Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №180(15.11.2007)
<< Список номеров
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  «РОССИЯ И АБХАЗИЯ: НАВСТРЕЧУ ЕДИНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ»
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Из «продуктов» – в президенты?

02.11.2007. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

По умению договариваться и консолидировать вокруг себя элитные группировки Имангали Нургалиевич – второй политик в стран

В понедельник в Астане состоялось закрытое заседание Совета безопасности, после которого премьер-министр выдал «черные метки» министру по чрезвычайным ситуациям, двум действующим заместителям акима Алматы, двум главам районов и председателю земельного ведомства. Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ уцелел. Более того, несмотря на многочисленные негативные прогнозы о его будущем, в адрес «продукта Назарбаева» прозвучало лишь дежурное: «указать на отдельные упущения в работе акимата».

Результаты работы правительственной комиссии косвенно подтверждают озвученную нами ранее версию: вся эта история была инициирована действующим градоначальником, чтобы переложить ответственность за многочисленные проблемы, связанные с землепользованием в бывшей столице, включая трагедии в Бакае и Шаныраке, на предыдущего акима и его команду. Судя по всему, этот маневр удался. Министр по ЧС оказался в чрезвычайном для государственного человека положении, и его политическое будущее туманно, а Имангали Нургалиевич получил законный повод освободиться от его недобитых клевретов, завершить передел сфер влияния и даже произвести перераспределение отдельных объектов недвижимости в городе.

«Шаром» да в лузу

2007 год в Казахстане можно смело назвать годом Тасмагамбетова. Если бы ученые захотели смоделировать нынешнее политическое руководство Республикой Казахстан, то мы бы предложил им взять за основу бильярд и популярную игру «американка». Только с одной поправкой: вместо двух игроков один – глава нашего государства.

Представьте себе, что народ, как заранее проигравший, загнан под биллиардный стол, и чтобы его услышали и стали принимать в расчет, надо подняться с колен и пробить головой толстое графитовое основание, поверх которого настелено приятного лазурного цвета сукно, склонившись над которым единственный игрок с кием-дубинкой в руках единолично определяет количество и расстановку шаров – фигур влияния, ударами битка может менять их местоположение или вообще загнать в лузу.

Правила игры в этот политический бильярд несложные: стоять там, куда поставили, не делать самостоятельных движений, четко выполнять указания, в случае ошибки терпеть удары битка, понимать движения кия-дубинки и, если тебя изгнали со стола, тихо отсиживаться, пока шеф не возвратит на игровое поле. Попытки уклониться от наказания, а уж тем более самостоятельно поиграть или даже сделать партию могут восприниматься как бунт. И тем более любопытно, что, пожалуй, впервые после бурных событий 2001-2002 гг. один из президентских «шаров» начал действовать не просто самостоятельно, а политически грамотно, точно, расчетливо и результативно.

Вообще г-н Тасмагамбетов – фигура на казахстанском политическом небосводе особенная, отличная от других. В условиях, когда индивидуальность и самостоятельность не приветствуются, он действительно выделяется на общем фоне президентской администрации в широком смысле этого слова. Начиная с того, что он сам окрестил себя «продуктом Назарбаева», на что никто больше не решился, хотя многие наверняка хотели бы, и заканчивая нынешней политической ситуацией в Казахстане, во многом созданной его руками.

Начнем с формальной карьеры: Имангали Нургалиевич прошел все возможные руководящие должности в государственном аппарате, за исключением поста главы государства. Если кто помнит, то он работал министром, вице-премьером, премьер-министром, помощником президента, руководителем администрации президента, государственным секретарем, акимом – и везде был заметен, в том числе общественным мнением. Хотя последнее зачастую не было единодушным, все равно доля поддержки со стороны населения действий Тасмагамбетова всегда была в разы выше, чем у других.

Второй после «ноль первого»

На фоне других высокопоставленных чиновников, хорошо себя проявивших в роли акимов областей, но полностью потерявшихся в качестве министров и вице-премьеров, бывших неплохими руководителями банков и министрами, но оказавшимися неудачными главами правительства, Имангали Нургалиевич выглядит профессионалом высокого полета способным руководить всем, чем можно руководить. Похоже, его сильно выручают в этом самостоятельность мышления, умение принимать нестандартные решения, готовность воспринимать чужое мнение, талант общаться с самыми разными категориями населения при общей верности президенту и выбранной им политике.

Вспомним, как плохо уходил Тасмагамбетов с поста премьер-министра, своей должностью заплатив за введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Тогда мало было людей, верящих, что «продукт Назарбаева» сможет поправить свою рухнувшую карьеру и, самое главное, – репутацию в глазах казахстанцев. Тасмагамбетов смог, продемонстрировав недюжинную политическую выживаемость, и, что любопытно, не только за счет поддержки президента, но и своей активной работой на посту акима города, получившей одобрение граждан.

Необходимо отметить, что сегодня по умению передвигаться по политическому пространству Казахстана без потерь и с максимальным эффектом, способности договариваться и консолидировать вокруг себя элитные группировки Имангали Нургалиевич второй в стране политик после Нурсултана Абишевича. Причем в отличие от последнего он более восприимчив к общественному мнению и более склонен опираться на поддержку граждан. Давайте вспомним, как Тасмагамбетов действовал в Алматы.

Придя после Виктора Храпунова, он сделал очень много, чтобы привести в порядок город: восстановление фонтанов, ремонт дворов, дорог, строительство дорожных развязок, приведение в чувство чиновников, и все это не в единичном масштабе. Следствием стала возросшая поддержка горожан, думаю, на порядок большая, чем у его предшественника. И дело не только в приросте бюджета – ведь о Викторе Вячеславовиче в Восточно-Казахстанской области, которую тот возглавлял в промежуток между акиматством в Алматы и руководством Министерством по чрезвычайным ситуациям, отзывы не столь радужные.

Да, общественное мнение разделилось: кто-то стоит горой за нынешнего алматинского градоначальника, кто-то возлагает на него всю ответственность, и политическую, и моральную, за трагедии Бакая и Шанырака, но равнодушных и не знающих фамилии Тасмагамбетова мало. И это закладывает возможности для его политического роста – когда политика знают, поменять его имидж при соответствующих финансовых, медийных и людских ресурсах несложно.

Победителей не судят

За последний год Тасмагамбетов совершил политический взлет, который мало кто заметил и оценил. В условиях авторитарного общества иерархия политиков определяется в том числе и тем, кто кого «съел» или может «съесть». У кого-то эти возможности, как у бывшего управляющего делами президента Владимира Васильевича Ни, определяются близостью к главе государства, у других – собственным политическим весом, талантами и способностями.

Понятно, что когда страной правит автократ, ни один политик не может пребывать во власти вопреки его воле, но, очевидно, что мера зависимости от Назарбаева у казахстанских государственных деятелей разная и носит скорее обратный характер: чем сильнее человек, тем слабее он зависит от президента и его благоволения, и наоборот. 2007 год стал звездным для Имангали Нургалиевича потому, что, во-первых, ему удалось вытолкнуть с политического ринга двух своих влиятельных противников – Рахата Алиева и Виктора Храпунова, причем каждый раз в условиях, изначально неблагоприятных для него. Во-вторых, удержаться на плаву после событий в Шаныраке и осуждения сестры за вспышку СПИДа в ЮКО.

Вспомним, как начинался «Рахатгейт». Были задержаны руководители «Нурбанка», в том числе двоюродный брат Тасмагамбетова, и сотрудники МВД, попытавшиеся их выручить. Все шло к тому, что их посадят: первых за воровство, вторых за нападение на офис банка. Однако за короткое время Имангали Нургалиевичу удалось найти союзников в политической верхушке страны, причем, судя по всему, – исключительно влиятельных.

К ним можно причислить руководителя администрации президента Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА, управляющего делами президента Булата УТЕМУРАТОВА, посла Казахстана в России Нуртая АБЫКАЕВА, владельца корпорации «Казахмыс» Владимира КИМА, министра внутренних дел Бауржана МУХАМЕДЖАНОВА и многих других.

Результатом консолидации оппонентов Рахата Алиева стала мощная контратака, начавшаяся с показа видеозаписи допроса Абильмажина Гилимова по телеканалу «Астана» и завершающаяся сейчас судебным процессом против организованной преступной группы Алиева-младшего. Но, пожалуй, главным успехом Имангали Тасмагамбетова стало то, что ему и его союзникам удалось навязать Нурсултану Назарбаеву свою видение случившегося. Только это, а отнюдь не негодование общественности произволом старшего президентского зятя, обеспечило падение Рахата Мухтаровича.

В итоге Рахат Алиев отсиживается в Австрии, воюя с бывшим тестем в интернет-пространстве, Дарига Назарбаева осталась без медиаимперии и утешается пакетом акций «Нурбанка», а Имангали Нургалиевич приобрел неофициальный статус победителя бывшего зятя, что, учитывая прежний вес венского сидельца, еще раз подтверждает: Тасмагамбетов второй в стране после Назарбаева.

Первый среди равных

Свой успех Тасмагамбетов развил во второй половине года. Не имеет значения, кто положил на стол президенту информацию о нарушениях в застройке берегов рек и природоохранных зон в Алматы – сам «продукт Назарбаева» или его недоброжелатели. Важен результат: вместо того чтобы выбить акима Алматы из кресла, гнев Нурсултана Абишевича обошел его, поразив Виктора Храпунова и других чиновников пониже рангом.

Возникает вопрос, почему? Возможно, Тасмагамбетов снова филигранно сманеврировал, подставив под удар предшественника, но не исключено что Назарбаев просто не решился наказать человека, свалившего его влиятельнейшего зятя, дабы не множить количество своих открытых и тайных оппонентов.

А то, что Тасмагамбетов может стать хорошим и сильным врагом, уже очевидно – у него есть харизма, положительный имидж в глазах населения, деньги, медийные ресурсы, влиятельнейшие союзники в политической верхушке страны и, самое главное, – самостоятельность в политике.

Это означает, что отныне и вовеки веков Имангали Нургалиевич не просто «продукт Назарбаева», он еще и его соратник. Этим не могут похвастаться все остальные приближенные главы государства – они всегда сзади и ведомые, и только Тасмагамбетов может в трудную минуту стать плечом к плечу с президентом и взять на себя дополнительную ответственность. То есть сегодня он уже первый среди равных, и полунасмешливое прозвище «продукт Назарбаева», не исключено, станет пророческим.




Против президента - значит, против государства

09.11.2007. Взгляд (Казахстан)

Елена Тихомирова

Никакой европейский костюм не изменит байскую сущность

Прошедшие реформы, которые по замыслу центральной власти должны были стать венцом укрепления всех ее позиций, не избавили полит-бомонд от многочисленных конфликтов. Вытесненная с официального политического поля оппозиция также не может чувствовать себя в безопасности. По мнению заместителя директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Ильяса Карсакова, отставки в чиновничьей среде и усилившееся давление на СМИ связаны, по крайней мере, в одной точке. Власть становится все более байской, все менее демократичной, и европейские костюмы не могут прикрыть ее истинного лика - лика автократии. Последние полгода мы едва ли не еженедельно наблюдаем масштабные скандалы, становимся свидетелями того, как летят головы и рушатся карьеры, но громкие отставки не вносят ничего принципиально нового в нашу жизнь. Многочисленные проблемы лишь загоняются вглубь, а сверху их прикрывает толстый слой лака политических интриг и парадных рапортов. В дальнейшем нам еще придется столкнуться с жесточайшими катаклизмами, полагает политолог, ибо аппаратные игры лишь навели глянец на невскрытый гнойник.

Не можешь быть президентом – уходи

- Каков, на ваш взгляд, подтекст по¬следних отставок в МЧС и Алматин¬ском акимате? Можно ли расценить это как победу центральной власти, решившей сложную задачу, имеющую как политическое, так и социальное значение? Или, попросту говоря, аким Тасмагамбетов вышел сухим из воды?

- Прежде всего, стоит отметить, что Алматы очень сильно отличается от других регионов Казахстана - это самый обеспеченный город республики с высокими доходами населения. И здесь проблема в очень ярко выраженной социальной дифференциации, в том числе здесь же наиболее многочисленный «средний класс».

Именно в Алматы новые явления казахстанской жизни - массовая застройка жилья, борьба властных элит - наиболее ярко проявляются. Нынешний аким города пришел в кабинет на площади Независимости в менее благоприятных условиях, в конце 2004 года, и за это время он достаточно хорошо поработал над своим имиджем и имиджем мегаполиса. Я имею в виду развитие инфраструктуры города, транспортные развязки, ремонт внутридворовых участков, упорядочение движения на магистралях - это с одной стороны. А с другой - это зимние Олимпийские игры, Азиада-2011.

Но есть и негативные моменты. Именно при Тасмагамбетове цены в Алматы стали выше среднеевропейского уровня, очень резко подорожала недвижимость, а владельцы прежде никому не нужной земли стали миллионерами. И возникшие проблемы - снос самовольных застроек в «Шаныраке» и «Бакае», конфликт правоохранительных органов с населением - также негативно отразились на имидже акима. Соответственно возросшее недовольство привело к инициированию комиссии, поработавшей в городе и вы¬явившей ряд нарушений.

Но Тасмагамбетов как опытный политик и администратор сумел доказать, что в той ситуации, которая сложилась сегодня в Алматы, он не виноват. Виноваты его предшественники - он смог это доказать как в юридическом, так и политическом контексте. Не он давал разрешения, не он строил эти дома, а, скорее, частные инвесторы. Он показал, что, с одной стороны, он сторонник правового государства, а с другой - защитник института частной собственности. Государство просто так не может забрать землю, владелец должен получить компенсацию. И государство отбирает землю не только у бедных, но и у богатых. В этом плане он нашел достаточно рациональный выход из безвыходного положения. Об этом уже много писали.

Я бы еще отметил саму личность Тасмагамбетова, его карьеру, ведь он фактически занимал все ключевые посты в государстве кроме президентского, и его влияние на политическую элиту Казахстана, его «вес» намного больше, чем у Храпунова, покойного Нуркадилова или кого-то иного из его предшественников. И, наверняка, если бы на должности акима Алматы был другой человек, то его бы сняли.

- Я часто слышу утверждения, что имидж акима, а его усилия в преобразовании инфраструктуры трудно отрицать, все-таки носит показушный, поверхностный характер. Более того, ни развязки, ни отряды полицейских с жезлами, каждодневно регулирующих движение, проблему пробок не решили и не решат - так что, возможно, это дорогостоящий рекламный ход, призванный пустить пыль в глаза. Кроме того, совсем недавно одна газета «раскопала» факты присвоения земельных участков уже в 2006 году, когда ни Храпунов, ни Нуркадилов не имели отношения к дележке «алматинского пирога». Эти данные укрылись от ока проверяющей комиссии?

- Все знают, что большинство участков в престижных районах города оформлены на подставных лиц. Если смотреть по документам, то в большинстве случаев это мало известные фамилии. Но осведомленные люди знают, кому принадлежат эти земли, - в их числе и те, кто входит в состав комиссии. Это высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены. Сами себя они едва ль будут наказывать. Такие факты были скрыты от общественности или закамуфлированы. Были опубликованы отдельные списки, которые простому обывателю ни о чем не говорят.

А по поводу дутости рейтинга я бы сказал, что особенность политической системы Казахстана в том, что реальный рейтинг имеет только действующий глава государства. Все остальные политики по отношению к президенту вторичны, и их карьера так или иначе зависит от воли главы государства. У нас политическое соревнование очень ограничено. Нет возможности, как в странах Западной Европы или в России, увеличить собственный рейтинг, не вступая в конфронтацию или конкуренцию с президентом.

Критика президентского курса у нас чревата последующей отставкой и уходом в оппозицию. А тот же Жириновский или другие представители российской элиты вполне могут критиковать Путина, а во времена Ельцина критика вообще была повсеместной. Многие политические лидеры спокойно говорили главе государства: если ты не можешь быть президентом, - уходи.

В казахстанских условиях это нереально. И соответственно каждый аким или министр вторичен, его «харизма» зависит не от выполнения прямых обязанностей, а от воли президента или его администрации. Возьмем нынешнего премьер-министра, который заявил, что не в его компетенции уволить своего подчиненного Виктора Храпунова, он об этом просит президента. Если подумать, то почему премьеру требуется для этого разрешение? В прошлом мы имели и более масштабные случаи подобного отношения.

В 2001 году, при кризисе, связанном с образованием ДВК, премьер-министр Касымжомарт Токаев, который имел рейтинг более высокий, чем у Масимова, просил президента отстранить от должности Байменова, Жандосова и других. Хотя они были его прямыми подчиненными, он не мог уволить их сам. Все ветви государственной власти у нас несамодостаточны, все зависят от воли президента. Нет институциональных правил игры, мы играем в неформальном поле, где существует принцип: кто против президента - тот против государства.

- У меня назревал вопрос о том, не может ли Тасмагамбетов быть лишь верхушкой айсберга в каком-то мощном лобби, но рассуждения о «третьей силе» в свете сказанного будут выглядеть странно.

- Казахстанское политическое поле гораздо более простое, чем принято считать. Нашу элиту можно условно разделить на администраторов и политиков. Послед¬них можно пересчитать по пальцам. Что касается администраторов, то их рейтинг высок только до тех пор, пока они занимают определенную должность. Стоит их отправить в отставку, рейтинг катастрофически падает, через несколько месяцев про них забывают. Но если отстранить от должности политика, то его влияние сохраняется, он не зависим от поста. А степень влияния определяется только лишь способностью лавировать по отношению к президенту, администрации и его ближайшему окружению. В таких условиях «третьей силе» развиться не на чем. Что мы и увидели на примере Тасмагамбетова - он сумел найти решение, устраивающее большинство.

- Как вы считаете, насколько повлияет решение об отставках Храпунова и заместителей акима Алматы на общественное мнение и наболевшие социальные проблемы? Не выглядит ли в данном случае президентская власть слабой, не добившейся желаемого результата?

- Президентская вертикаль достаточно сильна - это единственная структура, которая соответствует в реальности понятию «власть». В какой-то мере отставки связаны с начатыми политическими реформами, которые обсуждались еще на ПДС и НКВД, а теперь видоизмененные идеи оппозиции власть претворяет в жизнь.

Предложения так или иначе реализуются, но не в том темпе, в котором бы хотелось. Наша власть считает, что очень быстрые реформы могут нарушить стабильность и согласие, существующие в нашем обществе, при этом забывая, что стабильность, если она превращается в статику и застой, очень быстро нарушается. Чтобы просто стоять на месте, нужно двигаться вперед.

Наши соседи не стоят на месте, но я бы предпочел сравнивать успехи не с Узбекистаном или Таджикистаном, а с Китаем или Россией. Ведь, если анализировать достижения Казахстана с этой точки зрения, многие успехи просто померкнут. Отставки - пробный шар на реакцию населения и элиты на маленькую попытку борьбы с коррупцией. Если реакция будет положительной, то государство предпримет новые шаги и будет подходить более жестко. Это одна версия. Другая заключается в том, что в этом месте назрел нарыв, который нужно было хирургическим вмешательством вскрыть, а ни о какой серьезной борьбе с коррупцией речь не идет.

Я не знаю, почему наша оппозиция сейчас молчит, хотя по идее именно в сфере борьбы с коррупцией можно найти точки соприкосновения с государством. И проявить ту активность, которую оппозиционеры проявляли в предвыборный период. Но лидеры предпочитают занимать выжидательную позицию, а так как они совершенно не работают с населением, вывод закономерен. Население не информировано или дезинформировано.

Язву прикрыли лаком

- Но гнойник не вскрыт. Разве отставка Храпунова, действиями которого последние три года особенно никто не интересовался, или отставки его бывших замов смогут решить проблему «Шанырака»? Предотвратят новые самозахваты или покупку земель за взятку? Снизят социальную напряженность?

- Ситуация будет нагнетаться. Казахстан занимает большую территорию, но земли, пригодной для проживания, очень мало. Эта проблема может решиться только с развитием малых городов и перераспределением ресурсов, созданием рабочих мест, условий для жизни в малых городах и селах. Чтобы в тех же Текели, Иссыке, Талдыкоргане можно было зарабатывать такие же деньги, как в Алматы и Астане, чтобы население было заинтересовано в сельском хозяйстве. Только в этом случае не будет массовой миграции в крупные города.

После развала СССР никаких крупных проектов по развитию социальной структуры не предпринималось, строительные компании заняты бизнес-центрами и административными зданиями на левом берегу Ишима. Не строятся дешевые жилые дома, больницы и школы - мы продолжаем пользоваться советским потенциалом, который безнадежно устарел, нам давно его не хватает. В сочетании с тотальной коррупцией можно хоть каждый месяц отправлять чиновников в отставку. Коренным образом это проблемы не решит.

- Как вы верно заметили, оппозиция после выборов несколько подавлена, и это мешает консолидированному вы¬ступлению против популистских решений власти. Чем же тогда объяснить усилившееся в последнее время давление на оппозиционные СМИ? И некую избирательность министра Ертысбаева, который налаживает диалог с одними своими «подопечными» и игнорирует других?

- Думаю, ответ кроется в самой личности Ертысбаева. По роду деятельности я исследовал его работы. Даже когда он был депутатом Верховного Совета, даже когда якобы находился в оппозиции и занимал пост сопредседателя Социалистической партии, критиковал президента, он не был демократом. Он был сторонником «жесткой руки» и авторитаризма. Этот вывод сделан из его работ, в которых он называл парламент не демократическим институтом, а простой говорильней, забалтыванием проблемы. Господин Ертысбаев умеет очень хорошо говорить и аргументировать, но в глубине души он апологет просвещенного авторитаризма.

- Можно резюмировать, что министр просто показал власть?

- Да-да. Эдакий просвещенный бай. Показал просвещенное байство: как бы он ни говорил о своей интеллигентности, все-таки пережитки феодального строя у казахской элиты проявляются повсеместно. Чтобы от этого избавиться, должны смениться 2-3 генерации политиков. Из грязи в князи попасть очень сложно. И никакой европейский костюм или смокинг не изменят внутреннюю сущность.




А Алма-Ате начинается процесс по так называемому «делу Алиева»

09.11.2007. Немецкая волна

Михаил Бушуев (Бонн)

Бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев заочно предстанет перед судом по целому ряду обвинений, в том числе в причастности к похищению руководителей казахстанского «Нурбанка», ранее подконтрольного ему.

Бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев обвиняется в хищении чужого имущества и ряда других преступлений, совершенных в составе организованной преступной группы. Алиев подозревается в причастности к похищению руководителей казахстанского банка «Нурбанк», ранее подконтрольного ему. Всего по «делу Алиева» проходят 26 человек, в том числе и бывший глава Комитета национальной безопасности Казахстана Альнур Мусаев. Процесс начнется в суде №1 Алмалинского района города Алма-Аты. Как сообщили агентству «Интерфакс» в суде, председателем по делу назначен Нурдилла Сеитов, сам процесс будет открытым. Поскольку Рахат Алиев, а также четверо приближенных к нему людей находятся за пределами Казахстана, то суд над ними пройдет заочно, что законодательство республики разрешает. Как известно, в августе Австрия отказала властям страны в выдаче бывшего посла на родину. Ситуацию, сложившуюся вокруг него в Казахстане и начинающийся судебный процесс, сам Рахат Алиев в интервью нашей редакции прокомментировал так:

- В настоящее время в Казахстане введена цензура, заблокированы все независимые веб-сайты, министр информации разрешил им печататься только в обмен на непубликацию моих интервью или моего альтернативного мнения на ситуацию в Казахстане. Фактически нарушены основные свободы, которые гарантированы Конституцией Казахстана. Это говорит о том, что правового государства в Казахстане не существует, потому что президент назначает весь судейский корпус вплоть до районного суда. И если, не дай бог, районный судья отойдет от того сценария, который предложен силовиками, то, я думаю, он потеряет и свою должность. Мне непонятно, почему официальный представитель МВД комментирует, какой должен быть суд, открытый или закрытый, что не входит в компетенцию министерств полиции и министерства внутренних дел. Это фактически судилище, это театр кабуки, где двадцать свидетелей будут выступать под масками и в ширме. Ни меня, ни моих друзей официально не информировали о том суде, который будет проходить в Казахстане, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Казахстана. Это, в первую очередь, нарушение Европейской конвенции по правам человека, когда заочно проходит судилище. Есть определенный сценарий, в течение трех недель завершить этот суд, хотя мы знаем, что в Нью-Йорке, где проходит суд над гражданином Америки, бывшем советнике Президента Назарбаева, дело о коррупции, - там проходит дело пять лет. Это говорит о той независимости наших судов.

Рахат Алиев подчеркнул, что он и ещё четверо человек, находящихся за рубежом и обвиняемых вместе с ним, не нанимали себе адвокатов, и, таким образом, на открывающемся процессе их интересы будут защищать назначенные государством защитники.

Отметим, что это будет, по всей вероятности, не единственный процесс, где бывший посол Казахстана в Австрии и бывший зять президента Рахат Алиев проходит в качестве обвиняемого. Комитет национальной безопасности республики сообщил, что завершает расследование по другим уголовным делам, и что 14 ноября Алиеву, а также бывшему главе КНБ Мусаеву будут предъявлены новые обвинения в организации преступной группы и совершения ряда тяжких и особо тяжких преступлений. Уведомление об этом вывешено на сайте КНБ.




Каспию – от Северной Атлантики

02.11.2007 Литер (Казахстан)

Капиза Нуртазина (Астана)

НАТО готов оказать Казахстану содействие в создании флота

Вчера в Астане прошла встреча специального представителя генсека НАТО по странам Центральной Азии и Кавказу Роберта Симмонса с членом комитета мажилиса парламента по международным делам, обороне и безопасности Сатом Токпакбаевым, в ходе которой стороны обсудили вопросы, касающиеся оказания помощи Казахстану в проведении военной реформы.

Речь шла, в частности, об отечественном миротворческом подразделении "Казбриг", а также о развитии гражданского чрезвычайного планирования путем реализации совместных программ.

Кроме того, НАТО поможет нашей стране в утилизации оружия 50–60-х годов выпуска. Тем более что сегодня, по словам Симмонса, республика имеет доступ к программам НАТО по утилизации оружия.

Подводя итоги встречи, Сат Токпакбаев отметил положительную динамику развития сотрудничества Казахстана с Североатлантическим альянсом.

В рамках своего визита Роберт Симмонс встретился с вице-министром иностранных дел Казахстана Ержаном Казыхановым. Стороны обсудили возможности оказания поддержки в создании флота на Каспии.

– В прошлый раз, когда я посетил Казахстан, я провел переговоры с министром обороны Казахстана по этому вопросу. Я посетил Актау, где Казахстан собирается создавать свой флот, и мы готовы оказывать вам в этом помощь, – отметил Симмонс.

По словам спецпредставителя генсека НАТО, содействие в данном вопросе будет иметь консультативный характер. Роберт Симмонс отметил также, что альянс окажет помощь в планировании бюджета флота. Симмонс сообщил, что пока альянс готов оказать поддержку в создании пограничного флота на Каспии, сказав, что ранее Казахстан принял решение усилить морское подразделение пограничной службы, в частности укрепить службу береговой охраны. Но подчеркнул, что в случае необходимости НАТО может оказать содействие и в создании военно-морского флота.

– Если вы действительно намерены создать такой флот на Каспийском море, то НАТО может оказать консультативную помощь, содействие как в планировании, так и в техническом плане, – отметил спецпредставитель генерального секретаря.

Вместе с тем на встрече в МИД стороны высоко оценили уровень диалога и взаимодействия в рамках партнерства Казахстана с НАТО. Кроме того, было отмечено, что визит спецпредставителя НАТО послужит дальнейшему развитию партнерства между Казахстаном и Североатлантическим альянсом.




Солнце всходит на Востоке

31.10.2007. Gazeta.kz

Ольга Стеблова

Похоже, Казахстан демонстрирует возможность изменить вектор своей нефтегазовой стратегии.

Сразу два важных события, касающихся казахстанской нефтедобывающей индустрии произошли в последние дни. 25 октября 2007 было озвучено Заявление Европейской Комиссии по поводу принятия поправок в закон "О недрах и недропользовании" в Казахстане.

Комиссар Европейской Комиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс заявил, то он "принимает к сведению решение Президента Назарбаева о подписании поправок в закон "О недрах и недропользовании".

"В данный момент Европейская Комиссия изучает новый закон. Она уже поднимала этот вопрос в рамках Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС) между ЕС и Казахстаном, в частности, во время последнего заседания Подкомитета по вопросам торговли, инвестиций, энергетики и транспорта 17-18 октября в Астане, и продолжит обсуждение этой темы на разных уровнях в рамках энергетического диалога ЕС-Казахстан", - так сказано в тексте официального пресс-релиза ЕК, распространенного на днях.

Комиссия также продолжит изучение возможного влияния нового законодательства на европейские инвестиции в Казахстане, включая анализ на соответствие нового закона положениям Договора Энергетической Хартии, в частности, в области поддержки и защиты инвестиций.

Наиболее заслуживает внимания следующая часть заявления: "Залогом привлекательности крупномасштабных энергетических проектов для иностранных инвесторов является, прежде всего, благоприятный и предсказуемый инвестиционный климат в стране. Успешное партнерство в энергетической отрасли должно быть основано на взаимном уважении, предсказуемости и принципе недискриминации ".

Последние замечания нельзя назвать угрозой, но предупреждением они точно являются. Новые базисные изменения в законодательстве о недропользовании и ряде смежных нормативных актов явно не нравятся нашим традиционным инвесторам. Настолько, что они, хотя и за традиционной дипломатической "шелухой", не стесняются дать понять это.

Не нравится в Европе, в первую очередь, сама возможность "менять коней (т.е., правила игры) на переправе", о котором заявило и создало прецедент казахстанское правительство. "Казахстан является важным партнером ЕС по энергетическому сотрудничеству, с которым у нас подписан Меморандум о взаимопонимании в вопросах энергетики. В связи с этим, любое новое изменение законодательства требует тщательного изучения обеими сторонами", - заявил еврокомиссар.

Тем временем, как сообщает пресс-служба посольства Казахстана в Российской Федерации, в рамках Московской международной энергетической недели с докладом "Энергодиалог на пространстве ШОС" выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртай Абыкаев. Глава дипмиссии подчеркнул, что "курс на консолидацию, повышение роли Организации в решении проблем глобальной энергетической безопасности относится к числу долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан".

Акцент в выступлении был сделан на инициативе Президента РК Н. Назарбаева по выработке Азиатской энергетической стратегии. "Документ базируется, прежде всего, на экономических интересах государств и принципе минимизации политической составляющей. Стратегия предполагает создание в перспективе единой Азиатской нефтегазовой биржи энергоресурсов, поэтапную интеграцию государств-членов ШОС в мировое энергетическое пространство", - отметил Н.Абыкаев.

Если бы не хронологическое совпадение этих двух событий и выступлений, можно было подумать, что никакой, более или менее, прямой связи, между ними нет. На самом деле тот исследователь, который решит взглянуть на них как на две крайние точки одного политического процесса, будет прав.

Казахстану освободиться от неравноправных договоров с западными в основном инвесторами, заключенными в 1990-е годы, по большому счету мешает одно, но очень серьезное, обстоятельство. Оно состоит в том, что у республики сегодня в силу известных объективных причин нет должных технологий, ноу-хау и техники для разработки таких сложных проектов в сфере нефтегазодобычи, которых немало на территории республики. Без опоры на иностранную помощь разрабатывать крупные месторождения нельзя. "Западники" хорошо это знают, отсюда слова о благоприятном и предсказуемом инвестиционном климате в стране, как о "залоге привлекательности крупномасштабных энергетических проектов для иностранных инвесторов".

Однако Казахстан не только изменил тон во взаимоотношениях с ними, но и технично продемонстрировал возможную альтернативу западному доминированию в нефтедобыче страны. Именно этому служит, на наш взгляд, обращение к теме Азиатской энергетической стратегии казахстанским послом в Москве. Сам Казахстан, в одиночку, сейчас не в состоянии разрабатывать свои масштабные месторождения. Но если эта тема будет обсуждаться в контексте блокового сотрудничества с Китаем, Россией, возможно, Индией, то ситуация станет иной.

Совокупные технологические и финансовые возможности стран-членов ШОС не такие, как у США и ЕС, но они достаточно значимы. Составить конкуренцию влиянию Запада на энергетические перспективы Каспийского региона они смогут.

Таким образом, Казахстан показывает Западу, что, при всех договорах и обязательствах, "свет клином" на Каспии на Западе "не сошелся".




Криминальный конфликт в Южном Казахстане

06.11.2007. Фергана.Ру

Ринат Сайдуллин

Девяносто процентов населения небольшого южно-казахстанского поселка Маятас, населенного преимущественно курдами, покинуло свои дома после трехдневных погромов и поджогов.

20 октября четырехлетний мальчик-казах был изнасилован шестнадцатилетним Ильхатом, курдом по национальности. Об этом стало известно лишь в середине прошлой недели, когда отец мальчика узнал о трагедии от своей жены, решившей вначале скрыть страшную новость. Отец заявил о происшедшем в районное отделение полиции, и малолетний насильник был водворен в изолятор временного содержания в тот же день.

Однако, узнав об этом, сельчане решили провести суд по-своему. Сначала был организован сельский сход, на который вызвали семью Ильхата, где предложили в течение трех дней собрать вещи и убраться из поселка. Семья была готова и на самом деле уехать подальше от позора, но попросила на сборы десять дней.

Вечером (согласно полицейским источникам 31 октября, а по информации местных жителей еще 29-го) в село въехала кавалькада из десяти-пятнадцати автомашин. Вышедшие из автомобилей люди начали забрасывать дома родителей Ильхата и его соседей камнями. Потом в дело пошли бутылки с зажигательной смесью. В результате были сожжены хозяйственные постройки во дворе родителей Ильхата, их грузовая машина "КакАЗ" и дом соседей, стоящий в пятидесяти метрах.

Поджоги и погромы в Маятасе

1 ноября на пресс-конференции, посвященной событиям в селе Маяктас, начальник Департамента внутренних дел по Южно-Казахстанской области генерал Хибратулла Доскалиев сообщил, что во время столкновений полиции с погромщиками ранения получили трое полицейских.

До пресс-конференции местные и республиканские СМИ о событии ничего не сообщали. Редактор одной из шымкентских (Шымкент - столица области, где произошли столкновения) на вопрос о происшедшем, ответил: "ничего особого, обычные подростковые разборки".

Районная администрация также пыталась "разобраться" во всем и "затушить" конфликт своими силами. Как это происходило, рассказывает один из пострадавших жителей поселка Маятас (свое имя просил не называть), по национальности курд, не имеющий никакого отношения к семье Ильхата. В настоящее время он находится вместе с семьей в Шымкенте, как и многие его односельчане, оказавшиеся в схожей ситуации.

- В этом замешаны местные власти. Я даже могу назвать, кто конкретно. Когда начался этот инцидент, мы сообщили местным властям, что начался обстрел домов камнями. В частности, подполковника полиции Н. Но он остановил городских (полицейских - прим. автора), заявив, что все под контролем. Потом он приехал лично ко мне домой со своей группой. Говорит: ты эти камни убери, стекла на место поставь, если тебя буду спрашивать - скажи: ничего не было. Через два часа они снова пришли: почему не убрал стекла? На следующий день атаковали семь домов. Мы уже позвонили нашему адвокату в город, чтобы он отправил оттуда спецназ. Но когда спецназ пришел - семь домов камнями закидали. Еще нападавшие хотели женщину изнасиловать, разорвали на ней одежду. А на следующий день начались пожары. Когда горел дом, пожарные начали тушить, этот подполковник подошел, говорит: не тушите - это одного курда дом горит. У меня тоже дочка... Если б нам курдам дали, мы бы сами провели шариатский суд (над насильником. - прим. ред). Но при чем тут все курды? Пока подполковник с группой стояли, все было тихо, но как только они уехали - снова начался обстрел. Мы начали звонить в 02, местную полицию, они приехали только через полтора часа. Мое мнение такое: они не хотели допустить пожаров, но они сами к этому подтолкнули. Они хотели, чтобы просто камнями, чтобы обычная поножовщина была... (конец цитаты)

Для обеспечения охраны поселка было направлено более пятисот человек личного состава полиции, прокуратуры и Комитета национальной безопасности. На своей пресс-конференции генерал Доскалиев заверил, что "Сейчас обстановка в Маятасе под контролем, я думаю, что развития таких событий мы не допустим. Для этого у нас достаточно сил си средств". По его словам, уже установлены личности троих погромщиков, из которых двое задержаны.

- Сейчас все под контролем, разговора нет, - продолжает рассказ один из пострадавших курдов. - Из города прислали спецназ. Но 90% жителей нашего села покинули дома. А вчера в соседнем селе было два поджога. Сейчас в поселке остались только старики. "Убьют - значит, убьют, - говорят они. - Никуда не пойдем".

Если слова жителя Маятаса верны, значит, беспорядки продолжались в течение трех дней, о чем, вполне вероятно, в полиции говорить не хотят.

В районе, где произошли события, проживает более трех тысяч курдов. Семь поселков компактного проживания людей курдской национальности взяты под охрану.

Сценарий развития столкновений между курдами и местным населением коренной национальности разительно похож на те, что имели место в марте этого года в поселках Казатком (с чеченцами) и в декабре прошлого года в Чилике (с уйгурами), расположенными под Алма-Атой.

В обоих случаях началу конфликта послужила криминальная подоплека с отдельными лицами, вылившиеся в кровавые "разборки", в которых пострадало множество абсолютно посторонних людей, виновных в том, что принадлежат к той или иной этнической диаспоре. Что касается Казаткома, то погромщики проводили свои рейды при явном первоначальном попустительстве полиции. А на подмогу погромщикам прибывал автотранспорт с людьми из отдаленных районов Казахстана, явно не имеющих отношения к данному конфликту.

За последний год это уже пятый межэтнический конфликт. Ранее происходили столкновения между казахстанскими и турецкими рабочими на полуострове Мангышлак, и погромы предприятий, принадлежащих осетинам, в Актау.





Образование по-казахстански, и что мы имеем с этого гуся

01.11.2007. Навигатор Кз

Сергей Бархударьян

Я первый кину камень в того, кто скажет, что образованная молодежь в собственной стране – это плохо. Но что мы видим на самом деле? Реально перед нами стоит ужасная картина и называется она – гигантской профанацией образования в Республике Казахстан.

Море молодежи посещают тусовки под названиями университеты, академии, колледжи, - где они общаются, проводят какое-то время и собственно крышуются. Да, именно крышуются, т.к. ничего не делать по жизни - предосудительно, а вот учиться в вузе, при этом не получая знаний, – это уже престижное занятие. Т.е. в реалиях, громадная масса молодых людей в течение 4-5 лет ничего общественно полезного не делает, они просто прожигают время, делая вид, что учатся. Вместо того, чтобы получать рабочие специальности, работать на страну, общество и зарабатывать себе на жизнь, молодые люди обучаются безделью и безраздельному потребительству. Любящие родители снимают с себя последнюю шкуру, влезают в долги, оплачивая образование своих чад, а те попросту "развращаются" по месту учебы, т.е. планомерно отучаются трудиться в поте лица, как трудились и трудятся их деды и родители.

Мне могут сказать, что я голословно порочу систему высшего и средне-специального образования. Попробую аргументировать свои утверждения. Требовательность преподавателей к студентам в последние годы резко упала, процессом учебы правит чистоган. Знания студентов никому не нужны, включая и самих студентов. За деньги сдается любой зачет и экзамен. Студенты скачивают с Интернета курсовые и, не читая, сдают преподавателям. Не буду кривить душой, есть еще у нас классные преподаватели и ответственные студенты, но это скорее исключение из правил. Обучение студентов стало прибыльным бизнесом и это грустная правда.

Когда 4-5 летняя студенческая тусовка заканчивается, то уже волей-неволей подавай молодому человеку престижную работу, высокую зарплату, ведь у него диплом об образовании, а знаний нет, рабочих мест по специальности нет, привычки работать тоже нет. Есть только неуемные амбиции и жгучее желание иметь все и сейчас. Сейчас практически невозможно вернуть нынешних молодых людей обратно туда, где они выросли, впитали культуру своих предков и где они были бы тысячекратно полезнее и нужнее - в земледелии, скотоводстве, промышленном производстве. Их не прельстят специальности токаря, фрезеровщика, крановщика, бульдозериста и т.д.

Громадное количество молодых людей подверглись и продолжают подвергаться воздействию псевдо-высшей школы. Амбиции у них зашкаливают. Это все равно, что 100 лет назад предложить байским детям пасти отары. Да у них волосы бы встали дыбом от такого предложения. Плодя громадное количество выпускников высшей и средне-специальной школы, мы закладываем под нашу государственность мину замедленного действия. Представьте себе завод, который укомплектован исключительно инженерами и нет ни одного профессионального рабочего. Этот завод никогда не будет работать. Да благо, если выпускали бы инженеров, а то 80% выпускников юристы, экономисты да финансисты. Будто мы живем в Швейцарии и у нас на каждых 10 жителей по 2 банка.

Теперь легко спрогнозировать к чему это все приведет. С каждым годом количество молодых людей, имеющих дипломы, высокие амбиции и невостребованность в качестве высокооплачиваемых специалистов, катастрофически растет. И недалек тот день, когда наступит момент критической массы. А что такое молодежь? Это легко управляемый слой людей, у которых сильно развито чувство безграничного потребления, желание иметь все сразу и прямо сейчас. Они считают, что все им должны, а они все могут и обязательно с избытком получат. Молодые люди уже оторваны от старшего поколения, советы которого могли бы служить сдерживающим и направляющим фактором. Наша молодежь сейчас напоминает снег на горном склоне, который способен легко превратиться в разрушительную лавину, могущую смести все на своем пути.

Одним словом, наши обучающие институты, образно говоря, превратились в фабрики по изготовлению человеческого пороха и других взрывчатых материалов. А те в свою очередь, набрав критическую массу, либо взорвутся сами или же найдутся доброхоты, которые используют сложившуюся ситуацию и попытаются в прямом смысле взорвать наше общество молодежной бомбой. Наша республика в вопросах образования напоминает туристическое агентство, посылающее тысячи туристов на островок, вмещающий в лучшем случае две-три сотни человек.

Интересно, кто на государственном уровне занимается планированием количества необходимых республике специалистов? И кто на государственном уровне следит за качеством даваемого и получаемого образования? Или сложившаяся ситуация кем-то умело запланирована. Если это так, то результаты этой работы не заставят себя долго ждать.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ