EurasiaNet, 6 мая 2004 Система образования в Туркменистане: спираль деградацииЭван Трац
1 июня министерство образования Туркменистана выполнит
приказ президента Сапармурата Ниязова о признании недействительными всех
дипломов об окончании вузов, полученных за пределами страны после 1993 г., и
увольнении лиц, имеющих такие дипломы, с государственной службы. Приказ № 126,
как называется эта новая мера, – последний в серии постановлений, касающихся
сферы образования, и наносит серьезный удар по туркменскому студенчеству и
продолжающему сокращаться классу профессионалов.
Дальнейшая деградация системы образования в конечном
итоге приведет к дестабилизации Туркменистана, утверждает бывший чиновник
туркменского правительства. Следствием политики Ниязова станет "появление
угрожающе замкнутого и необразованного поколения, неспособного ответить на
вызовы меняющегося мира", - сказал бывший чиновник. "Чем дольше это будет
продолжаться, тем хуже будет положение дел и тем вероятнее будет распад
государства [под грузом] внутренних противоречий".
Аналитики считают последний приказ частью более широкой
политики, целью которой является вытеснение из страны граждан нетуркменской
национальности и ослабление иностранного влияния на туркменское общество.
В частности, Ниязов явно добивается ограничения влияния
России и русского языка. За последние пять лет в стране были закрыты почти все
русскоязычные школы, серьезному сокращению подверглись программы изучения
английского и русского языков. Преподавание в университетах происходит сегодня
почти исключительно на туркменском, а это означает, что из стен учебных
заведений изгоняются профессора и студенты, которые не владеют с совершенстве
туркменским языком.
Бывший учитель, украинец по происхождению, заявил
Хельсинскому фонду в Туркменистане: "Избавляясь от людей вроде меня, они
назначают на освободившиеся должности этнических туркмен, а то, что у меня
имеется диплом украинского университета, просто удобный повод".
Для студентов, которые учатся сегодня в университетах за
рубежом, решение Ниязова о непризнании иностранных дипломов является серьезным
ударом. "Студенты, которые учатся за рубежом и прилагают усилия для получения
дипломов, поймут теперь, что их старания напрасны", – говорит туркменский
студент, который в настоящее время учится в Соединенных Штатах. "Большинство
студентов, которые учатся за рубежом, собирались вернуться и внести свой вклад в
развитие Туркменистана, поэтому и для меня, и для них этот новый указ кажется
лишенным всякого смысла".
Бывший учитель, работавший в Туркменистане, сказал, что
те, кто учится сегодня за рубежом, совершат ошибку, если вернутся в
Туркменистан. "Всем туркменским студентам, которые уже получают высшее
образование за рубежом, следует теперь искать работу за пределами своей родной
страны", – сказал учитель.
После обретения Туркменистаном в 1991 г. независимости
система образования в стране постоянно деградировала. Бывший министр иностранных
дел, а ныне известный критик Ниязова Авды Кулиев поясняет: "Дети до сих пор
используют учебники и пособия, оставшиеся с советских времен, а все школы за
пределами столицы закрыты с 1 сентября по 1 ноября", поскольку учащиеся должны
помогать убирать урожай хлопка. В последние годы режим Ниязова сократил время
обучения в школе с 10 до 9 лет и отменил преподавание предметов, которые
посчитал ненужными, в том числе иностранные языки, изобразительное искусство и
физкультуру.
В 2001 г. Ниязов ввел вместо ряда традиционных предметов
школьной программы изучение своего трактата духовных наставлений "Рухнама". Этот
шаг фактические превратил систему образования в инструмент политической
пропаганды. В первых главах своей книги Ниязов объясняет, что Рухнама содержит в
себе "свод деятельности народа... умов, деяний, надежд и традиций".
"Рухнама буквально подменила собой систему школьного
образования в стране. Эта стала универсальной книгой", – говорит Майкл Кларк,
бывший доброволец американского Корпуса мира в Туркменистане. В опубликованном в
этом году докладе Хельсинкской федерации, посвященном Туркменистану, говорится,
что цель администрации Ниязова заключается не в образовании детей, но скорее в
том, чтобы "вести принудительную пропаганду и лишить детей... способности
критически анализировать политический режим".
Режим Ниязова заставил деятелей образования
почувствовать свою ненужность. Большинство учителей месяцами ждут, когда им
выплатят зарплату, составляющую примерно 60 долларов в месяц. Предполагается,
что они должны платить из своих карманов за школьные принадлежности и ремонт
классов. Школы, расположенные за пределами столицы, представляют собой
полуразрушенные здания советской эпохи, немногие из них отапливаются или
подключены к водопроводно-канализационной сети. В 2000 г., с помощью еще одного
указа, Ниязов сократил численность работающих в стране учителей, что привело к
переполнению классов.
В 2003 г. Ниязов объявил, что высшее образование не
будет бесплатным – шаг, который еще больше затруднит поступление в университет
студентов из бедных городских и сельских семей. Уже сегодня, говорят
наблюдатели, широко распространенная коррупция в большинстве университетов
ложится тяжелым бременем на студентов. "Успеваемость студентов зависит не от
знаний, полученных за годы учебы, но скорее от их способности платить
профессорам за высокие оценки", – говорит Кулиев.
От редакции. Эван
Трац – аспирант Школы права и дипломатии имени Флетчера в Медфорде (шт.
Массачусетс). В 1997-1999 гг. доброволец американского Корпуса мира в
Туркменистане, в 2000-2002 гг. занимался разработкой проектов на Украине, в
Молдове и Белоруссии.
|