ИА REGNUM, 6 мая 2004 НАТО в Закавказье: "обретение стратегических преимуществ исторического масштаба при ничтожных расходах"
"Привязку" Закавказья к евроатлантической системе
необходимо начинать с распространения структур безопасности на этот регион.
Такое мнение высказал в американской газете THE WALL STREET JOURNAL старший
научный сотрудник вашингтонского Института фундаментальных стратегических и
политических исследований Владимир Сокор.
По мнению научного сотрудника, расходы и нагрузка на
ресурсы при этом будут ничтожно малы по сравнению с тем, что США и НАТО делают
сегодня в других регионах, а получаемые Альянсом стратегические преимущества
имею поистине исторический масштаб.
Как сообщает издание, перед Грузией и Азербайджаном надо
открыть четкую перспективу вступления в виде Плана действий в области
индивидуального партнерства (ПДИП). Постепенно эту процедуру с теми же условиями
можно распространить и на Армению, но если Армения начнет тянуть время или
Россия будет возражать против ее вступления в процесс, ни в коем случае не стоит
откладывать ее осуществление в отношении Грузии и Азербайджана, отмечает
аналитик. Но союзники должны создать и для Армении привлекательные стимулы с
точки зрения безопасности. Для этого Соединенным Штатам придется взять на себя
политическое руководство в урегулировании Карабахского конфликта, так как только
они пользуются доверием - как в Азербайджане, так и в Армении, считает
Сокор.
Ключевую роль с точки зрения доступа ЕС и НАТО к
энергоресурсам и оперативным театрам боевых действий Закавказья играют Грузия и
Азербайджан, считает Владимир Сокор. По его мнению, по воле географии и по
собственному политическому выбору эти две страны взяли на себя важные
обязательства по содействию евроатлантическому сообществу. Будучи активными
участниками антитеррористической коалиции, Грузия и Азербайджан предоставили
странам НАТО и США право транзита и даже выделили небольшие воинские контингенты
для участия в проводимых ими операциях на Балканах, в Афганистане и Ираке. В
этом смысле, а также в политическом и дипломатическом отношениях Тбилиси и Баку
фактически ведут себя как союзники США и НАТО. По мнению Сокора, тем самым обе
страны готовы подвергнуть свою безопасность серьезному риску. Действовать они
могут только в тандеме, и никак иначе: в качестве партнеров евроатлантического
сообщества и кандидатов на членство в НАТО.
Таким образом, стремление Грузии и Азербайджана к
вступлению в НАТО представляется вполне разумным. В решении этих долгосрочных
задач обе страны тесно сотрудничают с США и Турцией, отмечает издание. Сокор не
исключает, что от соответствия стандартам членства в НАТО их отделяют годы, но
эффективная система безопасности Грузии и Азербайджану нужна уже сейчас. Альянс
должен обеспечить эту систему в регионе до того, как они войдут в НАТО.
После осуществления привязки Закавказья к НАТО с точки
зрения безопасности и экономики, что, по мнению аналитика, может быть
инициировано на предстоящем первого июня в Стамбуле саммите, Альянсу пора
заняться разработкой стратегии в отношении Закавказья. В случае успешной
"привязки" можно будет приступить к этапу интеграции в НАТО, начав с Грузии и
Азербайджана и одновременно поощряя Армению к сближению с евроатлантическим
сообществом. Естественно, в Грузии и Азербайджане, которые ориентируются на
запад, интересы Альянса, а также ожидание и потребности самих этих государств
нося совершенно иной характер, чем в Армении, ориентированной на Россию. И все
же на этом этапе Армении следует предоставить возможность сделать в будущем иной
выбор, отмечает издание.
На предстоящем саммите в Стамбуле НАТО мог бы заявить о
своей позиции в отношении Южного Кавказа – стратегическое значение этого региона
превращает его в чрезвычайно заманчивый "приз", отмечает далее Сокор. В
результате только что завершившегося расширения Альянса, включающего и район
западного Причерноморья, и планируемого расширение Европейского Союза в том же
направлении, Закавказье превращается в непосредственного "соседа" западных
международных структур. Этот регион занимает центральное место в формирующейся
геостратегической и геоэкономической системе, охватывающей все пространство от
натовской Европы до Средней Азии и Афганистана.
По мнению аналитика, Закавказье представляет собой
уникальный канал для транспортировки энергоносителей Каспия на Запад – в страны
Евроатлантического сообщества, а также обеспечивает антитеррористической
коалиции доступ на Ближний Восток. По этим причинам Закавказье на практике
оказалось в сфере евроатлантических стратегических интересов. Оставаясь соседом
России, Закавказье фактически превратилось в евроатлантическую "приграничную
зону".
|