Политком Ру, 21 июня 2004 Из ШОС в ОДКБ перелетаяТатьяна Становая
На прошлой неделе президент России Владимир Путин
совершил турне по странам Средней Азии. Во время визитов в Узбекистан и
Казахстан президент принял участие в саммитах ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ, провел
двусторонние встречи с лидерами Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Китая.
Главными результатами стало подписание договора о стратегическом партнерстве
между Россией и Узбекистаном, привлечение лидера Афганистана к переговорам об
обеспечении безопасности в регионе, а также открытие исполнительного комитета
Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации
сотрудничества.
Первый день турне был посвящен саммиту Шанхайской
организации сотрудничества (Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и
Узбекистан). Особенность саммита состоит в том, что это первая встреча в верхах
после того, как начали полноценно функционировать рабочие механизмы организации
и вступили в силу ее базовые нормативные документы. Хартия - устав ШОС - начала
действовать с 19 сентября 2003 года, а соглашение о Региональной
антитеррористической структуре (РАТС) ШОС - с 14 ноября того же года. С января
2004 года начали полноценно работать постоянно действующие органы ШОС -
секретариат в Пекине и штаб-квартира РАТС в Ташкенте. Лидирующие роли в
организации занимают Россия и Китай.
Шанхайская организация сотрудничества - во многом
инициатива России, которая тем самым пытается хоть как-то удержать свои
геополитические позиции на постсоветском пространстве. Для этого главный акцент
делается на бесспорных и базовых ценностях, таких, как безопасность и совместная
борьба с терроризмом. В целом же приоритетной задачей ШОС единогласно признано
противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму. Однако очевидны попытки
России придать ШОС и другой, более глубокий смысл. Еще на прошлом саммите Путин
обратил внимание на перспективы ШОС в деле развития взаимной торговли и
инвестиций: это позволит расширить ранее предполагающуюся роль ШОС как
организации, созданной для обеспечения безопасности в центрально-азиатском
регионе. Кроме того, делается попытка "утяжелить" значение ШОС за счет Китая,
который признается мощным геополитическим игроком на азиатском пространстве.
Правда, сам Китай относится к ШОС несколько прохладно: как ранее заявлял глава
КНР, ШОС становится "квинтэссенцией отношений добрососедства между Китаем,
Россией и странами Центральной Азии". Эта характеристика в высшей степени
дипломатична для организации, которая на деле пока не является инструментом
эффективного международного сотрудничества ее участников и не предполагает
качественно нового оформления взаимодействия стран ШОС. На этот раз Китай повел
себя более активно: помимо того, что именно на эту страну ложится основное
финансовое бремя в рамках ШОС, было принято решение и о выделении своим
партнерам по ШОС торговых кредитов на 900 млн. долл. Лидер КНР Ху Цзиньтао,
говоря о борьбе с терроризмом, который нельзя отождествлять "с какими бы то ни
было национальностями и религиями", напомнил, что "главный источник
террористической и экстремистской угрозы" - это бедность, которую и нужно
безжалостно искоренять. Поэтому денежные вложения Китая можно считать и
подтверждением его готовности бескомпромиссно бороться с этой опасностью.
По окончании саммита ШОС российский президент заявил,
что главным итогом для России является "создание еще одного дееспособного
инструмента для ведения политики в Средней и Южной Азии". "В рамках этого
инструмента у России есть возможность влиять на проведение этой политики", -
отметил он. В рамках расширения функций ШОС особый акцент был сделан и на
экономическом сотрудничестве: в итоговой декларации говорится о создании Фонда
развития и Делового совета, которые будут разрабатывать проекты экономического
сближения стран-участниц ШОС. Главы государств договорились, что к очередному
заседанию Совета глав правительств ШОС в Бишкеке осенью 2004 года будет
завершено согласование Программы многостороннего торгово-экономического
сотрудничества и в полной мере заработают четыре группы экспертов.
Саммит имел большое политическое значение, по сути, лишь
в одном вопросе: к его работе был привлечен глава временного правительства
Афганистана Хамида Карзая. Формальная причина - обсуждение проблем
наркоторговли. Однако в действительности на саммите была оказана поддержка
Карзая в преддверии президентских выборов в Афганистане. Как заявил российский
президент, участники саммита должны "помочь Афганистану провести намеченные там
на сентябрь выборы, подавить антиправительственные выступления, поднять
экономику". При этом Афганистан получил статус постоянного наблюдателя на
саммитах ШОС. Надо сказать, что Россия в данном случае становится партнером США
по урегулированию ситуации в Афганистане, и саммит использовался во многом в
целях помочь США провести Карзая на пост президента страны. Для этого пришлось
даже пренебречь сопротивлением со стороны Таджикистана, который постоянно
критикует Афганистан за существующую наркоугрозу.
Наконец, особое значение визита Путина в Ташкент
придавалось переговорам с президентом страны Исламом Каримовым. По итогам визита
НК ЛУКОЙЛ и национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" подписали
соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту "Кандым-Хаузак-Шады",
предусматривающее добычу газа в Бухаро-Хивинском регионе на юго-западе
Узбекистана. Для реализации проекта будет создано СП, в котором доля ЛУКОЙЛа
составит 90%, "Узбекнефтегаза" - 10%. Срок действия соглашения - 35 лет. Объем
вложений в проект - около 1 млрд. долл. Промышленная добыча газа начнется в 2007
году. Как заявил российский президент, этот визит стал "прорывным" с точки
зрения качества двусторонних отношений. "Прорыв не в том, что был подписан
контракт одной из компаний (ЛУКОЙЛом) на большую сумму, прорыв в другом - в
качестве наших отношений". По его словам, стороны договорились о предоставлении
военных объектов, о проведении совместных учений, об интенсификации борьбы с
терроризмом на двусторонней основе. Более того, "Газпром" готовит контракт с
Узбекистаном более чем на 1 млрд. долл., причем планирует работать как в добыче,
так и разведке, создании транспортной системы. Коснувшись активизации
двустороннего сотрудничества в других сферах, российский президент отметил, что
речь идет о совместном выходе на рынки третьих стран, в том числе КНР.
После Ташкента президент России отправился в Астану, где
17-18 июня прошли саммиты Евразийского экономического сообщества (Белоруссия,
Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) и Организации Договора о коллективной
безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан).
По итогам саммита ЕврАзЭС подписаны два документа - договор о статусе основ
законодательства ЕврАзЭС в порядке их разработки, принятия и реализации, а также
соглашение о сотрудничестве членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг. Ключевыми
вопросами саммита было названо согласовании позиций в переговорах о вступлении в
ВТО. Выступая на саммите ЕврАзЭС российский президент призвал к более тесной
экономической интеграции: "Мы пытаемся восстановить то, что было утрачено с
распадом СССР, но на абсолютно новой базе, имея в виду тенденции развития в
мире".
Гораздо более продуктивный смысл имела двусторонняя
встреча президента России и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Здесь
шла речь о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере. Однако одним из
наиболее сложных вопросов была проблема модернизации казахстанских средств ПВО.
Недавно появилась информация о том, что МИД страны подписал соответствующий
контракт стоимостью 1 млрд. долл. с британской компанией BAE Systems. Накануне
саммита информация была опровергнута: Россия сама претендует на то, чтобы
участвовать в модернизации казахстанской ПВО. Однако обсуждение этой проблемы
было закрытым, и о его итогах ничего не известно: по всей видимости, данный
вопрос останется предметом последующих переговоров. Надо сказать, шансов у
российских компаний не так много: BAE Systems является мажоритарным акционером
ведущего авиаперевозчика Казахстана "Эйр Астана".
Среднеазиатское турне российского президент завершилось
участием в заседании Совета коллективной безопасности СНГ в "узком" составе в
рамках ОДКБ. Основной темой переговоров стали вопросы углубления военного и
военно-технического сотрудничества. Как заявил представитель МИДа, "это касается
не только подготовки военных кадров и поставок продукции военного назначения, но
и совместного производства и модернизации действующих оборонительных систем,
таких, как Объединенная система ПВО СНГ, которая является важнейшим элементом
обеспечения коллективной безопасности государств-членов ОДКБ". Особое место
заняла проблема Афганистана: ситуация в стране и перспективы участия
государств-членов Организации в реализации планов ее возрождения. Надо сказать,
что создание ОДКБ можно признать эффективной идеей: в октябре прошлого года
благодаря этой площадке Россия сумела договориться с Киргизией об открытии
военной базы в Канте - авиационной составляющей сил быстрого реагирования,
которые создаются странами-участницами Договора коллективной безопасности.
Прошедшие саммиты с участием российского президента
являются важной составляющей геополитической стратегии России по сохранению
своего влияния на постсоветском пространстве. Однако первостепенное значение
сохраняют двусторонние встречи, а сами саммиты являются скорее "площадками" для
обсуждения актуальных проблем. В то же время вполне очевидно, что Россия делает
серьезную заявку на геополитическое лидерство в процессах сотрудничество стран
региона.
|