НГ-Дипкурьер, 19 апреля 2004 Казахстанские нефтемагнаты тесеят зарубежных инвесторовКарим Танаев
Парламент страны проведет собственное расследование сделок
в нефтегазовой отрасли
Позиция казахстанского правительства, планомерно
ужесточающего условия существования для иностранных инвесторов, может стать
предметом разбирательства в международном арбитраже. Первой ласточкой,
долетевшей с иском до международных судебных организаций, стала канадская
нефтяная компания "ПетроКазахстан". Руководство компании сочло участившиеся
претензии в свой адрес со стороны антимонопольного ведомства нарушением
собственных прав. Так, на прошлой неделе по решению суда "ПетроКазахстан"
выплатил в бюджет страны 0,5 млрд. тенге (около 3,5 млн. долл.) в качестве
штрафа за нарушение антимонопольного законодательства. Компании предстоит еще
одно судебное разбирательство с антимонопольным агентством. Предъявленная сумма
штрафа на этот раз – 13 млрд. тенге (почти 100 млн. долл.). При этом стоит
отметить, что "ПетроКазахстан" обеспечивает 50% потребностей казахстанского
рынка в бензине, дизельном топливе, мазуте, авиационном топливе.
Наблюдатели давно уже делают вывод о том, что Казахстан
проводит целенаправленную политику, чтобы сократить влияние иностранных
инвесторов в нефтегазовом секторе – основном поставщике доходной части бюджета.
При этом нельзя не вспомнить недавние высказывания премьер-министра Даниала
Ахметова о том, что Казахстан в ближайшие годы станет "нефтяной державой".
Астана действительно строит грандиозные планы по добыче
нефти и подтверждает свое участие сразу в нескольких проектах по строительству
трубопроводов – Баку–Тбилиси–Джейхан, Каспийский трубопроводный консорциум
(КТК), нефтепровод в Китай. Вместе с тем Казахстан пытается снизить влияние
других стран на нефтегазовую отрасль.
Правда, несмотря на оптимистичные заявления
правительства, у экспертов есть сомнения в состоятельности страны как "нефтяной
державы". По прогнозам, к 2015 году Казахстан должен добывать около 125 млн.
тонн нефти в год. Не секрет, что по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан необходимо
для его окупаемости транспортировать 50 млн. тонн. По КТК Казахстан тоже
транспортирует нефть. И собирается заполнить еще китайский трубопровод.
Возникают опасения, что нефти просто-напросто не хватит. "Астана может
столкнуться с тем, что, взяв на себя кучу обязательств, не сможет их выполнить",
– считает руководитель "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев.
С другой стороны, республика ужесточила налоговое
законодательство, введя с января 2004 года налог на ренту при экспорте нефти,
увеличив тем самым налоговую нагрузку на нефтяников. Базой исчисления нового
налога является стоимость экспортируемой нефти, исходя из фактически
реализуемого на экспорт объема сырья и его рыночной цены за вычетом расходов по
реализации и качественных характеристик нефти. Ставка этого налога
устанавливается по скользящей шкале – от 1% при цене 19 долл. за баррель до 33%
при цене 40 долл. и выше.
Хотя законодательные нововведения распространяются пока
только на новые контракты, работающие в стране инвесторы критично отнеслись к
таким изменениям. "Я думаю, что не только иностранные, но и местные компании
весьма недовольны новым режимом налогообложения, – заявил в интервью агентству
Рейтер анонимный представитель зарубежной нефтяной компании, работающей в
Казахстане. – Отказ от стабильности создает большие проблемы. Инвесторы будут
закладывать риски в контракты, рентабельность проектов снизится".
Несмотря на то что Казахстан позиционирует себя как
сильного игрока на нефтегазовом рынке, страна ежегодно испытывает проблемы с
горюче-смазочными материалами, традиционно возникающими в период посевных и
уборочных работ. Стабильные кризисы с ГСМ попали в центр внимания парламента
Казахстана. Именно в парламентских стенах прозвучало обвинение в адрес
казахстанской национальной компании "КазМунайГаз", являющейся держателем 86,7%
акций Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). С монопольным положением
на рынке нефтепродуктов "КазМунайГаза" связывают скрытое давление на иностранные
компании. Так, председатель совета директоров АО "Алмаз Интернэшнл Трейдинг
Компани" Алмаз Кужагалиев, являющийся миноритарным акционером АНПЗ (1,8% акций),
фактически обвинил "КазМунайГаз" в монополизации сбыта производимых АНПЗ
нефтепродуктов. По его словам, основной объем производимых АНПЗ горюче-смазочных
материалов реализует АО "Торговый дом "КазМунайГаз" (дочерняя структура
национальной нефтяной компании) по ценам ниже рыночных аффилированным с ним
структурам. "Вся прибыль остается там", – говорит Кужагалиев.
В стенах парламента прозвучало также обвинение
национальной компании в намеренном занижении цен на экспортируемые
нефтепродукты. "Сегодня для развития казахстанского экспорта продуктов
нефтепереработки основным тормозом является внешнеэкономическая деятельность АО
"Торговый дом "КазМунайГаз". С выходом "КазМунайГаза" на экспортные рынки резко
ухудшились ценовые условия для нас", – говорит Кужагалиев. Руководство
"КазМунайГаза" все обвинения в свой адрес категорически отрицает. Правительство
Казахстана от комментариев пока воздерживается. Депутаты казахстанского
парламента планируют провести собственное расследование. В кулуарах парламента
один из народных избранников в приватной беседе сказал корреспонденту "НГ": "В
нашем нефтегазовом секторе явно не все чисто. А правительство от этого
устранилось, и понятно почему – к деятельности "КазМунайГаза" самое
непосредственное отношение имеет зять президента Тимур Кулебаев.
|