Политком Ру, 22 июня 2004 Путин попал в сердце Евразии
Подготовила Любовь
Шарий
Закончились многочисленные встречи и визиты Владимира
Путина, проходившие в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества и
ЕвразЭС в Ташкенте и в Астане. Было подписано немало соглашений, много сказано
об экономическом сотрудничестве, еще больше - о проблеме организации
безопасности в условиях соседства с Афганистаном. Можно ли расценивать
проведенные встречи и достигнутые в ходе них договоренности как реальный шаг на
пути укрепления российских позиций в Средней Азии? Насколько эффективны эти
попытки в экономической и военной областях? Мнения Андрея Грозина, Сергея
Казеннова, Владимира Кумачева.
Андрей
Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран
СНГ:
Мне представляется, что прошедшие встречи могут быть
оценены как весьма эффективные: заключен ряд перспективных соглашений, и,
наверное, можно даже говорить о том, что произошел прорыв, особенно в отношениях
с Узбекистаном. До конца прошлого года Ташкент жестко придерживался
проамериканских взглядов, эксперты говорили, что он окончательно потерян для
российских интересов и российского бизнеса. Теперь заключен ряд двухсторонних
соглашений между Россией и Узбекистаном, заключен крупный контракт с
"Газпромом", кроме того, будет задействован и другой российский гигант - ЛУКОЙЛ.
Напомню, что если в Казахстан за время его самостоятельного существования
инвестировано около 25 млрд. долл., то за весь этот период Узбекистан получил в
несколько раз меньше. Незадолго до визита Путина в Ташкент состоялось заключение
еще нескольких промышленных сделок с Узбекистаном. Поэтому подписанные контракты
- серьезная заявка на расширение российского бизнеса в Узбекистане.
Оборонное сотрудничество развивается на данный момент
чуть ли не еще более интенсивно, чем экономическое: стороны заключили соглашение
об активизации в области обеспечения безопасности двух стран. В соглашении
имеется такой пункт: оба государства согласуют список военных объектов, которые
будут использоваться каждой стороной. Конечно, пока еще рано говорить о том, что
в Узбекистане может появиться российская военная база, как в Казахстане, но
такой вариант в дальнейшем не исключен.
В рамках саммита ШОС тоже были достигнуты определенные
подвижки: произошло документальное завершение формирования этой организации,
стороны договорились о проблеме финансирования, был создан комитет РАТС -
Региональная антитеррористическая структура, постоянно действующий орган ШОС со
штаб-квартирой в столице Узбекистана. Договоренности об этом существовали и
раньше, теперь они закреплены документально. Стороны сейчас, как мне
представляется, близки к тому, чтобы расширить рамки этой организации.
Говорились слова о том, что ШОС не является замкнутой структурой, что она
нацелена я на сотрудничество. И хотя еще раньше ШОС была признана ООН, именно
теперь эта структура приобрела законченный вид и начала работать.
На прошедшем саммите был установлен и присвоен Монголии
статус наблюдателя при ШОС. Мне представляется, что это своеобразная "проба
пера": понятно, что Монголия не является главным игроком на этом политическом
пространстве. Но, в зависимости от того, как будут складываться отношения с
наблюдателями, в дальнейшем речь может пойти о том, чтобы присваивать такой
статус и более влиятельным государствам, таким, как Индия, Иран, возможно, даже
США, которые проявляют интерес к новому клубу.
Тот факт, что Пекин обещал государствам ШОС
инвестировать 900 млн. долл., показывает, насколько серьезно Китай относится к
своему членству в этой организации.
Естественно, обсуждалась проблема обеспечения
безопасности в новых государствах этого региона. Присутствие на саммите лидера
Афганистана Карзая показывает, насколько серьезно участники ШОС озабочены
строительством системы безопасности. Понятно, что Афганистан в этом контексте
требует повышенного внимания. Россия и Китай как самые влиятельные государства
ШОС готовят почву для того, чтобы, если возникнет непосредственная опасность,
иметь возможность ей противостоять.
Подводя итоги саммита, можно сказать, что проблемы
экономического развития и безопасности региона переходят из стадии обсуждения в
стадию создания определенных структур. Визиты президента Путина в Ташкент и в
Аслану показывают, что Россия пытается восстановить былой уровень влияния в этих
государствах, укрепить свои позиции в регионе. И эти попытки представляются мне
довольно успешными, не на "пять", но на твердую "четверку" - точно.
Сергей
Казеннов, заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН:
Такие мероприятия широко рекламируются и широко
освещаются в прессе, поэтому становятся элементами большой политики. Когда не
хватает реальных возможностей или они ограничены, то ничего больше и не остается
делать, как включать на полную мощность пиар-кампанию. Однако я не согласен с
теми, кто ставит под сомнение эффективность таких методов. Потому что даже такие
достижения, как институционализация в странах азиатского региона будут наших
представительских структур, небесполезны. Другое дело, что в рамках СНГ
выполняется только 5 процентов соглашений.
Инициативу Китая о выделении экспортного кредита, на мой
взгляд, не все участники саммита восприняли "на ура", и я с этим согласен: Китай
выступает за расширение функций ШОС с точки зрения своих интересов, с точки
зрения расширения китайского рынка. Большинство членов ШОС считают, что у этой
организации должны быть более четкие рамки обозначенных интересов.
Много было сказано об Афганистане, о борьбе с
наркотрафиком. Я сразу могу сказать, что идея с "кольцами безопасности вокруг
Афганистана" технически весьма трудно выполнима, кроме того, наших пограничников
вытесняют сейчас даже из Таджикистана, и непонятно, с привлечением каких сил эти
кольца хотят создавать. А кольцо безопасности нужно выдвигать в самом
Афганистане. В этом году там рекордный урожай опия, но задерживается на границе
меньше одного процента. Есть еще один немаловажный аспект: существуют стороны,
не заинтересованные в нашей успешной борьбе с этой проблемой. И их можно понять:
если значительная часть наркотрафика растворяется на территории СНГ, то меньше
наркотиков попадает в Европу, еще меньше - в Америку. Если наркотрафик нельзя
ликвидировать, то нужно его перенаправить.
То, что на саммит приглашали Карзая, а Монголию сделали
наблюдателем при ШОС - не означает нацеливания на расширение. Пока ШОС не
определилась со своими основными функциями и пока все это не начало работать,
расширение совершенно ни к чему.
Давайте говорить откровенно: если роль Китая будет резко
расти (а к этому идет), то кому нужна ШОС, если она будет использоваться только
в интересах Китая? Эта организация должна быть вмонтирована в реальную
геополитическую ситуацию и выполнять те функции, для которых она была создана.
Пока они выполняются только на бумаге. Я бы сказал, что участники ШОС по
сравнению с тем, что было в самом начале, недалеко ушли. Но нужно отметить, что
и ситуация резко изменилась: когда создавалась Шанхайская организация, еще до 11
сентября, ее создатели боялись религиозного экстремизма с юга, а сегодня
структуры безопасности выставляет Запад. Поэтому если ШОС будет замахиваться на
большие вещи, а не заниматься тем, для чего была создана - борьбой с местным
экстремизмом и терроризмом, укреплением границ, - толку не будет, а возможно,
это будет даже контрэффективно. Ведь активность ШОС при настораживающем
нарастании активности Китая может вызвать активность каких-то других сил.
Больше ни на что этой организации замахиваться не нужно.
Я не думаю, что ШОС или ЕврАзЭС могут стать локомотивом экономических процессов
на постсоветском пространстве. Новое партнерство стран-бывших советских
республик развивается более эффективно для них. И эти новые партнеры будут
сильно препятствовать тому, чтобы Россия восстановила свое влияние на этом
пространстве. Нужно понять, что среднеазиатский регион как зона наших
эксклюзивных интересов потерян, и в этом статусе его уже невозможно вернуть.
Элиты этих новых государств уже ориентированы на Запад.
Владимир
Кумачев, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, вице-президент Института
национальной безопасности и стратегических исследований:
Сейчас на слуху тема взаимоотношений России, НАТО и
Евросоюза на территории стран СНГ. И в этих визитах и саммитах я вижу попытку
усилить роль России в этом регионе, где отношения с Западом ставят на первый
план. Но тут с нашей стороны нужны сильные экономические ходы, одних
политических мало. Мне кажется, что попытки Путина изменить ситуацию с помощью
привлечения Китая к этой деятельности могут что-то дать России. Хотя это очень
рискованный ход. Потому что Китай при своей растущей экономике тоже претендует
на влияние в Средней Азии. Китаю нужны ресурсы. России же совершенно не выгодно
становится кладовой для Китая, не только ресурсной, но и территориальной.
Учитывая, что борьба с Западом на этом пространстве нам совершенно не нужна
(наоборот, правильно выстроенные отношения даже интереснее), привлечение Китая к
проблемам этого региона я расцениваю не как попытку "вытеснить Запад", а как
демонстрацию тому же Западу, что Россия может обратиться и в другую сторону.
|