«Азиатский дракон» Восточной ЕвропыВладислав Лосев (Минск)
Белоруcсия находится на пороге длительной и поистине
судьбоносной политической кампании, итоги которой в полной мер определят не
только дальнейший путь республики, но и личные судьбы многих нынешних
белорусских государственных и политических деятелей. Точнее, эта кампания уже
началась. В ней сделали первые шаги и власть и ее противники. Каждая из сторон
действует сообразно своему разумению и своим возможностям, но проведенные ими
акции носят выраженный пропагандистский характер и по замыслу
организаторов, очевидно, призваны были встряхнуть общественное сознание и
перетянуть его на свою сторону.
Так, трое оппозиционных парламентариев из депутатской
группы «Республика» устроили в начале лета «голодовку протеста», но, как
выяснилось впоследствии, с неясными политическими целями. Возглавлявший
«троицу голодоморцев» генерал Валерий Фролов, громогласно требовал от
парламента рассмотреть такие поправки к Избирательному кодексу Республики
Беларусь, которые, однако, были или заранее неприемлемыми (хотя бы исходя из
здравого смысла), или уже были приняты к рассмотрению.
В частности, Фролов со товарищи предлагали сделать
всеобщим достоянием не только фамилии, имена, отчества и личные телефоны членов
избирательных комиссий, но также и их места работы, чем бы создавался механизм
давления на лиц, ответственных за проведение выборов.
Как заметил по поводу требований голодающих руководитель
специальной парламентской комиссии (готовила поправки в Избирательный кодекс),
председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и
средствам массовой информации нижней палаты белорусского парламента
Валерий Липкин, «на день объявления голодовки депутатов Фролов знал, что
документы, касающиеся законопроекта, доработаны и будут вынесены на рассмотрение
ближайшего Совета Палаты представителей».
По сути, «депутаты-голодоморцы» с правовой стороны
ломились в «открытую дверь». С точки же зрения политической рекламы, голодовку
можно признать вполне успешной, так как об этой акции сообщили не только
оппозиционные белорусские, но и некоторые российские издания, теле- и
радиоканалы. То есть «пресс-бум» был достигнут. Помимо этого,
депутатов-«страдальцев» в местах воздержания от пищи посетили и
высокопоставленные чиновники из Евросоюза. Единственно, чего не удалось
достигнуть «фроловцам» (а это главное), так это сколько-либо заметного отклика у
населения республики и реакции со стороны властей. Собственно говоря, внутри
Белоруссии «голодная акция» провалилась, так как, в конце концов, все это стало
сильно походить на отчаянный жест накануне предвыборной кампании в
парламент.
Что касается власти, то она также не осталась в долгу.
Хотя, понятно, что акции властей по официально заявленным целям и по
своему размаху не идут ни в какое сравнение с оппозиционными потугами. 11 июня
2004 года Александр Лукашенко, выступая в Витебске на постоянно
действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных органов,
заявил о существующем «проекте инновационного рывка», который должен в течении
ближайших 5-7 лет вывести экономику Белоруссии на самый передовой и современный
уровень, чтобы республика могла сильной и окрепшей вступить в глобальные
интеграционные процессы.
Как подчеркнул при этом Лукашенко, белорусы не должны
быть пасынками, и если они не смогут устанавливать правила, то должны быть
как минимум равными. По словам белорусского лидера, новая инновационная политика
государства призвана обеспечить, во-первых, «достижение высоких темпов ускорения
и качества жизни наиболее развитых стран мира», а, во-вторых, энергетическую
независимость Белоруссии, без которой, как заявил президент РБ, «как бы мы не
надували щеки, мы всегда будем ходить скрюченными перед кем-то» (надо понимать,
что перед российским «Газпромом»).
Идею новаторского прорыва предполагается осуществлять
посредством создания в Белоруссии парка высоких технологий, так называемой
«Белорусской долины» (некоего подобия «Силиконовой долины» в США), где и
заниматься культивированием, в первую очередь, информационных технологий и
активным развитием собственного рынка программного обеспечения.
«Белорусской долине» будет предоставлено большое
количество льгот и привилегий, а зарплата, по замыслу «отцов» проекта,
должна будет способствовать возврату лучших белорусских умов из-за границы в
республику.
Все это выглядит довольно заманчиво. Но при ближайшем
рассмотрении сразу же возникают серьезные сомнения в реализуемости этого
проекта, хотя бы, вследствие высокой стоимости разработки, внедрения и
производства научно-технических и технологических новшеств. А в республике, как
известно, свободных денег для вложений в инновации просто нет. Проект
«Белорусская долина» действительно мог бы иметь серьезные перспективы (в
Белоруссии пока еще имеются квалифицированные научно-технические кадры), если бы
он носил общесоюзный характер и для его реализации был бы привлечен крупный
российский капитал. Но такой подход, похоже, не предусматривается, так как
Александр Лукашенко уже заявил, что создание «Белорусской долины» планируется
осуществлять исключительно своими силами (а они довольно скудны) и что ждать
каких-либо инвестиционных потоков со стороны не приходится.
Такая «опора на собственные силы» совершенно не
удивляет, так как одним из главных идейных вдохновителей проекта выступает
помощник президента РБ Валерий Цепкало, не являющийся, как представляется,
сторонником белорусско-российского воссоединения. Господин Цепкало хотел бы
видеть Белоруссию в качестве некоего самостийного «азиатского дракона» на
востоке Европы.
По всей видимости, от означенного «новаторского проекта»
никто и не ожидает какой-либо серьезной научно-технической и технологической
отдачи, так как уже в ходе упомянутого витебского семинара возможный статус
проекта несколько раз менялся: «будет это долина, или парк, или какое-нибудь
предприятие, или несколько, идет проработка этого вопроса».
Судя по всему, рекламно-предвыборная составляющая в
проекте «Белорусская долина» имеет преобладающий характер. Так, сроки
осуществления проекта откровенно увязаны с грядущей президентской предвыборной
кампанией. В ноябре (сразу после избрания нового состава парламента)
правительству и академии наук Белоруссии поручено представить на суд научной
общественности перечень «прорывных» научных и научно-технических направлений,
создающих конкурентоспособные инновационные технологии на 20-30 лет вперед. В
целом же, 2004-2005 годам отводится роль подготовительного этапа к
«инновационному рывку», 2006-2010 годы должны стать, по мнению руководства
республики, временем масштабного внедрения «белорусской модели инновационного
развития».
Таким образом, белорусским гражданам открыто дается
понять, что если они хотят уже в 2010 году (а это как раз предпоследний год
следующего президентского срока) жить на уровне ведущих государств мира, им
ничего не остается, как поддержать дальнейшие политические притязания
нынешнего президента Белоруссии. Ведь, в конце концов, «на переправе коней не
меняют».
|