Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Послание президента Лукашенко России и Европе

Александр Фадеев

Президент РБ Александр Лукашенко 14 апреля обратился с ежегодным Посланием к депутатам Национального собрания Белоруссии. В нем, в частности, белорусский лидер затронул ряд проблем, касающихся приоритетов внешней политики республики, и сформулировал задачи правительству по реализации нового курса на международной арене. Впервые на таком высоком уровне Лукашенко обозначил приоритетный вектор внешнего развития Белоруссии, который должен обеспечить последовательное сближение РБ с Европейским союзом. Правительству в первую очередь поручено проработать перспективу экономических взаимоотношений с ЕС, а также всю систему отношений с Европейским союзом. Парламентариям и всему белорусскому народу предложено в теоретическом и практическом плане осознать в полной мере значение формирования Соединенных Штатов Европы для Белоруссии.

Такой поворот внешней политики республики диктуется, по мнению Лукашенко, как тем, что динамично развивающийся Евросоюз стал ближайшим соседом Белоруссии, так и тем обстоятельством, что Содружество Независимых Государств за все годы своего существования показало себя вялым и безвольным интеграционным объединением, не способным решить ни одного серьезного вопроса. Более свежий проект формирования Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины, на взгляд белорусского лидера, до сих пор не вышел за рамки бюрократических проработок, предусматривает разноскоростную интеграцию для стран-участниц, что не устраивает Минск. Белорусское руководство настаивает на едином своде правил экономических взаимоотношений внутри «четверки», равных договоренностях между государствами-участниками и не принимает путь различных подходов и исключений для членов ЕЭП. Кроме того, в Послании довольно ясно выражено намерение президента не участвовать в данном проекте, который повторяет худшие традиции СНГ и «дурит наши братские народы».

По сути, президент РБ отверг институционализацию в процессе сближения Белоруссии и России, прежде всего, создание единого политического и валютного пространства двух стран. Александр Лукашенко постарался вообще не употреблять термин «Союзное государство», предпочтя говорить лишь о Союзе Беларуси и России. С точки зрения Лукашенко, этот союз двух государств год назад вступил в период больших испытаний. Проект Конституционного акта, который предложила российская сторона, не обеспечивает заметное продвижение вперед в союзном строительстве, является документом более слабым, чем Договор 1999 г. Поскольку Союз Белоруссии и России сегодня превратился в подобие СНГ  (охарактеризованное, напомним, как «вялое, квелое  и безвольное»), то следует вернуться к Договору 1999 г., за сохранение которого и намерен бороться Минск. План введения единой валюты опережает темпы интеграции, и должен реализовываться только на самом конечном этапе, венчать, по словам Лукашенко,  тот «дом, который мы строим». Глава белорусского государства специально подчеркнул, что считает оскорбительным для белорусского народа предложение Владимира Путина об инкорпорации Белоруссии в состав России. 26 апреля Лукашенко еще более развил эту мысль, высказавшись в том духе, что у белорусов уже есть свое государство, и это должны признавать россияне. Строить союз между Белоруссией и Россией в силу этого можно исключительно на принципах равноправия.

Как вытекает из Послания, ни Содружество, ни Единое экономическое пространство, ни Россия, смотрящая на Белоруссию исключительно через «прицел» газовой трубы, не могут идти ни в какое сравнение с Евросоюзом - «огромной махиной, объединяющей 25 европейских стран с населением 450 млн. человек» и имеющей волю к единению, к улучшению жизни своих граждан. Итак, если отбросить все дежурные фразы Лукашенко о намерении развивать братскую дружбу с россиянами и о «многовекторности» внешней политики Белоруссии, то следует сделать вывод о том, что Минск для себя главное решение накануне парламентских и президентских выборов сделал. Взят курс на плотную интеграцию с Европейским союзом с опорой, очевидно, на Германию и при посредничестве новых членов ЕС - Польши и стран Балтии. Побудительный мотив – внешние вызовы, с которыми столкнулась сегодня Белоруссия, и которые якобы исходят из России. Последняя в почти ультимативной форме предупреждена президентом Лукашенко, что не может надеяться на изменение суверенного статуса республики. Россия, специально подчеркнул белорусский лидер, отвечая на вопросы парламентариев, «должна» Белоруссии порядка 25 млрд. долларов США за инфраструктуру, которая работает на РФ.

Развязку других имеющихся проблем между двумя странами Минск если и начнет искать, то только после того, как будет решен вопрос о льготных поставках российского природного газа в Белоруссию. Об этом же, кстати, не устают напоминать и другие высшие руководители республики. Так, председатель Совета республики Геннадий Новицкий, выступая в Калининграде, подчеркнул, что российский газ должен поставляться в Белоруссию по отпускным ценам Брянщины и Смоленщины, а для этого необходимо вернуться в рамки выполнения Договора о создании Союзного государства. Думается, что такое специфическое понимание Договора 1999 г. вряд ли способно устроить российскую сторону.

Таким образом, Россия не может в дальнейшем полагаться на гарантии своих интересов в республике со стороны правящего политического режима. Совершенно ясно, что процесс создания Союзного государства в период президентства Александра Лукашенко не будет даже начат. Весь пафос союзного строительства Минском сводится к тому, чтобы добиться льготных цен на газ и другие энергоносители, поставляемые из России. Вместе с тем, российская сторона в очередной раз получила вполне четкий сигнал о том, что нынешний президент республики Александр Лукашенко намерен изменить белорусскую конституцию в целях продления своих властных полномочий. Не исключается и новая редакция конституции РБ, в которой будет вообще отсутствовать упоминание о предельно допустимых сроках президентства для лица, избранного на этот пост. Следует учитывать то обстоятельство, что средствам массовой информации республики в апреле дано четкое указание приступить к активному формированию положительного образа нынешнего лидера белорусского государства. Сам Лукашенко фактически уже начал подготовку к референдуму и свою предвыборную кампанию, приступив к беспрерывным поездкам по районам и обещая повысить среднюю зарплату до 200 долларов. Кроме того, дополнительные финансовые средства на президентскую гонку, скорее всего, выделены (или обещаны) Саудовской Аравией, о срочном строительстве посольства которой вдруг заговорили в Минске.

Послание еще раз показало, что восточный вектор белорусской политики не рассматривается Минском как устойчивый приоритет. В то же время подход России к интеграции с Белоруссией продолжает оставаться неопределенным. Об этом свидетельствуют и последние заявления премьер-министра России Михаила Фрадкова, в которых он то заявляет, что введение российского рубля на территории РБ с 2005 г. «практически нереально» (16.04.04 в Чолпон-Ате), то, что это в принципе возможно (20.04.04 в Москве). Неудивительно поэтому, что встреча премьеров России и Белоруссии в Москве 20 апреля опять завершилась абсолютно безрезультатно. По-прежнему в строительстве Союзного государства со стороны России чувствуется недостаток политической воли, нехватка энергии, а, порой, и здравого смысла. Отдельные руководители в Москве смотрят на Александра Лукашенко снисходительно, а на Белоруссию – исходя из стандартов, устоявшихся в российской и западноевропейской политической практике. Поэтому, возможно, никак не удается добиться понимания большинства мотивов, скрывающихся за действиями правящего класса республики.

За восемь лет интеграции со стороны Москвы, правда, были попытки побудить белорусских партнеров к более активным и ответственным действиям, но они осуществлялись посредством поверхностным форм влияния, которые сами по себе не могли привести к искомому результату. Сегодня Кремль, что, очевидно, вынужден пожинать плоды такой недальновидной политики и вернуться в начальную стадию интеграции, учитывая при этом изоляционистское безразличие к построению Союзного государства со стороны государственно-политического режима Белоруссии.

Для белорусского республиканского руководства, как представляется, вариант сближения с Россией никогда не был самоцелью, а лишь дополнительной возможностью укрепления собственных позиций внутри республики, учитывая востребованность темы среди больших групп белорусского населения, а также получения «под интеграцию» ресурсов и поддержки из Москвы. Собственно процесс интеграции рассматривался не как цепь поэтапных и реальных шагов навстречу России, а как определенная демонстрация намерений интегрироваться. Нередко такой подход объективно приводил к пренебрежению дипломатическим этикетом, нежеланию идти на компромисс с российской стороной, и даже к прямому, вызывающему отказу от ранее достигнутых совместных договоренностей на высшем и высоком уровне (как это случилось с акционированием «Белтрансгаза» и единой валютой). В то же время росло самомнение и тщеславие высшего эшелона власти РБ, который, кажется, утратил способность понимать современные реалии во взаимоотношениях двух государств, а любые шаги навстречу белорусским требованиям со стороны Кремля стал воспринимать ad litteram как доказательство слабости российского государственного аппарата.

Кроме того, не следует упускать из виду отсутствие у белорусской правящей элиты ясной программы развития республики на перспективу. Она каждую президентскую предвыборную кампанию просто подменяется дежурным призывом «сделать Беларусь процветающей». Такое положение дел с определением миссии республики затрудняет объективную оценку действительного положения Белоруссии в Европе и мире, приводит к замедленной и часто болезненной реакции республиканского руководства на новые внешние вызовы, прежде всего, со стороны России. Конечно, самоуспокоенность, национальное самомнение и отсутствие осознания собственных недостатков – это тревожный показатель. Но еще хуже то, что Минск начинает все более активно проявлять враждебное отношение к внешним акторам, ко всему новому, отличному от «идеальной» белорусской модели, все чаще демонстрирует неспособность к честной и дружественной конкуренции с Россией. Складывается впечатление, что Минску кажется недостаточным осуществлять полный и безоговорочный контроль за политической, социально-экономической и культурной жизнью в собственной стране, принимая накануне парламентских выборов всевозможные директивы и указы в духе пресловутого закона Японии «об охране общественного спокойствия». Велико желание показать себя и во внешней политике, закрепить роль лидера на восточном ее направлении, в том числе и такими сомнительными способами, как предъявление «двадцати одного требования» к России.

Напряженность на Востоке нагнетается с целью надавить на российское руководство, эксплуатируя при этом тезис о братской дружбе и взаимопомощи. Кроме того, некоторым руководителям в Минске кажется, что поддержание напряженной атмосферы во взаимоотношениях с Россией послужит и задаче получения неких политических дивидендов от Западного альянса. В пользу этого говорит и тот факт, что один бывший министр иностранных дел (Хвостов) развернул деятельность в Вашингтоне, а другой - экс-руководитель внешнеполитического ведомства республики (Сенько) недавно направлен в Брюссель. Посланы президентом Белоруссии, как надо понимать, укреплять главный - западный вектор белорусской внешней политики.

Правительство РБ в Лондоне в последней декаде апреля обнародовало предложения по углублению и интенсификации взаимодействия между республикой и ЕБРР в контексте принятия новой стратегии Европейского банка для Белоруссии. Центральным элементом данной стратегии должна стать концепция «нового соседства», которая будет способствовать увеличению количества совместных проектов Белоруссии и ЕБРР. Одновременно намечены перспективы сотрудничества республики с Всемирным банком (ВБ) и ведется подготовка новой стратегии ВБ для Белоруссии. На встрече первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко с председателем правления австрийского «Райффайзенбанка» Гербертом Степичем обсуждались вопросы содействия группы «Райффайзен» в организации выпуска ценных бумаг белорусского правительства и реализации приватизационных проектов в Белоруссии. Тем временем в Минске делегация министерства обороны Германии и руководства министерства обороны Белоруссии согласовали программу сотрудничества между вооруженными силами двух стран.

Все это побуждает констатировать складывание совершенно новой обстановки, которая угрожает не только торгово-экономическим и финансовым интересам России, ее экспорту через Белоруссию, но и военно-стратегическим интересам. Продолжать при этом и далее имитировать процесс создания Союзного государства «в общих чертах» и в неопределенные сроки  становится невозможно. Слишком велика цена российско-белорусской интеграции, чтобы политики высокого ранга в Москве позволили себе безответственную импровизацию в этом вопросе. Нельзя, помимо прочего, добиться достижения масштабных целей в процессе объединения двух стран, если при этом задействовать время от времени лишь ограниченные ресурсы. Напрасно ожидать, что консервативная, статичная Белоруссия с ее хозяйственной моделью советского типа и при ее нынешнем политическом режиме в сжатые сроки и по собственной инициативе начнет вдруг строить всерьез Союзное государство. Конкретных и значимых результатов всестороннего объединения удастся добиться лишь тогда, когда внутри самой Белоруссии радикальным образом изменится политическая и экономическая ситуация.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ