RBCdaily, 17 июня 2004 Путин поехал «тушить пожар»Михаил Чернов
Москва теряет позиции в Среднеазиатском регионе,
поскольку ведет диалог в фарватере американской политики.
Вчера началось трехдневное турне президента России
Владимира Путина по государствам Средней Азии. В рамках поездки глава
российского государства посетит Узбекистан и Казахстан. В Ташкенте и Астане
президент Путин примет участие в саммитах Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ), а также проведет двусторонние встречи с
лидером Узбекистана Исламом Каримовым, президентом Казахстана Нурсултаном
Назарбаевым и председателем КНР Ху Цзиньтао. В ходе переговоров главы государств
обсудят проблемы совместного противодействия международному терроризму и
расширения экономического сотрудничества. Между тем, по мнению опрошенных RBC
daily экспертов, несмотря на заметную активизацию российских усилий по
восстановлению влияния в Средней Азии, Москва де-факто продолжает сдавать
позиции в регионе. В свою очередь США наращивают свое присутствие. Эксперты
считают, что неудачи России связаны с тем, что Москва продолжает играть по
правилам, навязанным Вашингтоном.
Президент России Владимир Путин начал турне по ключевым
государствам Средней Азии с визита в Узбекистан, где принял участие в работе
очередного саммита ШОС. В «Шанхайскую пятерку», помимо России, входят Китай,
Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Как сказал RBC daily директор
базирующегося в Швеции Центра стратегических исследований «Центральная Азия и
Кавказ» Мурад Эсенов, «весьма примечательным является сам факт проведения
заседания ШОС в Узбекистане». «Традиционно президент республики Ислам Каримов
дистанцировался от участия в организациях, где Россия занимает ключевые позиции.
Глава Узбекистана неоднократно резко высказывался по поводу собственно ШОС и
других инициатив Москвы на постсоветском пространстве», – рассказывает г-н
Эсенов. На протяжении последних десяти лет в области безопасности и внешней
политики Узбекистан делал ставку исключительно на сотрудничество с США. Однако
после того, как весной исламисты осуществили серию терактов в Ташкенте и над
страной нависла угроза дестабилизации и гражданской войны, Ислам Каримов решил
скорректировать внешнеполитический вектор Узбекистана. Тогда США не только не
оказали действенной помощи узбекскому режиму, но и через американские СМИ
«намекнули» на «необходимость улучшения ситуации в области прав человека и
расширения гражданских свобод» в Узбекистане. По всей видимости, в Ташкенте
решили «сбалансировать» американское влияние и активизировать сотрудничество в
рамках «Шанхайской пятерки». Основной задачей ШОС, лидерами которой являются
Россия и Китай, как раз и признается координация усилий в борьбе с терроризмом в
Средней Азии. По мнению Мурада Эсенова, то, что происходит, «можно рассматривать
как возрождение влияния России в регионе».
Однако, по мнению большинства опрошенных RBC daily
экспертов, несмотря на возросшую активность России в регионе, восстановление
российского влияния всего лишь иллюзия. «Происходит медленная сдача позиций
России в Средней Азии американцам. Вы, наверное, заметили, что сейчас даже
разговоры прекратились о конечных сроках присутствия американских военных баз в
регионе», – сказал RBC daily заместитель директора Института стран СНГ Владимир
Жарихин. По его словам, максимум, что может пытаться сделать Россия, – это
сохранить в Средней Азии свои базы и тем самым «сбалансировать» американское
влияние. Между тем американцы продолжают закрепляться в регионе. «На авиабазе
имени Ганси в Киргизии началось строительство железобетонных жилых блоков для
американских военных. Это говорит о том, что американцы пришли надолго», –
сказал RBC daily бывший сотрудник одной из российских спецслужб. По его словам,
России с огромным трудом удалось предотвратить вытеснение российской армии со
стратегических военных объектов в Таджикистане – станции космического слежения
«Окно» и станции дальнего радиолокационного слежения (ДРЛС) «Нурек». «В
условиях, когда над большинством среднеазиатских государств нависла угроза
государственного переворота по уже опробованному в Грузии сценарию, последние
успехи России по «возвращению» в Среднюю Азию остаются эфемерными», – считает
собеседник RBC daily. Кроме того, как сказал RBC daily казахстанский политолог
Рустем Лебеков, «Москва не выработала четкой и детально просчитанной стратегии и
тактики, как вести борьбу за регион».
«Проблема заключается в том, что лидеры ШОС, Россия и
Китай, до сих пор разговаривают в контексте навязанной американцами
проблематики», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического
планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По его
словам, продолжающаяся демагогия о строительстве демократии и защите прав
человека в новых независимых государствах Средней Азии и борьбе с терроризмом не
что иное, как инструмент проведения американских интересов. «Россия и Китай
никогда не переиграют американцев на этом поле. Чтобы в корне изменить ситуацию,
необходимо уйти от обсуждения проблем, заложенных в «американскую матрицу».
Необходимо поднять действительно важную проблему низкого уровня жизни, которая
гораздо более актуальна в Средней Азии, чем демократия и права человека. Поднять
уровень жизни в регионе можно лишь через осуществление крупными корпорациями
больших экономических проектов по транспортировке углеводородов (туркменского
газа в Китай, Пакистан и Индию), по добыче редкоземельных металлов и по
реализации транспортных проектов (строительство киргизско-китайской железной
дороги и открытие автотрассы Ташкент – Карачи для движения современных
трейлеров)», – считает Александр Собянин. Причем, по его мнению, эти проекты
должны быть выведены за рамки собственно Средней Азии и государств ШОС. «Удобнее
всего реализовывать проекты через организацию Совещание по выработке мер доверия
в Азии (СВМДА), участниками которой, кроме среднеазиатских государств, Китая и
Афганистана, являются Индия и Пакистан», – говорит г-н Собянин.
|