Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Материалы к выступлению Мэра Москвы Ю.М.Лужкова на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России 18 марта 2003 года

Последние два года знаменуются коренными изменениями подхода государства к проблеме поддержки российских соотечественников за рубежом.

Вопросы поддержки соотечественников отнесены к разряду приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии нашей страны. На федеральном уровне принят ряд решений, направленных на защиту прав и законных интересов российских соотечественников за рубежом, оказание необходимого содействия им в адаптации к условиям стран проживания при сохранении национально-культурной самобытности и развитии всесторонних связей с исторической Родиной. Оказывается помощь в обустройстве и тем, кто решил переселиться в Россию.

В этом контексте мы придаем большое значение нынешнему заседанию. Результатом сегодняшнего обсуждения, как мы надеемся, станет выработка для Правительства Российской Федерации предложений и рекомендаций, основанных на приоритете национальных интересов во внешней политике на постсоветском пространстве. Проблема поддержки миллионов наших соотечественников является неотъемлемым элементом этого курса, о чем было заявлено Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на январском заседании Госсовета.

Мы прекрасно понимаем особое значение для России ближнего зарубежья, являющегося зоной жизненно важных интересов для нашей страны. Более половины границ нашего государства приходится на страны СНГ и Балтии. Этот фактор усиливает необходимость участия каждого субъекта Российской Федерации в работе по поддержке соотечественников как в социальной, так и в экономической областях.

В этой связи необходимо учитывать и то обстоятельство, что российская диаспора имеет в странах проживания колоссальный потенциал, который может быть использован в интересах России. Именно поэтому она должна стать мощнейшим инструментом влияния и проводником российских интересов в ближнем зарубежье.

Программный подход к организации взаимодействия с почти 30-ти-миллионной зарубежной диаспорой как к перспективному интеллектуальному, культурному и экономическому ресурсу России был обозначен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Конгрессе соотечественников в 2001 году.

Москва первой стала реализовывать эту программу, предприняла конкретные шаги по собиранию и структурированию русского мира. Правительство Москвы на протяжении последних 10 лет рассматривало поддержку соотечественников как одно из приоритетных направлений своей международной деятельности, особенно, в области сохранения и развития русской культуры, образования и языка в странах их проживания. Московской Программой по поддержке соотечественников за рубежом предусмотрено на три года выделить на эти цели более 200 млн. рублей.

По данным социологических исследований, проведенных в странах Балтии в конце прошлого года аналитическим центром при фонде «Россияне», 80 процентов соотечественников одобряют политику Москвы в отношении зарубежной российской диаспоры. Это высокая степень доверия и мы стремимся ее оправдывать. Мы готовы сегодня поделиться накопленным в этой работе опытом.

Правительство Москвы уже приступило к реализации прагматической модели взаимодействия с зарубежной диаспорой, обозначив ее так: «От поддержки к сотрудничеству». В то же время, мы прекрасно понимаем, что огромный ресурс российской диаспоры за рубежом никогда не будет реализован, если мы не предпримем шагов к организационной, информационной, а если необходимо, и финансовой поддержке ее организаций. Запуская в действие этот гигантский механизм, мы активно использовали опыт и возможности наиболее крупных зарубежных диаспор, в том числе еврейской, армянской, греческой и других.

Так, в 2002 году были проведены два «круглых стола» на тему:

«Зарубежная диаспора — экономический потенциал России», в которых приняли участие представители деловых кругов соотечественников из 32 стран мира. Это направление мы будем поддерживать и развивать, что позволит организациям соотечественников стать самодостаточными. Другими словами, совершенствование организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном и информационном сотрудничестве с Москвой, будет способствовать не только развитию мощного инструмента реализации российских интересов, но и формированию внутреннего фактора финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры. Для привлечения деловых кругов и создания внутреннего финансового ресурса развития диаспоры нужен стимул. И мы его предложили: Москва будет применять систему льгот и преференций по отношению к фирмам и предприятиям российского зарубежья, оказывающим поддержку соотечественникам.

Решением Правительства Москвы создан Московский дом соотечественника, который будет координирующим центром по работе с соотечественниками за рубежом.

 В течение 6 лет успешно реализуется программа «Стипендия Мэра Москвы». За эти годы более 700 соотечественников в странах Балтии получили высшее образование, создан международный клуб «Стипендиатов Мэра Москвы». Среди выпускников-стипендиатов есть депутаты парламентов, руководители фирм, преподаватели вузов, общественных объединений соотечественников за рубежом.

Для выстраивания эффективной политики в отношении зарубежной диаспоры нужна серьезная научная и экспертная база. Хотелось бы отметить, что ни одно серьезное решение Правительства Москвы в сфере взаимодействия с зарубежными соотечественниками не принимается без консультаций с ведущими специалистами столицы. В разработке вышеупомянутой программы Правительства Москвы приняли участие ученые, широко известные не только в Москве, но и за рубежом, в том числе в среде российских соотечественников. Это Борис Шмелев, Татьяна Полоскова, Константин Затулин, Сергей Кулешов, Виталий Скринник и другие авторитетные эксперты. Они постоянно оказывают нам необходимую научно-методическую помощь.

Принятая Правительством Москвы Программа (имеется у Вас на руках), направлена на решение социально-экономических проблем соотечественников. На ее реализацию из бюджета г.Москвы на 2003-2005 гг. будет выделено около 500 млн. рублей. Мы уверены, что к этим ресурсам будут добавлены значительные средства нашими коммерческими структурами, организациями, работающими в Москве.

Для придания работе с соотечественниками за рубежом системного характера решен целый комплекс организационных вопросов. Созданы:

·         отдел по работе с соотечественниками за рубежом в структуре Департамента международных связей;

·         Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом;

·         Московский дом соотечественника;

·         Бизнес-центр деловых людей из числа соотечественников, проживающих за рубежом;

·         Координационный совет «Центра по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом» при Московском государственно-общественном фонде «Россияне» (далее - фонд «Россияне»).

Во исполнение решений Конгресса соотечественников, который проходил в октябре 2001 г., Правительство Москвы оказало содействие в создании Международного совета российских соотечественников. 2 октября 2002 г. в Москве состоялось учредительное собрание представителей общественных организаций российского зарубежья из 19 стран, на котором была создана международная общественная организация "Международный совет российских соотечественников". Основными целями организации являются: координация и активизация деятельности организации российской диаспоры, упрочение их связей с исторической Родиной; содействие формированию эффективной системы взаимодействия государственных и общественных организаций России, ее субъектов с объединениями российского зарубежья. В период с октября 2002 г. организации соотечественников из 34 стран мира, в том числе из стран СНГ и Балтии, стали членами Международного совета российских соотечественников. Становление Международного совета российских соотечественников будет успешным, если поддержку ему будет оказывать не только Москва, но и другие субъекты Российской Федерации.

Вопрос поддержки соотечественников за рубежом за последние два года дважды обсуждался на заседаниях Правительства Москвы.

Исключительно большое внимание мы уделяем работе с письмами, рассматривая их в качестве живого канала обратной связи, позволяющего убедиться в правильности выбранного курса, либо скорректировать его. Ежегодно в адрес Правительства Москвы их поступает сотни. Анализ обращений свидетельствует о том, что деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественников широко известна за рубежом. Самый большой процент писем касается просьб об оказании материальной помощи. Второе место, что нас особенно радует, занимают письма, в которых высказываются предложения о налаживании сотрудничества в экономической, культурной, образовательной областях. Это говорит о том, что лозунг, выдвинутый Москвой «От поддержки к сотрудничеству», нашел отклик среди соотечественников, проживающих во многих странах. Много писем поступило к нам в процессе обсуждения проекта программы Правительства Москвы по поддержке соотечественников.

Около 5% писем поступило от соотечественников из стран дальнего зарубежья. С этой категорией соотечественников на сегодняшний день работает в основном Правительство Москвы. Это связано с тем, что принятые федеральной Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом основные направления работы в 2002-2005 гг. сориентированы на страны СНГ и Балтии.

Важным элементом работы с соотечественниками является постоянное взаимодействие с администрацией Президента Российской Федерации, палатами Федерального Собрания, Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, МИД России и неправительственными организациями.

Представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти России принимали участие в круглых столах на тему: «Зарубежная диаспора - экономический потенциал России», заседаниях Координационного совета «Центра по защите прав соотечественников за рубежом».

Опыт работы Правительства Москвы по налаживанию экономических и деловых связей с российской зарубежной диаспорой был заслушан и одобрен на заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников 16 октября 2002 г. В практику вошли встречи руководителей Правительства Москвы с соотечественниками в странах проживания. В 2002 году их было 14 (в Берлине, Софии, Киеве, Ереване, Риге, Баку, Белграде и т.д.), представители организаций соотечественников из 22 стран были приняты в Москве.

Для реализации Программы Правительством Москвы учреждены пять фондов — «Москва-Крым», «Москва-Севастополь», «Россияне», «Сотрудничество» и имени Юрия Долгорукого, которые закреплены за отдельными странами СНГ и Балтии, что позволяет системно и на основе преемственности строить работу.

Так, например, вы знаете, что Правительство Москвы уделяет особое внимание Крыму и, в первую очередь, Севастополю - городу русской славы.

Фонды, учрежденные Правительством Москвы, "Москва-Крым" и "Москва-Севастополь" реализуют городскую программу социальной поддержки ветеранов войны и труда и особенно ветеранов Черноморского флота. Большое внимание уделяется детям. В дар от российской столицы для детей Черноморского флота построена школа имени 850-летия Москвы, успешно развивается Черноморский филиал МГУ, где на 4 факультетах по 8 специальностям проходят обучение свыше 400 студентов.

Фонд "Сотрудничество" реализует программы поддержки соотечественников в странах традиционного зарубежья (Болгарии, Сербии, Черногории, Румынии, Германии и в ряде других стран).

Московский государственно-общественный фонд "Россияне" успешно реализует программу "Стипендии Мэра Москвы" в странах Балтии. При фонде образован Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам за рубежом.

Большую работу по анализу положения соотечественников за рубежом проводит Институт стран СНГ. За 2002 год в ведущих печатных и электронных СМИ России и стран СНГ было опубликовано более 30 статей и других материалов сотрудников Института связанных с жизнью российских соотечественников за рубежом. Институт участвует в подготовке еженедельного комментария к событиям, связанным с соотечественниками на радиостанции "Голос России", вещающей на страны ближнего и дальнего зарубежья.

Институт принял активное участие в деятельности созданной при Правительстве Москвы Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. В результате совместных усилий была подготовлена Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 гг., которая утверждена Правительством Москвы и распорядительные документы по созданию Московского Дома соотечественника.

В 2002 году по заказу Правительства Москвы были сняты 10 фильмов о соотечественниках, проживающих в странах СНГ и Балтии, США, Германии, Венгрии. С 26 февраля по 14 марта 2003 г. эти фильмы по рубрикой "Зарубежная Россия" были показаны по различным каналам телевидения.

 Особое значение в работе с соотечественниками уделяется молодежи, деловым кругам, интеллектуальной элите российского зарубежья. В сентябре намечено проведение «круглого стола» на тему: «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России» и номинации «Соотечественник года» по десяти позициям под эгидой Международного совета российских соотечественников. Первостепенное внимание нами уделяется ветеранам войны и труда, пенсионерам, малообеспеченным семьям.

Мы знаем о работе, которую ведут российские регионы с зарубежными соотечественниками и приветствуем идею создания региональных структур, координирующих эту деятельность на своем уровне. Среди уже функционирующих можно назвать Комиссию по работе с соотечественниками (Новгородская область), Совет по связям с соотечественниками (Алтайский край), Исполнительный комитет Всемирного конгресса татар (Республика Татарстан). Заслуживает внимания организация и проведение международных семинаров по проблемам соотечественников в Калининградской области. Считаю, что нам необходимо координировать наши усилия и на постоянной основе, обмениваться накопленным опытом. Сегодня мы собрались в Москве. По нашему мнению, следующее заседание можно было бы организовать в другом российском городе.

Конечно, не все регионы обладают одинаковыми с Москвой - прежде всего, финансовыми - возможностями для работы с соотечественниками. Тем не менее уверен, что наш опыт, о чем говорилось выше, несомненно будет полезен. Все последние годы мы нарабатывали его, став своего рода «экспериментальной площадкой» по апробации новых механизмов реализации государственной политики в отношении соотечественников с привлечением региональных организационных и их финансовых возможностей.

Суммируя вышесказанное, хочу отметить следующее.

Первое, к чему мы пришли, это необходимость создания специализированного исполнительного звена, ответственного за работу с соотечественниками. В Москве - это отдел по работе с соотечественниками за рубежом в составе Департамента международных связей. Поскольку работа с соотечественниками требует межведомственного взаимодействия, мы пошли на создание Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. Я убежден - для того, чтобы эффективно работать с соотечественниками, необходимо выстроить надежную систему управления этим процессом. Это необходимо не только на уровне субъектов, но ина федеральном.

Практика более чем десятилетней работы по поддержке соотечественников за рубежом показывает, что остро ощущается нехватка структуры, которая вела бы вопросы соотечественников комплексно, координируя работу в этом направлении на государственном уровне. В этом плане мы могли бы заимствовать опыт, в частности: Китая, Венгрии, Израиля, Греции, придающих исключительно большое значение работе с соотечественниками и получающих от своих диаспор неоценимую политическую и экономическую поддержку. Между тем, деятельность Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом - объективно не позволяет обеспечить такой уровень работы.

Вследствие этого на сегодняшний день многие вопросы взаимодействия в рамках российских ветвей власти и различных структур остаются  неурегулированными.

Хочу обозначить только несколько проблем:

-          принятые после мая 1999 года законы (Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон о гражданстве. Налоговый кодекс, Таможенный кодекс) по существу сделали невозможным реализацию большей части статей Федерального Закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

-          не ведется подготовка, других законодательных актов Российской Федерации по проблемам соотечественников за рубежом;

-           на федеральном уровне отсутствует механизм информационного и организационного содействия экономическому сотрудничеству с фирмами и хозяйствующими субъектами, созданными соотечественниками;

-          средства, выделяемые из федерального бюджета, используются только для поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии, а проблемы сохранения русского языка и культуры есть и у россиян, проживающих в Европе, Латинской Америке, Африке и даже в США.

Поэтому, я по-прежнему убежден, что в структуре исполнительной власти Российской Федерации должен быть специальный орган, ведающий вопросами более чем 30-млн. российской диаспоры.

Второе. Масштабы работы по поддержке наших соотечественников дают основание выйти с предложением о внесении корректировки в редакцию статьи бюджета, ограничивающую деятельность государства в этой сфере только рамками СНГ.

Третье. Мы начинали свою работу с проведения разовых мероприятий по поддержке соотечественников, исходя из их конкретных запросов. Жизнь скорректировала этот подход и, как итог, Правительством Москвы принята комплексная программа работы с соотечественниками на 2003-2005 годы, которая опирается на ежегодно планируемые в бюджете финансовые ресурсы. Думаю, что при условии нехватки средств, вполне возможно работать и «точечно», затрагивая не все, а только наиболее актуальные вопросы, интересующие соотечественников за рубежом. Это может быть культура, образование, помощь ветеранам ВОВ и т.д. Однако важно, чтобы такая работа велась на основе программно-целевого подхода. Тогда легче планировать ресурсы, ставить конкретные цели и двигаться к их достижению.

Четвертое. Эффективность этой деятельности существенно повышается, когда ее удается координировать между всеми субъектами реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Подчеркну, что нашими успехами на этом направлении мы в значительной степени обязаны тесному взаимодействию с МИД России. Представители Москвы входят в рабочие группы, сформированные при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и при МИД России. Это позволяет нам не только действовать сообща, но и эффективно расходовать средства, выделяемые бюджетами различных уровней на поддержку соотечественников. Такая координация осуществляется, например, при реализации образовательных программ.

Мы готовы координировать усилия со всеми заинтересованными субъектами Российской Федерации по всем направлениям этой деятельности. В этой связи предлагаю на плановой основе организовать межрегиональный семинар работников исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, занятых вопросами работы с соотечественниками, где и обмениваться имеющимся опытом. Каждое очередное заседание семинара можно было бы посвящать одному из конкретных направлений работы и проводить его поочередно в разных регионах страны. Москва готова взять на себя организацию и проведение первого заседания такого семинара.

Очень важно, что в Дипломатической академии МИД России действует программа профессиональной переподготовки кадров для субъектов Российской Федерации. В связи с решением Государственного Совета по расширению участия субъектов Федерации в реализации внешнеполитических и внешнеэкономических задач страны, все более актуальным становится вопрос не только переподготовки, но и подготовки кадров для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через подведомственные МИД России учебные заведения. Это сегодня подчеркнул и Игорь Сергеевич. Мы очень рассчитываем, Игорь Сергеевич, что практика приема студентов в МГИМО и слушателей в Дипломатическую Академию по направлениям субъектов Российской Федерации будет расширена. И очень важно, чтобы в учебных программах профессиональной подготовки специалистов особое внимание было бы уделено вопросам государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.

На наш взгляд, видимо, стоит подумать о создании системы кураторства субъектов над определенными странами и организациями соотечественников в государствах СНГ и Балтии. Ведь, как правило, ваша работа привязана к определенным регионам.

Нам кажется, что загранучреждения МИД России должны активизировать взаимодействия с национальными диаспорами, объединяющими представителей финно-угорских, тюркских и других народов России.

Нас очень интересует накопленный вами опыт работы с национальными объединениями соотечественников, ведь Москва сама многонациональный город, где проживают выходцы из различных регионов России, а работа с диаспорами - это всегда улица с двусторонним движением. Мы делаем много, но вместе сделаем еще больше.

Одним словом, чем теснее мы будем сотрудничать, тем успешнее будем решать задачи по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ