Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Слово Кыргызстана,
19 сентября 2003

Станет ли вода товаром?

Беседовала А. Солтоев.

Все в этом мире имеет свое начало и свой конец. Когда-нибудь наши потомки только понаслышке будут знать, что нефть и газ служили для человечества основными источниками энергии. Возможно, в отдаленном будущем и найдется альтернатива современным энергоносителям. Однако смогут ли потомки решить проблему нехватки обыкновенной пресной воды?

Согласно прогнозам ООН, в будущем дефицит воды явится самой серьезной причиной конфликтов в мире. По мнению экспертов Лондонского института стратегических исследований, вода, которая все более превращается в международный товар, в наступившем веке станет тем, чем в ХХ веке была нефть. Причем уже в ближайшее время стоимость воды поднимется выше стоимости бензина.

Воды в Кыргызстане много, и вроде нет повода для тревог. Но, может, все же пора отрешиться от полудремы и начать готовиться к новым реалиям ближайшего будущего?

Об этом мы пытаемся порассуждать с Олегом Печенюком, руководителем НПО "Независимая экологическая экспертиза".

- Олег, кто бы мог подумать, что проблема воды выйдет на первый план в XXI веке. Мы, кыргызстанцы, привыкли к чистой, качественной воде, для нас это естественно. Но оказывается, это благо начинаешь осознавать тогда, когда можешь его лишиться...

- В отличие от многих мы находимся в гораздо лучшем положении, и это надо помнить.

- И все же почему вода?

- Через 50 лет численность населения планеты возрастет до 9 млрд. человек. Большинство стран мира по-разному обеспечено водой: у кого-то ее больше, у кого-то меньше. Да и количество воды уже не играет большой роли, ибо речь идет о ее качестве. Возьмем тот же Ближний Восток, где не затихает вооруженный конфликт. Мало кто догадывается, что одной из причин локальной войны является и водная проблема. Арабский мир, занимая пятое место по численности населения, обладает всего 0,7% совокупных мировых запасов водных ресурсов. В будущем их нехватка станет существенно влиять на экономическое развитие этих стран.

Конфликг Сирии и Израиля из-за Голанских высот длится уж который год. Принято множество документов, велись многочисленные переговоры, но воз и ныне там. Почему? А дело в том, что, возврати израильтяне Дамаску Голанские высоты, и они невольно станут зависимыми от Сирии. Ибо 30% водных ресурсов Израиля формируется на Голанах.

- Оказывается, все не так просто, как кажется. Но мы-то можем хоть в этом вопросе не создавать проблемы и сказатъ, что у нас население не испытывает проблем с питьевой водой и что ее запасов нам хватит с лихвой?

- У нас по старинке принято ссылаться на неограниченные возможности ледников, которые не дадут нам пропасть и т.д. Но коли речь идет о питьевой воде, то надо прежде всего вести разговор о резервуарах подземной воды, которые подсчитаны и, естественно, не бездонны. Но проблема не в количестве, а в бездумном отношении к запасам воды и ее загрязнению. Воды может быть много, но качество ее оставляет желать лучшего, Чем больше загрязняем грунтовые воды, тем чаще вынуждены рыть артезианские колодцы.

- Может, все это свидетельствует о неисправности наших дренажных систем?

-Многие дренажные системы замусорены или просто не функционируют. Не будем далеко ходить за примером. Возьмите район БЧК, где из-за высоких грунтовых вод рушатся дома. Дренажные системы здесь не действуют уж который год. На юге отсутствие дренажных систем уже сегодня может вылиться в экологическую катастрофу. Чем больше люди расходуют воды на полив полей, тем выше поднимаются грунтовые воды. А это грозит подтоплением. Получается замкнутый круг.

Проблему надо решать в комплексе. К примеру, сегодня различные международные доноры прокладывают трубы в селах, тем самым обеспечивая сельчан питьевой водой. Все довольны и, кажется, проблема решена. Но решена только часть ее, за бортом остается дренаж. Довольные сельчане из-за иэбытка питьевой воды поливают ею у сады, огороды и даже поля. Поднимаются грунтовые воды, и село - по пояс в воде. То есть, решая одну проблему, мы создаем другую. Причина проста - отсутствует экспертиза проекта, не привлекаются к делу нужные специалисты.

- И, конечно же, случись беда, взоры пострадавшего населения будут обращены на государство. И оно, конечно же, по-может, хотя деньги в бюджете не лишние. Получается, латаем в одном месте, рвется в другом.

- Дело не только в деньгах, гибнут люди. "Чрезвычайщики" выступают в роли пожарной команды и, по сути, затыкают дыры. Это результат нашего халатного отношения к делу и собственной судьбе. В конечном итоге ответственность за последствия ложится на государство. Получается, что тот субъект, который наносит вред, избегает ответственности. 35 статья Конституции гласит, что каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. То есть я могу потребовать у государства возмещения убытков, если навредил кто-то другой.

- В начале беседы ты сказал, что ограниченностъ водных ресурсов в скором будущем станет сдерживающим факгором экономического развития в ряде стран. Экологическая и экономическая проблемы тесно переплелись, а отсюда совсем близко до вопросов обеспечения национальной безопасности. Есть ли системный подход к водной проблеме у наших соседей?

- Подход к проблеме воды в Узбекистане и Каэахстане командно-административный. Но у них и проблема несколько другая, чем у нас. По водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Ресурсы поверхностных вод республики в среднем составляют 100,5 кубических километров. Из них 56,5 куб.км формируются на территории Казахстана, остальной объем поступает из сопредельных государств, в частности (18,9 куб. км) - из Китая.

На Всекитайской конференции в мае 2000 года было принято решение резко поднять экономику Синьцзян-Уйгурского автономного округа. Основной упор делался на развитие нефтяной промышленности и сельского хозяйства. Решено осваивать новые пахотные земли под плантации хлопчатника и других культур. Для этого нужно перекрыть русла рек Иртыш, Или и других. В округе ударными темпами ведется строительство водохранилища. И с того же времени идут переговоры с казахской стороной о сотрудничестве в сфере использввания трансграничных рек. Ведь решение о перекрытии Китаем Иртыша резко ухудшит водообеспеченность Акмолинской, Семипалатинской, Павлодарской областей Казахстана.

- Примерно в то же время, а точнее, в конце июня 2001 года, Кыргызстан принял Закон о воде, в котором вода декларировалась как товар...

- Насколько мне известно, на переговорах между Китаем и Казахстаном китайцы в качестве главного довода в пользу того, что вода является товаром, приводили принятый Кыргызстаном закон о воде. Китайцы ссылались на то, что прецедент уже создан, и соседи кыргызы уже считают воду товаром, почему же это не разрешается делать другим?

Видите, что получается? У каждой стороны свои интересы, и каждая старается решить свои внутренние, жизненно важные проблемы. Отсюда противоречия, никто не хочет уступать...

- Если китайцы эавершат строигельство водохранилища, как быстро казахи почувствуют последствия этого шага?

- Это грозит экологической катастрофой, житницы Казахстана останутся без воды. И МИД Казахстана постоянно высказывает озабоченность по этому поводу. В качестве солидарности они даже просили нашу страну поддержать их в этом вопросе.

- Каким образом?

- Предлагали перекрыть устья рек Энельчек и Сары-Джаз, чтобы ограничить их сток в Китай. Но это невозможно, да и ссориться с нашим великим соседом нам ни к чему.

- Может, оно и так, но согласись, что мы в одиночку тоже не нанимались нести расходы по содержанию водохранилищ, из которых воды потребляем, может быть, 20 процентов.

- Узбекистан и Казахстан никогда не отказывались платить за воду, но, мне кажется, наша непоследовательность в этом вопросе является поводом для конфликта, причем серьезного. К примеру, на переговорах по сотрудничеству в сфере межгосударственных водных отношений МИД Казахстана постоянно демонстрирует соглашение от 1992 года, которое подписал один из бывших министров сельского хозяйства Кыргызстана, хотя его на это не уполномочивали. Соглашение гласит, что вода не является товаром и чуть ли не послана Богом.

- Но ведь добыча, транспортировка и организация рационального использования природных вод, по сути, является ограслью экономики и требует затрат?

- Согласен, и, кроме того, существует мировой опыт: во многих цивилизованных государствах пресная вода давно уже стала товаром. И примеров тому множество. Кстати, в своей замечательной книге их приводит депутат Т. Усубалиев. Делает он это доказательно и грамотно.

- Получается, что каждое государство Центральной Азии пытается решигь водную проблему самостоятельно, отсутствует адекватная правовая база совместного использования водных ресурсов, к тому же специфика экономических реформ и приоритет национальных интересов над региональными мешают нашим странам прийти в общему знаменателю. Хотя постоянно возрастающие потребности в водных ресурсах вынудят сесть за стол переговоров. Вот только договоримся ли?

- Чтобы прийти к всеобъемлющему региональному сотрудничеству, необходимо прежде всего пакетное подписание конвенций. То есть существуют пять-шесть международных соглашений, и по одному соглашению одна страна в чем-то должна уступить другой, в следующем уступают ей, и так далее. То есть необходимо, чтобы взаимные обязательства уравновесили общий интерес.

- А это возможно? Или узконациональные интересы все же возьмут верх?

- И это не исключено, но процесс идет. Просто надо, чтобы проработкой этих документов занимались серьезные структуры. А то в первые годы независимости подписанием важных конвенций без согласования с правительством, не задумываясь об их последствиях, занимались министры, даже их заместители.

- Водная проблема в какой-то мере является индикатором выявления экономических, экологических и социальных проблем, представляющих собой угрозу безопасности и стабильности в регионе?

- Наши соседи, узбеки, время от времени говорят, что мы испольэуем воду как рычаг политического давления. А началось это несколько лет назад, эимой, когда узбекская сторона прекратила подачу газа.Чтобы выработать дополнительное количество электроэнергии, начался сброс воды на Токтогульском водохранилище. В результате часть хлопковых полей в Узбекистане оказалась заболоченной. Налицо экологическая и экономическая проблема.

- Не могу не затронуть и сложившуюся сегодня критическую ситуацию в Приаралье.

- Для стран бассейна Аральского моря характерен быстрый рост населения, а объем водных ресурсов остается на нынешнем уровне. Возобновляемые водные ресурсы бассейна представлены стоком рек Сырдарьи, Амударьи и ее притоков. А основным поставщиком воды для этих рек является Нарын. И ситуация в Приаралье требует незамедлительного решения целого комплекса проблем. Фонд спасения Арала пытается их решить. Но когда кто-то берет деньги, чтобы решить водную проблему Арала, а решает ее на среднем или нижнем течении, не задумываясь, что ее надо решать и на уровне верхних водотоков, то есть на уровне ледников, откуда берут начало все реки региона, то это вызывает недоумение.

- Получается, наши соседи тянут финансовое одеяло на себя. Или, говоря проще, ставят телегу впе-реди лошади?

- К сожалению, это так. Кстати, очередным председательствующим в фонде спасения Арала будет наш Президент. У нас появится возможность выходить с инициативами по многим вопросам водопольэования, мы сможем в той или иной степени влиять на финансовые потоки, поднимать вопросы привлечения инвестиций и многое другое. То есть для нашей страны в Год пресной воды, объявленный ООН, открывается широкий простор для деятельности. И вообще, пора избавляться от комплекса бедных родственников и начинать трезво оценивать свои природные ресурсы. Шанс у нас есть. Рано или поздно и в нашем регионе, как и во всем мире, вода станет товаром. И к этому надо быть готовыми.




Независимая газета,
23 сентября 2003

Россия заново осваивает ЦентрАзию

Виктория Панфилова

Размещение в Киргизии авиабазы позволит укрепить обороноспособность республики и российские позиции в ней

За подписанием министрами обороны документов о создании российской военной базы в Киргизии президенты проследили лично.

У России появилась первая военная база в Киргизии. Соглашение "О статусе военнослужащих Вооруженных сил РФ в Киргизии" в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали вчера в Москве министры обороны двух стран Сергей Иванов и Эсен Топоев. Перед этим вопросы киргизско-российского военного сотрудничества обсудили в Кремле президенты Владимир Путин и Аскар Акаев. Подписанное соглашение определяет принципы дислокации в Киргизии российских военных, вооружения и техники. Путин считает, что соглашение об открытии российской авиабазы - "это первый шаг, юридическое оформление нашего военного присутствия в Киргизии".

После беседы с российским президентом Аскар Акаев отметил, что создание военной базы РФ есть не что иное, как логичное продолжение двусторонних договоренностей, которые касаются сферы безопасности. "Открытие военной базы является свидетельством важной роли России в деле обеспечения стабильности и безопасности в Средней Азии. Наши страны в последние годы сталкиваются с новыми угрозами и вызовами. База станет оплотом борьбы с ними и позволит нашим странам обеспечить стабильность в развитии", - подчеркнул киргизский лидер.

В подписанном документе особо отмечается, что нахождение российской авиабазы на территории Киргизии "носит оборонительный характер и не направлено против других государств". Соглашение рассчитано на 15 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет по взаимному согласию сторон. В соответствии с документом, "боевую готовность, оперативную и боевую подготовку, организационно-штатную структуру и другие вопросы повседневной деятельности авиабазы контролирует Минобороны РФ". Личному составу авиабазы предоставлен дипломатический иммунитет, их имущество неприкосновенно и не подлежит аресту или задержанию. Кроме того, военнослужащие освобождаются от уплаты ряда налогов.

В свою очередь, киргизская сторона в соответствии с соглашением должна будет на безвозмездной основе передать ряд объектов в Канте и создать все условия для нормального функционирования российской авиабазы и принять меры по бесперебойному обеспечению ее каналами связи, электроэнергией, водой и другими видами коммунально-бытовых услуг. Напомним, что проект соглашения был парафирован сторонами в июле нынешнего года. Финансирование авиабазы в Канте будет осуществлять российская сторона. На 2003 год предусматривается финансирование из средств Минобороны, а с 2004 года, после вступления соглашения в силу, финансирование пойдет из бюджета РФ по статье "Национальная оборона".

Официальное открытие российской военной авиабазы, которое неоднократно откладывалось, намечено на октябрь 2003 год. К этому времени должны будут завершиться основные строительные работы и аэродром будет готов к эксплуатации. Тогда же будет подписано и межгосударственное российско-киргизское соглашение, которое юридически оформит передачу аэродрома в Канте под российскую военно-воздушную базу.

База в Канте создается уже давно. Еще в прошлом году там появились два российских штурмовика Су-25 и автомобили технического обеспечения. До официального открытия на российскую базу журналистов на всякий случай не пускают. Однако даже издали можно наблюдать, что бурной строительной деятельности на территории базы нет. Хотя, по некоторым данным, на обустройство базы уже затрачено около 2,5 млн. долл. В частности, ведутся работы по восстановлению взлетно-посадочной полосы, построена казарма на 100 человек и восстанавливаются общежития. Кстати, по оценке Пентагона, на восстановительные работы потребуется в общей сложности до 300 млн. долл.

К октябрю здесь должны разместится 12 штурмовиков Су-25 и многоцелевых истребителей Су-27, два транспортных самолета, пара вертолетов Ми-8 и 700 военных специалистов. Пожалуй, это первый за последние годы случай, когда Россия не закрывает, а открывает военную базу за рубежом.

Для Киргизии создание российской авиабазы событие достаточно значимое. Как отметил Эсен Топоев, "размещение в Киргизии авиабазы ОДКБ позволит укрепить обороноспособность республики и будет содействовать техническому переоснащению армии, а также продемонстрирует возможности взаимодействия стран СНГ в рамках Объединенной системы ПВО".

Как известно, на территории Киргизии это уже вторая иностранная военная база. В 2001 г. в бишкекском аэропорту "Манас" расквартировалась авиабаза стран НАТО. Киргизский министр Эсен Топоев считает, что размещение вооруженных групп разных военных коалиций "не противоречит ничьим интересам". В интервью "НГ" он отметил, что все находящиеся в Киргизии военные группировки имеют "различный формат" и у них "различные цели". Военная база антитеррористических сил в Манасе, по его убеждению, используется "исключительно для ведения военной кампании в Афганистане", в то время как воинский контингент, который будет расквартирован в Канте, будет нацелен на "ведение специальных военных операций против внезапных военных вылазок по отношению к странам региона каких-либо других враждебных сил".

Для России же главная задача авиабазы в Канте - служить противовесом натовской авиабазе в "Манасе", расположенной всего в 30 км. Из "Канта" российские специалисты смогут осуществлять мониторинг деятельности войск США и союзников, а также требовать, чтобы планы и графики полетов базы "Манас" в интересах безопасности согласовывались с российской стороной.

Наличие двух авиабаз на столь близком расстоянии друг от друга уже породили проблемы совместного использования воздушного пространства. Однако киргизский министр обороны спорных вопросов здесь не видит. В интервью "НГ" он отметил, что "деятельность "Манаса" и "Канта" определяется Воздушным кодексом Киргизской Республики". "Все перелеты в воздушном пространстве Киргизии выполняются под руководством Единого центра управления воздушным движением и по согласованию с ним", - сказал Топоев.




Вечерний Бишкек,
26 сентября 2003

Кант Время перемен

Азамат Касыбеков

На авиабазу "Кант" прибыла группа офицеров ВВС РФ. Их основная цель - оперативное решение вопросов передачи и приема объектов аэродрома российскими Вооруженными силами.

А передавать есть что. В этом убедились и корреспонденты "Вечерки", побывавшие здесь. Неплохо сохранившаяся взлетная полоса, способная выдержать посадку тяжелой авиации. Контрольно–диспетчерский пункт, склады, ангары, помещения, предназначенные для ремонта бортов. Российская сторона на данный момент реконструировала и рулежную дорожку.

Солдаты и офицеры из дружественной страны уже вовсю обустраиваются. Несколько казарм для личного состава прошли капитальный ремонт. В пахнущих свежей краской помещениях будут размещаться рядовые. А вот офицеры смогут снимать квартиры у кантовчан. Если это случится, цены на жилье, без сомнения, в городе подскочат.

По словам представителей Минобороны КР, контроль над авиабазой "Кант" станет осуществляться совместно как кыргызской, так и российской стороной. Наши летчики и в дальнейшем будут использовать возможности инфраструктуры аэродрома. Ведь соответствующая реконструкция взлетной полосы в Токмаке сейчас требует больших финансовых вливаний.

На контрольно–пропускном пункте авиабазы царит жесткий режим проверки документов. Даже российских офицеров, "оседлавших" иномарки, пропускают на территорию лишь после тщательной сверки госномеров авто.

А местные власти начали реконструкцию дороги, которая ведет к аэродрому. Ранее магистраль была вся в "воронках". Думается, что это не просто плановый ремонт, но и дружеский жест руководства области. С прибытием российских военных местные жители ожидают, кроме всего прочего, появления новых рабочих мест, оживления торговли.

Справка "ВБ"

История и боевой путь военного аэродрома в Канте неразрывно связаны с историей Центральных курсов СССР по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров, которые были сформированы на базе Одесской военной авиационной школы пилотов.

Образованная приказом наркома обороны СССР 23 февраля 1941 года, во время Великой Отечественной войны она перебазировалась в город Фрунзе. Здесь, в глубоком тылу, началась планомерная работа по подготовке военных летчиков для фронта. Всего за эти годы из стен школы на борьбу с врагом отправились 1507 летчиков. Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены выпускники этого учебного заведения Н.Васин, В.Ермолаев, В.Жигунов, А.Кобзев, Н.Стройков, А.Феоктистов, Н.Королев.

В 1945 году авиационная школа получила статус военного училища, на базе которого в 1951 году в Канте был образован учебный авиаполк. В 1956 году он приступил к обучению авиационных кадров для развивающихся стран Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки (всего 54 государства). Здесь освоили летную профессию ныне известные всему миру президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак, бывший президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад, летчики–космонавты из Монголии - Жугдэрдэмидийн Гурагча, из Индии Ракеш Шарма, маршал авиации Индии Дилбах Синг.

29 мая 1992 года авиационное соединение в Канте, как и другие воинские части и формирования, дислоцированные на территории Кыргызстана, перешло под юрисдикцию Кыргызской Республики.




Время новостей,
25 сентября 2003

Аскар Акаев - "крестьянский сын".

Аркадий Дубнов

Президент Киргизии похвалил "российский колониализм"

Президент Киргизии Аскар Акаев, находящийся с визитом в Москве, пришел в гости к ведущим российским политологам из Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и прочел им лекцию на тему "Куда идет Центральная Азия".

Общение экспертного сообщества с высоким гостем, "известным всем в качестве президента, но менее известным в облике блистательного интеллектуала, настоящего академика и, наконец, крестьянского сына", как представил его председатель правления СВОП Сергей Караганов, получилось интересным и иногда даже забавным. Например, когда г-н Акаев, напомнив присутствующим, что он физик, попытался языком математических моделей объяснить слушателям, в основном гуманитариям, что такое геополитика. Инструментом для моделирования была выбрана "известная" физикам задача "о соотношении трех тел и локальных элементов". Под "телами" подразумевались США, Россия и Китай. Под "локальными элементами" - маленькие страны, среди которых Киргизия.

Говоря об "оптимальных траекториях" прохождения "элементов" среди "тел", лектор волнообразными движениями рук продемонстрировал сложные направления, которые вынуждены выбирать "элементы", чтобы остаться целыми самим и не вызвать катастрофического столкновения между "телами".

Основные результаты политологического анализа, предложенного Аскаром Акаевым, выглядят следующим образом:

- Великие державы, Россия и Китай, даны в соседи Киргизии судьбой и историей, а США сегодня вообще стали соседом всех стран в мире. Без учета американского фактора некорректно рассматривать мировые события.

- Пример тому - война в Ираке. Никогда еще мировая история не знала столь масштабной коалиции, которую возглавили исповедующие принцип "кто не с нами, тот против нас" Соединенные Штаты, начиная эту войну. Положительные итоги действий этой коалиции налицо: из Ирака никогда больше не возникнет угроза применения оружия массового поражения, и эта страна рано или поздно ("Я оптимист", - заметил при этом г-н Акаев) будет превращена в "островок демократии" на Ближнем Востоке. Страны Центральной Азии вместе с Россией поступили правильно, присоединившись к коалиции.

И в качестве отдельной ремарки в сторону США:

- Корифеи американской политики - Генри Киссинджер и другие - признают только за Америкой право отстаивать свои национальные интересы и ценности, попытки остальных стран делать то же самое вызывают у них нескрываемое раздражение.

О Китае:

- Китай настроен к Киргизии дружественно, и мы не ощущаем аннексионистских притязаний с его стороны. Не без определенных внутренних проблем (оппозиция в киргизском парламенте грозила импичментом президенту Акаеву за заключение секретных киргизско-китайских пограничных соглашений, в результате которых был совершен "неравноценный обмен" территориями. - Ред.) мы разрешили все спорные проблемы. В Китае не рассматривают в качестве угрозы усиление роли России в Центральной Азии.

И наконец, о России. Весьма подробно и подчеркнуто доброжелательно, если не сказать - с плохо скрываемой любовью:

- Среди действующих на Центральную Азию внешних факторов первое место, без колебаний, занимает российский фактор. Существуют полярные мнения о роли России в регионе, учитывая имперский период ее истории. Но российский колониализм в этот период был намного либеральнее, чем классический колониализм, например, в Африке. Советская же эпоха была эпохой ренессанса в Центральной Азии, в культуре, образовании, здравоохранении, и в регионе до сих пор сохраняется тяга к российской культуре в противовес западной.

Затем сразу - переход к "эпохе Путина":

- Похоже, что с удвоением своего ВВП Россия станет локомотивом Центральной Азии, а США не смогут быть таким локомотивом.

(Не вдаваясь в обоснование этого тезиса, г-н Акаев лишь "с удовольствием" сослался на президента Узбекистана Ислама Каримова, признавшего недавно: "После распада СССР мы испытывали эйфорию в надежде на то, что Запад займет тот вакуум, который образовался с уходом из региона России".)

- Мы стремимся к превращению Киргизии в главную опору политического влияния России в Центральной Азии.

(Здесь президент вспомнил своих критиков, утверждающих, что "Акаев балансирует между Россией и Америкой".)

- Да, приходится идти по острию ножа, политика - это искусство возможного. В этом и состоит предлагаемая мною концепция доктринального характера о коридоре возможностей для третьих стран. Но Россия остается маяком на том пути, по которому идет Киргизия.

- Сколь долгим будет присутствие США в регионе? - на этот заданный самому себе вопрос лектор честно ответил: - Это зависит от разных факторов, но я не согласен с утверждениями, что американская политика направлена к вытеснению России из Центральной Азии, это было бы недальновидно, и я заявлял об этом откровенно, находясь в США.

О роли ООН:

- Мы не согласны с теми, кто готов пустить под откос организацию, которая служит миру уже 58 лет. Великие державы могут сколачивать блоки по удобным для них лекалам, а мы, маленькие страны, только в ООН можем быть услышаны и поняты. А "большая восьмерка", которая стала уже мировым правительством, нам недоступна.

Ораторское мастерство г-на Акаева вызвало восторг аудитории, и его засыпали множеством вопросов. Ответы на некоторые из них достойны общественного внимания:

- Киргизия приветствует попытку создания Россией, Казахстаном, Украиной и Белоруссией единого экономического пространства, но не присоединяется к ней, чтобы не помешать достижению прорыва на этом направлении...

- В СНГ сегодня создана такая зона свободной торговли, что если бы Марко Поло захотел сейчас повторить путешествие по Шелковому пути из Венеции до Китая, то он бы застрял уже в туркменских песках, если не раньше...

- Я согласен с тем, что в будущем для стран Центральной Азии было бы оптимальным воссоединиться в единое геополитическое и геоэкономическое пространство. Россия могла бы сыграть решающую роль в этом...

- Я знаю, что обо мне за рубежом пишут диссертации, в которых утверждается, что я такой же диктатор, как и другие в Центральной Азии, и мне интересно это читать, а вообще все страны региона имеют свою модель демократии...

Благостную атмосферу возникшей дискуссии никто, в том числе и автор этих строк, не смог нарушить вопросом, как относится президент страны с самой "продвинутой" в регионе моделью демократии к тому, что Европарламент признал на днях осужденного в Киргизии на десять лет тюрьмы бывшего вице-президента Феликса Кулова политическим узником и выдвинул его на премию им. Сахарова в номинации "За свободу мысли".




Газета СНГ,
25 сентября 2003

Киргизская оппозиция "играет" языком

Зарина Аскарова

В то время как Аскар Акаев всячески укрепляет двусторонние отношения с Россией, киргизская оппозиция в Бишкеке пытается завоевать доверие электората, делая упор на самый болезненный вопрос – развитие национального языка. Как сообщает "Новая волна", лидер "Партии социалистов Киргизии", оппозиционный депутат Омурбек Текебаев заявил о том, что намерен предложить изменения и дополнения в закон "О государственном языке".

Парламентарий пояснил, что в обновленном законе необходимо обязать руководство республики сделать все возможное для использования и развития киргизского языка в сфере информационно-коммуникационных технологий и запретить продажу компьютеров, не снабженных программным обеспечением для написания текстов на государственном языке.

Текебаев отметил, что для дальнейшего развития киргизского языка как раз и необходимо использовать те самые пресловутые информационно-коммуникационные технологии. По мнению парламентария, их применение ускорит перевод официальных и деловых бумаг на киргизский язык. Текебаев рассказал журналистам, что уже созданы первые компьютерные программы на киргизском языке. Как проинформировал депутат, на реализацию данного проекта потребуется 2 миллиона долларов. Лидер социалистов выразил уверенность в том, что коллеги по депутатскому корпусу поддержат его инициативу, так как родной язык для большинства парламентариев - киргизский.

Такие шаги, очевидно, идут вразрез с настойчиво пропагандируемой Аскаром Акаевым политикой уравнивания в правах русского и киргизского языка. Как известно, сначала единственным государственным языком был объявлен киргизский, на который предполагалось в кратчайшие сроки перевести все деловое и официальное общение. Это стало одной из причин массовой эмиграции не только русского, но и русскоязычного населения из республики. Эмиграция русских больно ударила по национальной экономике – возник острый дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров. В этих условиях власти стали пытаться удержать русскоязычное население всевозможными пряниками. Придание русскому языку статуса государственного как раз и было призвано остановить повальное бегство квалифицированных специалистов.

На этом фоне "фортели" оппозиции на первый взгляд выглядят несколько странно - действительно, обеспечить наукоемкие отрасли промышленности литературой на киргизском языке в кратчайшие сроки не удастся, а полумеры вроде "информационно-коммуникационных технологий" ничуть не помогут: инженеров все равно будут учить на русском.

Правда, есть одно "но": электорат Киргизии в регионах состоит в основном из представителей титульной нации, а людям, уставшим от нищеты, уже фактически все равно - останутся в стране высококвалифицированные русскоговорящие специалисты или нет. А на такой почве великолепно приживаются популистские лозунги националистического толка, взятые на вооружение местной оппозицией. Такие инициативы большинство экспертов связывают исключительно с началом предвыборной кампании, в рамках которой оглашаются политические программы партий. Этот ход оппозиционных политологов должен, по идее, привести общество к пониманию того, что киргизский язык якобы умирает, вытесняемый русским. (Правда, скорее можно говорить о вытеснении киргизского языка узбекским, носители которого занимают в Киргизии второе место по численности, опередив этнических русских).

По сути дела, политика Акаева преследует сугубо меркантильные цели - удержать специалистов с помощью довольно-таки формальной уступки русскоязычному меньшинству. Не будет лишним отметить, что такая позиция приносит свои (и немалые!) политические дивиденды в отношениях с Москвой - президент Киргизии выгодно отличается от многих своих коллег по постсоветскому пространству. Как известно, во многих странах СНГ и Балтии русский язык настойчиво вытесняется из сферы межнационального общения, не говоря уже о придании ему статуса официального.




IWPR,
17 сентября 2003

У правительства Кыргызстана появилась большая партия

Лейла Саралаева

Четыре партии объединились в проправительственный блок и, возможно, готовят почву для выхода на сцену президентского преемника.

По мнению представителей кыргызстанской оппозиции, формирование нового проправительственного блока может знаменовать собой скорый выход на политическую арену преемника президента Аскара Акаева.

7 сентября четыре политические партии – "Жаны Заман", "Манас эл", "Жаны Кыймыл" и Партия кооператоров – провели объединительный съезд и объявили о создании "Партии единства и развития – Алга Кыргызстан" ("Вперед, Кыргызстан!").

Председатель политсовета блока Болот Бегалиев отрицает, что создание альянса произошло исключительно для предвыборной борьбы. "Мы не преследуем цели – только приход к власти. Хотя стратегически, такая задача, как участие в выборах, конечно, стоит. Но основной, глобальной целью является – построение сильного Кыргызстана", – сказал он IWPR.

"Мы называем себя "пропозиционной" партией, так как слово "оппозиция" приватизировано корыстными демагогами. В то же время мы не можем называть себя проправительственными, так как еще никого не привели во власть", – подчеркнул Бегалиев.

Представители кыргызстанской оппозиции крайне скептически настроены относительно перспектив новоиспеченного объединения набрать реальный политический вес.

"Все эти объединения партий – ерунда. Ни одна из этих партий не сыграет решающей роли ни в политике, ни в экономике страны, ни на выборах", – заявил IWPR депутат Адахан Мадумаров.

Он подчеркнул, что участвовать в парламентских выборах партии не имеют права, а для президентских выборов – у нового альянса нет ни одного достойного лидера. "Вся эта шумиха создана для того, чтобы в период очередного политического затишья еще раз заявить о полной поддержке политики президента и проводимых им реформ", – считает Мадумаров.

Депутат Азимбек Бекназаров, который возглавляет оппозиционное политическое движение "За отставку Акаева и реформы для народа", называет новый партийный синтез "искусственным". "Летом лидеры этих партий объездили весь Кыргызстан, но не нашли поддержки у простого народа, за исключением чиновников районного масштаба", – заявил IWPR Бекназаров.

В целом же, по мнению Бекназарова, это слияние в единый блок – явление положительное, так как противостояние одного крупного оппозиционного движения другому – пропрезидентскому – "подразумевает использование более цивилизованных методов борьбы за власть".

Нервозности по поводу влияния административного ресурса на успех пропрезидентской партии на предстоящих выборах Бекназаров не испытывает. "Да, у них в руках Центризбиркомом, но многое зависит и от нас – оппозиции – и от международных правозащитных институтов", – отмечает он.

Многие разделяют мнение о том, что создание нового объединения явилось тактическим ходом небольших партий, пытающихся консолидироваться в более весомую проправительственную силу в преддверии президентских выборов 2005 года.

"Эта новая партия рассчитывает на административные ресурсы ныне действующей власти и на возможность фальсификации и корректировки результатов голосования", – сказал депутат Омурбек Текебаев, лидер оппозиционной партии "Атамекен".

"Эта новая партия рассчитывает на административные ресурсы ныне действующей власти и на возможность фальсификации и корректировки результатов голосования", – так охарактеризовал тактику новой партии Омурбек Текебаев, депутат парламента.

Его коллега по депутатскому корпусу Марат Султанов разделяет эту точку зрения. "Партия, которую поддерживает власть, всегда может рассчитывать на дополнительные 15-20% голосов", – сказал он.

Срок президентского правления Аскара Акаева истекает в 2005 г. По заверениям самого президента, он не станет баллотироваться на новый срок, однако его дальнейшие действия пока для всех остаются загадкой.

Тем временем, наблюдатели уже присматриваются к возможным преемникам Акаева на посту президента. Отсюда и возникло подозрение, что новый блок сформирован под одного из них.

"Под кого именно, я пока сказать затрудняюсь, – говорит лидер "Коалиции за демократию и гражданское общество" Эдиль Байсалов, – Мне кажется, и сам Аскар Акаев еще не определился с кандидатурой. Но раз уж партия создана, значит, не исключено, что скоро мы это имя узнаем".

Один депутат, пожелавший сохранить анонимность, согласен с этим предположением и называет Мисира Аширкулова и Темирбека Акматалиева среди возможных кандидатов на президентское кресло. 57-летний Мисир Аширкулов возглавляет могущественный Совет безопасности, а также временно исполняет обязанности главы Администрации президента. Аширкулов считается близким другом семьи президента. 45-летний Акматалиев – заместитель Аширкулова в Администрации президента – занимал в последние годы целый ряд важных государственных постов, в том числе – министра внутренних дел.

Эти люди возглавили список, составленный недавно газетой "Лица" по результатам опроса общественного мнения. Газета предложила читателям назвать наиболее вероятных, по их мнению, преемников президента Акаева. "Больше всех голосов получил Мисир Аширкулов. Далее следуют Темирбек Акматалиев и вице-премьер Жоомарт Оторбаев", – сообщила главный редактор газеты "Лица" Бермет Букашева. "Я бы и сама их назвала".



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ