RBC daily, 21 апреля 2004 Казахстан тянется к РоссииМихаил Чернов
Астана
вынуждена пойти на сближение с Москвой перед лицом американской экспансии в
Средней Азии
Вчера в Москву с кратким рабочим визитом прибыл
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В российской столице казахстанский
лидер провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным,
премьер-министром Михаилом Фрадковым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Визит
президента Назарбаева практически не освещался в средствах массовой информации.
Лидеры двух стран обменялись в присутствии телекамер лишь несколькими общими
фразами. Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, на повестке
двусторонних отношений стоит вопрос стратегического сближения между двумя
странами. А именно: речь идет о расширении военного сотрудничества в военной,
космической и атомной отраслях. Обоюдная заинтересованность в более тесной
интеграции связана с ускорением экспансии США в Средней Азии. В Астане прекрасно
понимают, что резкое укрепление позиций Вашингтона заставит Казахстан расстаться
с амбициями превратиться в одно из ведущих государств на евразийском
пространстве. Сближение с Россией позволит Астане в короткие сроки восстановить
в полном объеме свою атомную промышленность. Москва в свою очередь
заинтересована в ускорении процессов военной и политической интеграции с
Казахстаном, которые позволят остановить "победное шествие" американцев по
Средней Азии.
Во время российско-казахстанской встречи в верхах в
Кремле обсуждались вопросы двусторонних отношений, развитие ситуации в Средней
Азии и проблема борьбы с терроризмом. Об этих темах еще перед началом
переговоров с президентом Назарбаевым сообщил журналистам Владимир Путин. "Нас,
конечно, беспокоит развитие ситуации в Средней Азии с точки зрения борьбы с
терроризмом. Недавно я обсуждал это с президентом Узбекистана. Мы подробно с ним
говорили, и мне было бы интересно знать и вашу точку зрения", – отметил
президент России. Кроме того, президент Путин заявил, что ему было бы интересно
обсудить со своим казахстанским коллегой проблему двусторонних отношений. Почти
с такими же "общими" комментариями выступил перед встречей и казахстанский
руководитель. Нурсултан Назарбаев отметил "хорошую динамику экономических
отношений". "В этом году исполняется десять лет, как я высказал идею о
Евразийском союзе. От того, как будет продвигаться решение вопросов о едином
экономическом пространстве, будет зависеть и укрепление Евразийского союза", –
заявил президент Казахстана. По его словам, он хотел бы обсудить с президентом
Путиным также вопросы "региональной безопасности, экономического и военного
сотрудничества". Этой предшествовавшей переговорам пресс-конференцией фактически
исчерпывается информация о ходе двусторонней встречи. "Зачастую декларации для
официальных пресс-релизов – это способ отвести внимание от реальных вопросов и
проблем, обсуждаемых в режиме закрытых переговоров", – сказал RBC daily
казахстанский политолог Рустем Лебеков.
По мнению опрошенных RBC daily экспертов, визит в Россию
президента Казахстана Назарбаева не является исключительно "формальным", как это
кажется на первый взгляд. Во многом это связано с резко изменяющейся ситуацией в
Средней Азии. Перспектива дестабилизации ситуации в Узбекистане и введения в
Ферганскую долину международных (читай – американских) военных сил представляет
угрозу как для Москвы (речь идет о фактическом отсечении российского воинского
контингента в Таджикистане от снабжения с "большой земли"), так и для Астаны.
Раздающиеся все громче в Казахстане обвинения в коррупции против президента
Назарбаева и его семьи, подкрепленные усилением военного присутствия США в
Средней Азии, в непосредственной близости от казахстанских границ, могут
привести к реализации в республике вариации "грузинского сценария" по
отстранению главы государства от власти. "В контексте узбекских событий и
России, а еще в большей степени Казахстану стоит серьезно задуматься над тем,
что предпринять в качестве превентивных мер по стабилизации ситуации в
Узбекистане, которая все больше подходит к точке взрыва, и как минимизировать
деструктивные последствия, если этот "взрыв" все-таки произойдет. Москву и
Астану сейчас волнует вопрос, поставленный перед Россией и большинством
постсоветских государств после реализации США "грузинского" сценария смены
власти. И руководство России, и руководство Казахстана, каждое по своим
причинам, но в конечном итоге одинаково не заинтересованы в реализации такого
варианта в республике", – рассказывает Рустем Лебеков. По его словам, "взаимно
подстраховаться на этот случай не помешает каждой из сторон", а одна из форм
такой страховки – "укрепление оборонного сотрудничества вплоть до подписания
открытого союзнического пакта о гарантиях по отношению к республике, который бы,
по сути, подразумевал гарантии действующей казахстанской власти и был бы призван
продемонстрировать кому надо однозначную позицию и намерения России". Как сказал
RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации
приграничного сотрудничества Александр Собянин, "Казахстан – единственная,
помимо "недружественного" Узбекистана, страна в Средней Азии, которая
располагает боеспособной армией и может обеспечить России военную
поддержку".
Понятно, что перспективы двустороннего сотрудничества не
сводятся исключительно к вопросам безопасности. Казахстан заинтересован в первую
очередь в сотрудничестве в атомной и космической сферах, для того чтобы
утвердиться в качестве одного из лидеров Евразии. "На территории Казахстана
расположены предприятия, которые позволяют осуществлять полный ядерный цикл от
добычи сырья на урановых месторождениях до переработки на горно-металлургических
комбинатах и обогатительных фабрик", – говорит г-н Собянин. Однако, по словам
Рустема Лебекова, "многое предстоит восстанавливать, а кое-что – создавать
практически с нуля". "У нас есть научно-техническая и кадровая база, оставшаяся
с советских времен, однако основательно потрепанная, особенно в первые годы
независимости. Для восстановления атомной отрасли Казахстану крайне необходимы
российские научные разработки и технологии, российские ресурсы и опыт.
Фактически для республики это единственная возможность не отстать в своем
научном развитии, войти в число технологически если не развитых, то, по крайней
мере, не деградирующих стран", – говорит г-н Лебеков. То же самое касается и
запуска самостоятельного казахстанского космического проекта, который, по словам
г-на Собянина, "Казахстан не в состоянии запустить своими силами".
Москва с пониманием относится к проблемам Астаны. В
январе 2004 года президентами России и Казахстана был подписан большой пакет
двусторонних соглашений, в том числе по эксплуатации космодрома Байконур. В
соответствии с этими документами срок аренды космодрома Байконур был продлен для
России до 2050 года без изменения размеров арендной платы. Кроме того, Москва и
Астана договорились разработать и создать на Байконуре ракетно-космический
комплекс "Байтерек", который будет разработан на базе российского
ракетно-космического комплекса "Ангара". "Сотрудничество в атомной, космической
и прочих высокотехнологичных прикладных отраслях – основные стратегические
направления, которые, как локомотивы, должны будут потянуть за собой остальные
отрасли. Важно отметить, что эти казахстанские намерения находят понимание и
содействие со стороны России. Разумеется, что все это делается отнюдь не из
альтруистических побуждений. Если посмотреть с чисто финансовой стороны, то
Россия не получает соответствующей материальной отдачи. Фактически это часть
платы за российские геополитические интересы. Но это еще и очень тонкий ход на
перспективу. Завязать на себе большую часть хотя бы научно-технического
потенциала соседнего государства, играющего ключевую роль в таком геополитически
важном регионе, как Центральная Азия. Это примерно так же, как в сфере ВТС. Там
Россия тоже предоставляет Казахстану свои ресурсы по сниженным "союзническим"
ценам, не только укрепляя военные и внешнеполитические связи, но и на десятки
лет вперед привязывая республику к своему военно-промышленному комплексу и
стандартам", – говорит г-н Лебеков.
Очевидно, что в случае дестабилизации ситуации в
Казахстане и вхождения республики в зону прямого американского влияния
большинство российско-казахстанских проектов потеряют всякий смысл и будут
сорваны. В Казахстане это, по всей видимости, понимают, и традиционно именно
Астана выходит с интеграционными инициативами. "Видимо, мы идем к тому, с чего
начинала когда-то Западная Европа – к какому-то двустороннему
межгосударственному образованию, которое станет реальным ядром (локомотивом)
интеграции", – говорит Рустем Лебеков. Однако пока речь идет в основном лишь об
экономической интеграции. "В период относительной стабильности и спокойствия
президент Назарбаев в ней не заинтересован. Он пойдет на политическую интеграцию
только в исключительном случае, например, когда давление со стороны Запада
дойдет до такой степени, что единственным выходом будет уйти под российский
"щит"", – считает г-н Лебеков.
|