Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №70(01.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Время МН,
16 февраля 2003

Ось "Москва – Париж - Берлин - Бишкек".

Вадим Ночевкин, Бишкек

Киргизия боится войны в Ираке

Власти Киргизии, научившиеся умело маневрировать между интересами трех держав - США, России и Китая, - на сей раз (в отличие от некоторых других собратьев по СНГ) выбор сделали не в пользу заокеанских друзей.

На днях министр иностранных дел Киргизии Аскар Айтматов (сын писателя Чингиза Айтматова) озвучил позицию республики по отношению к возможной войне против Ирака. Поддерживая усилия США и других стран по предотвращению распространения оружия массового поражения, заявил глава МИД, Киргизия, однако, выступает за мирное урегулирование иракского кризиса. Официальный Бишкек, по словам Айтматова, высоко оценивает конструктивную позицию России, Германии и Франции. "Усилия этих стран по поискам мирного решения дают основания надеяться на существование реальной возможности избежать применения крайних мер, сопряженных с тяжелыми последствиями для Ирака и мира в целом", - отметил министр. Исключается также возможность предоставления киргизской территории для нанесения удара по Ираку. Что касается базы ВВС США в бишкекском аэропорту "Манас", то в соответствии с межправительственным соглашением она может использоваться лишь для операции в Афганистане. В этом, кстати, киргизскую общественность лишний раз заверила помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джоунс, посетившая Бишкек в конце января.

Между тем в министерстве обороны Киргизии спешно пересматривают военное планирование, прогнозируя в регионе всплеск активности недобитых талибов и боевиков "Аль Каеды" в случае начала боевых действий на Ближнем Востоке. Отряд "зеленых беретов" - элитного спецназа США, - прибывший из Афганистана, сейчас проводит с подразделениями минобороны Киргизии учения, делясь боевым опытом: уже прошли занятия по подрывному делу, изучению стрелкового оружия НАТО, планируется отработка тактики боя в городских условиях.

Опросы общественного мнения в Бишкеке показали, что большинство жителей Киргизии - против войны в Ираке. Если пацифистские настроения обывателей основаны больше на эмоциях и слухах, то местные аналитики опасаются, что разгром Ирака подорвет позиции России и ударит по ее капиталам. В этом случае северная держава не сможет дальше прощать и реструктурировать долги Киргизии. Боятся в Киргизии и роста мировых цен на нефть, который может обрушить экономику республики, где основной вид транспорта - автомобильный. Опасаются в Киргизии и наплыва беженцев, давно уже взявших "моду" пробираться в Россию и Европу именно через эту республику.




Слово Кыргызстана,
14 февраля 2003

«Ключевую воду не замутишь» (узбекская поговорка)

К. Рыскулов

16 февраля 2003 года исполняется 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Как обычно, юбилейная дата дает основание оглянуться назад, осмотреть пройденный путь, оценить сделанное и наметить задачи на будущее.

За 10 лет существования Кыргызстана и Узбекистана в качестве независимых государств руководство двух соседних стран проделало существенную работу, добившись заметных результатов в области политического взаимодействия. Межгосударственное сотрудничество между Кыргызстаном и Узбекистаном развивалось по всему спектру двусторонних отношений.

Мощный импульс развитию кыргызско-узбекских отношений придали состоявшиеся в январе 1994 года и в сентябре 2000 года визиты в Кыргызскую Республику Президента Узбекистана И. Каримова, а также визиты Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Узбекистан в декабре 1996 г. и в ноябре 1998 года.

На регулярной основе осуществлялись встречи на уровне правительственных делегаций. Важной вехой в развитии кыргызско-узбекских отношений стало подписание 24 декабря 1996 года между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан Договора о вечной дружбе. В настоящее время международно-правовая база кыргызско-узбекских отношений составляет более 80 двусторонних соглашений. В целях активизации экономических отношений стороны создали совместную межправительственную кыргызско-узбекскую комиссию по рассмотрению двусторонних вопросов.

Вместе с тем в последние годы в кыргызско-узбекских отношениях стали проявляться и постепенно нарастать негативные тенденции. И в первую очередь они связаны с инцидентами на границе, которые отравляют повседневную жизнь жителей как приграничных районов юга Кыргызстана, так и сопредельных с ними районов Узбекистана. Так, в августе 1999 года самолеты с опознавательными знаками военно-воздушных сил Узбекистана совершили ряд налетов в районе села Кара-Тейит Чон-Алайского района Ошской области. При этом узбекские летчики умудрились подвергнуть ракетно-бомбовым ударам с.Кара-Тейит. В результате такой "помощи" в борьбе с международными террористами погибли 7 человек, а 13 получили ранения различной степени тяжести. Кроме того, в с.Кара-Тейит были разрушены 10 домов и около 30 домов повреждены, погибло определенное количество крупного рогатого скота и лошадей. Согласно данным государственных органов Кыргызстана, общий материальный ущерб по с.Кара-Тейит составил 10 млн. сомов.

Тогда же узбекская сторона заминировала некоторые территории Кыргызской Республики и ущелья вокруг анклавов Сох и Шахимардан, что создало серьезную опасность для местных жителей и животноводов. В результате этой акции узбекской стороны произошел ряд инцидентов, в том числе с летальным исходом, а также погибло много домашнего скота местных жителей Кыргызстана. Незаконная установка мин стала только началом серии недружественных действий узбекской стороны. С завидным постоянством должностные лица пограничных, таможенных и иных органов Республики Узбекистан стали осуществлять агрессивные действия по отношению к гражданам Кыргызстана. В октябре 2001 года представители таможенной службы Узбекистана без согласования с кыргызской стороной на дороге Кызыл-Кия-Кадамджай установили на кыргызской территории пост. Была предпринята попытка установления поста пограничного контроля и при въезде в Кадамджай.

В марте 2002 года наряд в составе трех военнослужащих Узбекистана перешел границу Кыргызской Республики в районе населенного пункта Дукур и применил противоправные методы в отношении гражданина Кыргызстана и его сына. В ответ на угрозы с применением оружия гражданин Кыргызской Республики был вынужден действовать адекватно. Ему удалось отобрать у узбекского наряда два автомата и один магазин с боевыми патронами. Местная прокуратура Кыргызстана по данному факту возбудила уголовное дело за незаконное пересечение границы Кыргызской Республики.

С конца октября 2002 года узбекской стороной был закрыт пост "Айбек" на границе Лейлекского района Баткенской области. В результате автосообщение по маршруту Исфана-Бишкек-Исфана стало осуществляться через объездную дорогу протяженностью более 130 км, проходящую по территории Сырдарьинской области Узбекстана. При этом граждане Кыргызстана отмечают факты вымогательства и поборов со стороны отдельных сотрудников таможни и правоохранительных органов Узбекистана.

Но особую обеспокоенность вызывают факты применения узбекскими военнослужащими огнестрельного оружия в отношении граждан нашей республики. Так, в июне 2000 года военнослужащий Узбекистана предпринял попытку остановить на территории Кыргызстана сотрудника поселкового отделения милиции с.Таян Баткенского РОВД, проезжавшего на автомобиле по отрезку дороги между кыргызским селом Чарбак и узбекским Хужер. Военнослужащий, не представившись и произведя три автоматных выстрела, потребовал подчиниться его указаниям. В ответ на обоснованное разъяснение о незаконности его действий на территории Кыргызской Республики узбекский военнослужащий вызвал подкрепление. И только усилиями прибывшего на место представителя погранзаставы "Айгуль-Таш" Минобороны Кыргызской Республики и работников кыргызской милиции узбекские военнослужащие были выдворены с территории с.Чарбак.

В октябре 2001 года на территорию Кыргызстана на участке Чарбак Ноокенского района Джалал-Абадской области также незаконно проникли военнослужащие пограничных войск Узбекистана и стали требовать деньги у двух кыргызстанцев. Получив отказ, они открыли огонь из автоматов, ранив в ногу одного из них.

В январе 2002 г. в близи с. Кыргыз-Кыштак Кадамджайского района Баткенской области военнослужащие Курган-Тюбинского погранотряда Республики Узбекистан остановили нашего гражданина и потребовали паспорт, а затем стали насильно уводить его на территорию Узбекистана. В ответ на возмущения местных жителей, подоспевших к месту инцидента, сержант Т. Усманов по команде сержанта К. Кенжаева открыл огонь по жителям. В результате скончался на месте от ранения в область груди один гражданин Кыргызстана, а другой получил огнестрельное ранение в область правого бедра. В апреле 2002 года на участке границы между с.Ак-Мечит Кара-Даринской сельской управы Сузакского района Джалал-Абадской области и с.Хоторма Курган-Тюбинского района Андижанской области военнослужащие пограничных войск Узбекистана открыли огонь из автоматического оружия по гражданину Кыргызстана. С огнестрельным ранением он был госпитализирован в Сузакскую центральную больницу.

Как это ни печально, но следует признать, что недружественные и агрессивные действия узбекских должностных лиц на кыргызско-узбекской границе в отношении граждан Кыргызской Республики приобрели систематический характер и оказывают самое негативное влияние на состояние кыргызско-узбекских отношений.

По всем вышеизложенным фактам кыргызская сторона постоянно официально обращалась к узбекской стороне за разъяснениями и с требованием принять необходимые меры. Официальные власти Кыргызстана неоднократно заявляли, что эти инциденты противоречат духу Договора о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года, и что вся ответственность от возможных последствий ляжет на узбекскую сторону. Однако с большими задержками и далеко не на все обращения из Ташкента поступали ответы общего характера. Наконец, в конце 2002 года узбекская сторона, надо полагать, после усиленной "работы" по поиску контраргументов, связанных с "противоправными действиями" кыргызских пограничников и таможенников, заявила, что кыргызская сторона не уведомлялась о них, учитывая традиционные дружеские и деловые контакты между представителями правоохранительных органов приграничных районов Кыргызстана и Узбекистана, и что их нужно урегулировать на локальном уровне. Как говорится, дальше некуда. Следуя логике узбекской стороны, все гадости, устраиваемые на "локальном уровне" узбекскими пограничниками и таможенниками, нам просто следует занести в категорию "традиционно дружеских".

Конечно, можно допустить, что отдельные инциденты явились следствием недисциплинированности отдельных узбекских должностных лиц. В семье, как говорится, не без урода. Вместе с тем не могут не вызывать обеспокоенности их последовательность и позиция должностных лиц Узбекистана.

В июле 2002 года при пересечении пограничного поста "Туль" Кыргызской Республики заместитель акима Сохского района Узбекистана Ахмаджанов необоснованно начал высказывать возмущение в отношении действий кыргызских пограничников. Поводом для возмущения послужила рядовая проверка его документов. Зарвавшийся узбекский чиновник заявил, что он даст указания пограничным войскам Узбекистана, расположенным в Сохском районе, ни много ни мало, осуществлять пропуск граждан, транспортных средств и грузов Кыргызстана в визовом порядке. Как говорится, и смех, и слезы. Дожили, теперь уже заместитель районного акима намерен решать вопрос о введении виз для проезда из одного села в другое и отдавать приказы пограничным войскам своего уезда.

Не может не вызывать озабоченности и появление на страницах газеты "Народное слово", учредителями которой являются Кенгаш олий мажлис и Кабинет министров Республики Узбекистан, критических статей в отношении позиции официального Бишкека. Например, 8 ноября 2002 года на страницах этой правительственной газеты была опубликована статья некоего Малика Камилова "Соседей не выбирают", в которой содержится критика в адрес кыргызской стороны по вопросам проводимой работы по делимитации узбекско-кыргызской границы.

10 декабря 2002 года "Народное слово" опубликовало другую статью М. Камилова под заголовком "Кто тормозит процесс делимитации узбекско-кыргызской границы", в которой автор пошел еще дальше и счел возможным дать одностороннюю и негативную оценку внутриполитическим процессам в Кыргызстане. Думается, что нет необходимости подробно останавливаться на ней, поскольку в газете "Слово Кыргызстана" от 3 января 2003 года была опубликована ответная статья кандидата исторических наук Н. Керимбековой под названием "Фактам вопреки".

Следует отметить, что многие пограничные проблемы с Узбекистаном стали возникать в результате неурегулированной деятельности пунктов пропуска на кыргызско-узбекской границе. Существующая практика, по всей видимости, вполне устраивает узбекскую сторону, которая с юридической точки зрения может в одностороннем порядке регулировать работу пунктов пропуска на кыргызско-узбекской границе.

Приведем последний факт. В ночь на 9 января 2003 года часть моста через реку Шаринхан-Сай была демонтирована узбекской стороной. Пешеходное движение с обеих сторон через пункт пропуска "Кара-Суу - пешеходный" через этот мост полностью приостановлено. Более того, узбекская часть моста была перекрыта железобетонными плитами.

По имеющейся информации, через мост ежедневно проходили 20-30 тыс. человек, в основном граждане Узбекистана. Понятно, что руководство Узбекистана таким образом пытается решить свои внутренние экономические проблемы, но меры должны приниматься цивилизованным путем, на основе консультаций и соблюдения международного принципа сотрудничества. Ведь такое одностороннее регулирование узбекской стороной режима работы контрольно-пропускных пунктов на кыргызско-узбекской границе, действующих на взаимной основе, создает трудности не только для граждан Узбекистана, но и Кыргызстана, вызывает справедливое недовольство жителей приграничных районов двух стран, способствует обострению обстановки.

Подобного рода факты также не единичны. В сентябре 1999 года узбекской стороной был начат демонтаж моста через канал, который проходит по территории Курган-Тепинского района Андижанской области Узбекистана, связывающей с.Барак управы Ак-Таш с Кара-Сууйским районом Кыргызстана. Усилиями местных властей Кыргызской Республики разборка моста была приостановлена. Тем не менее узбекская сторона прорыла за мостом на своей территории канаву, перекрыв тем самым проезд автотранспорта. Вследствие односторонних действий узбекской стороны с.Барак фактически оказалось отрезанным от территории Кыргызской Республики и его население лишилось возможности вывозить на реализацию выращенную сельхозпродукцию.

Кыргызская сторона неоднократно официально обращалась с предложением к Узбекистану завершить процесс подготовки и вынести на подписание проект межправительственного соглашения о пунктах пропуска между Кыргызстаном и Узбекистаном. Однако узбекская сторона увязывает этот вопрос с завершением процесса делимитации государственной границы. Между тем любой юрист-международник скажет, что процесс делимитации не имеет временных рамок и может затянуться на годы. Тогда спрашивается, зачем Узбекистан подписывал соглашение с Кыргызстаном, установившее визовый режим, если не предполагал подписать соглашение о пунктах пропуска, которые формируют систему паспортно-визового контроля. И почему эти пункты пропуска нельзя установить как временные? Может, потому, что существующая граница не устраивает официальный Ташкент?

Обращает внимание и тот факт, что в настоящее время Узбекистан имеет проблемы практически по всему периметру своей границы. Узбекистан практически закрыл свою границу с Таджикистаном. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о жителях Таджикистана, подрывающихся на узбекских минах "дружбы".

Не все благополучно обстоит и на узбекско-туркменской границе. Поступают тревожные сообщения об эскалации напряженности в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном, перекрытии с обеих сторон пограничных переходов воинскими частями, обострении ситуации вокруг Каршинского канала и Туямуюнского водохранилища, концентрации на границе узбекских и туркменских войск.

Звучат выстрелы и на узбекско-казахстанской границе. 27 декабря 2002 года Узбекистан в одностороннем порядке принял решение о закрытии границы с Казахстаном.

Вышеупомянутый Малик Камилов пишет: "Народная мудрость гласит: спокойствие соседа - твое спокойствие; можно прожить без друзей, но нельзя прожить без соседей. Добрососедство - основа мира и спокойствия. Причем равно как между людьми, так и между государствами". Готов подписаться под каждым этим словом с одним только добавлением: добрососедство - это улица с двусторонним движением.

Кыргызстан намерен и впредь неуклонно соблюдать дух и букву Договора о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года, статья 1 которого, в частности, гласит: "Кыргызская Республики и Республика Узбекистан, будучи братскими и дружественными государствами, строят свои отношения на основе сотрудничества и взаимного доверия.

Высокие договаривающиеся Стороны подтверждают свою решимость активно развивать отношения на основе уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ обоих государств, принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды".

Однако сдержанная и взвешенная позиция Кыргызстана, его конструктивный подход и дружественный настрой не находят должной реакции у узбекской стороны. Пока мы можем видеть, что слова о дружбе и братстве официального Ташкента на местах превращаются в прямо противоположное: колючую проволоку, мины и стрельбу на границе, хамство, грубость и мздоимство узбекских пограничников и таможенников.

Кыргызы и узбеки на протяжении долгого времени жили, живут и будут жить бок о бок, а жители приграничных районов двух стран общаться, торговать друг с другом, сопереживать друг другу, вместе радоваться успехам, делить сообща большие и маленькие горести. Как показывает мировая практика, все попытки воздвигнуть искусственные барьеры между народами обречены на провал. Поэтому, думается, что в памяти наших граждан останутся не сегодняшние безответственные узбекские пограничники, таможенники и чиновники, а такие узбекистанцы, как житель Ташкента, доктор филологических наук, профессор Атакузи Азизов, который в детстве учился и впоследствии работал вместе с выдающимся государственным деятелем Кыргызстана Исхаком Раззаковым. В знак светлой память Исхака Раззаковича, проявляя дань уважения городу, где он родился, уважаемый Атакузи Азизов подарил в ноябре 2002 года г. Исфане часть своей обширной библиотеки.

Как добрые и старые соседи, кыргызстанцы искренне хотят, чтобы братский народ Узбекистана действительно создал процветающую страну, великую своими мирными успехами и достижениями, живущую в мире и согласии со всеми своими соседями, идущую в XXI веке вперед вместе с друзьями и соседями по возрождающемуся Великому Шелковому пути во имя лучшего будущего всех народов Центральной Азии.

В своем поздравлении Президенту Узбекистана И. Каримову по случаю его 65-летия, состоявшегося 30 января 2003 года, Президент А. Акаев, в частности, отметил талант, трудолюбие и стойкость, присущие узбекскому народу, реализацию им собственной модели развития во имя процветания и благополучия братского народа Узбекистана.

Будем же надеяться, что в последующие десятилетия со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном традиционные дружба и братство народов двух наших стран получат свое достойное развитие в межгосударственных отношениях с тем, чтобы ничто не омрачало жизнь рядовых кыргызов и узбеков, всех кыргызстанцев и узбекистанцев, напряженно работающих во имя своего благополучия и счастливого будущего детей.




IWPR,
19 февраля 2003

"Медовый месяц" Кыргызстана и России

Султан Жумагулов

Начало февраля ознаменовалось тесным сближением Бишкека и Москвы. Приезд многочисленных делегаций из России свидетельствует о новом этапе во взаимоотношениях двух стран. Пресс-служба президента Акаева едва успевает готовить пресс-релизы о встрече с той или иной российской делегацией и о новых подписанных соглашениях.

Среди российских гостей можно увидеть и представителей московского правительства, и руководителей Пенсионного фонда, и директоров уральских заводов.

Власти Кыргызстана щедро раздают награды российским журналистам, аккредитованным в Бишкеке, называя их "самыми честными". На центральных улицах Бишкека установлены огромные щиты с рекламой "Российской газеты"…

Одновременно полным ходом идет подготовка российскими специалистами военного аэродрома в городе Кант в 20 километрах от кыргызской столицы к принятию истребителей, которые будут размещены здесь в самое ближайшее время.

Официальный Бишкек представляет общественности все эти события как продолжение политики сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности, куда входят, помимо России и Кыргызстана, также Армения, Беларусь, Казахстан и Таджикистан.

Однако местные обозреватели уверены, что расширение российского присутствия в Кыргызстане инициировано не столько Москвой, сколько Бишкеком, не на шутку озабоченным жестким экономическим и пограничным прессингом со стороны Узбекистана и Казахстана.

Депутат Законодательного собрания парламента Кыргызстана Ташполот Балтабаев считает столь тесное сближение с Россией вынужденным, но своевременным шагом. По его утверждению, "братание с Кремлем происходит в то время, когда ближайшие соседи - Узбекистан, Казахстан, а в последнее время и Таджикистан - ужесточают пограничные претензии к Кыргызстану".

"Более сильные в экономическом и военном отношении соседи предъявляют нам все более жесткие территориальные ультиматумы, что заставляет искать надежного защитника в лице Российской державы", - подчеркнул Балтабаев в своем интервью контрибьютору IWPR.

По мнению редактора оппозиционной газеты "Кыргыз ордо" Бекена Назаралиева, соседи постоянно создают Кыргызстану множество непреодолимых проблем. "Уже ни для кого не секрет, что Бишкеку все труднее разговаривать с Ташкентом или Душанбе, имея десятки неразрешенных территориальных споров на границе", - сказал Назаралиев.

Он подчеркивает, что в последнее время узбекские и таджикские власти устанавливают свои посты на спорных участках, тем самым заставляя Кыргызстан быть более уступчивым во время пограничных переговоров.

"Пока нам удается снимать напряженность в приграничных районах путем переговоров, но пограничное противостояние уже налицо и ситуация непредсказуема, особенно если учесть то, что на узбекских минах на приграничных участках подрываются кыргызские граждане", - подчеркивает Назаралиев.

По сообщению Пограничной службы Кыргызстана, 14 февраля узбекские пограничники вторглись на территорию Кадамжайского района Баткенской области и остановили пассажирский автобус, потребовав документы водителя и пассажиров. После того, как они отказались предъявлять паспорта, мотивировав это тем, что находятся на своей территории, пограничники произвели устрашающие выстрелы возле автобуса. К счастью, на этот раз все обошлось без жертв. Узбекские же солдаты беспрепятственно вернулись на свою территорию.

Что касается взаимоотношений Кыргызстана с Казахстаном, коренные народы которых считаются в регионе самыми близкими по языку и духу, то официальные власти обеих стран в один голос утверждают, что между ними нет никаких разногласий.

Однако депутаты кыргызского парламента обращают внимание на то, что кыргызско-казахские отношения далеки от идеальных. По словам депутата Алымбая Султанова, казахские власти ужесточают меры в отношении кыргызских граждан, проезжающих по территории соседей.

Так, дорога из Таласской области Кыргызстана пролегает через территорию Казахстана. Пассажиры-кыргызстанцы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана.

По свидетельству депутата Султанова, на днях казахские пограничники ввели новое правило, согласно которому легковым автомобилям с кыргызскими номерами после 12 ночи часов запрещается проезд по казахской территории.

Эти и другие факты вызывают серьезное беспокойство и у политиков, и у простых граждан Кыргызстана. Сегодня даже самые ярые политические противники Акаева приветствуют его усилия по расширению сотрудничества с Россией. Если раньше оппозиционные лидеры заявляли, что Акаев делает ставку на Москву исключительно в корыстных целях, чтобы обезопасить себя от "внутренней" угрозы, то теперь у большинства из них складывается иное мнение.

Лидер оппозиционной парламентской группы "Кыргызстан" Ишенбай Кадырбеков сказал в беседе с контрибьютором IWPR следующее: "События последних дней убеждают нас в том, что ни США, ни Китай, ни другое государство, никто, кроме России, не может стать стратегическим партнером Кыргызстана. В силу исторических, экономических и духовных обстоятельств только Россия способна защитить нас от внешней угрозы".

Кыргызское руководство еще в прошлом году сделало широкий жест Москве, предоставив российским истребителям свой военный аэродром. Во время визита российского лидера Владимира Путина в Бишкек в декабре 2002 года президент Акаев объявил свою страну военно-политическим форпостом Кремля в Центральной Азии.

Москва отблагодарила руководство Бишкека тем, что пролонгировала долг Кыргызстана перед Россией, который составляет примерно 170 млн. долларов США, а также обещала не депортировать кыргызских граждан из России, которые находятся на ее территории в качестве трудовых мигрантов.

Между тем не все кыргызские политики поддерживают пророссийскую ориентацию своего правительства. Один из лидеров политической партии либерального толка "Моя стран", депутат парламента Зайнидин Курманов считает, что Кыргызстану следовало бы строить дружеские отношения прежде всего с ближайшими соседями.

"Политический и экономический рост Кыргызстана невозможен без установления мира и согласия с Казахстаном и Узбекистаном", - резюмировал Курманов.

Бывший министр иностранных дел Кыргызстана, профессор Американского университета в Центральной Азии Муратбек Иманалиев назвал попытки Бишкека решать экономические и пограничные проблемы с соседними государствами под патронажем Кремля близорукой политикой.

Он уверен, что в нынешних условиях нельзя делать ставку только на одно, пусть даже самое могущественное государство. "Кыргызстан не имеет права не учитывать роль США, других региональных и международных организаций в этом регионе", - отметил Иманалиев.

Иманалиев также уверен, что кыргызскому руководству уже пора делать упор на внутренние ресурсы. "Нельзя вечно искать защиту у мировых держав. Кыргызстан должен доказать свою экономическую, военную и политическую состоятельность и строить нормальные отношения как с соседними, так и дальними государствами".

Тем временем, как стало известно, в кыргызском парламенте вполне серьезно начали обсуждать вопрос о вхождении Кыргызстана в союз Россия – Беларусь.




АКИ press,
26 февраля 2003

Расширяется военно-техническое сотрудничество между Кыргызстаном и Россией

В результате такого сотрудничества на озере Иссык-Куль снова начнут испытывать торпеды для ВМС России. Об этом стало известно 24 февраля 2003 года со слов сопредседатель кыргызко-российской комиссии по военно-техническому сотрудничеству С.Джиенбекова.

Во время последней встречи в конце прошлого года был разработан план работы совместной комиссии на 2002-2005 год, в котором предусмотрены вовлечение предприятий оборонного комплекса Кыргызской Республики в совместную деятельность с предприятиями Российской Федерации.

В частности, намечены планы об использовании предприятиями военно-промышленного комплекса (ВПК) РФ мощностей АО "Бишкекский машиностроительный Завод" (БМЗ)и государственного предприятия "Бишкекский штамповочный завод" (БШЗ), расширения сотрудничества АО "Айнур" и АО "Нур", рассматриваются варианты совместного производства для экспорта в третьи страны и защиты интеллектуальной собственности используемого или полученного в ходе двухстороннего военно-технического сотрудничества и т.д.

Служба национальной безопасности КР завершает процесс согласования проекта соглашения между правительством КР и правительством РФ взаимной защите секретной информации.

Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству проведена процедура согласований и утверждений технических заданий для модернизации АО "ТНК Дастан".

Проведены рабочие встречи экспертов российских и кыргызских предприятий по определению порядка выполнений работ по модернизации торпед и изделий по тематике научно-технического предприятия "Регион" на озере Иссык-Куль.

Кыргызской стороной представлены предложения о передачи государственного пакета акций предприятий оборонно-промышленного комплекса КР в доверительное управление предприятиям российской стороны с последующим выкупом.

На предстоящем очередном заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству в марте 2003 года в г. Москве предполагается обсудить следующие вопросы:

-о сотрудничестве АО БМЗ и БШЗ с комитетом по военно-техническому сотрудничеству и "Ассоциации патронных заводов" в области разработки новых видов боеприпасов к стрелковому оружию;

- о совместном использовании "Россудостроение" и "Росавиакосмос" МО РФ, государственным предприятием "Регион", федеральным государственным унитарным предприятием "Гидроприбор" и федеральным государственным унитарным предприятием "Рособоронэкспорт" испытательной базы СП "Озеро Иссык-Куль" и АО "Улан" КР и т.д.

В конце С. Джеенбекову премьер-министр КР Н.Танаев поручил в недельный срок проанализировать практические результаты кыргызко-российского сотрудничества, т.е. сколько рабочих мест будет создано и какой рост ВВП это даст.




Моя Столица,
21 февраля 2003

Авиабаза "Ганси" выгодна всем

Александр Ким, военный обозреватель

Одни строят долговременный плацдарм, другие - обогащаются...

Визит, с которым недавно посетила Кыргызстан помощник государственного секретаря США Элизабет Джоунс, внес ясность в некоторые вопросы, связанные с базой коалиционных сил имени Ганси.

В декабре прошлого года тихо и незаметно прошла годовщина пребывания иностранного военного контингента, расположившегося на территории главного аэропорта страны "Манас".

Год назад ведущие СМИ и журналисты республики ломали копья, с пеной у рта дискутируя на тему военного присутствия американцев в Кыргызстане. Кстати, интересно отметить, что, несмотря на официальное название базы коалиционных сил, ее упорно называют американской. Скорее всего, потому что именно представители США занимают ведущее положение не только на авиабазе имени Ганси, но и во всей контртеррористической операции "Несокрушимая свобода".

Один из главных вопросов, который долго муссировали журналисты, касался сроков пребывания военно–воздушных сил коалиции в Кыргызстане. Отдельные ура–патриоты усматривали в этом факте чуть ли не покушение на наш суверенитет. Другие полагали, что существование под Бишкеком военной авиабазы союзников снимает целый ряд проблем, связанных с вопросами безопасности страны и защиты ее от вторжений отрядов террористов.

Еще год назад на страницах нашей газеты был сделан анализ сложившейся ситуации и даны прогнозы, что следует ожидать Кыргызстану в связи с новым поворотом военно–политических отношений США в Центральной Азии.

Жизнь показала, что практически все высказанные предположения подтвердились.

Например, мы утверждали, что сроки пребывания коалиционных сил в Манасе вовсе не будут зависеть от действия договора, который подписан на один год. Именно на это обстоятельство упирали журналисты и аналитики, которые негативно относились к американскому военному присутствию. Мы же полагали, что авиабаза Ганси в Кыргызстане - это всерьез и надолго. США не было никакого смысла тратить сотни миллионов долларов на временный лагерь, который нужно будет покинуть через несколько месяцев. Безусловно, сроки нахождения авиабазы в Кыргызстане в значительной степени зависели и от политической ситуации в Вашингтоне. Вовсе не все сенаторы и конгрессмены поддерживают президента Буша и его планы, касающиеся операции "Несокрушимая свобода". Главный аргумент американской оппозиции - война в Афганистане может сильно ударить по экономике страны, поэтому тратить миллиарды из бюджета - ошибка президента и ущерб национальным интересам США.

Однако Буш, Рамсфелд, Пауэлл и другие сторонники радикальных действий сумели отстоять свои позиции и убедить американское общество в необходимости продолжать военные действия.

По своей сути авиабаза Ганси является резервным плацдармом коалиционных сил и в военных действиях в Афганистане задействована опосредованно, по мере надобности. Но военно–воздушный полигон США под Бишкеком символизирует американское присутствие в сердце Центральной Азии, военное влияние супердержавы на геополитический расклад в этой густонаселенной части земного шара.

Американцы - признанные дипломаты, в этом им не откажешь. С момента развертывания авиабазы Ганси они прозрачно намекали, что все это временно и они покинут гостеприимный Кыргызстан, как только выполнят поставленные боевые задачи. Хотя уже тогда, судя по размахам строительства инфраструктуры авиабазы, можно было понять, что уходить в скором времени янки не намерены. В самом деле, зачем им повторять ошибки России, которая вначале добровольно вывела свои войска из Кыргызстана, а затем кусала себе локти?

Год назад было высказано предположение, что столь тесные отношения с Америкой неизменно вызовут негативную реакцию России, которая испокон веку считала Кыргызстан своей законной вотчиной. (Кстати, у России в этом вопросе были действительно неоспоримые аргументы.) Наш прогноз подтвердился, Москва весьма прохладно отнеслась к демаршу младшего брата, польстившегося на доллары и пустившего к себе американских военных. Россия даже отказалась списать долг Кыргызстана, ссылаясь на то, что теперь у республики денег куры не клюют, поэтому никаких поблажек не будет.

Однако те же россияне хорошо понимали, что закручивать гайки весьма опасно, Кыргызстан может окончательно перекинуться под крыло американского орла и напрочь забыть про старшего брата.

Активизация двусторонних отношений между Россией и Кыргызстаном - результат новой российской политики, которая за последние годы значительно утратила свои позиции в бывших республиках Средней Азии. И теперь Москва хотела бы за счет Кыргызстана обозначить и укрепить свое присутствие в Центральной Азии.

Американцы достаточно спокойно взирают, как их извечные соперники пытаются доказать, кто самый большой друг Кыргызстана. Янки бояться нечего, они давно приучили высокопоставленных чиновников Кыргызстана к щедрой кормушке под названием авиабаза Ганси.

При обсуждении этого вопроса как–то скромно умалчивается тот факт, что аэропорт "Манас" - это вовсе не государственная собственность. А принадлежит он частным лицам, причем, надо полагать, не самым нищим людям в Кыргызстане. Значит, и те миллионы, которые платят американцы за эксплуатацию аэродрома и взлетно–посадочной полосы, идут вовсе не в государственную казну, а в чей–то карман. Сюда же нужно прибавить неплохие барыши, которые получают поставщики авиакеросина. Кому принадлежит эксклюзивное право на этот сверхприбыльный вид бизнеса, уточнять не нужно, это и так все знают.

Время от времени американцы оглашают суммы, которые они перечисляют за свое присутствие в Кыргызстане. Деньги эти, как уже отмечалось, исчисляются десятками миллионов долларов. Положа руку на сердце, американцам плевать, куда идут их деньги - на выплату пенсий старикам либо на заграничный счет высокопоставленных казнокрадов. Янки свою задачу выполнили, приучили последних к хорошим деньгам, от которых добровольно никто не откажется. Поэтому американцы могут спать спокойно, никто их из Кыргызстана выгонять не собирается. Кто захочет резать курицу, несущую золотые яйца?

СМИ, которые сначала усердно поливали американцев грязью, сейчас с не меньшей стартельностью подхалимничают перед ними.

Вернемся к визиту в Кыргызстан помощника госсекретаря США Элизабет Джоунс. На встрече с журналистами она четко обозначила позицию американской стороны по авиабазе Ганси. Госпожа Джоунс заявила, что база будет находиться в Кыргызстане до полного завершения военной операции в Афганистане. Другими словами можно выразиться так - столько, сколько нужно Америке. Ведь операцию в Афганистане можно хоть сейчас объявить законченной и вывести оттуда войска. Так же трудно опровергнуть сообщение, что операция "Несокрушимая свобода" прошла только предварительную фазу и до ее полной реализации еще далеко.

Достаточно прямолинейное высказывание Элизабет Джоунс по поводу авиабазы свидетельствует о том, что этот вопрос согласован с руководством Кыргызстана. Которое, разумеется, никак не будет возражать против дальнейшего пребывания коалиционных сил в "Манасе".

Конечно, такая ситуация не совсем устраивает Россию, но и с ней уже найден консенсус. Россиянам отдали военный аэродром Кант, чтобы Москва тоже могла засвидетельствовать свое присутствие в регионе.

Хотелось бы остановиться еще на одном прогнозе, который мы сделали год назад. Мы предполагали, что военное присутствие в Кыргызстане американцев даст новый импульс демократическим началам, заложенным после обретения суверенитета. Мы надеялись, что такие ярые поборники демократии, как американцы, никогда не смирятся с ситуацией, когда в стране, существующей исключительно на помощь США и Запада, будут попирать свободы граждан, закрывать независимые СМИ, преследовать инакомыслящих.

Увы, мы все свидетели того, что этот негатив совпал по времени с размещением в Кыргызстане авиабазы коалиционных сил.

В феврале прошлого года мне довелось беседовать с госпожой Элизабет Джоунс в Госдепартаменте США. Тогда я напрямую задал ей вопрос: связано ли наступление реакции на демократию в Кыргызстане с авиабазой Ганси? Не является ли молчание американцев своеобразной платой за свой военный плацдарм в Кыргызстане?

Госпожа Джоунс категорически отвергла мои предположения. Она заявила, что существует много путей и форм борьбы за демократию. Однако все они не должны выходить за рамки цивилизованных правил. И если в Кыргызстане действительно наблюдается откат от демократии, то правительство Соединенных Штатов сделает все, чтобы предотвратить дальнейшее сползание. Элизабет Джоунс подчеркнула, что бороться и защищать демократию в своей стране должны в первую очередь сами граждане. А ждать и надеяться, что проблемы решит кто–нибудь со стороны, - это слишком наивно...

Возвращаясь к теме авиабазы Ганси, следует отметить, что американские военные и дипломаты могут с полным основанием вписать в свой актив этот плацдарм в Кыргызстане.

Надо полагать, что авиабаза коалиционных сил еще весьма продолжительное время будет портить настроение своим противникам.

Перспективы у Ганси есть, судя по решительным действиям администрации Буша, она вовсе не намерена сворачивать контртеррористическую операцию "Несокрушимая свобода". Только в скором времени эпицентр событий переместится из Афганистана в Ирак. И далее - по оси стран зла, которые уже определили в своих планах пентагоновские ястребы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ