Tруд, 21 апреля 2004 Середина наполовину. Что же мешает созданию союзного государства?Геннадий Чародеев
В апреле 1996 года Москва и Минск подписали договор об
образовании Сообщества России и Белоруссии. Поэтому стало традицией: весной
руководители двух государств подводят итоги, говорят о проблемах и перспективах
строительства будущего единого государства. Так, Владимир ПУТИН заявил, что
приоритетной задачей для обеих сторон является формирование единого
таможенного и экономического пространства. "Избранный Россией и Белоруссией путь
интеграции, - считает он, - не только правильный, но и единственно
возможный". Ключевые вопросы интеграции, по мнению российского президента, - это
унификация тарифов и налоговой системы, урегулирование вопросов собственности
Союзного государства, взаимодействие в области обороны и охраны труда. В свою
очередь в Минске Александр ЛУКАШЕНКО заявил, что за прошедшие три года
неблагоприятные тенденции в развитии интеграции "переломить в полной мере не
удалось". В первую очередь, по его мнению, это касается создания единого
экономического пространства Союзного государства. Лукашенко подчеркнул, что
Минск выступаетза союз на принципах международного права, которые выгодны и для
Москвы. При этом принципиальная направленность на сближение с Россией остается
неизменным курсом внешней политики Белоруссии. "Для меня как политика изменение
этой позиции означало бы политическую смерть", - заявил белорусский президент.
И все-таки: быть или не быть Союзному государству России
и Белоруссии? На этот вопрос корреспонденту "Труда" в Москве и Минске отвечают
ведущие политики, экономисты, политологи, ученые - россияне и белорусы.
Ольга Абрамова, председатель
белорусского общественного объединения "Яблоко", депутат палаты представителей
Верховного совета Белоруссии: - Сегодня всем ясно, что Белоруссия нуждается
в модернизации экономики. "Под зонтиком" России, в том числе и с учетом ее
негативного опыта в строительстве рыночной экономики, страна смогла бы сделать
серьезный экономический рывок. Поэтому мы ставим перед собой конкретную цель:
создание единого экономического пространства с Россией. Мы также за сохранение и
преумножение всего того, что уже построено и наработано в прежние времена.
Скажем, самыми развитыми до сих пор остаются сферы военно-политического и
военно-технического сотрудничества. Сегодня в стране сложился некий политический
консенсус. Начиная с националистов и кончая правящими кругами преобладает точка
зрения: Белоруссия не войдет в состав России, она должна оставаться суверенным,
независимым государством. Многие в республике хотели бы видеть наш союз с
Россией по типу ЕС.
Дмитрий Рогозин, руководитель
фракции "Родина" в Государственной Думе РФ: - В декабре 1991 года никто не
спрашивал народы Советского Союза, хотят ли они жить в разных государствах,
хотят ли они развала страны и принятия соглашений Беловежской пущи. Поэтому, на
мой взгляд, первое, о чем необходимо сказать со всей определенностью: устранение
"третьего лишнего" из процесса воссоединения. Это наше дело, как и в какой форме
объединяться с Белоруссией, а вовсе не дело американцев или западноевропейцев.
Искать здесь аналогии с Маастрихтом или другими международными соглашениями
просто бессмысленно, бесполезно. Там речь идет именно об интеграции, о
сближениивеками разрозненных государств, враждовавших между собой. Мы же просто
восстанавливаем расчлененное тело России. Что касается перспективы воссоединения
России и Белоруссии, то лично я уверен: мы были единым народом и снова будем
жить вместе.
Геннадий Зюганов, лидер
КПРФ: - Считаю неприличным обсуждение предложения о возможности принятия
Белоруссии в состав России шестью областями. В рамках СССР Белоруссия была
полноценным государством, одним из учредителей ООН. Надо развивать тот союз,
который уже реально складывается, реализовывать уже подписанный договор о
создании Союзного государства. Необходимо более энергично двигаться по линии
интеграции и сотрудничества субъектов Российской Федерации и областей
Белоруссии. У союза двух стран большое будущее.
Константин Затулин, директор
Института стран СНГ: - В Белоруссии не проведена приватизация крупных
объектов. Тем не менее (может быть, я открою для кого-то тайну) рынок там
существует, правда, более регулируемый. Это страна с меньшим социальным
расслоением, чем у нас. В то же время в республике предприняты беспрецедентные
усилия по сдерживанию инфляции, по обеспечению бюджетникам равной оплаты с
сотрудниками государственного производящего сектора. В чем наша позиция? В
том, чтобы учесть переходное состояние белорусского общества, у которого нет
устойчивых традиций демократии. При наличии общего политического пространства
уже принятые в России демократические нормы неизбежно приживутся и будут
развиваться в Белоруссии.
Станислав Богданкевич, бывший
председатель Национального банка Белоруссии, профессор, доктор экономики
Белорусского государственного университета, почетный председатель Объединенной
гражданской партии: - Надо честно признать, что никакого объединения пока
нет. Есть только сплошные декларации сторон, которые активно тиражируются
минскими и московскими СМИ. В действительности мы идем разными путями. Сегодня у
Белоруссии и России разнотипные экономики. Примерно 90 процентов нашего
национального продукта изготавливается под кнутом президента Лукашенко. У нас
власти до сих пор определяют объемы производства. До сих пор существует такое
явление, как производство ради производства. Доля инвестиционного российского
капитала у нас почти на нуле. Инвестируют в белорусскую экономику все больше
американцы и страны Евросоюза. Российский министр финансов Алексей Кудрин
называет дату перехода Белоруссии на российский рубль - 2006-й год. Остается
только надеяться на то, что Лукашенко пересмотрит свою экономическую политику,
свое отношение к России. Но я как экономист хотел бы заметить, что если курс
общей валюты будет определяться в Москве, если никто не станет вмешиваться в
ценообразование в Белоруссии, никто не будет давать нам задания поставок и
т.д., то белорусская экономика не выдержит. Мы не готовы к переходу на
российский рубль в том числе и потому, что не унифицировано законодательство.
Здесь я согласен с Лукашенко, хотя постоянно публично критикую
президента.
В 1994 году я отказался подписать Декларацию о переходе
на российский рубль. С тех пор, между прочим, ситуация не изменилась. После
распада СССР я был сторонником сохранения единой советской валюты. Даже
организовал в Минске съезд 12 председателей Центробанков бывших советских
республик. Мы подписали соглашение о сохранении единой валюты. Но тогда у нас
была однотипная экономика. Сегодня я ответственно заявляю: нам необходимо 5 - 10
лет для того, чтобы провести реформы и выровнять уровни наших экономик. Иначе
это будет не объединение, а авантюра. Только после этого мы сможем договориться
об общей валюте.
Геннадий Селезнев, депутат
Госдумы РФ, председатель Международного союза общественных объединений "Союзная
общественная палата": - Несмотря на некоторую "пробуксовку" в союзном
строительстве, 2 апреля 2004 года в Союзную общественною палату были приняты 5
новых коллективных членов. На сегодняшний день в состав палаты входит около 240
общественных организаций. Это представители самых разных кругов общественности:
ветеранские, молодежные, женские общественные структуры. Люди чувствуют, что в
процессе строительства Союзного государства происходит что-то не так. Они
пытаются сказать руководству России и Белоруссии о своем желании видеть этот
процесс конструктивным, жить в Союзном государстве. Мне бы очень хотелось, чтобы
10-ю годовщину единения народов Белоруссии и России мы отметили в Союзном
государстве, в котором будет принят конституционный акт, избран союзный
парламент. Сегодня также очень важно, чтобы в конце концов определились в наших
взаимоотношениях президенты двух стран.
Сергей Бабурин, заместитель
председателя Госдумы РФ, председатель партии национального возрождения "Народная
воля": - Я уверен, что, если нам в ближайшее время удастся избрать союзный
парламент, движение вперед - к объединению двух братских славянских народов -
начнется. На состоявшемся несколько дней назад заседании парламентского собрания
Союза Белоруссии и России я предложил на следующем заседании обсудить вопрос о
неотложных мерах по завершению формирования Союзного государства. Если следовать
пункту договора, пока нет союзного парламента, не будет и других союзных органов
власти, не будет полноценного конституционного акта и движения вперед. Хватит
говорить - дело надо делать.
Павел Бородин, государственный
секретарь Союзного государства: - Когда-то товарооборот между БССР и РСФСР
был порядка 30 миллиардов долларов. Сегодня он, по официальной статистике, - 11
миллиардов. А на самом деле он намного увеличился: слишком многим выгодно, чтобы
это был невидимый, теневой товарооборот. "В тени" можно хорошо заработать. Я не
стану кого-то конкретно обвинять. Но из публикаций, в которых утверждается, что
нам якобы "Союзное государство не нужно", вывод можно сделать простой: и в
Белоруссии, и в России очень много структур, которые не хотят, чтобы эта теневая
экономика вышла на свет, чтобы появилась налоговая база, бюджет и все остальные
атрибуты. Именно это очень мешает строительству Союзного государства и нашим
отношениям. Однако настрой президентов и Белоруссии, и России таков, что в
ближайшее время мы эти преграды уберем.
На постсоветском пространстве 230 миллионов потребителей
- жителей бывшего Советского Союза, и экономика этого пространства будет
востребована в ближайшее время. В этом отношении пример интеграции Белоруссии и
России очень показателен. Уже сейчас 75 процентов машиностроения у нас
интегрировано, энергоносители и их переработка интегрированы на 80 процентов.
Это говорит о том, что нам уже не надо больше надувать щеки. Для нас Белоруссия
- это "непаханая целина".
|