Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №150(15.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ К.Ф.ЗАТУЛИНУ И ДРУГИМ ГРАЖДАНАМ РФ ЗАПРЕТА НА ВЪЕЗД НА УКРАИНУ.
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Казахстан на пути к созданию "партии партий"

06.07.2006. РИА Новости

Андрей Грозин

Во вторник в столице Казахстана Астане прошел объединительный съезд партий «Отан» («Отчизна») и «Асар» («Всем миром»), на котором было принято решение об объединении двух партий. Как сообщали многочисленные источники на минувшей неделе, этот шаг было сделан по инициативе лидера «Асара» - дочери президента Дариги Назарбаевой, которая выступила с идеей консолидации конструктивных пропрезидентских сил в единый кулак.

Незадолго до объявления о слиянии двух крупнейших политических структур Казахстана Дарига Назарбаева говорила о том, что назрело время создавать новую партию, «которая сумеет объединить политические, организационные, а главное - интеллектуальные ресурсы пропрезидентских политических партий, стать опорой президента Нурсултана Назарбаева в деле политической, экономической и социальной модернизации Казахстана».

По словам Дариги Нурсултановны, сегодня общественные и политические силы Казахстана способны к объединению вокруг сильной личности, которой, безусловно, является лидер партии «Отан» Назарбаев. «Глава государства сегодня, - подчеркнула старшая дочь лидера страны, - символ казахстанской нации, имеющий четкую программу действий. Именно поэтому народ отдал за него свои голоса».

Уже известно, что президент Казахстана станет лидером новой «мегапартии», политсовет которой будет состоять наполовину из членов «Отана», наполовину - из членов «Асара». Заместителями Назарбаева станут его дочь и два сопредседателя от «Отана» - Бахытжан Жумагулов и Александр Павлов.

По последним данным, в «Отане» насчитывается немногим более полумиллиона членов, в «Асаре» - 220 тысяч, в прочих провластных политических объединениях - еще около 400 тысяч членов. Если партии, признающие Нурсултана Назарбаева своим лидером, действительно сольются, то в пятнадцатимиллионном Казахстане, действительно, появится мощная «партия партий».

Есть, правда, ряд юридических проблем, мешающих форсированному созданию единой пропрезидентской организации. Во-первых, в случае слияния партий депутаты, которые прошли по отдельным партийным спискам (их в парламенте 10 человек - из них, от «Асара» - четверо, включая Даригу Назарбаеву), должны будут расстаться со своими креслами. Во-вторых, такое объединение невозможно по действующему законодательству - значит, необходимо внести в него ряд поправок. На пути создания «партии партий» стоят два закона: "О политических партиях" и "О выборах в Республике Казахстан". Думается, впрочем, что все эти «технические» вопросы казахстанские парламентарии и законодательная власть страны решат.

Теперь можно с уверенностью утверждать, что в новую, объединенную партию еще активнее начнет вступать корпус региональных руководителей - акимов (губернаторов). Ясно и то, что пропрезидентская «мегапартия» получит серьезную основу в лице четко структурированного чиновничьего аппарата Республики Казахстан.

Итак, в республике приступили к строительству партии, действительно, впечатляющих масштабов, с численностью партийных рядов в 1 миллион 100 тысяч совершеннолетних граждан. Как эта структура будет функционировать в условиях намеченных главой страны серьезных внутриполитических изменений, направленных на дальнейшую демократизацию Казахстана, с полной уверенностью сказать еще сложно. Но ряд выводов сделать можно уже сейчас.

Объединение партий «Отан» и «Асар» свидетельствует о наметившемся безусловном прогрессе в политической системе Казахстана.

От периода крайней мультипартийности, своеобразной «партийной раздробленности» при которой в стране действовало множество разных, но, зачастую, малозначительных и невлиятельных партий, республика переходит к системе умеренной многопартийности. Ее особенностью является наличие нескольких наиболее крупных и дееспособных политических партий.

Как известно, сейчас идут активные переговоры о вхождении в состав партии власти таких структур, как Гражданская, Аграрная партии, партий «Адилет» («Справедливость») и «Менiн Казахстаным» («Мой Казахстан»), союза «Атамекен» («Отечество») и ряда других партий и движений. Окончательное решение вопроса пока отложено на X съезд «Отана», который состоится ориентировочно в ноябре. На нем будут внесены очередные изменения в состав политсовета.

Как показывает опыт стран развитой демократии, подобная партийная структура в перспективе может прийти либо к партийной системе с доминированием одной партии, либо к двухпартийной системе. Последнее становится возможным в силу того, что, возможно, не все поддерживающие президента партии сочтут для себя необходимым входить в новую «партию партий».

Созданием нового объединенного «Отана» власть демонстрирует заинтересованность в партии, способной мобилизовать нацию для реализации стратегии роста конкурентоспособности страны.

Как показывает опыт стран Юго-Восточной Азии, их экономический прорыв был во многом связан с выдвижением на политическую арену одной доминантной партии. В этом ряду стоят либерал - демократическая партия Японии, которая является практически бессменно правящей с момента своего создания в 1955 году; Партия народного действия Сингапура, стоящая у руля власти с 1959 года; правящая с 1955 года коалиция Малайзии «Барисан насионал» и другие.

Характерно, что сами создатели новой объединенной партии прямо апеллируют к мировому опыту. «С точки зрения создания эффективных механизмов партийно-парламентского контроля заслуживает внимания возможность создания национального аналога совета по изучению политических вопросов, созданного внутри правящей либерально-демократической партии Японии, через обсуждение и утверждение которым проходят все законопроекты, поступающие из правительства в парламент Японии», - заявляла Дарига Назарбаева незадолго до принятия окончательного слияния «Отана» и «Асара».

Однако примеры создания партии, ориентированной на реализацию «прорывных» национальных суперпроектов есть не только в Азии, но и в европейских странах с многовековой историей демократического устройства. Социал-демократическая рабочая партия Швеции с 1932 по 1976 год единолично или во главе коалиций находилась у власти. И в последнее тридцатилетие эта партия чаще всего добивалась успеха на выборах, получая право формировать правительство.

Объединение главных пропрезидентских партий в Казахстане перекликается, но, безусловно, не копирует российский опыт создания партии «Единая Россия».

В двух государствах консолидация элит и населения вокруг ведущих партий имеет несхожие причины и ориентирована на решение различных задач.

В Российской Федерации такой процесс был связан с необходимостью укрепления президентской вертикали власти. В Казахстане же под объединением провластных партий лежат иные мотивы, а именно - обеспечение модернизационного прорыва с опорой на сильную, стержневую партию власти.

Руководство «Асара» так сформулировало свою мотивацию при слиянии с более сильной партийной структурой: «Мы должны объединиться, чтобы укрепить нашу власть, чтобы стать реальной опорой нашему общему лидеру... и обеспечить достойную жизнь всем гражданам Казахстана. Вместе мы станем мощной политической силой, правящей страной многие-многие годы. С такой партией не сможет конкурировать никакая другая в ближайшие 50 лет - такую задачу мы должны ставить перед собой!» Руководство «Единой России» о настолько масштабных целях пока не заявляло.

Объединение двух партий говорит о достижении в стране баланса интересов внутри элиты.

С весны текущего года, после убийства видного идеолога оппозиции Алтынбека Сарсенбаева (процесс по этому делу сейчас идет в Талды-Кургане) внутри казахстанской элиты вновь появились признаки обострения межгрупповой борьбы. Значительную роль в этом обострении сыграли СМИ, приписываемые некоторыми казахстанскими, российскими и западными экспертами к некоему «медиахолдингу», якобы контролируемому Даригой Назарбаевой.

В любом случае ясно, что с принятием решения об объединении градус внутриэлитного противостояния в Казахстане будет снижаться. Это, в свою очередь, окажет благотворное влияние на сохранение стабильности в стране. Стоит, в данной связи, вспомнить оценку перспектив слияния пропрезидентских партий, данную ведущим функционером «Отана» Бакытжаном Жумагуловым. По его мнению, при сохранении разных точек зрения на пути реализации «прорыва» Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира безоглядная, неоправданная критическая риторика после слияния станет недопустимой.

При этом главным фактором консолидации элиты является именно президент Назарбаев, вокруг которого и движется процесс консолидации провластных политических партий. На пропрезидентской платформе объединились две крупные партии, за которыми стоят ведущие политические и государственные силы.

Объединением двух партий создана такая политическая организация, которая будет носить по-настоящему массовый и общенациональный характер.

В партийном развитии намечается отход от принципа партии как политического лобби элитных или финансово-промышленных групп.

Да, в «Отане» группы высшей бюрократии и олигархата представлены достаточно хорошо, но простое использование «партии власти» в качестве лоббистской структуры, имевшее место в середине и в конце 90-х годов прошлого века, сейчас уходит в прошлое. Система отстаивания собственных интересов различных групп политического класса в Казахстане трансформируется в сторону формирования тех же цивилизованных форм лоббизма, какие можно наблюдать в развитых странах.

Новая же консолидированная «суперпартия», конечно, станет общенациональной. И дело не только в ее масштабах, количестве членов и партаппарата. Стабильность, ориентация на идеологию центризма, поддержка социального консенсуса, межнациональный мир и другие ценности этого ряда, исповедуемые объединенной партией, отвечают массовому общественному запросу. Население, в большинстве, именно эти ценности и разделяет.

Объединение пропрезидентских партий означает, что власть продолжает сохранять инициативу на партийном поле.

Это подкрепляется также активностью власти в проведении политических реформ. Собрав за одним столом Госкомиссии все крупные партии, добиваясь компромиссов по поводу политической модернизации, власть активно стимулирует демократический прогресс в Казахстане.

Кроме того, запустив объединительные процессы в рядах провластных партий, руководство страны наглядно продемонстрировало, что не просто понимает суть процессов, протекающих в стране и в мире, но и не остается их пассивным наблюдателем. Казахстанский президент и его окружение активно используют меняющуюся политическую конъюнктуру в целях укрепления власти.

Как в России, так и в Казахстане в сфере партстроительства в последние годы наблюдаются схожие тенденции: оттеснение «неконструктивной», радикальной оппозиции на периферию общественного интереса с параллельно проходящим процессом консолидации центристских партийных структур и их все более обоснованными претензиями на то, чтобы не только называться партией власти, но и реально эту власть осуществлять.

Объединение партий «Отан» и «Асар» представляется логичным результатом процесса консолидации пропрезидентских сил после выборов 2005 года.

Опыт совместной работы в рамках блока Народной коалиции Казахстана уже имеется. Теперь же произошла более серьезная консолидация - слияние двух наиболее крупных и успешных казахстанских партий. Имеются все предпосылки к тому, что обновленная партия будет вне конкуренции.

Конечно, обе партии обладают различным политическим весом. «Отан», чья история начинается еще в 1993 году, когда был создан его прообраз - Союз народного единства Казахстана, имеет полмиллиона членов, конституционное большинство в обеих палатах парламента и во всех маслихатах. Председателем «партии власти» является президент Назарбаев, а в рядах «Отана» - цвет бюрократии, деловой и интеллектуальной элиты страны. «Отан» - не правящая партия, но полноценная партия власти.

«Асар» же, возникший менее трех лет назад, имеет лишь четыре депутатских мандата в нижней палате, фамилию своего лидера и около дюжины известных по всей республике лиц. Однако за «Асаром» остается то, что можно назвать «энергетикой» и грамотным РR-ом - партия за короткий срок смогла завоевать серьезные позиции, стать узнаваемой и популярной.

В силу этого, представляется, что «Отан» и «Асар» могут гармонично взаимодополнить друг друга. С одной стороны, основательность и массивность «Отана», с другой - креативность и энергетика «Асара».

Действующая власть демонстрирует высокий уровень профессионализма, умело оперируя аппаратом политтехнологий.

Создав единую и крупную провластную партию, она вновь, в который уже раз, переиграла всех своих потенциальных конкурентов. Кампания по выстраиванию «суперпартии» оставляет благоприятное впечатление своим качеством, продуманностью и грамотностью. Это, кстати, означает, что и в «Асаре» и в «Отане» появились классные политологи, политтехнологи и спичрайтеры. Республика развивается, явно прибавляет в качестве и казахстанское экспертное сообщество. Вероятно в ближайшем будущем Казахстан станет решать специфические внутриполитические проблемы (выборные кампании, создание серьезных документов общеказахстанского звучания, научное и информационное обеспечение ключевых решений и т.д.) опираясь исключительна на собственных специалистов.

Консолидация провластных партий - это серьезный вызов оппозиции.

Казахстанцев можно поздравить с успешной консолидацией всех здоровых сил общества. Они могут теперь, если, конечно, захотят, просто задавить своим резко увеличившимся политическим весом любую оппозицию. Понятно, впрочем, что такое развитие событий не в интересах казахстанской власти. Необходимость «вменяемой» оппозиции не может вызывать сомнения ни у одного серьезного политика.

Именно исходя из «вызова» со стороны консолидированной «партии власти», оппозиция в Казахстане, для того, чтобы стать конкурентоспособной и сильной, должна четко уловить наметившуюся тенденцию и качественно перестроить свою работу, усилив межпартийное взаимодействие внутри оппозиции.

На партийном поле должна возникнуть сильная и конструктивная оппозиционная партия, которая бы, как и правящая партия, была нацелена на реализацию общенациональной стратегии, выступала в качестве своеобразного механизма контроля за действиями власти. Такая легитимная оппозиция может, наконец, стать системным элементом политической системы и, работая в парламенте и других представительных органах власти, находиться под защитой специального закона, как это можно наблюдать, например, в Великобритании, Португалии и других странах.

Хватит ли у казахстанской оппозиции понимания того, что одним критиканством завоевать расположение избирателей с каждым годом все труднее, покажет время. Их российские собратья, особенно из правого лагеря, того, что страна и общество кардинально изменились, к сожалению, не поняли до сих пор...

Обновляющаяся и существенно укрепляющая свои позиции партия «Отан» способна повысить устойчивость политической системы в контексте будущей легитимной передачи власти в Казахстане.

Объединение на базе «Отана» провластных партий может иметь далеко идущие стратегические последствия, в том числе в контексте 2012 года, когда в стране пройдут очередные президентские выборы.

Несмотря на сегодняшнее успешное экономическое и внутриполитическое развитие республики, на усиление «веса» Казахстана в мировой политике, нельзя отрицать того, что в казахстанском обществе имеется элемент серьезного беспокойства. И основные вопросы, которые беспокоят казахстанцев, можно сформулировать просто: кто станет преемником Нурсултана Назарбаева, по каким правилам станем тогда жить и что будет со страной в перспективе?

Ясно, что какие-то «оранжевые сценарии» в ближайшем будущем стране не грозят, но новейшая история постсоветского пространства уже не раз доказывала, что именно в переходные периоды, в моменты неустойчивости высшей власти, и происходят различные потрясения. В сильных президентских республиках процесс перехода власти, как правило, сопряжен с рисками нестабильности, разбалансировки отношений между элитами, резким ростом конкуренции на партийном поле. В этой связи доминантная партия, которая во главу угла ставит общенациональные интересы, может помочь обеспечить преемственность проводимого политического курса, выступить в роли «стабилизатора».

Сегодня на кону - политическая стабильность в обществе, безопасность государства и перспективы дальнейшего развития Казахстана как суверенного государства. И, ясно, что провластным партиям надо объединяться не ради чьих-то амбиций, а именно вокруг этих целей.




Укрощение строптивой, или Как Даригу Нурсултановну посадили в… «Отан»

07.07.2006. Республика (Казахстан)

Мухаметжан Адилов

В одном из предыдущих обзоров мы прогнозировали, что политическое лето 2006 года будет жарким, а течение внутриполитической жизни убыстрится. Так оно и случилось. Объединение двух партий-монстров, «Отана» и «Асара», произошло быстрее, чем журналисты и политологи успели прокомментировать искренние намерения сторон.

После внеочередных и скоропостижных съездов сливающихся партий стало очевидно, что единственная уступка, который сделал президент старшей дочери, – это возможность сохранить политическое лицо. Ведь формально именно лидер «Асара» проявила инициативу по объединению попрезидентских сил, первая высказалась по вопросу, какой должна быть новая партия, а на съезде «Отана» была объявлена одним из заместителей главы государства по партийной линии.

Победил отец

Однако не все так хорошо в Доме Назарбаевых. Анализ поведения и публичных выступлений как Нурсултана Абишевича, так и его старшей дочери с зятем свидетельствуют об этом. Обращает на себя внимание активное участие журналистских коллективов газет и телеканалов, близких к этой паре, в акциях против президентских поправок в законодательство о СМИ.

А публичный демарш первого вице-министра иностранных дел Рахата АЛИЕВА? Ведь он не только раскритиковал скандальный законопроект, подготовленный его коллегой Ертысбаевым и одобренный правительством, но и обвинил некие силы в срыве планов Казахстана возглавить ОБСЕ в 2009 году.

Такого в Казахстане не было с 2001 года. Но, как и тогда, в некоем противостоянии между Папой и Дочерью, пока носящем скорее личностный, максимум мировоззренческий, нежели политический характер, несомненно, победил Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Буквально за короткое время от Дариги Нурсултановны и Рахата Мухтаровича как самостоятельной силы остались только воспоминания.

ЗАО «Хабар» перешло под прямой контроль Администрации президента, что фигурально было обозначено избранием Мухтара Кул-МухаМмеда председателем совета директоров медиахолдинга и уходом креатур Дариги на вторые-третьи роли, а партия «Асар» оказалась влитой в «Отан». В результате вся политическая мощь старшей дочери главы государства оказалась сведенной к родственным отношениям с ним.

Однако сбрасывать со счетов группу Дариги – Рахата не стоит. Они по-прежнему являются частью окружения президента и контролируют значительные медиа- и бизнес-ресурсы. Вопрос в том, смирятся ли они с тем местом, которое им отвел глава государства? Согласятся ли играть по установленным им правилам? Это мы узнаем из дальнейшего развития событий.

Очевидно, что посадить за решетку свою дочь и зятя глава государства не рискнет ни при каких обстоятельствах. Но перечень его аргументов в политической дискуссии с родственниками широк – их бизнес может быть отобран или ограничен, посажен за решетку кто-нибудь из знаковых доверенных лиц, а сам старший зять отправлен служить стране куда-нибудь подальше от Родины, к примеру в Бразилию…

«Повесить» одних в назидание другим

На сегодняшний день пока ничто не указывает, что Дарига Нурсултановна способна на открытое сопротивление отцу. Но кое-что все-таки говорит об обратном.

Так, в своем ставшем знаменитом докладе на съезде «Асара» она четко выразила собственное видение того, какой должна быть новая партия. И это ее видение сильно отличается от мнения отца. Руководство «Асара» и мажилисмены – члены фракции до последнего дня сопротивлялись слиянию, ссылаясь на законодательные препоны. Да и свою речь на съезде «Отана» Дарига Назарбаева завершила призывом «Асар!».

Проговорился об этом и Нурсултан Назарбаев. В его выступлении (не в том, что было официально разослано пресс-службой президента, а в реальном, зафиксированном телеканалами) есть слова, что дочь приходила к нему и беспокоилась по поводу позиции членов партии, проектов «Асара» и имиджа партии в целом. На что президент предложил ей объяснить будущее слияние тем, что «Асар» выполнил порученную миссию и теперь «возвращается к отцу».

Логика действий главы государства по отношению к родственникам понятна и безупречна. Среди «баронов», окружающих Назарбаева, старшая дочь и зять были самыми видными, сильными и самостоятельными. В условиях, когда консолидация элиты вокруг президента стала делом не просто первоочередным, а жизненно необходимым, Нурсултан Назарбаев просто не мог уступить ни миллиметра.

Результатом политической необходимости стали и аномальная политическая смелость Ермухамета Ертысбаева, и ничем не мотивированное слияние партий «Отан» и «Асар» в гигантское и неуклюжее образование. Как выяснилось, и то и другое имело своей целью связать руки Дариге и ввести ее в рамки «Отана».

Теперь становится понятной активность акимов областей, которые дружными рядами начали вступать в ряды главной пропрезидентской партии и, более того, как один возглавили ее областные организации. Старшая дочь президента с ее повышенной политической активностью, самостоятельностью и высокими родственными связями оказалась изолированной. От партийных масс, включая бывших ее соратников по «Асару», – первыми руководителями областного звена партии, по совместительству подчиняющимися Администрации президента. От центральных органов и аппарата «Отана» – двумя другими заместителями председателя.

Родная кровь – не водица

Однако статус-кво, образовавшийся в настоящий момент и выразившийся в признании Даригой своего поражения, может быть достаточно быстро нарушен. Как самим Назарбаевым, который сам или по подсказке оппонентов дочери сочтет ее покорность неполной, так и окружением президента, которое вполне захочет передела в свою пользу. Все это может подтолкнуть Даригу Нурсултановну на некий шаг, который выведет противостояние с отцом на новый, уже политический уровень.

Такой соломинкой может стать превышение предела допустимого политического прессинга со стороны министра культуры и информации. Пока г-н Ертысбаев очень грамотно выстраивает атаку на Даригу, красиво маскируясь под выразителя общественных интересов, патриота и государственника. Особенно показательно в этом смысле его последнее интервью газете «Время».

Передергивая факты (в частности отрицая, что в проекте закона, подготовленном его ведомством, была норма о принуждении газет иметь некий резервный фонд в сумме около 40 тысяч долларов для удовлетворения судебных исков о защите чести и достоинства) и демонстрируя, что основной удар наносится против монопольной группы в лице ЗАО «Хабар» и его непоименованных частных совладельцев, непопулярный министр ищет поддержки общественности.

Однако непредвзятый анализ поправок в законодательство о СМИ показывает, что они практически не могут быть использованы им в борьбе с главной опорой Дочери – телеканалами. Зато отлично годятся для удушения печатных СМИ. Хитромудрый (надеюсь, за это определение нас не привлекут к ответственности) Ермухамет Кабидинович, похоже, пытается справиться со своими оппонентами или жертвами по очереди. Но уже очевидно, что выбранная им траектория атаки через медиахолдинг старшей дочери президента прямиком направлена в независимые СМИ.

Но на месте Ертысбаева мы бы не были так спокойны. Опыт 2001-2002 годов показывает, что родная кровь все же важнее, чем возможные политические разногласия. И, помнится, тогда Нурсултан Абишевич сначала сдал старшего зятя, а потом все же взял его под защиту. И произошло это именно тогда, когда оппоненты не удовлетворились формальным отстранением Рахата Мухтаровича от власти и попытались зафиксировать победу над членом клана Назарбаевых.

Не исключено, что толчком к контратаке группы Рахат Алиев – Дарига Назарбаева могут стать итоги судебного процесса по делу об убийстве Алтынбека САРСЕНБАЕВА, если будет подтверждена версия о причастности к нему некоего очень влиятельного человека. Или неуклюжие действия какого-нибудь акима, который посчитает возможным для себя провести перераспределение земельных участков.

В любом случае исчезновение с поля старшей дочери и ее мужа как политической силы не в интересах главы государства. Ведь его политическая живучесть во многом определяется умением балансировать между несколькими ведущими кланами. И если сегодня он кого-то ослабил и отодвинул от себя, то завтра может придвинуть и усилить хотя бы для того, чтобы уравновесить другого, ставшего слишком могущественным.

Каждый – про свое

Как бы то ни было, уже не демократическая оппозиция, а член семьи и ближайшего окружения президента становится самой большой проблемой правящей элиты. Тем самым политический процесс возвращается в 1997-98 годы, когда эту роль сыграл бывший премьер-министр Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН, плоть от плоти назарбаевского режима, ставший в силу политических амбиций и логики борьбы за власть его злейшим оппонентом.

Что же касается надежд услышать на съезде «Отана» стратегические, судьбоносные мысли и решения президента, то они не оправдались. Если попытаться пересказать выступление Нурсултана Назарбаева несколькими словами, то можно сказать так: суперпрезидент надеется, во-первых, вырастить из «Отана» подпорку своему режиму, во-вторых, частично перенести проблему балансировки групп влияния в своем окружении в партию, в-третьих, создать в лице партии противовес государственному аппарату.

Кстати, собственная дочь и заместитель по партии главу государства и «Отана» не услышала. Назарбаев говорил о том, что объединяет «Отан» и «Асар», Дарига же назвала пропрезидентский лагерь конгломератом разных сил. Президент говорил о внутрифракционной и внутрипартийной дисциплине, Дарига отстаивала право своих бывших однопартийцев быть другими. Назарбаев уповал на то, что «Отан» станет его опорой, Дарига фиксировала, что это не так и что уровень доверия к лидеру партии намного выше, чем к самой партии.

Дочь президента еще раз высказала свое особое мнение – «Отан» не должен превратиться в КПСС, а унаследовать не только членов, но и программы «Асара» и вообще стать сложением лучшего, а не их могилой. На фоне подобных высказываний заключительными словами Дариги Нурсултановны о великости ее отца можно пренебречь. Потому что они сродни выступлениям членов Политбюро ЦК КПСС о верности делу Ленина и признании выдающихся заслуг товарища Сталина (Хрущева, Брежнева и т.д.).

То есть это больше похоже на маскировку с целью выжить. И, может, стать самой первой.




"Возвращение блудной дочери"

06.07.2006. Немецкая волна

З.Козыбаева

Партия «Асар», возглавляемая старшей дочерью президента Казахстана Даригой Назарбаевой, присоединится к партии «Отан», председателем которой является глава казахстанского государства.

На внутриполитической арене Казахстана произошло значительное событие. Республиканская партия «Асар», возглавляемая старшей дочерью президента страны Даригой Назарбаевой, приняла решение о своей реорганизации путем присоединения к партии «Отан», председателем которой в свою очередь является глава казахстанского государства.

С подробностями Зарина Козыбаева.

Решение о присоединении партии «Асар» к президентской партии «Отан» было принято на внеочередном IX съезде партии главы государства Нурсултана Назарбаева. Лидера партии «Асар», дочь Назарбаева Дарига, сказала, что одной из важнейших их задач было создание такой партии, с которой «не могла бы конкурировать никакая другая в ближайших 50 лет».

В свою очередь, открывая съезд партии «Отан» Нурсултан Назарбаев отметил, что считает объединение двух партий, находящихся на одних политических позициях вполне логичным. Цитирую слова президента из сообщения агентства "Интерфакс": «Я сказал ей: Скажи «асаровцам» - нас направили выполнить конкретную боевую задачу. Мы выполнили и вернулись к отцу», конец цитаты.

А вот следующая:

- Партия сложилась, как группа товарищей, которые были вместе, со своим лидером. Проводили работу самостоятельную. И такое решение, ради блага народа, учитывая позицию сегодняшнего дня, было не простое.

Отныне заместителями председателя партии «Отан» станут Бахытжан Жумагулов, Дарига Назарбаева и Александр Павлов. В политсовет партии объединенной партии «Отан» войдут в равном количестве представители обеих партий «Отан» и «Асар». В связи с этим президент Назарбаев заметил, что отныне не должно быть никаких делений между членами этих партий.

Правда, наблюдатели все же ожидают борьбу за отдельные должности. Прежде всего, потому, что решение об объединении партий «Асар» и «Отан» было принято кулуарно и всех рядовых членов поставили перед фактом.

Помимо планов создания сверхмощной партии власти, как говорится, «на века», у объединения есть и краткосрочная цель, считает политолог Эдуард Полетаев. Это - победа на предстоящих парламентских выборах:

- Партию Дариги Назарбаевой «Асар» нельзя было назвать аутсайдером ни до, ни после парламентских или президентских выборов, ни с самого начала, когда она возникала, ни сейчас. На нашем партийном поле всегда были партии, которые по своим информационным, финансовым и кадровым ресурсам находились позади партии «Асар».

Поэтому нельзя говорить о том, что «Асар» пошла на объединение исключительно из-за того, чтобы спасти свою репутацию от возможного провала на парламентских выборах. Цель власти – это, понятно, получить легитимную основу для проведения дальнейших каких-то преобразований и получить единогласную поддержку большинства, для того, чтобы не было возможного критиканства со стороны.

Как заметил Эдуард Полетаев, ситуация слияния конъюнктурной партии «Асар», появившейся перед парламентскими выборами 2005 года и «правопреемницы» КПСС партии «Отан», происходит по примеру слияния «Отечества» и «Всей России» в провластного гиганта «Единая Россия».

Не исключено, предположил политолог, что накануне довыборов в парламент в республике объединят свои усилия и другие политические организации. По крайней мере, президент Назарбаев прямо на съезде партии «Отан» предложил объединенной партии провести переговоры с участниками коалиции, работавшими на минувших президентских выборах. Ими являются Гражданская и Аграрная партии и партия «Руханият».




На встречных курсах, или Почему казахстанский внешнеполитический курс так нравится Америке

07.07.2006. Деловая неделя (Казахстан)

Юрий Сигов (Вашингтон)

Касымжомарт Токаев, занимающийся подготовкой визита президента Назарбаева в США, не может не знать, насколько такие вещи могут быть полезны для карьеры

Казахстанско-американские отношения входят в новую фазу двустороннего сотрудничества, все больше усиливая политическую составляющую и все активнее развивая региональный формат связей между Астаной и Вашингтоном. Вслед за многочисленными визитами на беспрецедентно высоком уровне для этого региона, которые нанесли только в этом году в Казахстан ведущие американские политики и высокопоставленные чиновники, пришел черед "глубокого политического реверанса" в сторону Америки с казахстанской стороны.

В эти дни в Вашингтоне с визитом находится министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, которого в американской столице видят чаще, чем всех его коллег по странам СНГ вместе взятых. Так, если взять министров иностранных дел стран - непосредственных географических соседей Казахстана, то, к примеру, глава внешнеполитического ведомства Туркменистана за последние пять лет был в Вашингтоне лишь полдня, а министры из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в последние годы не заезжают не только в Вашингтон, но и вообще в Америку.

Трудно также себе даже представить, чтобы сегодня такие ключевые фигуры в белодомовской администрации, как госсекретарь США Кондолиза Райс или вице-президент страны Дик Чейни, наносили бы официальные визиты в Ташкент, Ашхабад и даже прежде лелеемый в Вашингтоне как "проамериканский и демократический" Бишкек. А вот Астана подобных "звучных заездов" первых лиц американского государства удостоилась. И теперь, как следует из высказываний официальных лиц в Белом доме и госдепартаменте Соединенных Штатов, отношения между Астаной и Вашингтоном планируется поднять на качественно новый уровень, а именно: перевести их в плоскость "полномасштабного союзничества" в Центральной Азии.

Показательно, что когда недавно посол Казахстана в США Канат Саудабаев устраивал прием для американских дипломатов и чиновников в здании посольства на 16-й улице в Вашингтоне, то в своем выступлении он как бы невзначай упомянул о том, что "сегодня у вас (то есть у Америки) более верного и надежного союзника и друга в Центрально-Азиатском регионе нет". Присутствовавшие на приеме американские официальные лица, уплетая за обе щеки аппетитные манты, как мне показалось, пропустили этот пассаж мимо ушей. А зря. Потому как уже сегодня именно на эту "верную дружбу" с Казахстаном и будут по самому крупному счету делать ставку и госдепартамент, и Пентагон, и деловые круги Соединенных Штатов Америки.

Дружите с нами и показывайте пример своим соседям.

Официальной целью визита господина Токаева в США является подготовка визита президента Казахстана в Вашингтон. В ходе своего посещения Соединенных Штатов министр иностранных дел РК будет принят госсекретарем США Райс, советником президента по национальной безопасности Хедли и новым торговым представителем Соединенных Штатов Шваб.

Казахстанский министр также выступит с программной речью об основных принципах и направлениях внешней политики Казахстана. Это выступление Токаева пройдет перед представительной аудиторией американских дипломатов, политологов и бизнесменов, причем мероприятие это организовано при участии Деловой ассоциации США-Казахстан, а местом его проведения станет факультет международных отношений имени Джона Хопкинса в Вашингтоне.

Поскольку своего рода презентация "нового курса казахстанской дипломатии" пройдет в Вашингтоне поздно вечером в четверг, когда в Алматы и Астане будет уже утро пятницы, то подробный рассказ о визите Токаева в США и отклики на него вы сможете прочитать в следующем номере "ДН".

Интересно, что в качестве спонсоров речи министра иностранных дел Казахстана выступили два американских нефтяных гиганта - Shevron и ConocoPhillips, давно уже участвующие в добыче нефти на Каспии, а также мировой лидер в доставке почты и различных товаров на дальние расстояния, компания FedEx Express.

В преддверии визита в Вашингтон министра иностранных дел Казахстана американские политологи именно господина Токаева представляют в Соединенных Штатах в качестве главного стратега так называемой политики "международной балансировки" Казахстана между Россией, Китаем и Соединенными Штатами. По мнению американских аналитиков, именно Токаев убедил в свое время непосредственного начальника - президента Назарбаева - с помощью подобной "аккуратной ходьбы по тонкой международной проволоке" и всех этих трех ведущих мировых игроков одновременно самим решать собственные национальные насущные проблемы - как внутри Казахстана, так и за его рубежами.

Кстати, эту идею "тонкого баланса" Казахстана в мировых делах господин Токаев впервые озвучил еще в 1997 году. Правда, с того момента много воды в международных отношениях утекло, претерпели определенные изменения и внешняя политика Казахстана, и отношение к республике в кулуарах администрации Белого дома. А сегодня ведущие американские эксперты все больше склоняются к тому, чтобы рассматривать подобный "сбалансированный" политический курс Казахстана как своего рода "идеальную модель", пригодную, по мнению Вашингтона, для формирования внешней политики всех государств Центрально-Азиатского региона.

Также символично, что представлять министра иностранных дел Казахстана перед его выступлением в Вашингтоне будет бывший заместитель госсекретаря США по евразийским делам и экс-посол Соединенных Штатов в Казахстане Элизабет Джонс. Она в свое время активно посылала в Вашингтон дипломатические депеши с просьбой "внимательней" относиться к Казахстану и еще в свою бытность послом в Казахстане предсказывала установление тесных политических связей (а не только чисто экономического партнерства) между Соединенными Штатами и этой центральноазиатской республикой.

Кому демократия, а кому и к саммиту нужно готовиться

Как известно, нынешний визит министра иностранных дел Казахстана в США проходит накануне первой за последнее время встречи между президентом Казахстана Назарбаевым и президентом Соединенных Штатов Бушем. Такая встреча (пусть даже на несколько минут) состоится уже совсем скоро - в ходе саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в середине июля. Казахстан, правда, к этой "элитной тусовке" никакого отношения не имеет (наверное, для Астаны это даже к лучшему), зато казахстанского президента пригласил в Питер лично его российский коллега Путин в качестве главы СНГ.

Поскольку различные варианты возможных переговоров и встречи на высшем уровне между Казахстаном и Соединенными Штатами прорабатываются и обсуждаются достаточно давно, то даже возможное мини-рандеву между Назарбаевым и Бушем будет для казахстанского лидера крайне важным и полезным.

Вроде бы с точки зрения логики мировой дипломатии вполне естественно после того, как Казахстан посетило второе лицо в американской администрации (Дик Чейни), поднять, наконец, двусторонние отношения на самый верхний уровень - то бишь устроить долгожданный саммит двух президентов. Но вот этот самый "последний и решительный шаг" в отношениях Астаны и Вашингтона, как оказалось, сделать до сих пор было не так-то просто.

Прежде всего хочу еще раз упомянуть о той самой "тонкой региональной балансировке", курс на которую активно проводит руководство Казахстана. Поначалу американцам крайне не нравилось то, что Назарбаев чуть ли не в одной упряжке вместе с Путиным и лидерами КНР выступает за укрепление экономического, политического и, что особенно чувствительно для Вашингтона, военного сотрудничества с Пекином и Москвой в регионе (особенно раздражает американцев зашедшая уже очень далеко казахстанско-российско-китайская игра в ШОС). Однако затем в Белом доме разумно решили, что подобная "региональная балансировка по-казахски", при которой, в принципе, реальные американские интересы в Центральной Азии ничуть не страдают, является дальновидной возможностью для Назарбаева и власть в своей собственной стране удерживать, и развивать взаимовыгодное сотрудничество с самыми разными региональными игроками.

Кстати, и казахстанское руководство не скрывает своего удовлетворения тем, что американцы не задирают Астану по каждому поводу в связи с той или иной совместной инициативой Казахстана с Китаем или Россией. Подобное отношение Вашингтона, между прочим, резко контрастирует с реакцией Москвы на те же реверансы Назарбаева в сторону Америки или Китая (особенно на факт присоединения Казахстана к транскаспийской нефтяной трубе, и соглашения с Азербайджаном по поставкам казахстанской нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси-Джейхан).

Есть и еще один интересный момент в отношениях Казахстана и США, который пока диссонирует с общим положительным фоном двусторонних отношений. Как известно, после проведения последних президентских выборов в республике госдепартамент Соединенных Штатов квалифицировал их как "не совсем прозрачные" и "не полностью соответствующие международным нормам". Подобные оценки, правда, Америка дает чуть ли каждым вторым выборам в мире, что, однако, не мешает американцам поддерживать нормальные политические и экономические отношения со всеми "непрозрачными" государствами.

Не является исключением из этого списка и Казахстан. Да, в Вашингтоне крайне внимательно следят за тем, насколько казахстанское руководство соблюдает (или нарушает) те или иные постулаты демократии (в частности, госдепартамент США достаточно критически высказался по поводу принятых поправок к Закону о СМИ в Казахстане). Помнят в Белом доме (и здесь в Астане тоже не надо строить никаких иллюзий) и о так называемом "деле Казахгейт", которое одно время серьезно мешало расширению двусторонних контактов между Астаной и Вашингтоном.

Но есть в американской политике некий цинично-прагматический момент (нравится это кому-то или нет - это уже другой вопрос), который почти всегда и определяет реальный курс Белого дома во взаимоотношениях не только с Казахстаном, но и многими другими странами.

Так складывается ситуация, что сейчас у США на самом деле нет более надежного и верного союзника в Центральной Азии, чем Казахстан. Кое-что, разумеется, администрацию Буша в этой стране не устраивает (те же президентские выборы и вопросы соблюдения общепринятых норм демократии, смею вас уверить - далеко не самые главные раздражительные точки, которые стоят на контроле в Белом доме в отношениях с Астаной).

Вместе с тем никакого желания обострять отношения с Казахстаном по поводу всех этих разногласий в официальном Вашингтоне не имеют. Более того, США устами пресс-секретаря госдепартамента и дальше периодически будут напоминать Астане и всем окружающим о том, что где-то что-то в Казахстане "не совсем демократично". Но почти на сто процентов можно быть уверенным в том, что ни до каких крайностей подобная "мягкая критика" со стороны американцев не дойдет.

То же самое можно предсказать и в отношении планируемого казахстанско-американского саммита. Если два президента хотя бы перекинутся парой добрых слов на предстоящем саммите в Санкт-Петербурге в середине июля, то процессу подготовки возможного визита Назарбаева в Вашингтон в сентябре будет дан "зеленый свет".

А последние подробности насчет того, как резко американцы готовы будут переключить сигнал политического светофора в отношении возможного саммита Назарбаева и Буша, и выяснит в Вашингтоне Касымжомарт Токаев. Думаю, что особых неожиданностей не произойдет и оба лидера после окончания ежегодных заседаний Генеральной Ассамблеи ООН обязательно встретятся: но не "на бегу", как на невских берегах, а с чувством, толком и расстановкой у излучины лениво катящего свои воды вдоль тихих вашингтонских набережных Потомака...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ