«Время новостей»,, 6 августа 2004 Закон непрямого действия. Монетизация льгот лишила финансовой поддержки российскую диаспоруНаталья Рожкова
Вчера Государственная дума приняла в третьем и
окончательном чтении пакет законопроектов по монетизации социальных льгот -- под
таким названием он стал известен широкой публике. Между тем суть принятых
законов шире -- в первую очередь речь идет о разграничении бюджетных полномочий
между федеральным центром и регионами. Чтобы поделить полномочия, пришлось в
спешке перекраивать десятки принятых ранее законопроектов. В результате
затронутыми оказались интересы не только льготников, но и многих других граждан
России. И даже не граждан.
В частности, невольными жертвами борьбы за новый
бюджетный порядок стали представители российской зарубежной диаспоры -- они
теперь не смогут получать помощь от субъектов федерации.
В связи с изменением двух федеральных законов -- «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -- Госдума
подчистила и принятый в 1999 году закон «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Из него был исключен целый
ряд положений, в результате чего региональные власти лишаются права поддерживать
диаспору в экономической и социальной областях, расходовать на эти цели какие бы
то ни было средства, а также принимать местные законы в области отношений с
соотечественниками. Субъекты федерации не могут помочь диаспоре даже в изучении
русского и других языков российских национальностей. А бывшие граждане СССР
могут распроститься с надеждой получить образование в России: региональные
власти не имеют права этому содействовать.
«Федеральный центр не в состоянии взять на себя всю
работу с соотечественниками», -- заявил корреспонденту «Времени новостей»
депутат Госдумы Константин Затулин, один из авторов депутатской поправки,
которая должна была отменить 128-ю статью. «Во всем бюджете России нашлось в
2004 году всего 252 млн руб. на поддержку соотечественников. А один только
бюджет Москвы на эти цели в 2004 году потратит 158 млн руб., -- приводит пример
г-н Затулин. -- Причем это деньги региона, из федерального бюджета никто не
просит ни копейки».
Но мало средства выделить, их нужно еще и разумно
потратить. «Москва спасла Черноморский флот строительством жилого квартала в
Севастополе для семей военнослужащих, открыла там гимназию и филиал МГУ, --
перечисляет парламентарий. -- Краснодарский край наладил свои отношения с
Абхазией, которую федеральный центр вообще нигде не собирался «засвечивать»
из-за известных российско-грузинских отношений. Даже выполнять дагомысские
соглашения по Южной Осетии мы не можем, если не использовать возможности
Северной Осетии, что весьма логично, поскольку осетины -- один народ». На
федеральном же уровне средства тратятся в основном на мероприятия общего
характера -- на проведение праздников и «дней России». Наконец, есть вопросы,
которыми должны заниматься именно региональные власти национальных республик.
Если, предположим, татарская диаспора за границей хочет поддерживать связи с
соотечественниками, то понятно, что этим и должна заниматься Республика
Татарстан, а не Министерство иностранных дел.
МИД, кстати говоря, тоже выступил против того, чтобы
перекраивать полномочия таким образом. Глава внешнеполитического ведомства
Сергей Лавров отправил письмо на эту тему спикеру нижней палаты Борису Грызлову.
А председатель Международного совета российских соотечественников граф
Шереметьев написал лично президенту Путину, который сам объявлял работу с
российской диаспорой за рубежом одним из приоритетных направлений российской
политики.
Депутатскую поправку по изъятию 128-й статьи из текста
законопроекта одобрил даже думский комитет по налогам и бюджету, видимо сочтя,
что конфликта интересов тут нет: деньги из своего бюджета выделяет регион, так
пусть он их и тратит, как хочет. Однако на заседании Госдумы 3 августа поправку
не приняли. Против выступило правительство в лице первого заместителя министра
финансов Татьяны Голиковой.
Правда, правительство пообещало к осени внести в Госдуму
закон, по которому оно будет делегировать регионам отнятые полномочия, в том
числе и по работе с соотечественниками. Забрать, чтобы немедленно вернуть
обратно, -- логику в этом увидеть трудно. Константин Затулин объясняет это
по-своему: «Разработчики зациклены на формальной стороне вопроса -- как навести
порядок и разделить все полномочия. Как сделать лучше -- такая задача вообще не
стоит». Если это верно хотя бы отчасти, то вскоре в законе о монетизации льгот
обнаружится еще немало подводных камней.
|