Российские Вести, 25 июня 2004 Должникам нужно прощать. ВсёДевлет Озоди
Россия в
Таджикистане может оказаться в неприятном положении
Ситуация в Таджикистане продолжает свидетельствовать о
наличии серьезных угроз не только для этой страны, но и всей Центральной Азии.
Судя по всему, Эмомали Рахмонов ищет союзников, готовых участвовать в
региональном противостоянии на его стороне и идти до последнего.
Внутриполитическое положение в Таджикистане
характеризуется двумя взаимосвязанными явлениями. С одной стороны, власть в лице
президента Эмомали Рахмонова и его окружения хочет сохранить рычаги управления в
своих руках на сколь угодно длительное время, а с другой, оппозиция,
представленная такими политическими организациями, как "Партия исламского
возрождения Таджикистана", Демократическая и Социал-демократическая партии, а
также "Партия справедливости", требуют ликвидации созданной авторитарной системы
власти.
Волна репрессий, прошедшая в последние месяцы по
Таджикистану, нанесла серьезный удар по ряду оппозиционных общественных
организаций, но сам Эмомали Рахмонов опасается чересчур активно использовать
такой способ расправы с оппонентами по причинам внутриполитического и
международного характера. В первом случае усиление недовольства в обществе
способно серьезно подорвать установленный режим. Во втором следует ожидать
жесткой критики и специальных санкций со стороны тех западных сил, на которые
официальный Душанбе делает ставку в игре на ослабление российского влияния.
Именно поэтому власти начали применять новые методы
сдерживания оппозиции, используя простые каналы. Так, в частности, пытаясь
показать степень демократичности существующей политической системы, они провели
через подконтрольную им нижнюю палату парламента (Маджлиси Намояндагон) поправки
к избирательному закону. В соответствии с ними существенно сокращался денежный
залог для кандидатов, идущих по партийным спискам, и для тех, кто будет
выступать от одномандатных округов (с 3300 до 450 долларов США). В то же время
были отклонены предложения пяти оппозиционных партий, выступивших впоследствии с
открытым письмом в адрес Эмомали Рахмонова, относительно включения в состав
избирательных комиссий всех уровней представителей зарегистрированных
политических партий, обеспечения несколькими степенями защиты избирательных
бюллетеней, запрещения заполнения протоколов об итогах голосования карандашом,
выдачи копии утвержденных протоколов наблюдателям от политических партий и
кандидатов в депутаты и отказа от избирательного взноса для кандидатов и
политических партий.
Подготовка к парламентским выборам 2005 года, проводимая
властями, свидетельствует об их опасениях по поводу возможной победы противников
существующего авторитарного режима. Политические процессы, происходящие в
стране, официальный Душанбе пытается представить сквозь призму обострения
ситуации в Центрально-Азиатском регионе, в связи с чем в правительственной
пропаганде доминирует тезис о необходимости борьбы с терроризмом. Нетрудно
представить, с какой легкостью власть может именовать любое невыгодное для себя
развитие ситуации не иначе как "проявлением международного терроризма" и
оправдать соответствующие действия.
Показательно мнение Эрлана Карина, директора
Международного института современной политики: "Каждый раз, когда мы
сталкиваемся с этой [террористической] угрозой, центральноазиатские
правительства вынуждены проводить некие встречи на высшем уровне и подписывать
соглашения о сотрудничестве в борьбе против терроризма. Но они никогда не
обсуждают национальные или региональные программы борьбы с бедностью,
безработицей и нелегальной миграцией". Для Таджикистана все эти проблемы
являются весьма актуальными.
Обозреватель независимого казахстанского
Интернет-издания Gazeta.kg Мурата Суюнбаева характеризует ситуацию так:
"Таджикистан (как и Афганистан) переживает болезненный этап "собирания земель",
Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан стоят перед угрозой дробления". Эта оценка
складывающегося в регионе положения имеет серьезные основания.
Продолжая играть на противоречиях Москвы и Вашингтона,
президент Таджикистана отныне вынужден считаться с ситуацией, складывающейся в
соседнем Узбекистане, где положение таджиков остается в центре внимания
общественных и политических организаций в самом Таджикистане.
Дело в том, что в недавнем прошлом, а именно - четыре
года назад узбекские власти выселили из 18 кишлаков в Сариасинском и Узунском
районах Сурхандарьинской области Узбекистана более 5 000 этнических таджиков.
Эта операция проводилась под предлогом борьбы с оппозиционным официальным
узбекским властям "Исламским движением Узбекистана". Переселение проходило в
лучших традициях советских времен: всех жителей этих населенных пунктов
перевезли в пустыню Шарабадского района, затем узбекские самолеты уничтожили
покинутые кишлаки со всем хранящимся в домах.
В узбекско-таджикских взаимоотношениях накопилось много
нерешенных проблем, и подобная операция была крайне негативно воспринята
таджиками. Более того, аресты, произведенные впоследствии узбекскими
спецслужбами среди переселенцев, а также этнических таджиков в других районах
Узбекистана с последующим обвинением задержанных в экстремизме, и закрытые суды
над ними стали предметом внимания международных организаций.
Постоянные обсуждения между Душанбе и Москвой форм
военно-политического сотрудничества, а также пребывание российского военного
контингента в Таджикистане рано или поздно коснется и взаимоотношений этой
страны с соседним Узбекистаном. Появление здесь штаб-квартиры Региональной
антитеррористической структуры (РАТС), созданной по решению стран-членов ШОС,
куда входит и Таджикистан, придает этой проблеме особое звучание. Есть основания
говорить о том, что осложнение отношений между Душанбе и Ташкентом способно
поставить Москву в крайне затруднительное положение. Межэтнический конфликт в
Центральной Азии на границах с проблемными государствами, одним из которых
является Афганистан, затронет весь регион.
В то же время для Таджикистана под руководством Эмомали
Рахмонова такое развитие ситуации сулит серьезное осложнение внутриполитической
ситуации, но одновременно может способствовать сплочению таджикского общества.
Вероятно, имея в виду все это, таджикский президент согласился 4 июня текущего
года во время переговоров в Сочи со своим российским коллегой Владимиром Путиным
на предоставление территории своей страны для военных баз России на
неограниченный период времени. Одновременно Душанбе заинтересован списать свои
долги Москве и тем самым улучшить экономическую ситуацию, постоянно порождающую
проблемы социального и политического плана, создавая питательную среду для
политического конфликта в стране.
|