Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая газета,
18 июня 2004

Узбекские самолеты станут российскими

Владимир Мухин

Подписанный президентами Исламом Каримовым и Владимиром Путиным в минувшую среду в Ташкенте Договор о стратегическом партнерстве означает начало системных отношений между Россией и Узбекистаном. «Отношения будут развиваться не только в экономической области, но и в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Хотя это не означает заключения сиюминутных оружейных контрактов», – сказал источник «НГ» в российском военном ведомстве. По его мнению, договор определил лишь базовые принципы, на которых будут строиться отношения двух стран в военной сфере.

Это означает, что следует ожидать подвижек буквально во всех областях экономического и военного сотрудничества. Таких, например, как создание совместных оборонно-промышленных предприятий, в том числе на основе передачи части акций узбекских предприятий в счет оплаты поставляемых из России вооружений и комплектующих военной техники. В договоре, в частности, говорится, что «стороны на основе взаимности предоставляют друг другу максимально благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах». В первую очередь они коснутся авиационной сферы.

Россия так и не приняла окончательного решения о переносе производства новых военно-транспортных самолетов из Ташкента в Воронеж. Не исключено, что после подписания договора Москва на льготных условиях приватизирует часть акций Ташкентского авиационно-промышленного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ), которое станет частью создаваемого совместно с ОКБ «Ильюшин» российско-узбекского авиационного холдинга. В настоящий момент, как сообщали ранее руководители российских ВВС, на ТАПОиЧ для ВС РФ строится 2 самолета Ил-76МФ. Кроме этого, на авиационном заводе в Фергане (дочернее предприятие ТАПОиЧ) будут продолжены ремонт и модернизация самолетов Ан-12 и Ил-76, в том числе в интересах третьих стран. Не исключено, что именно в Фергане будет создано совместное предприятие по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Совместный проект о создании такого предприятия уже имеется.

Кроме авиационной возможны контакты в ядерно-технической сфере. До распада СССР на территории Узбекистана – в Ташкентской и Бухарской областях – существовали крупные производства по добыче и обогащению урана. Не исключено, что Москва будет допущена к приватизации Навоийского горно-металлургического комбината, а также его дочерних предприятий в Учкудуке, Заравшане и Красногорске.

Еще одно планировавшееся направление совместной деятельности – производство сложных пироксилиновых порохов. Россия уже приобрела за 1 млн. долл. 25% акций целлюлозно-бумажного комбината «Узбек Когози», где на основе хлопка и хлопковых отходов производится первичное сырье для производства порохов, которые используются в капсюлях и детонаторах. Как сообщает Госкомимущество Узбекистана, кроме покупки акций российская оборонка обязуется инвестировать в «Узбек Когози» 5 млн. долл. для закупки технологического оборудования.

Россия расширит и помощь в подготовке военных кадров. В настоящий момент в российских вузах (в основном военно-технических – ПВО, радиоэлектроники, ВВС, связи) учатся 125 узбекских военнослужащих. Предполагается увеличить это количество до 500–700 человек.

Как известно, накануне своего визита в Ташкент президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан». Оно устанавливает порядок совместного применения сил и средств противовоздушной обороны и военно-воздушных сил сторон. Речь идет о том, что самолеты ВВС РФ при необходимости могут участвовать в совместной воздушной обороне Узбекистана. Скорее всего российские самолеты будут подниматься с расположенной в Киргизии российской базы в Канте.

Подписание данного Соглашения имеет длинную историю. Хотя Узбекистан и является участником Объединенной системы ПВО СНГ (образована в 1995 году) он не участвовал до 2000 года в мероприятиях, проводимых в рамках этой системы. Как известно, в феврале 2000 года в аэропорту Ташкента несанкционарованно совершил посадку самолет из Афганистана с талибами на борту. После этого в марте того же года в Ташкент срочно прибыл Главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Анатолий Корнуков и согласовал действия двух государств по совместному несению боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО стран СНГ. Ратифицированное на днях Соглашение является прямым продолжением начатой тогда деятельности.

Еще одним приоритетным направлением в договоре названо сотрудничество в осуществлении межгосударственных космических программ исследования Земли и космического пространства с использованием имеющейся на территории Узбекистана инфраструктуры. При этом остается открытым вопрос, как страны станут делить результаты своих исследований. Это стороны должны решить с помощью межправительственных соглашений, говорится в тексте договора


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ