Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



29 января - 11 февраля 2003. «Континент» (Казахстан). №2(89)

Вооруженные силы Республики Узбекистан

Р.Бурнашев, И.Черных

Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый план вышли так называемые "новые измерения безопасности" (политический экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция) Рустам БУРНАШЕВ, Ирина ЧЕРНЫХ, Алматы

Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики Узбекистан, касающихся военной политики. В феврале 2000 года Совет национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан одобрил Оборонную доктрину (Оборонная доктрина, как и Концепция национальной безопасности 1997 года, носит закрытый характер и не была опубликована), а в мае 2001-го была принята новая редакция закона "Об обороне".

Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе трансграничных.

Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является президент. Президент также формирует Совет национальной безопасности и является его председателем (секретарь Совета – государственный советник президента М. Рахманкулов). С 2000 года в аппарате президента введена должность государственного советника по координации деятельности правоохранительных органов (Т. Худойбергенов). На управление Вооруженными силами оказывают серьезное влияние государственный советник по кадровой политике У. Исмаилов и государственный советник Т. Алимов.

В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил.

Структура и численность

Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа, упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан не избежал проблем, связанных с "советским наследством", руководство республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства, способного стать региональным лидером, изначально придавало большое значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных Вооруженных сил, которые в настоящее время оцениваются как наиболее боеспособные в регионе.

По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства Вооруженных сил является создание немногочисленной, но мобильной, хорошо оснащенной современным оружием и боевой техникой профессиональной армии, способной как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами других государств надежно обеспечить безопасность страны.

К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов), Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель – М. Утаганов), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – З. Алматов), воинские формирования Службы национальной безопасности (председатель – Р. Иноятов), Министерства по чрезвычайным ситуациям (министр – Б. Парпиев) и Таможенного комитета (председатель – Р. Хайдаров).

Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения Министерства обороны включают Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы, специальные войска и Национальную гвардию. С 1999 года наблюдается постоянное сокращение их численности. Так, если в 1998-м общая численность подразделений оценивалась в 80 тыс. человек, то в 2002-м – в 50–55 тыс. По данным Международного института стратегических исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс. человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии.

Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан составляет 10–15 тыс. человек в составе 7 авиационных и вертолетных полков.

В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный (Джизак), Северо-Западный (Нукус) и одно оперативное командование (Ташкент). В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату мотострелковая или десантно-штурмовая бригада. В особый период командующие округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных на территории округа. Апробация этой схемы осуществлена в Юго-Западном и Восточном военных округах летом и осенью 2000 года при организации противодействия "Исламскому движению Узбекистана".

Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и Термеза. Подразделения Национальной гвардии общей численностью в 1 тыс. человек защищают стратегические базы и объекты. Основные военно-воздушные базы находятся в районе городов Карши (Ханабад) и Андижан. В качестве военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов Термез (Кокайды) и Чирчик. Однако оперативная емкость большинства аэродромов невелика. По оценкам российских специалистов в 2001 году, аэродромы нуждались в ремонте и модернизации, которые были проведены американскими и немецкими специалистами в 2001–2002 годах в ходе подготовки и проведения операции в Афганистане.

Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам Узбекистана отошли 15-я бригада специального назначения, 459-я отдельная рота специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший во время войны в Афганистане личный состав для воюющих подразделений. В несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до настоящего времени.

Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в настоящее время от 17 до 19

тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД (полковник Б. Турсунов).

Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная. При этом ссылаются на то, что в ней сохранились бывшие советские кадры, и по крайней мере уже семь лет не было никаких реформ, которые, судя по опыту других постсоветских государств, приводят к ослаблению спецслужб. Кроме того, в 1996 году Службе национальной безопасности были переданы подразделения и некоторые функции оперативной разведки, которые до этого выполнялись ГРУ Министерства обороны.

Комплектование и подготовка кадров

Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев (для лиц, имеющих высшее образование, – 12 месяцев). Законодательством наряду с действительной предусмотрена альтернативная служба. Ее срок – 24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев.

Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в численном отношении проблем с призывом нет.

Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров Вооруженных сил. Места профессионалов зачастую занимали случайные люди, в руках которых сосредоточивалось боевое оружие, что превращало саму армию в потенциальный очаг нестабильности.

Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан, которая предназначена для подготовки командного состава для всех силовых структур страны. Подготовка офицерских кадров также осуществляется Ташкентским высшим общевойсковым командным, Чирчикским высшим танковым командно-инженерным, Самаркандским высшим автомобильно-артиллерийским, Джизакским высшим авиационным военными училищами. Кроме этого, действуют Академия МВД, Институт СНБ, Военное училище пограничных войск, Таможенный колледж, Высшая пожарно-техническая школа МВД. Часть военных кадров готовится на специализированных факультетах в гражданских вузах (военные медики, связисты, специалисты ПВО). На военных кафедрах гражданских вузов готовятся офицеры запаса.

Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности, они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения "Альфа". В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и Германии.

Военно-экономическое обеспечение

Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл.

В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной зависимости от других государств.

Международное военное и военно-техническое сотрудничество

Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и Программа НАТО "Партнерство ради мира". На двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.

СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его неэффективностью.

Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000 года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан участвует в проводимых Центром учениях (например, "Юг-Антитеррор-2001"), в то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной группы Центра в Бишкеке.\

Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения "Боевое содружество-2001".

Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-нибудь внерегионального центра силы.

НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу "Партнерство ради мира" (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры.

До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения, сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах, куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита окружающей среды.

После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует аэродром "Кокайды" для обеспечения миротворческого контингента International Security Assistance Force в Афганистане. В настоящее время в Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии.

Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана.

Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние отношения, отказываясь от участия в региональном многостороннем сотрудничестве. Правда, и в отношениях с Москвой Ташкент занимает "особую позицию".

В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях.

Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент Узбекистана И. Каримов заявил, что необходимо всем "открыто признать долгосрочные интересы России в этом регионе" и призвал Россию уделять больше внимания Центральной Азии. А 25 сентября 2000 года И. Каримов в интервью газете "Время новостей" обвинил российские средства массовой информации в стремлении "...создать неуверенность и панику в Центральной Азии и, главное, показать беспомощность Кыргызстана, Узбекистана и, наверное, Таджикистана в попытках противостоять угрозам с севера Афганистана", представить вступление Узбекистана в Договор о коллективной безопасности как единственное спасение, "убедить общественное мнение в необходимости прихода сюда российских войск или создания российских баз". Секретарь Совета национальной безопасности М. Рахманкулов пошел еще дальше, заявив, что исламская угроза нагнетается искусственно, а "Исламское движение Узбекистана" – это жалкая кучка уголовников и отщепенцев.

В марте 2001 года между Москвой и Ташкентом были достигнуты договоренности о поставках из России артиллерийских систем, вертолетов (в том числе – Ка-50-2 "Черная акула"), средств ПВО и боеприпасов. Была также достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских военных вузах, особенно в летных училищах и академиях. А во время визита в Москву в мае 2001-го И. Каримов подчеркивает, что Россия – гарант безопасности и стабильности в Центральной Азии. Более того, в ходе этой встречи подписывается Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Что произошло в отношениях между Москвой и Ташкентом после 11 сентября, хорошо известно и в дополнительных комментариях не нуждается.

Помимо политических сложностей, в отношениях России и Узбекистана имеются и сложности технические. Например, задерживается реализация совместного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, а также отправка Узбекистаном на ремонт в Россию ЗРК С-200 и С-125, хотя контракты об этом уже подписаны.

США. В соответствии с программой международного военного образования и подготовки в 1995–2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии. В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на территории Узбекистана (например, "Баланс-2000"). США также оказывали содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного снаряжения. Была создана постоянно действующая группа по военно-техническому сотрудничеству.

На тот период США не были готовы выступить в Центральной Азии в качестве гаранта безопасности, так как рассматривали регион в лучшем случае как объект второстепенного интереса, производного от более широкого понимания безопасности, связанного с Россией, Китаем, Южной Азией и совокупностью глобальных проблем, таких как терроризм, распространение оружия массового поражения и наркотики.

Ситуация изменилась после начала военной операции в Афганистане 7 октября 2001 года. Президент И. Каримов одним из первых поддержал действия США в Афганистане. В официальном сообщении о заседании Совета национальной безопасности (1 октября 2001) говорилось, что Узбекистан готов внести свой вклад в ликвидацию баз и лагерей террористов в Афганистане и предоставить в этих целях свое воздушное пространство. Официально эта позиция была озвучена 5 октября 2001 года.

7 октября Узбекистан и США подписали соглашение о предоставлении последним воздушного пространства Узбекистана, а также необходимой инфраструктуры одного из аэродромов. Соглашение не определяло сроки военного присутствия США и касалось использования авиабазы только в рамках антитеррористической операции в Афганистане. При этом было заявлено, что "с территории Узбекистана не допускается осуществление боевых наземных операций против Афганистана", а также "не разрешается осуществление бомбово-штурмовых операций". Было определено, что боевые самолеты могут осуществлять посадку на аэродромах Узбекистана ("Ханабад", "Кокайды" и "Тузель") только "в исключительных случаях".

В соответствии с Соглашением вооруженным силам США была передана авиабаза "Ханабад", которая используется в гуманитарных целях, а также для поисково-спасательных операций и разведывательной деятельности. По словам президента И. Каримова, на базе дислоцируется около 1,5 тысячи военнослужащих США. По данным Международного института стратегических исследований – около 1200 (в рамках операции Enduring Freedom).

Предполагается, что на авиабазе дислоцируются отряды 720-й тактической группы Командования сил специальных операций ВВС США, подразделения 10-й горной дивизии, военнослужащие которой участвовали в учениях "Центразбат-2000" и подразделения 96-го батальона по связям с гражданской администрацией, части РЭБ и разведки. На базе размещены военно-транспортные самолеты, вертолеты поисково-спасательных служб, самолеты радиоэлектронной и психологической борьбы (ЕС-130 "Коммандо соло"), а также беспилотные самолеты-разведчики "Предатор". При этом на аэродроме "Ханабад" продолжают дислоцироваться и узбекские военные самолеты.

В обмен на американское присутствие в Узбекистане США предоставляют Ташкенту финансовую помощь и инвестиции, которые оценивается в 8 млрд. долл. Согласно достигнутым договоренностям, предполагается оснащение Вооруженных сил Узбекистана образцами вооружения и военной техники в соответствии со стандартами НАТО, создание с помощью США производственной базы по их ремонту и выпуску некоторых видов вооружения и военной техники. Планируется также развернуть единую интегрированную систему связи и приступить к разработке новой системы противовоздушной обороны.

Помимо операции в Афганистане, США продолжают уделять внимание вопросам нераспространения. Так, в октябре 2001 года между США и Узбекистаном было подписано соглашение, по которому американцы обязались уничтожить биологическое оружие, захороненное на острове Возрождения в Аральском море.

В марте 2002 года в ходе визита президента И. Каримова в США были подписаны американо-узбекская Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а также в сфере безопасности и Соглашение о сотрудничестве в нераспространении ядерных технологий.

Однако для самого Узбекистана наиболее важным является вопрос, останутся ли войска США в Узбекистане, и если останутся, то как долго? Заявления официальных лиц США достаточно противоречивы и, как правило, сводятся к мысли, что после окончания операции в Афганистане США не уйдут из региона, их присутствие здесь носит долговременный характер, но в то же время они не намерены создавать в Центральной Азии постоянные военные базы. Иными словами, США намерены поддерживать близкое к постоянному, но гибкое военное присутствие в Центральной Азии без создания крупных военных баз. По мнению президента И. Каримова, вооруженные силы США должны находиться в регионе ровно столько, сколько того потребует ситуация, а именно: до окончательной стабилизации обстановки в Афганистане. "Я против того, чтобы американцы уходили из этого района до тех пор, пока не наступят мир и стабильность на всей территории Центральной Азии", – заявил он.

***

Статья подготовлена с использованием материалов газет "Красная звезда", "Независимая газета" и "Независимое военное обозрение", сайтов Agentura.ru и Ferghana.ru, журнала "Центральная Азия и Кавказ", Агентства WPS.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ