Независимая газета, 18 июня 2004 Узбекские самолеты станут российскимиВладимир Мухин
Подписанный президентами Исламом Каримовым и Владимиром
Путиным в минувшую среду в Ташкенте Договор о стратегическом партнерстве
означает начало системных отношений между Россией и Узбекистаном. «Отношения
будут развиваться не только в экономической области, но и в сфере военного и
военно-технического сотрудничества. Хотя это не означает заключения сиюминутных
оружейных контрактов», – сказал источник «НГ» в российском военном ведомстве. По
его мнению, договор определил лишь базовые принципы, на которых будут строиться
отношения двух стран в военной сфере.
Это означает, что следует ожидать подвижек буквально во
всех областях экономического и военного сотрудничества. Таких, например, как
создание совместных оборонно-промышленных предприятий, в том числе на основе
передачи части акций узбекских предприятий в счет оплаты поставляемых из России
вооружений и комплектующих военной техники. В договоре, в частности, говорится,
что «стороны на основе взаимности предоставляют друг другу максимально
благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах».
В первую очередь они коснутся авиационной сферы.
Россия так и не приняла окончательного решения о
переносе производства новых военно-транспортных самолетов из Ташкента в Воронеж.
Не исключено, что после подписания договора Москва на льготных условиях
приватизирует часть акций Ташкентского авиационно-промышленного объединения им.
Чкалова (ТАПОиЧ), которое станет частью создаваемого совместно с ОКБ «Ильюшин»
российско-узбекского авиационного холдинга. В настоящий момент, как сообщали
ранее руководители российских ВВС, на ТАПОиЧ для ВС РФ строится 2 самолета
Ил-76МФ. Кроме этого, на авиационном заводе в Фергане (дочернее предприятие
ТАПОиЧ) будут продолжены ремонт и модернизация самолетов Ан-12 и Ил-76, в том
числе в интересах третьих стран. Не исключено, что именно в Фергане будет
создано совместное предприятие по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Совместный
проект о создании такого предприятия уже имеется.
Кроме авиационной возможны контакты в ядерно-технической
сфере. До распада СССР на территории Узбекистана – в Ташкентской и Бухарской
областях – существовали крупные производства по добыче и обогащению урана. Не
исключено, что Москва будет допущена к приватизации Навоийского
горно-металлургического комбината, а также его дочерних предприятий в Учкудуке,
Заравшане и Красногорске.
Еще одно планировавшееся направление совместной
деятельности – производство сложных пироксилиновых порохов. Россия уже приобрела
за 1 млн. долл. 25% акций целлюлозно-бумажного комбината «Узбек Когози», где на
основе хлопка и хлопковых отходов производится первичное сырье для производства
порохов, которые используются в капсюлях и детонаторах. Как сообщает
Госкомимущество Узбекистана, кроме покупки акций российская оборонка обязуется
инвестировать в «Узбек Когози» 5 млн. долл. для закупки технологического
оборудования.
Россия расширит и помощь в подготовке военных кадров. В
настоящий момент в российских вузах (в основном военно-технических – ПВО,
радиоэлектроники, ВВС, связи) учатся 125 узбекских военнослужащих.
Предполагается увеличить это количество до 500–700 человек.
Как известно, накануне своего визита в Ташкент президент
России Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации «Соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении
Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и
Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности
воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан». Оно
устанавливает порядок совместного применения сил и средств противовоздушной
обороны и военно-воздушных сил сторон. Речь идет о том, что самолеты ВВС РФ при
необходимости могут участвовать в совместной воздушной обороне Узбекистана.
Скорее всего российские самолеты будут подниматься с расположенной в Киргизии
российской базы в Канте.
Подписание данного Соглашения имеет длинную историю.
Хотя Узбекистан и является участником Объединенной системы ПВО СНГ (образована в
1995 году) он не участвовал до 2000 года в мероприятиях, проводимых в рамках
этой системы. Как известно, в феврале 2000 года в аэропорту Ташкента
несанкционарованно совершил посадку самолет из Афганистана с талибами на борту.
После этого в марте того же года в Ташкент срочно прибыл Главнокомандующий ВВС
РФ генерал армии Анатолий Корнуков и согласовал действия двух государств по
совместному несению боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО стран
СНГ. Ратифицированное на днях Соглашение является прямым продолжением начатой
тогда деятельности.
Еще одним приоритетным направлением в договоре названо
сотрудничество в осуществлении межгосударственных космических программ
исследования Земли и космического пространства с использованием имеющейся на
территории Узбекистана инфраструктуры. При этом остается открытым вопрос, как
страны станут делить результаты своих исследований. Это стороны должны решить с
помощью межправительственных соглашений, говорится в тексте договора
|