Независимая газета, 28 апреля 2004 "Сотрудничество надо "приземлить" до уровня конкретных дел"Виктория Панфилова
Работу
над новым договором между Узбекистаном и Россией планируется завершить к началу
лета
Недавний визит президента Узбекистана Ислама Каримова в
Москву и его переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, по общей оценке,
стали важным шагом на пути развития двусторонних отношений. О нынешнем состоянии
и перспективах развития российско-узбекского сотрудничества в интервью "НГ"
рассказал министр иностранных дел Узбекистана Садик САФАЕВ.
Министр иностранных дел Узбекистана считает, что добрые
отношения должны опираться на совместные экономические проекты.
-Можно ли расценивать недавний визит президента Каримова
в Москву как поворотный, подводящий черту под периодом некоторого охлаждения
российско-узбекских отношений?
– Разговор о стратегических вопросах взаимодействия
Узбекистана и России должен был состояться в начале второго президентского срока
Владимира Путина, и он состоялся. На встрече с президентом РФ лидер Узбекистана
очертил свое видение того, что сейчас называют вовлеченностью России в
Центральную Азию. При этом президент Каримов подчеркнул, что в Узбекистане
Россию всегда рассматривали как очень важный фактор поддержания мира и
стабильности в этом регионе, который сегодня переживает поворотный этап в своей
древней истории, где пересекаются, а порой и сталкиваются многие интересы.
Исходя из этого узбекской стороной были предложены шаги, которые нацелены на
углубление нашего сотрудничества. Нам кажется, что в ходе московских переговоров
удалось выработать практические меры в этом направлении.
– А нельзя ли поподробнее об этих практических мерах и
достигнутых договоренностях? Сообщалось, например, о подготовке двустороннего
Договора о стратегическом сотрудничестве...
– Результативность встреч не обязательно проявляется в
подписании каких-то документов. Напротив, достижение принципиальной
договоренности иногда значит гораздо больше, чем подписание дежурных деклараций.
Отмечу лишь два момента. Во-первых, стороны согласились с необходимостью уже к
началу лета подготовить документ, который де-юре закрепит стратегические,
партнерские отношения между нашими странами. В нем будут очерчены новые рубежи
нашего сотрудничества. Довольно абстрактное понятие стратегического партнерства
будет наполнено содержанием, прежде всего в сфере поддержания мира и
стабильности. Кроме того, договоренности будут касаться экономического,
инвестиционного сотрудничества с Россией, развития контактов в информационных и
гуманитарных сферах. Второе направление – прямое участие России в интеграционных
процессах в Центральной Азии. Мы считаем, что это может ускорить решение
существующих здесь острых проблем, таких, как транспортная изолированность,
недостаточная разработанность энергетических ресурсов, нерешенность
экологических вопросов, помощь в реализации естественных геополитических и
геоэкономических особенностей региона. Эти два направления я бы назвал главными
результатами политической части наших переговоров.
– Не означает ли это, что Ташкент будет теперь
ориентироваться в основном на Россию, на ее присутствие в регионе? А как же
сотрудничество с Западом?
– Чем больше будет открыт и привлекателен
центральноазиатский рынок для иностранных капиталов, тем лучше. Мы видим, что
российский капитал готов конкурировать с иностранцами, он не боится и даже более
того – рвется потягаться с Западом. Я думаю, что это обстоятельство подстегнет и
наших западных партнеров быть более активными и решительными. От здоровой
конкуренции выиграют все. Сегодня не столь важно, какого капитала – западного
или российского – в Центральной Азии больше. Нужно задаться вопросом: почему в
целом инвестиций пока недостаточно? Думается, надо создавать такие условия, при
которых крупному капиталу не было бы тесно в узких границах отдельных
государств. В идеальном варианте – это общий рынок стран Центральной Азии,
который стал бы в этом случае и более привлекательным для внешних инвесторов, и
создал бы необходимые условия для продвинутого взаимодействия самих государств
региона. В этом и заключается суть идеи президента Каримова, изложенная
российской стороне. Что касается вступления Узбекистана в НАТО, то так вопрос не
стоит. Вместе с тем сотрудничество с альянсом мы считаем важным направлением в
нашей внешней политике. НАТО сегодня – реальный "игрок" на центральноазиатском
пространстве. Альянс руководит силами ISAF в Афганистане. Соответственно
Узбекистан, как и другие страны региона, оказывает ему тыловую поддержку в
осуществлении этой миссии, которая имеет важное значение и для нас. Кроме того,
у НАТО накоплен большой опыт в сфере безопасности, в том числе по борьбе с
терроризмом, и это необходимо использовать.
– Например, для того чтобы противостоять реальным
террористическим угрозам, подобным тем, с которыми Узбекистан уже столкнулся в
марте?
– Приходится признать, что сегодня международный
терроризм перегруппировывается быстрее, чем силы, ему противостоящие. Возник
феномен нового международного терроризма, для которого характерны синхронность
действий в разных странах, применение одних и тех же методов. Общее
обнаруживается даже в использовании компонентов взрывных устройств. Нам такой
оперативности не хватает. Поэтому вопрос не в том, с кем выгоднее сотрудничать и
какие выбирать приоритеты. Приоритет один – многостороннее сотрудничество,
причем надо постараться "приземлить" его до уровня конкретных дел. Надо исходить
из того, что терроризм сегодня бьет по всем, от него страдают и те, кто
выступает за международную антитеррористическую коалицию, и те, кто ее не
поддерживает. Реальность такова, что в углублении взаимодействия в этой области
должны быть заинтересованы все.
– В нынешнем году Узбекистан будет председательствовать
в Шанхайской организации сотрудничества, где помимо торгово-экономической велика
и антитеррористическая составляющая. Что будет превалировать в ШОС в обозримом
будущем?
– Основным и главным направлением в работе ШОС станут
вопросы безопасности, поскольку эта организация изначально была создана для
решения проблем безопасности в регионе. Это уже потом ее участники пришли к
выводу, что без решения общих социально-экономических вопросов, реализации
крупных региональных проектов надеяться на прочную безопасность не приходится.
Поэтому мы считаем, что у ШОС два главных направления работы: проблемы
безопасности и вопросы региональных экономических проектов. Предстоящий
ташкентский саммит ШОС примет декларацию по борьбе с терроризмом. В ходе саммита
пройдет официальная инаугурация региональной антитеррористической структуры –
РАТС, которая расположена в Ташкенте и признана стать институтом Шанхайской
организации по борьбе с международным терроризмом и организованной
преступностью.
|