Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Новые Известия,
18 июня 2004

«Мы – это Россия» Непризнанные республики изо всех сил пытаются сохранить статус-кво

Светлана Гамова, Мадина Шавлохова

Грузинский спецназ блокирует мятежный Цхинвали.

Сегодня Грузия отрабатывает на Цхинвали новую «миротворческую» модель, которую в случае успеха можно будет перенести на все конфликтные регионы постсоветского пространства. Ее суть, если вкратце, – ужесточение экономического и политического давления на мятежные регионы и вытеснение из них России при поддержке Запада.

Утро минувшего понедельника едва не стало для Южной Осетии днем начала новой конфронтации осетин и грузин. Местные жители говорят, что если бы не российские миротворцы, война бы уже шла. Предпосылки к этому были созданы две недели назад, когда осетинские села Дмениси, Сатикари, Хельчуа были заблокированы грузинским спецназом: Тбилиси объяснил это началом операции по борьбе с контрабандой продуктов и топлива в бесконтрольном регионе, из-за чего грузинская казна ежегодно теряет миллионы лари (один доллар – это два лари). Так называемая контрабанда идет через Рокский перевал, который связывает Южную Осетию с Россией, и если бы не эта «дорога жизни», осетинам давно пришлось бы пойти с сумой по миру.

В мир из этого региона ведут два пути – через ту же Россию и через Грузию. Последний, как говорят в Цхинвали, для осетин заказан. Более 10 лет прошло после вооруженного конфликта, но этого мало, чтобы забыть о нем. По тому же перевалу доставляются товары на территорию, контролируемую Тбилиси, но они незаконными не считаются. Впрочем, дело не в определении, а в таможенных пошлинах, которые в данном случае снимают с грузов не грузины, а осетины.

Так или иначе, но в зону грузино-осетинского конфликта, где, по Дагомысскому соглашению от 1992 года, имеют право находиться только миротворцы, в первых числах июня вошли подразделения грузинского МВД. Военные были расквартированы в осетинских селах, что тоже запрещено договоренностью. Жителям было велено никуда не выезжать. Но, несмотря на запрет, в понедельник они все же отправились в Цхинвали на рынок и были остановлены грузинскими полицейскими у села Эредви. Произошло столкновение, крестьяне были избиты. На следующий день к месту происшествия подтянулась еще одна группа военных, на сей раз осетинских. Два спецназа в одном селе – явный перебор. По крайней мере сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) от Южной Осетии Борис Чочиев сказал корреспонденту «Новых Известий», что если бы не российские миротворцы, дело закончилось бы «большой потасовкой». В Эредви многие уверены, что именно этого и добивался Тбилиси. «Им выгодна любая провокация, – говорили сельчане, – тогда они введут войска. Но мы – не Грузия, мы – это Россия».

Грузинские осетины любят вспоминать о временах, когда Южная и Северная Осетия были вместе, и не хотят даже слышать о том, что их настойчивые просьбы о вхождении в состав России дальше Госдумы не пойдут. Здесь ссылаются на то, что более 90% местного населения, в том числе и этнические грузины, – граждане РФ. Бросить в беде своих, по мнению осетин, она не может.

На это же надеются и в Абхазии, где минувшей зимой буквально по домам развозили российские паспорта, и их не приобрел только ленивый. Правда, Сухуми не просился, как Цхинвали, в Российскую Федерацию, но по всему от ее протектората (если бы такой вариант обозначился) отказываться бы не стал. Пока же он в очередной раз заявил о невозможности общежития с Грузией.

На Россию с надеждой смотрит и Приднестровье, хотя приднестровским русским (их в регионе проживает более 200 тыс.) никто российские паспорта просто так не дает – чтобы получить их, надо отстоять километровую очередь в посольство РФ в Кишиневе, а затем ждать года два. В этой самой очереди корреспонденту «НИ» рассказали, что есть еще один вариант – заплатить посреднику (таковых немало промышляет у консульского отдела) от 1,5 до 2 тыс. долларов, и через месяц документ будет в кармане. Это что касается паспортов. В остальном же ситуация здесь та же, что и на Кавказе. Молдавские власти, как и грузинские, называют с международных трибун отколовшийся регион «черной дырой» и при каждом удобном случае напоминают, что в нем процветают контрабанда, наркотрафик и торговля оружием. В свете всемирной борьбы с терроризмом международное сообщество не нужно долго убеждать в том, что процесс урегулирования приднестровского (южноосетинского, абхазского) конфликта нуждается в интернационализации. В переводе с дипломатического это означает, что нужно потеснить (или вовсе исключить) Россию. 12 лет назад она сделала свое дело – прекратила кровопролитие в Молдавии и Грузии, а теперь ее просят на выход. Если она и впрямь уйдет, Кишинев и Тбилиси рассчитывают выторговать себе внеочередные места в ЕС и НАТО.

США и ЕС уже дали добро на замену российских миротворческих операций в Молдавии и на Южном Кавказе на международные. По мнению западных экспертов, постконфликтное восстановление этих регионов намного дешевле, чем реконструкция Ирака или Афганистана. Недавно председатель комитета по внутренней безопасности конгресса США Кристофер Кокс заявил, что и Россия должна настаивать на том, чтобы сепаратисты в Грузии и Молдавии шли на соглашение с властями этих стран. Иначе, мол, Москва осложнит отношения с США.

С такой постановкой вопроса не согласны все непризнанные республики на постсоветском пространстве, но им ничего не остается, кроме как надеяться на Россию. Москва же эту надежду продолжает поддерживать, хотя единственное, что она реально может сегодня, – это помочь им еще хоть какое-то время сохранять статус-кво. Сколь долго? И что делать дальше? Так и не добившись ясности от российских политиков, представители Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха и Приднестровья ищут ответы на эти вопросы самостоятельно.

В Тбилиси тем временем спешат воспользоваться ситуацией и требуют спешно изменить правила игры, для начала – в зоне грузино-осетинского конфликта. Грузия настаивает на сужении границ, в рамках которых действуют объединенные миротворческие силы (МС), и на пересмотре их мандата. Поскольку главная роль в МС принадлежит России, эти действия можно расценить как желание вообще отказаться от услуг Москвы. Таким образом, обещанный Михаилом Саакашвили «блицкриг на запад страны» начинает приобретать реальные очертания.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ