УЗБЕКИСТАН
Независимая газета, 18 июня 2004 Узбекские самолеты станут российскимиВладимир Мухин
Подписанный президентами Исламом Каримовым и Владимиром
Путиным в минувшую среду в Ташкенте Договор о стратегическом партнерстве
означает начало системных отношений между Россией и Узбекистаном. «Отношения
будут развиваться не только в экономической области, но и в сфере военного и
военно-технического сотрудничества. Хотя это не означает заключения сиюминутных
оружейных контрактов», – сказал источник «НГ» в российском военном ведомстве. По
его мнению, договор определил лишь базовые принципы, на которых будут строиться
отношения двух стран в военной сфере.
Это означает, что следует ожидать подвижек буквально во
всех областях экономического и военного сотрудничества. Таких, например, как
создание совместных оборонно-промышленных предприятий, в том числе на основе
передачи части акций узбекских предприятий в счет оплаты поставляемых из России
вооружений и комплектующих военной техники. В договоре, в частности, говорится,
что «стороны на основе взаимности предоставляют друг другу максимально
благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах».
В первую очередь они коснутся авиационной сферы.
Россия так и не приняла окончательного решения о
переносе производства новых военно-транспортных самолетов из Ташкента в Воронеж.
Не исключено, что после подписания договора Москва на льготных условиях
приватизирует часть акций Ташкентского авиационно-промышленного объединения им.
Чкалова (ТАПОиЧ), которое станет частью создаваемого совместно с ОКБ «Ильюшин»
российско-узбекского авиационного холдинга. В настоящий момент, как сообщали
ранее руководители российских ВВС, на ТАПОиЧ для ВС РФ строится 2 самолета
Ил-76МФ. Кроме этого, на авиационном заводе в Фергане (дочернее предприятие
ТАПОиЧ) будут продолжены ремонт и модернизация самолетов Ан-12 и Ил-76, в том
числе в интересах третьих стран. Не исключено, что именно в Фергане будет
создано совместное предприятие по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Совместный
проект о создании такого предприятия уже имеется.
Кроме авиационной возможны контакты в ядерно-технической
сфере. До распада СССР на территории Узбекистана – в Ташкентской и Бухарской
областях – существовали крупные производства по добыче и обогащению урана. Не
исключено, что Москва будет допущена к приватизации Навоийского
горно-металлургического комбината, а также его дочерних предприятий в Учкудуке,
Заравшане и Красногорске.
Еще одно планировавшееся направление совместной
деятельности – производство сложных пироксилиновых порохов. Россия уже приобрела
за 1 млн. долл. 25% акций целлюлозно-бумажного комбината «Узбек Когози», где на
основе хлопка и хлопковых отходов производится первичное сырье для производства
порохов, которые используются в капсюлях и детонаторах. Как сообщает
Госкомимущество Узбекистана, кроме покупки акций российская оборонка обязуется
инвестировать в «Узбек Когози» 5 млн. долл. для закупки технологического
оборудования.
Россия расширит и помощь в подготовке военных кадров. В
настоящий момент в российских вузах (в основном военно-технических – ПВО,
радиоэлектроники, ВВС, связи) учатся 125 узбекских военнослужащих.
Предполагается увеличить это количество до 500–700 человек.
Как известно, накануне своего визита в Ташкент президент
России Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации «Соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении
Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и
Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности
воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан». Оно
устанавливает порядок совместного применения сил и средств противовоздушной
обороны и военно-воздушных сил сторон. Речь идет о том, что самолеты ВВС РФ при
необходимости могут участвовать в совместной воздушной обороне Узбекистана.
Скорее всего российские самолеты будут подниматься с расположенной в Киргизии
российской базы в Канте.
Подписание данного Соглашения имеет длинную историю.
Хотя Узбекистан и является участником Объединенной системы ПВО СНГ (образована в
1995 году) он не участвовал до 2000 года в мероприятиях, проводимых в рамках
этой системы. Как известно, в феврале 2000 года в аэропорту Ташкента
несанкционарованно совершил посадку самолет из Афганистана с талибами на борту.
После этого в марте того же года в Ташкент срочно прибыл Главнокомандующий ВВС
РФ генерал армии Анатолий Корнуков и согласовал действия двух государств по
совместному несению боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО стран
СНГ. Ратифицированное на днях Соглашение является прямым продолжением начатой
тогда деятельности.
Еще одним приоритетным направлением в договоре названо
сотрудничество в осуществлении межгосударственных космических программ
исследования Земли и космического пространства с использованием имеющейся на
территории Узбекистана инфраструктуры. При этом остается открытым вопрос, как
страны станут делить результаты своих исследований. Это стороны должны решить с
помощью межправительственных соглашений, говорится в тексте договора
Ведомости, 17 июня 2004 НК "ЛУКОЙЛ" и Узбекистан подписали СРП по разработке Кандымских газовых месторождений стоимостью $1 млрд
Российская НК "ЛУКОЙЛ" (LKOH), правительство Узбекистана
и национальная холдинговая компания (НХК) "Узбекнефтегаз" подписали СРП по
разработке Кандымских газовых месторождений на юго-западе республики стоимостью
около 1 млрд долл. Об этом сообщил журналистам в среду главный менеджер
"Узбекнефтегаза" Шавкат Маджитов. Документ был подписан в рамках официального
визита президента России Владимира Путина в Узбекистан на саммит Шанхайской
организации сотрудничества 16-17 июня.
Для реализации проекта "Кандым-Хаузак-Шады" на условиях
СРП сроком на 35 лет будет создана операционная компания с долей НК "ЛУКОЙЛ" в
90 проц, "Узбекнефтегаза" - 10 проц. В руководстве НХК "Узбекнефтегаз" уточнили,
что по условиям соглашения российской компании на первоначальном этапе будет
принадлежать 49,8 проц добываемой продукции, доля Узбекистана - 50,2 проц. "Доля
узбекской стороны при разделе продукции будет варьироваться от 50 до 80 проц в
зависимости от рентабельности проекта", - уточнил представитель холдинга.
В соответствии с ТЭО проекта, промышленную добычу
природного газа на разрабатываемых месторождениях планируется начать в 2007 г.
Объем утвержденных запасов природного газа на контрактной территории составляет
283 млрд куб м. Самым крупным является месторождение "Кандым", открытое в 1966
г, с промышленными запасами газа в объеме 150 млрд куб м.
С выходом месторождений на проектную мощность
максимальный объем добычи газа составит 8 млрд куб м ежегодно, общий накопленный
объем добычи природного газа в рамках проекта может достигнуть 207 млрд куб м.
Газ, добываемый на месторождениях Кандымской группы, планируется экспортировать
в Россию и далее в Европу через магистральные газотранспортные сети ОАО
"Газпром" (GAZP). Проект также предусматривает строительство современного
газохимического комплекса мощностью 6 млрд куб м газа в год, первую очередь
которого намечено ввести в эксплуатацию в 2010 г. В ходе его реализации
предполагается бурение 240 эксплуатационных скважин, возведение более 1,5 тыс км
трубопроводов различного диаметра и назначения, двух компрессорных станций,
сборных пунктов, вахтовых поселков, высоковольтных линий электропередачи,
отдельной железнодорожной ветки длиной около 40 км, автодорог и подъездных
путей.
В июле 2001 г НХК "Узбекнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и "Итера"
подписали договор об основных принципах разработки месторождений Кандымской
группы. В соответствии с подписанным договором, доли участников были
распределены следующим образом: "ЛУКОЙЛ" - 45 проц, "Итера" - 45 проц,
"Узбекнефтегаз" - 10 проц. В сентябре прошлого года "Итера" вышла из данного
проекта, после чего ее доля была перераспределена между "ЛУКОЙЛом" и
"Узбекнефтегазом".
Задержка в реализации проекта его участниками
объяснялась несовершенством узбекского законодательства в сфере СРП и
недропользования. Осенью прошлого года Олий Мажлис (парламент) Узбекистана
принял поправки в закон "О соглашениях о разделе продукции", позволяющие
активизировать привлечение иностранных инвесторов в разработку месторождений на
данных условиях. В апреле текущего года ОАО "Газпром" и НХК "Узбекнефтегаз"
подписали СРП по доразработке газового месторождения "Шахпахты" на северо-западе
страны стоимостью 15 млн долл.
По условиям СРП, рассчитанным на 13 лет, сторонам будет
принадлежать по 50 проц добываемого газа, добыча газа к 2006 г должна выйти на
проектный уровень и составить 500 млн куб м ежегодно. "Газпром" и
"Узбекнефтегаз" также планируют до конца 2004 г подписать другое СРП на 45 лет
по разведке и разработке перспективных месторождений газа на плато Устюрт на
северо-западе республики стоимостью несколько сот миллионов долларов.
В Узбекистане открыто 190 нефтегазовых месторождений. В
том числе в разработке находятся 88 месторождений, подготовлены к разработке -
58, разведанных - 35, законсервированы - 9 месторождений. Объем разведанных
запасов углеводородов на открытых месторождениях составляет более 3,6 млрд тонн
условного топлива. При этом 60 проц территории республики считается
перспективной на нефть и газ. В 2003 г добыча нефти и газового конденсата в
Узбекистане сократилась на 0,9 проц до 7,134 млн тонн, газа - на 0,3 проц до
57,481 млрд куб м.
Соотечественники, 28 июня 2004 Дружба, скрепленная газомАндрей Смирнов
Россия и
Узбекистан договорились о стратегическом партнерстве на ближайшие 35
лет
Прошедшие недавно в Центральной Азии подряд три встречи
на высшем уровне глав государств, входящих в ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс, несколько
затмили состоявшиеся в их рамках двусторонние встречи, которые порой имели не
меньшее (а иногда даже и большее) значение для региона, чем упомянутые саммиты.
Одной из таких встреч можно смело назвать прошедшие в Ташкенте переговоры между
президентами России и Узбекистана Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.
Заметный поворот к лучшему в довольно прохладных до
этого отношениях Москвы и Ташкента наметился еще в ходе апрельского визита
Ислама Каримова в Россию. До этого Узбекистан имел стойкую репутацию самого
проамериканского режима в Центральной Азии (если не считать, конечно,
Афганистана) и всячески избегал расширения своего участия в инициированных
Россией интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Но проблемы с
Вашингтоном по поводу нарушений прав человека в Узбекистане, разочарование в
масштабах ожидавшейся американской помощи и нарастание угрозы терроризма ("СГ"
уже писала об этом в одном из предыдущих номеров) подтолкнули узбекское
руководство к активизации московского вектора своей внешней политики.
Переговоры российского и узбекского лидеров в Ташкенте
значительно развили итоги предыдущей московской встречи и завершились
подписанием важных двусторонних документов. Во-первых, президенты Путин и
Каримов подписали Договор о стратегическом партнерстве двух стран, направленном
на создание в Центральной Азии прочной и эффективной системы региональной
безопасности. Как отмечено в тексте договора, "Стратегическое партнерство,
нацеленное на обеспечение взаимной безопасности, противодействие глобальным
угрозам и вызовам, укрепление региональной стабильности, расширение
сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах, формирует
прочную основу долгосрочного и всестороннего развития отношений между Российской
Федерацией и Республикой Узбекистан".
В соответствии с положениями договора, стороны будут
координировать "усилия, направленные на создание прочной и эффективной системы
региональной безопасности в Центральной Азии". Наблюдатели отметили, что данный
договор имеет бессрочный характер и будет оставаться в силе до тех пор, пока
одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о намерении прекратить его
действие. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении года с
даты получения такого уведомления другой стороной.
Вторым документом, привлекшим, пожалуй, гораздо большее
внимание международных наблюдателей, стал подписанный в ходе российско-узбекских
переговоров беспрецедентный по своим масштабам и срокам контракт о совместной
разработке узбекских газовых месторождений. Данный контракт в присутствии
Владимира Путина и Ислама Каримова подписали глава российской компании "ЛУКОЙЛ"
Вагит Алекперов и вице-премьер Узбекистана Уткир Султанов. Условия контракта
между "ЛУКОЙЛом" и национальной холдинговой компании "Узбекнефтегазом"
предусматривают в рамках проекта "Кандым-Хаузак-Шады" разведку и добычу
углеводородных запасов на юго-западе Узбекистана на основе раздела продукции.
Срок контракта – 35 лет. Для его реализации создается консорциум инвесторов (90
процентов – "ЛУКОЙЛ", оставшиеся 10 процентов – "Узбекнефтегаз").
Объем капитальных затрат, которые почти целиком лягут на
"ЛУКОЙЛ", – около 1 миллиарда долларов. Начало промышленной добычи газа намечено
на 2007 год. Максимальный объем добычи по проекту предусматривается в 8,8
миллиардов кубометров газа в год, а на первом этапе его реализации – 2,8
миллиарда кубометров в год. Вагит Алекперов сообщил журналистам, что большую
часть этого объема будут закупать структуры "Газпрома". По мнению руководителя
"ЛУКОЙЛа", сейчас Узбекистан является весьма привлекательной страной с точки
зрения направления инвестиций в его газовую отрасль. Как отметил Алекперов,
"Проект стал возможен потому, что создана вся необходимая законодательная база,
и сейчас нормативная база Узбекистана позволяет нам быть уверенными, что в
ближайшие 35 лет мы будем получать свою долю рентабельности".
Комментируя подписание контракта, президент Путин
отметил, что "это не может не вызывать одобрения". Очевидно, что российский
лидер имел в виду взаимную выгодность газового контракта как для России, так и
для Узбекистана. Ведь по проекту "Кандым-Хаузак-Шады" Россия получает
эксклюзивное право на разработку и импорт узбекского газа, а Узбекистан получает
гарантированные российские инвестиции в свою экономику на сумму 1 миллиард
долларов. Кроме того, президент Владимир Путин на пресс-конференции в Ташкенте
по итогам переговоров с Исламом Каримовым заявил о том, что "Газпром" планирует
инвестировать в экономику Узбекистана еще более 1 миллиарда долларов.
По мнению многих экспертов, масштабный газовый проект
может создать весьма прочный фундамент для долгосрочных союзнических отношений
между Россией и Узбекистаном не только в экономической, но и в политической,
военной и других сферах, по крайней мере, на ближайшие 35 лет. Для Узбекистана
этот контракт также имеет особое значение, поскольку знаменует собой
определенный прорыв. Ведь сам президент Каримов на пресс-конференции признал,
что зарубежные инвесторы в Узбекистан не идут, а если и идут, то со вполне
определенными целями. Как отметил президент Узбекистана, "мы не видим, что они
заинтересованы в развитии тех отраслей, которые обеспечат самодостаточность
нашего государства".
Возможно, Каримов таким образом намекнул на не слишком
оправдавшиеся надежды узбекской политической элиты, связанные с развитием
партнерства с США и другими странами Запада. Претендуя на определяющее влияние в
центрально-азиатском регионе, западные партнеры Узбекистана заинтересованы не
столько в его экономической самодостаточности, сколько в получении долгосрочных
рычагов воздействия на его политику и позицию по ключевым региональным и мировым
проблемам. Говоря о сложившейся системе отношений стран Центральной Азии с
Западом, узбекский лидер отметил: "Были надежды, что мировой капитал придет в
эти страны, и мы быстро войдем в число уже не развивающихся, а, как говорят
некоторые из моих соседей, вполне развитых стран". Однако эти надежды явно не
оправдались.
В то же время узбекское руководство пришло к осознанию
того, что отношения с Россией имеют для республики гораздо большую значимость,
чем это считалось ранее, а роль Москвы как объединяющего центра всего
постсоветского пространства в решении экономических проблем и противодействии
угрозе терроризма трудно оспаривать. Не случайно, Каримов, имеющий репутацию
одного из самых проамериканских политиков на постсоветском пространстве, в ходе
бесед с В.Путиным и дискуссий на саммите ШОС говорил о том, что
центрально-азиатские республики уже устали от парада суверенитетов.
В этом смысле подписание российско-узбекского Договора о
стратегическом партнерстве и газового контракта можно считать серьезной победой
Москвы. Если все пойдет удачно, то не исключено, что Ташкент в обозримом будущем
примет решение о своем вступлении в ОДКБ и, возможно, и ЕврАзЭс. До сих пор
Узбекистан соглашался участвовать только в одном интеграционном объединении на
территории СНГ – Шанхайской организации сотрудничества. Позитивным можно считать
и то, что Россия все активней начинает подкреплять свои внешнеполитические
инициативы серьезными экономическими проектами.
В то же время не стоит, видимо, впадать в слишком
большую эйфорию по поводу безоблачности российско-узбекского партнерства в
ближайшие 35 лет. Это все-таки немалый срок, и никто не может дать гарантий, что
за это время ничего не измениться. Тем более, что и в самом Узбекистане и за его
пределами есть явные противники более тесного сближения Москвы и Ташкента.
Очевидно, что в немалой степени успешность стратегического партнерства между
Россией и Узбекистаном будет зависеть и от того, насколько реализация газового
контракта отразится на улучшении социально-экономического положения узбекского
населения и стабилизации общественно-политической ситуации в республике.
|