Соотечественники, 28 июня 2004 Дружба, скрепленная газомАндрей Смирнов
Россия и
Узбекистан договорились о стратегическом партнерстве на ближайшие 35
лет
Прошедшие недавно в Центральной Азии подряд три встречи
на высшем уровне глав государств, входящих в ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс, несколько
затмили состоявшиеся в их рамках двусторонние встречи, которые порой имели не
меньшее (а иногда даже и большее) значение для региона, чем упомянутые саммиты.
Одной из таких встреч можно смело назвать прошедшие в Ташкенте переговоры между
президентами России и Узбекистана Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.
Заметный поворот к лучшему в довольно прохладных до
этого отношениях Москвы и Ташкента наметился еще в ходе апрельского визита
Ислама Каримова в Россию. До этого Узбекистан имел стойкую репутацию самого
проамериканского режима в Центральной Азии (если не считать, конечно,
Афганистана) и всячески избегал расширения своего участия в инициированных
Россией интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Но проблемы с
Вашингтоном по поводу нарушений прав человека в Узбекистане, разочарование в
масштабах ожидавшейся американской помощи и нарастание угрозы терроризма ("СГ"
уже писала об этом в одном из предыдущих номеров) подтолкнули узбекское
руководство к активизации московского вектора своей внешней политики.
Переговоры российского и узбекского лидеров в Ташкенте
значительно развили итоги предыдущей московской встречи и завершились
подписанием важных двусторонних документов. Во-первых, президенты Путин и
Каримов подписали Договор о стратегическом партнерстве двух стран, направленном
на создание в Центральной Азии прочной и эффективной системы региональной
безопасности. Как отмечено в тексте договора, "Стратегическое партнерство,
нацеленное на обеспечение взаимной безопасности, противодействие глобальным
угрозам и вызовам, укрепление региональной стабильности, расширение
сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах, формирует
прочную основу долгосрочного и всестороннего развития отношений между Российской
Федерацией и Республикой Узбекистан".
В соответствии с положениями договора, стороны будут
координировать "усилия, направленные на создание прочной и эффективной системы
региональной безопасности в Центральной Азии". Наблюдатели отметили, что данный
договор имеет бессрочный характер и будет оставаться в силе до тех пор, пока
одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о намерении прекратить его
действие. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении года с
даты получения такого уведомления другой стороной.
Вторым документом, привлекшим, пожалуй, гораздо большее
внимание международных наблюдателей, стал подписанный в ходе российско-узбекских
переговоров беспрецедентный по своим масштабам и срокам контракт о совместной
разработке узбекских газовых месторождений. Данный контракт в присутствии
Владимира Путина и Ислама Каримова подписали глава российской компании "ЛУКОЙЛ"
Вагит Алекперов и вице-премьер Узбекистана Уткир Султанов. Условия контракта
между "ЛУКОЙЛом" и национальной холдинговой компании "Узбекнефтегазом"
предусматривают в рамках проекта "Кандым-Хаузак-Шады" разведку и добычу
углеводородных запасов на юго-западе Узбекистана на основе раздела продукции.
Срок контракта – 35 лет. Для его реализации создается консорциум инвесторов (90
процентов – "ЛУКОЙЛ", оставшиеся 10 процентов – "Узбекнефтегаз").
Объем капитальных затрат, которые почти целиком лягут на
"ЛУКОЙЛ", – около 1 миллиарда долларов. Начало промышленной добычи газа намечено
на 2007 год. Максимальный объем добычи по проекту предусматривается в 8,8
миллиардов кубометров газа в год, а на первом этапе его реализации – 2,8
миллиарда кубометров в год. Вагит Алекперов сообщил журналистам, что большую
часть этого объема будут закупать структуры "Газпрома". По мнению руководителя
"ЛУКОЙЛа", сейчас Узбекистан является весьма привлекательной страной с точки
зрения направления инвестиций в его газовую отрасль. Как отметил Алекперов,
"Проект стал возможен потому, что создана вся необходимая законодательная база,
и сейчас нормативная база Узбекистана позволяет нам быть уверенными, что в
ближайшие 35 лет мы будем получать свою долю рентабельности".
Комментируя подписание контракта, президент Путин
отметил, что "это не может не вызывать одобрения". Очевидно, что российский
лидер имел в виду взаимную выгодность газового контракта как для России, так и
для Узбекистана. Ведь по проекту "Кандым-Хаузак-Шады" Россия получает
эксклюзивное право на разработку и импорт узбекского газа, а Узбекистан получает
гарантированные российские инвестиции в свою экономику на сумму 1 миллиард
долларов. Кроме того, президент Владимир Путин на пресс-конференции в Ташкенте
по итогам переговоров с Исламом Каримовым заявил о том, что "Газпром" планирует
инвестировать в экономику Узбекистана еще более 1 миллиарда долларов.
По мнению многих экспертов, масштабный газовый проект
может создать весьма прочный фундамент для долгосрочных союзнических отношений
между Россией и Узбекистаном не только в экономической, но и в политической,
военной и других сферах, по крайней мере, на ближайшие 35 лет. Для Узбекистана
этот контракт также имеет особое значение, поскольку знаменует собой
определенный прорыв. Ведь сам президент Каримов на пресс-конференции признал,
что зарубежные инвесторы в Узбекистан не идут, а если и идут, то со вполне
определенными целями. Как отметил президент Узбекистана, "мы не видим, что они
заинтересованы в развитии тех отраслей, которые обеспечат самодостаточность
нашего государства".
Возможно, Каримов таким образом намекнул на не слишком
оправдавшиеся надежды узбекской политической элиты, связанные с развитием
партнерства с США и другими странами Запада. Претендуя на определяющее влияние в
центрально-азиатском регионе, западные партнеры Узбекистана заинтересованы не
столько в его экономической самодостаточности, сколько в получении долгосрочных
рычагов воздействия на его политику и позицию по ключевым региональным и мировым
проблемам. Говоря о сложившейся системе отношений стран Центральной Азии с
Западом, узбекский лидер отметил: "Были надежды, что мировой капитал придет в
эти страны, и мы быстро войдем в число уже не развивающихся, а, как говорят
некоторые из моих соседей, вполне развитых стран". Однако эти надежды явно не
оправдались.
В то же время узбекское руководство пришло к осознанию
того, что отношения с Россией имеют для республики гораздо большую значимость,
чем это считалось ранее, а роль Москвы как объединяющего центра всего
постсоветского пространства в решении экономических проблем и противодействии
угрозе терроризма трудно оспаривать. Не случайно, Каримов, имеющий репутацию
одного из самых проамериканских политиков на постсоветском пространстве, в ходе
бесед с В.Путиным и дискуссий на саммите ШОС говорил о том, что
центрально-азиатские республики уже устали от парада суверенитетов.
В этом смысле подписание российско-узбекского Договора о
стратегическом партнерстве и газового контракта можно считать серьезной победой
Москвы. Если все пойдет удачно, то не исключено, что Ташкент в обозримом будущем
примет решение о своем вступлении в ОДКБ и, возможно, и ЕврАзЭс. До сих пор
Узбекистан соглашался участвовать только в одном интеграционном объединении на
территории СНГ – Шанхайской организации сотрудничества. Позитивным можно считать
и то, что Россия все активней начинает подкреплять свои внешнеполитические
инициативы серьезными экономическими проектами.
В то же время не стоит, видимо, впадать в слишком
большую эйфорию по поводу безоблачности российско-узбекского партнерства в
ближайшие 35 лет. Это все-таки немалый срок, и никто не может дать гарантий, что
за это время ничего не измениться. Тем более, что и в самом Узбекистане и за его
пределами есть явные противники более тесного сближения Москвы и Ташкента.
Очевидно, что в немалой степени успешность стратегического партнерства между
Россией и Узбекистаном будет зависеть и от того, насколько реализация газового
контракта отразится на улучшении социально-экономического положения узбекского
населения и стабилизации общественно-политической ситуации в республике.
|