Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Александр Лукашенко, региональные элиты и местные выборы.

Владислав Лосев (Минск)

2-го марта в Белоруссии состоятся выборы в местные советы, которые будут первой крупной общественно- политической кампанией после президентских  выборов 2001 года. При этом, в отличие от всех предыдущих выборов в представительные органы власти, которые проходили после конституционной реформы 1996 года, в нынешней кампании принимают активное участие и оппозиционные партии и организации.

Из всех политических сил вступивших в борьбу за представительство в местных законодательных собраниях можно условно выделить три предвыборных блока.

Во-первых, это президентский «блок», объединяющий тех соискателей депутатских мест, кандидатуры которых  в той или иной форме согласовывались с администрацией президента РБ.  В случае своего избрания «посланцы президента» должны будут составить непосредственную  опору А.Г. Лукашенко в местных органах власти, что особенно важно в преддверии предстоящего этапа конституционных изменений, призванных снять  временные ограничения на пребывание одного лица в должности главы белорусского государства.

Во-вторых, это «блок» местной номенклатуры. Как известно, в течение всего времени правления  Александра Лукашенко администрацией президента особое внимание уделялось выстраиванию так называемой вертикали исполнительной власти, которая по замыслу ее создателей должна безоговорочно проводить в жизнь решения руководства республики. В целом, эта задача  была выполнена  и система исполнительной власти в Белоруссии работает как неплохо отлаженный механизм, который, в частности, во многом обеспечил убедительную победу Александру Лукашенко на президентских выборах 2001 года.

В то же время нельзя не понимать, что нынешние и тем более будущие интересы местных  и центральных властей в Белоруссии, по всей видимости, будут совпадать далеко не во всем. Главная задача,  которую необходимо решить президенту  и его администрации уже в ближайшее время – это создание политических, экономических и прочих условий, позволяющих наиболее безболезненно устранить из действующей конституции Белоруссии нормы, которые препятствуют дальнейшему переизбранию А.Г. Лукашенко на президентский пост.

Центральная же задача, стоящая  перед местной номенклатурой  заключается не только в ее собственном политическом выживании, но и в создании таких условий на местах, которые позволили бы ей в недалеком будущем стать полноправными экономическими хозяевами  в своих регионах. А это возможно только в случае плотной смычки  местных исполнительной и представительной властей. Поэтому, в ходе протекающей предвыборной кампании местные и региональные власти независимо от указаний из Минска будут проводить в советы именно своих людей.

К тому же, белорусские местные власти уже имеют немалый опыт комплектации «под себя» местных советов. Так, например, в Минском областном совете текущего созыва подавляющее большинство депутатов являются руководителями  предприятий или колхозов и чиновниками (в том числе на уровне начальников управлений) Миноблисполкома. Что же касается советов более  низкого уровня (городские, районные, сельские и т.д.), то там, за исключением Минска и областных центров, картина носит еще более недемократический характер, так как широко распространенной является практика совмещений руководителями исполнительных органов власти своих постов с должностями председателей соответствующих советов.

В качестве третьего «блока», добивающегося избрания в местные советы выступают политические партии и независимые от властей самостоятельные кандидаты, каждые из которых, естественно, преследуют свои собственные цели. Единственно, что их всех объединяет, так это их общее неприятие со стороны как местных, так и центральных властей. Некоторое исключение составляет лишь пропрезидентская Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), которой из властей придется бороться только с местной номенклатурой.

По понятным причинам политические партии  основной упор в своей предвыборной тактике сделали на попытку «прорыва» в Минский городской совет, областные советы,  городские советы областных центров и крупных городов. В своих политических расчетах лидеры оппозиции видят, в первую очередь, Минский городской совет в качестве легитимного  центра «сопротивления режиму».

Это прекрасно понимают в администрации президента,  и поэтому уже на  этапе  регистрации кандидатов был произведен существенный отсев соискателей депутатских мест.

По данным Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, в регистрации в качестве кандидатов в депутаты отказано из числа подавших документы в Минский городской совет -  45,9 процентам, в областные советы – 26 процентам, в советы городов областного подчинения – 13,8 процентам соискателей. А вот в отношении представительных органов низшего уровня картина наблюдается совсем иная. Так, при выдвижении в районные советы отказано в регистрации 1-му проценту, в поселковые советы – 0,7 процента и в сельские советы – 0,3 процента  от подавших документы.

Уже первый этап предвыборной кампании явственно свидетельствует о предсказуемости итогов выборов. Основная борьба, по всей видимости, будет вестись между предвыборным «блоком» центральной власти и кандидатами от местной номенклатуры и то в том случае, если  региональные  элиты не найдут общего языка с Минском. Политические же партии уже традиционно для Белоруссии, скорее всего, останутся на обочине политической жизни, что при нарастающем всеобщем обеднении  немаловажно для сохранения политической стабильности в республике.

В своей дальнейшей государственной и политической деятельности Александр Лукашенко помимо существующей властной вертикали намерен опираться на  Федерацию профсоюзов Белоруссии (ФПБ), Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и местные советы.

В последнее время в структурах ФПБ произошли серьезные кадровые изменения, позволившие в значительной степени умиротворить профсоюзный актив и практически исключить вероятность перехода ФПБ в оппозицию президенту. На руководящие должности ФПБ был делегирован ряд высокопоставленных чиновников и ведущих специалистов из администрации президента РБ во главе с нынешним председателем Федерации профсоюзов Леонидом Козиком. Кроме этого, была полностью обновлена редакция органа ФПБ газеты «Белорусский час».

Что касается БРСМ, то, несмотря на внушительную численность ( 89 тысяч человек) эта организация на данный момент носит скорее номинальный, чем дееспособный характер, так как подавляющее большинство ее членов это школьники старших классов. По словам первого секретаря БРСМ Александра Нахаенко в настоящее время в организации состоит 21 процент от общего числа, имеющихся в республике старшеклассников  и менее одного процента от общего числа студентов, учащихся ПТУ  и  молодых рабочих. Так, что  БРСМ можно считать опорой президента с большой долей условности.

По всем признакам, в 2003 году администрацией президента намечено  окончательно выстроить тот общественно-политический «каркас», который призван стать опорой А.Г. Лукашенко в реализации его стратегических политических замыслов. И, очевидно, по этому центральная республиканская власть уделяет самое пристальное внимание казалось бы  вполне заурядным выборам в местные советы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2021 Институт стран СНГ