Gazeta.kz, 17 июня 2004 Контракт не догмаАйбат Жарикбаев
Несколько дней назад "Karachaganak Petroleum Operating"
произвел отгрузку первой партии конденсата с морского терминала КТК в Южной
Озерейке около Новороссийска.
Греческое судно "N. Christiana" было загружено сырьем в
объеме 89 тысяч тонн, принадлежащим "Agip" и доставленным к нефтетерминалу по
системе Каспийского трубопроводного консорциума.
Поставки в КТК начались, как известно, в прошлом месяце:
КРО доставил "нефть" к магистрали по соединяющемуся с ней 635-ти километровому
трубопроводу "Карачаганак - Большой Чаган - Атырау". Объемы запланированной
прокачки до конца мая составили 100 тысяч тонн. По сообщению пресс-службы
компании, к концу второго квартала они должны возрасти до 7 миллионов тонн в
год, что, в свою очередь, позволит КТК достичь и превысить уровень транзита в
два миллиона тонн нефти в месяц.
В настоящее время по КТК транспортируется в месяц около
1,6 млн. тонн. С момента пуска трубы в эксплуатацию в октябре 2001 года было
транспортировано более 33 млн. тонн сырья, а с начала этого года - около 7 млн.
тонн.
Сегодня по трубопроводу поставляется только нефть
грузоотправителей из Казахстана. Ранее планировалось, что с 1 июня Россия начнет
выбирать свою квоту на транспортировку нефти по КТК, поставляя сырье через
нефтепровод, который должен был быть проложен по территории Калмыкии до
нефтеперекачивающей станции "Комсомольская". В июле прошлого года КТК и ЗАО
"Государственная инвестиционная компания "КалмТЭК" подписали договор о
соединении транзитных систем, а 20 ноября был подписан договор о
транспортировке.
Недавно стало известно, что начало поставок
откладывается, поскольку строительство необходимой инфраструктуры, на которое
потребуется около 6 месяцев, пока не началось.
"Интерфакс - АНИ", со ссылкой на специального
представителя президента Калмыкии по вопросам взаимодействия с КТК Кирилла
Круглянского, сообщило об обнаружившихся при подготовке проекта разногласиях с
потенциальными инвесторами. "Этими инвесторами, отметил К. Круглянский, - были
достаточно известные российские нефтяные компании, которые были просто
заинтересованы в переброске своей нефти из других регионов, а не в развитии
республиканской инфраструктуры…Мы не хотели, чтобы сложилась такая ситуация, при
которой, построив систему, у нас возникли проблемы с поставками калмыцкой
нефти".
Дело в том, что еще при заключении договоров
предполагалось отправлять с территории Калмыкии не только нефть, добытую в
республике, но также и сырье других производителей, причем по мере увеличения
добычи в республике, объемы, "привлеченные извне", должны будут уменьшаться.
Суммарно нынешняя российская квота составляет 900 тысяч
тонн в год. Сейчас в правительстве принимается решение о том, как она будет
распределена между НПС "Комсомольская" и "Кропоткинская", где компанией
"НафтаТранс" параллельно ведутся подготовительные работы для осуществления
транзита углеводородов из России в трубопроводную систему. По прогнозу
представителя калмыцкого президента, строительство инфраструктуры на этих
станциях может закончиться почти одновременно.
После подписания ноябрьского договора между "КалмТЭК" и
ЗАО "КТК-Р" российские СМИ отмечали: "с приходом калмыцкой нефти в трубопровод,
Россия, наконец-то, начнет получать прямые дивиденды от работы первого частного
нефтепровода, проходящего по ее территории". Однако пока что крупнейший акционер
консорциума, коим является РФ в лице Российского фонда федерального имущества
(24%), больших экономических выгод от проекта не получил, что, понятно, в
значительной мере обуславливает и весьма неоднозначное отношение к нему во
властных кругах страны.
В конце мая, по окончании переговоров с американским
министром энергетики С. Абрахамом, министр промышленности и энергетики Виктор
Христенко сообщил: "Мы стоим на пороге расширения Каспийского трубопроводного
консорциума... Это перспективное направление и вопрос об КТК поднимался на
…встрече с министром энергетики США Спенсером Абрахамом. Южное направление мы в
дальнейшем не будем развивать, будущее за КТК".
В. Христенко подчеркнул при этом, что решение об
увеличении мощности должно быть увязано с прояснением различных спорных
моментов, с целью учета и обеспечения интересов всех сторон: "Это касается не
только тарифов, но и условий кредитования, и порядка начисления дивидендов по
долям участников".
Совершенно иную точку зрения выразил через несколько
дней после этого российский спецпредставитель по вопросам Каспия, заместитель
министра иностранных дел Виктор Калюжный, который, будучи в Баку, заявил, что
опыт Каспийского трубопроводного консорциума, представляет собой "пример
серьезного экономического просчета".
Трубопровод, заметил Калюжный, - на третьем году
эксплуатации остается недогруженным, "предприятие несет убытки, растет
задолженность, налоги не выплачиваются, дивиденды обещают лишь с 2015 года". В
этой связи замминистра сделал следующий вывод: "Посоветовал бы всем, кто
связывает свои надежды с БТД, внимательно изучить опыт КТК".
Более последовательной позиции придерживаются
американцы. На прошлой неделе свое мнение о состоянии инвестклимата в РФ в целом
и ситуации по КТК в частности, высказал заместитель С. Абрахама Кайл Макслэрроу:
"Бизнес в России не всегда прозрачен, есть нарушения прав иностранных акционеров
в российских проектах". По его словам, "в России в некоторых случаях наблюдается
избирательный подход к законам в отношении иностранного участия в российских
проектах". В качестве примеров Макслэрроу привел "Сахалин-3" и КТК.
Проблемы КТК коснулся и посол США в России Александр
Вершбоу, отметивший в недавнем интервью "Коммерсанту", что акционеры консорциума
уже в течение года с лишним практически безрезультатно обсуждают способы
расширения мощностей трубопровода. Как сказал американский дипломат: "С самого
начала было ясно, что этот проект может быть эффективным, только если он будет
использоваться на полную мощность. Любая задержка будет влетать российской
стороне в копеечку, и даже если соглашение будет заключено завтра, это все равно
уже будет опозданием - мы опаздываем приблизительно на девять месяцев".
Вполне возможно процесс все же несколько затянется:
руководство консорциума намерено рассмотреть различные варианты расширения
системы, которые потом будут представлены акционерам, затем, на основе
полученных оценок, планируется разработка детального ТЭО.
Виктор Христенко, как, впрочем, и многие другие,
справедливо связывает решение вопроса об увеличении мощности КТК с
необходимостью учета интересов акционеров консорциума. Правда следует, вероятно,
уточнить, что на самом деле главная трудность заключается не столько в
согласовании тарифов или порядка начисления дивидендов, сколько в самой проблеме
взаимоотношений между государством, пытающимся полностью подмять под себя
экспортный трубопроводный рынок в стране и первым частным магистральным
нефтепроводом. Достаточно показательным в этой связи является стремление
Федеральной энергетической комиссии РФ включить КТК в список естественных
монополий.
Подобные шаги вызывают вполне понятные негативные эмоции
у остальных участников консорциума, в том числе и у казахстанской стороны.
Несколько месяцев назад на пресс-брифинге Алматы - Астана исполнительный
директор "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин подчеркнул, что намерение
российского правительства установить контроль над КТК противоречит ранее
заключенному соглашению: "Вопрос о регулировании деятельности КТК, в частности,
о внесении его в реестр естественных монополий на территории РФ в соответствии с
договором акционеров от 1996 года предусматривает, что и Россия, и Казахстан
отказываются от суверенных прав регулировать и контролировать КТК".
Видимо, полностью отказаться от попыток установить
контроль над консорциумом российским властям в условиях увеличивающегося
производства, существующей государственной политики и дефицита государственных
же транспортных мощностей, будет довольно трудно.
С другой стороны, такая позиция, бесспорно, отрицательно
скажется на настроениях крупных иностранных инвесторов. Как отметил в данной
связи Вершбоу в указанном выше интервью: "первоначальная хартия о подписании КТК
предусматривала, что этот проект не должен попадать в список естественных
монополий. Нарушение основополагающего соглашения означало бы, что в России не
соблюдается святость контрактного соглашения, что было бы очень плохо".
|