарывать на русско-украинской границе. Это
все ляжет на депутатов, которые за это соглашение проголосуют. Это будет
разыграно как грандиозная победа Украины, и такая реакция будет во всех СМИ.
–
А как вам политический фон на Украине? Я имею в виду ограничение на
использование русского языка в украинских СМИ и ратификацию меморандума о праве
войск НАТО проходить через границы Украины.
Договор об Азове
Российская Федерация и Украина,
далее именуемые «сторонами», руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества
между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между
нами, руководствуясь положениями договора «О дружбе, сотрудничестве...
– Украина создала совершенно одиозный политический фон
накануне ратификации. После ратификации Украиной соглашения о доступе сил НАТО
на свою территорию я предложил Думе безобидное постановление. Из него президенту
рекомендовалось всего-навсего начать безотлагательные консультации с Украиной,
как это предусмотрено статьей 7 договора «О дружбе, сотрудничестве и
партнерстве». Ведь явно, что этот договор нарушается фактом ратификации. Но все
страшно боятся сорвать такую важную ратификацию, поэтому мое постановление
отложено в долгий ящик. В то же время на Украине никто не собирается откладывать
в долгий ящик решение об ограничении русского языка на телеканалах. Там никто не
думает об отношении России к ратификации меморандума. Словом, там демонстрируют
полное пренебрежение нашими интересами. Я не понимаю, зачем сейчас гнать
лошадей?!
– А президенту Владимиру Путину выгодна сегодня такая
спешка в ратификации?
– Я думаю, единственное, что может побуждать нас так
спешить, – боязнь, что после осенних выборов на Украине установится такая
власть, при которой мы эти соглашения вообще не сможем ратифицировать. Видимо,
эта боязнь присутствует, но она основана на неверном анализе. У нас люди дали
себя запутать и считают уступкой то, что уступкой не является.
|