Русины МолдавииСергей Суляк, председатель общественной организации «Русь», г. Кишинев
Этноним «русин» сегодня звучит, пожалуй, столь же
архаично, как и имена давно исчезнувших этрусков и галлов. В начале XX в.
численность русинов составляла 4,5 млн. человек. Они проживали на
территории Австро-Венгерской и Российской империй. К сожалению, после 1917 г.
все разработки по истории русинов были прекращены. В СССР признание самобытности
русинов осложнило бы процесс построения украинской социалистической нации.
Восточноевропейские ученые, как и их советские коллеги, не могли преодолеть
идеологические «табу» и старались русинскую проблематику в своих трудах не
поднимать. Румыния с самого начала своего создания игнорировала национальные
меньшинства, взяв курс на их ассимиляцию. Польша в 1947 г. «решила» русинскую
проблему, депортировав в ходе операции “Висла” 120 тыс. русинов-лемков в
Западную Силезию.
Но, несмотря на это, русинский этнос сумел
сохраниться. В настоящее время русинами и их потомками считают себя около
2 млн. человек, проживающие в Закарпатье, Словакии, Венгрии, Румынии, Сербии,
США, Канаде и других странах.
История русинов насчитывает более 1500 лет. Она
восходит к временам скифов и сарматов, которые оставили значительные следы в
культуре восточных славян. Основные территории расселения русинов входили в зону
первичного славянского этногенеза. В IX - X вв. предки русинов - уличи, тиверцы
и белые хорваты - вместе с другими восточнославянскими племенами вошли в состав
Древнерусского государства и приняли участие в формировании древнерусской
народности.
Набеги печенегов и половцев, а затем монголо-татарское
нашествие вызвали отток населения лесостепного Поднестровья в Карпаты. В
результате в XI - XII вв. численность древнерусского населения в данном регионе
резко возросла. В миграциях этого периода приняли участие потомки не только
уличей, тиверцев и хорватов, но и других древнерусских племен. В середине XIII
в., когда Северное Причерноморье оказалось под контролем татар, часть населенной
русскими территории Карпато-Днестровских земель была включена в состав
католических стран - Венгерского и Польского королевств.
Во второй половине XIV и в начале XV вв. территория
наиболее плотного расселения предков русинов становится ареной войн за так
называемое галицкое наследство, в которых приняли участие Венгрия, Польша и
Великое княжество Литовское и Русское. Последнее во второй половине XIV в.
расширило свои пределы до Черного моря, вытеснив татар из Пруто-Днестровских
земель.
К середине XIV в. усиливается «волошская
колонизация» восточных склонов Карпат. В 1359 г. волохи вместе с русинами
образуют православное Молдавское княжество. Это позволило русскому населению
Карпато-Днестровских земель избежать полонизации и религиозных притеснений.
Старинная молдавская легенда, о том, как пастухи из Марамуреша (Трансильвании,
которая в то время называлась Семиградская Русь и в ней, наряду с волохами
проживало значительное количество древнерусского населения) во время охоты
встретили в этих краях пасечника русина Яцко отражает этническую ситуацию в
регионе. В Новгородской и Воскресенской летописях перечислены русские города
конца XIV - начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях,
вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества: "А се имена всем градом
рускым, далним и ближним: На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных;
Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю:
Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна,
Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн,
Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах,
Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На
Днестре Хотен". О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша
"явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними
на реке Молдаве", писал Н. М. Карамзин в своей "Истории государства
Российского". "Язык наш, - отметил историк, - до самого XVII века был не только
церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских
господарей".
В XIV в. русины составляли около 40% населения
Молдавского княжества, русский язык того времени был официальным языком
княжества до конца XVII в. На протяжении всей его истории постоянно встречаются
упоминания боярских родов русинского происхождения: Яцко, Стецко, Гренько,
Ивашко, Величко, Босой… Контакты с русинским населением обусловили формирование
у молдаван этнокультурных особенностей, отличающих их от других
восточнороманских групп. В основном фонде современного молдавского языка
насчитывается свыше 2 тыс. восточнославянских заимствований. Некоторые
антропологические черты в физическом облике современных молдаван (жителей
Республики Молдова и Румынской Молдовы) имеют четко выраженную
восточнославянскую (русскую) направленность.
Со временем часть русских насельников этих земель приняла
участие в формировании молдавской народности и утратила память о своем русском
происхождении, русский язык, особенности духовной и материальной культуры.
Однако на севере Молдавского княжества, благодаря компактному проживанию и
пополнениям за счет миграций из Галицкой Руси, русское население сохранило свою
русскую этнокультурную идентичность.
Проживая в контакте с единоверными молдаванами в составе
Молдавского княжества, русины обрели специфические черты духовной и материальной
культуры, отличающие их от других этнических групп русинов, живших под властью
католиков. Благодаря вхождению Пруто-Днестровского междуречья в состав
Российской империи в 1812 г. русины Бессарабии в большей степени, чем другие
группы русинов, сохранили свою "русскость", т.е. характерные черты русского
народа (т.н. русский менталитет).
К началу XX в. русинов насчитывалось в Бессарабии свыше
250 тыс. чел. (более 1/8 населения Бессарабской губернии). Они проживали в
основном на севере и северо-востоке Бессарабии. Русские этнографы конца XIX -
начала XX в. отмечали специфические черты этой этнографической группы
Бессарабии, отличающие их от малороссов (украинцев), великороссов и
молдаван.
Интерес представляет само происхождение этнонима. "Русин"
- самоназвание населения Древней Руси, сохранившееся до сих пор. В
тексте договора киевского князя Олега с греками (912 г.) сказано:
"Аще хто убиетъ крестиянина русин, или христианинъ русина, да умрет, иде
же аще створитъ убииство...". Слово "русин", обозначающее русских,
приводится в договоре 7 раз. В Новгородской летописи упомянута "правда рускаа"
(1016 г.), где тоже встречается этноним "русин" применительно к русским людям
того времени. Слово "русин", производное от слова Русь,
соответствовало нормам русского языка домонгольской эпохи, да и последующих
времен. К примеру, литвин, производное от Литва, обозначало не только
литовцев, но и русских жителей Великого княжества Литовского и Русского.
Немчин, т.е. иноземец немецкого, датского, шведского и т. п., а
также вообще западноевропейского происхождения, встречается в русской литературе
даже в XVIII веке.
Определение из "Энциклопедического словаря" Брокгауза и
Ефрона (Санкт-Петербург, 1899 г.) гласит: "русины, рутены (нем. russinen,
rutnenеn) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского
населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных).
Причем название рутены - средневековое латинское название русских, а русины -
неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами
русины зовут себя в ед. числе русин. Во множественном числе - русскими,
веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими". В свою очередь русины
подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы,
покутяне, верховинцы, долиняне и другие.
Этноним "руснак" (первоначально - "русняк") в свою
очередь - производное от слова "русин". Население Карпатской Руси
издавна проживало в соседстве с поляками. Само слово "руснак" возникло как
противопоставление этнониму "поляк". Этноним "руснак" получил наибольшее
распространение среди коренного русского населения Молдавии, что подтверждается
значительным числом носителей фамилии Руснак - 4696 чел.
Русины являются частью древнерусского этноса, который
сохранился в Карпатах благодаря относительно изолированности от внешнего
мира. Русины смогли сберечь многие старинные обычаи, свой особый говор, в
основе которого лежит древнерусский язык.
Из древнерусской народности впоследствии вышли три
восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Поднимать сегодня
вопрос о принадлежности всех русинов и их потомков к одному из трех образованных
позднее этносов представляется спорным. Долгое проживание в составе других
государств, конфессиональные отличия привели к возникновению различий у частей
этого ранее единого этноса. К примеру, русины Словакии, Воеводины (Сербия),
Румынии, Венгрии и Польши, никогда не проживавшие в составе России, СССР,
Украины, могут считаться отдельным этносом, четвертым восточнославянским
народом. Русины Словакии и Воеводины официально признаны нацменьшинствами в
своих странах, располагают собственным литературным языком. 13
районов Венгрии, населенных преимущественно русинами, имеют самоуправление. В то
же время большая часть галицкой интеллигенции вошла составным компонентом,
причем весьма активным, в состав украинской нации.
В ХХ веке русинов целенаправленно унифицировали,
принуждая к выбору идентичности одной из официально признанных наций.
Сегодня потомки русинов, проживающие в Молдавии, предпочитают публично не
заявлять о своей принадлежности к русинскому этносу и отдают предпочтение не
этнической, а государственной идентичности, официально именуя себя украинцами,
молдаванами, румынами. Но немалая часть руснаков хранит традиционное русское
национальное самосознание, свой особый, отличный от литературного, русский язык
и православную веру. Новое поколение руснаков вправе решать вопрос о своей
этнической самоидентификации в условиях подлинной свободы, со знанием подлинной
истории своего Отечества и своего народа.
Прямым преемником Древнерусской государственности
является Московская, в пределах которой сформировались одна из русских
народностей - великороссы. Правопреемницей Московской Руси, Российской империи и
Советского Союза является Российская Федерация. Поэтому русины Молдавии,
сохранившие свою русскость, по праву могут считаться одной из этнокультурных
групп русского народа. В наше время российской научной общественностью
поднимается вопрос о принадлежности русинов к русскому народу. В статье
"Русские: Историко-этнографические группы. Этнонимы", помещенной в
энциклопедии "Народы России" (Москва, 1994), коренное население Карпатской
Руси причислено к русскому народу.
В Республике Молдова сегодня создана и начала
функционировать Республиканская общественная организация “Русь”. Ее цель –
культурное возрождение коренного русского (русинского) населения Молдавии.
|