Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Доклад члена совета соотечественников при Госдуме РФ, председателя Координационного совета организаций соотечественников и русских НПО Грузии, президента МГБС «Недежда» В.Сварчука

От редакции

Этот доклад был подготовлен для форума «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России», но не был на нем прочитан .

Дамы и господа!

Дорогие соотечественники!

В первую очередь хочу поблагодарить Вас за приглашение принять участие в столь представительном форуме. Не будет преувеличением сказать, что наша сегодняшняя встреча была продиктована временем, насущными проблемами, которые встали перед нами в последнее время. Дело в том, что реалии сегодняшнего дня таковы, что традиционные формы и стиль нашей работы требуют изменений, хотим мы этого или не хотим. Сегодняшний день показал, что нам необходимо переходить к качественно новому уровню в нашей работе и искать новые подходы к решению данных проблем

Впервые об этом четко было сказано на прошедшей в Тбилиси 21.V.2003r. международной практической конференции на тему "Общение и клубы соотечественников в странах Южного Кавказа и их взаимодействие с регионами России", проведенной благодаря Посольству РФ в Грузии. Надо отметить, что подобная конференция на постсоветском пространстве проводилась впервые, по тематике и представительному составу она практически не имела аналогов, если не назвать сегодняшнего форума.

Это дало нам возможность впервые получить квалифицированную и исчерпывающую информацию в области приобретения российского гражданства, получения образования в российских вузах, использования научно-технического потенциала русской диаспоры в интересах развития тесного сотрудничества с регионами России и укрепления отношений нашей исторической Родины и по другим остро интересующим нас вопросам. Поэтому задачей сегодняшней встречи является дальнейшее обсуждение и координация деятельности объединения соотечественников и использование их интеллектуального ресурса в укреплении русского мира за рубежом.

Хочу отметить, что наша встреча проходит в условиях, когда все ветви государственной власти Российской Федерации проявляют большой интерес к 30-миллионной зарубежной диаспоре. В январе 2003 года на заседании Государственного совета РФ российский Президент поставил руководителям субъектов Федерации конкретные задачи по организации взаимодействия с соотечественниками. Эти же вопросы рассматривались на 14-м мартовском текущего года заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, в выступлениях министра иностранных дел России Игоря Сергеевича Иванова и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова.

Сложившиеся благоприятные условия дают возможность представителям организаций соотечественников сделать свою работу более плодотворной. Суть ее для каждого, очевидно, будет заключаться в том, каким образом мы воспользуемся помощью, предоставленной нашей исторической Родиной. Важно, чтобы это осуществлялось на условиях равноправия партнеров готовых взаимодействовать с Российской Федерацией во всех областях общественно-политической жизни. Сегодня мы должны рассмотреть конкретные вопросы объединения усилий, направленных на реализацию крупных, масштабных проектов в едином векторе, в одном направлении. Полагаю, что у большинства собравшихся не вызывает сомнений тот факт, что в одиночку нам не удастся реализовать никакой мало-мальски серьезной программы. Для того чтобы убедиться в верности подобных подходов, достаточно проанализировать результаты деятельности различных диаспор в государствах нашего постоянного проживания. На примере Грузии могу утверждать, что организационное единство, скажем, греческой и еврейской диаспор позволили им на сегодняшний день решить абсолютное большинство еще совсем недавно казавшихся неразрешимыми задач.

В свете вышеизложенного хотел бы перейти к обсуждению проблем организационного характера, важнейшими из которых, на наш взгляд, могли бы стать не некие совместные заявления и коммюнике (которые, конечно, при необходимости, можно разрабатывать и принимать!), но:

первое - более близкое знакомство друг с другом, обмен опытом работы;

второе - предварительное (так сказать, в первое чтении) одобрение некой единой концепции перспективной деятельности, четко определяющей наши цели, задачи и намерения, на базе которых мы могли бы точно знать, что действуем в том самом едином поступательном векторе;

третье - вычленение основных направлений совместной деятельности, требующих объединенных усилий;

четвертое - определение на основании реализации указанных выше пунктов текущих и перспективных задач некоего прообраза плана совместной работы с абсолютно четким определением как самих мероприятий, так их исполнителей и сроков исполнения.

Ссылаясь на выступление министра иностранных дел Российской Федерации, я уже указывал на то, что, сознавая необходимость расширения масштабов адресной помощи проживающим за рубежом соотечественникам, российское руководство понимает, что в ряде случаев оно бессильно без нашей помощи. Это, например, касается единого банка данных о переселенцах, причем, не вызывает сомнений, что подобный банк целесообразно создавать и поддерживать в региональных масштабах.

Указанный банк данных позволит более полно решить и такую актуальную проблему, как целенаправленная защита прав и свобод соотечественников Большинство из собравшихся здесь делегатов наверняка не раз задумывались с перспективах этой проблемы. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый из нас делает все возможное для того, чтобы оказать реальную, конкретную и квалифицированную юридическую помощь членам представляемых нами организаций Понятно, что масштабы такой помощи необходимо расширять как на местах, так и на уровне Совета соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации. Пришла пора всерьез задуматься о создании на местах постоянно действующих юридических консультаций, собственного нотариата и бюро переводов. Однако, говоря об объединении усилий, я имею в виду и еще более масштабный проект. И речь здесь идет ни мало, ни много, как о формировании собственной - единой и четко! избирательной платформы и программы. Для чего, спросите? Для участия в выборах и состав высшего законодательного органа России! и в странах нашего проживания. При правильной и продуманной организации работы одним из депутатов вполне мог бы стать один из нас - человек, представляющий интересы избирателей из числа многих десятков тысяч соотечественников. Полагаю, нет необходимости уточнять преимущества и перспективы, которые могли бы быть реализованы в таком случае. Подчеркну лишь, что без активного лоббирования интересов представляемых нами общин на всех, в том числе самых высоких уровнях, нам не удастся решить хотя бы части серьезной проблемы.

В выступлении министра иностранных дел России Игоря Иванова особо подчеркивалось, что суть нашей работы в указанном направлении заключается в оказании помощи в защите прав человека в соответствии с существующими нормами, свободном поддерживании связи с Россией, получения информации из Российской Федерации, создании объединенных общественных организаций и участии в их деятельности. Говоря об активизации участия центра в недопущении дискриминации "нетитульных" наций, где "прямой задачей российского государства объявлена задача - сохранить и приумножить колоссальный человеческий и духовный потенциал "русского мира", министр иностранных дел, мэр Москвы особенно акцентировали внимание на информационном аспекте предстоящей работы. Убежден, что объяснять собравшимся роль и значение средств массовой информации в современное мире не нужно. По этой же причине не буду заострять ваше внимание на положительном опыте, накопленном в плане создания и функционировании собственных печатных органов. Опыт такой есть, но на нынешнем этапе, полагаю пришло время подвергнуть этот опыт критическому переосмыслению, чтобы, скажем, прийти к выводу, что выпускаемые в разное время русскими диаспорами печатные органы зачастую превращаются в достаточно серое и пассивное средство тиражирования информации, публикуемой в официальных СМИ стран проживания и бледные дайджесты откровенно устаревших перепечаток из отдельных российских изданий. Интересное предложение прозвучало в этой связи в выступлении московского мэра, по мнению которого, есть смысл расширить географию и актуальное публицистики, посвященной проблемам соотечественников за счет подготовки материалов на местах и их публикации в российской печати. Иными словами, касаясь неиспользованных резервов и ресурсов, о которых я говорил выше, не лишено смысла нам с вами ввести в практику совместную подготовку концептуально четких, взвешенных и продуманных материалов, предназначенных для опубликования российских СМИ, что, вне всякого сомнения, может оказаться эффективным средство решения назревших проблем, осмысленных не только на уровне эмоций даже само! талантливого, но журналиста, а откорректированных на уровне четкого вычленена нами наиболее острых проблем. Не менее интересным в том плане представляется рассказ Юрия Михайловича Лужкова о том, что только в прошлом году Правительство Москвы сняло и показало по телевидению 10 фильмов о соотечественниках. Возникает вопрос: видел ли кто-нибудь из присутствующих фильм, снятый о жизни соотечественников в Грузии? Нет, к сожалению. А ведь в наш адрес уже поступали отдельные предложения по поводу подготовки таких публицистических телепередач видеофильмов. Более того, наша молодежь уже давно выносила идею создания целого телесериала о жизни русской молодежи в Грузии и в государствах Южного Кавказа! Подобная масштабная идея вполне могла бы быть реализованной нашими совместными усилиями.

Раз уж мы упомянули выступление московского мэра на 14 Консультативном Совете, не мешало бы, на наш взгляд, обратить внимание на ту его часть, где шла речь о необходимости формирования программного подхода к проблеме организации взаимодействия организаций соотечественников с российскими регионами. Речь здесь идет о том, что, несмотря на существование многочисленных и вполне оправдавших себя форм и методов подобного взаимодействия (стипендии для обучения соотечественников в российских вузах, летние оздоровительные лагеря и организация отдыха ветеранов, переподготовка учителей и адресная поддержка некоторым категориям соотечественников и так далее и тому подобное) в проводимой работе все еще не чувствуется программность в использовании нашего интеллектуального, культурного и экономического ресурса.

Программность подходов к решению назревших задач предполагает, в частности, определение уровней и приоритетов в решаемых проблемах, во-первых: четкое вычленение их составных, во вторых: их объективный анализ с точки зрения сил и средств решения, в-третьих: а также, в-четвертых: обеспечение достижения поставленных целей.

Понятно, что существует несколько уровней реализации наших целей с учетом имеющихся ресурсов. Наиболее эффектным и, чаще всего, максимально эффективным из них, конечно, является высший, государственный уровень, признанными формами которого являются переговоры в официальном и неформальном форматах, заключение различных межгосударственных соглашений и договоров и тому подобное. Понятно, что только на таком уровне можно подготовить, подписать и ратифицировать Договор о дружбе и сотрудничестве, заключить много миллиардный контракт или, скажем, провозгласить 2003 год Годом России, как это произошло в Германии и Украине. Однако, существует и иной уровень, уровень людских контактов, уровень "народной дипломатии", который, как показывает опыт, не всегда бывает достаточным, но зачастую оказывается весьма эффективным. Чтобы не занимать внимание собравшихся ссылками на хорошо известный, изученный и востребованный на Западе опыт использования потенциала и ресурсов еврейской, итальянской, украинской, армянской и так далее общин во взаимных интересах, как их исторических родин, так и стран постоянного проживания, отмечу лишь, что определенный опыт в этой области накапливается и в СНГ на уровне таких аспектов и составных, как экономическая научно-техническая, культурная, образовательная, гуманитарная и некоторые другие.

Строительство отношений в экономической сфере, на первый взгляд представляется наиболее ясным. В еще большей степени, чем на высшем государственном уровне, развитие этих отношений на уровне рядовых людей потребителей определяет рынок. Представляется очевидным, что еще очень не скоро произведенные в России продукты питания будут вытеснены с закавказского рынка дешевыми и некачественными ближневосточными или дорогими западноевропейскими товарами и продуктами. А это значит, что "коробейники" будут еще много лет ездить и привозить в Азербайджан, Армению и Грузию, скажем, российские молочные и мясные продукты, спрос на которые остается чрезвычайно высоким. Речь, однако, идет не об этом. Для подобной торговли явно необходим начальный капитал, которым большинство соотечественников не обладает. Я хочу обратить внимание собравшихся на такую, десятилетиями апробировавшуюся мировыми производителями форму взаимовыгодного экономического сотрудничества, как открытие за рубежом филиалов национальных предприятий, использование более дешевой рабочей силы на которых не только приносят им дополнительные доходы, но позволяет создавать новые рабочие места, преимуществом при занятии которых пользуются соотечественники той или иной национальной компании. Сегодняшняя Россия также обладает некоторым опытом в этой области. Как известно, в Белоруссии, Украине, Молдавии существует уже несколько десятков российских предприятий, выпускающих широкий спектр товаров, предназначенных для российского рынка. Понятно, что реализация подобных проектов в Южно-кавказском регионе связана с массой проблем, не существующих в названных странах, но, на мой взгляд, указанное направление в перспективе могло бы стать приоритетным, отвечающим интересам всех сторон. Да, мы глубоко благодарны правительству РФ, которое посредством Посольства РФ в Грузии помогает нам в проведении различных мероприятий - это и целевая материальная помощь, медицинская, гуманитарная, более того, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Грузии В. Чхиквишвили не ограничивается подобным форматом. Именно при его постоянном внимании и поддержке стало возможным создание таких структур, как Совет представителей русских школ, Совет русской интеллигенции, всевозможные поэтические клубы, забота о сохранении, развитии и популяризации русского языка, русского слова в Грузии, не будем углубляться, но вы же понимаете, что речь сейчас идет не об этом. Как было отмечено в начале доклада, нас уже не должен устраивать лишь благотворительно-гуманитарный характер нашей деятельности, наша традиционно посредническая роль, иждивенческая позиция в данной ситуации. Пришло время переходить к более действенному взаимовыгодному и достойному, как для наших соотечественников, так и для России формам сотрудничества и существования.

И еще один вопрос финансового плана. На территории государств нашего региона, по некоторым данным, постоянно проживает несколько тысяч граждан России, являющихся пенсионерами. Назрела, на мой взгляд, необходимость Пенсионному Фонду Российской Федерации рассмотреть возможность выплаты пенсий такой категории граждан по месту жительства через уполномоченные банки. И решение этой проблемы, поверьте, также должно осуществляться нашими совместными усилиями, с чем я уже неоднократно говорил выше.

Тесно связанным с этой составной является аспект гуманитарный. Не вызывает сомнений тот факт, что гуманитарная помощь, оказываемая нашим соотечественникам по различным каналам, зачастую является для них единственным способом выжить, Мы искренне благодарны за подобную бескорыстную помощь, которую трудно переоценить. Однако, касается это, в первую очередь, пенсионеров, инвалидов, сирот, многодетных семей - всех тех, кто не имеет возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но достаточно вспомнить опыт деятельности многочисленных зарубежных гуманитарных фондов, чтобы обратить внимание на одну существенную деталь: гуманитарная помощь, оказываемая трудоспособному населению, фактически представляет собой различные формы субсидий - на приобретение орудий производства, помещений, транспорта, инвентаря и т.п. для развития малого бизнеса. Как известно, сегодня в государствах Южного Кавказа реализуется несколько международных проектов подобной гуманитарной финансовой помощи, а, точнее, предоставления кредитов под тот или иной индивидуальный и коллективный проект. Можно лишь выразить сожаление по поводу того, что в этой во всех отношениях финансово и политически беспроигрышной деятельности не участвуют российские банки. Хотя, должен подчеркнуть, определенная доля ответственности за подобное положение вещей лежит на нас с вами, точнее, на том факте, что до настоящего момента мы все еще не объединили собственных усилий для положительного решения подобных крупномасштабных задач.

Теперь по вопросу использования научно-технического потенциала соотечественников Российской Федерации, проживающих в государствах СНГ, в частности, Грузии, и их роли в деле укрепления русского мира за рубежом. Многие блестящие ученые, специалисты самого широкого профиля, обладая поразительным созидательным, творческим потенциалом, остаются невостребованными потому, что не владеют титульным и иностранными языками, не имеют возможности выехать в Россию. Знаю я немало людей, которые, не имея другой альтернативы, отчаянно борются за получение заграничных грантов и направляют свои знания и опыт на интеллектуальную подпитку Североатлантического блока, США, Сороса. При этом я не стану задавать риторических вопросов типа "Не интереснее ли было бы востребовать таких людей, скажем, путем проведения соответствующих конкурсов?". Но, полагаю, что именно этот путь может оказаться наиболее перспективным для развития российско-грузинских отношений. Ведь совершенно ясно, что подобное договорное трудоустройство отнюдь не предполагает дополнительных затрат миграционных и социальных затрат!

Связанной с наукой сферой использования имеющегося потенциала наших соотечественников в регионе является образовательный аспект, состояние которого также вызывает недоумение. В отличие от многочисленных западных вузов и научно-исследовательских центров, давно проявляющих интерес к нашим интеллектуальные ресурсам и активно использующих их путем проведения многочисленных целевых конкурсов, предоставления возможности получить или улучшить образование российская сторона до настоящего времени не проявила реального интереса к этой проблеме. Да, согласно Программе помощи соотечественникам за рубежом существуют определенные квоты поступления в российские вузы, проводятся отдельные мероприятия, типа школьных Олимпиад по развитию и сохранении русского языка и литературы, только, поверьте, этого отнюдь не достаточно для решения такого наболевшего вопроса, как сохранение и развитие великого языка и одной из ведущих в мире культур за рубежом. Традиционное мышление, полагающее что таланты надо использовать, а не развивать, вызвало широко известную "утечку мозгов" из России, известное место в которой занимают и наши соотечественники, проживающие в Грузии, но обучающиеся и, параллельно, изучаемые на предмет дальнейшего использования за рубежами и России, и стран нашего постоянного проживания.

Одной из наиболее благоприятной, на мой взгляд, сферой использования ресурсов "народной дипломатии" является сфера культуры - традиционно находящейся в авангарде развития отношений России со странами бывшего СССР и, как правило, наименее зависимой от текущей политической конъюнктуры. Похоже, еще рано говорить то же по поводу информационного аспекта предмета нашего сегодняшнего разговора, о чем я уже говорил выше. Подчеркну лишь, что высказанное выше предложение об использовании ресурсов, предложенных Юрием Михайловичем Лужковым, вовсе не должно означать сворачивания усилий по выпуску собственных печатных органов, являющихся важным шагом на пути восстановления единого информационного пространства, без которого, конечно, немыслим успех не только на уровне того, что мы условно назвали уровнем людского общения, так называемой "народной дипломатии", но и на самом высоком государственном уровне. Кроме того, нельзя упускать из виду тот факт, что представители русской диаспоры в Грузии сегодня, к сожалению, не относятся к категории материально обеспеченных людей. С точки зрения информационного обеспечения этих людей, вышесказанное означает, что они не имеют доступа ни к российским телевизионным каналам, трансляция передач которых в Грузии, например, осуществляется исключительно по коммерческим кабельным каналам, ни к российской же прессе, розничная цена которой в регионе достаточно высока.

Мое выступление, конечно, не исчерпывает широкого круга вопросов, связанного с проблемами соотечественников в Грузии и перспективами использования их культурного и научно-технического потенциала в рамках рассматриваемой темы форума. Я лишь хотел обратить ваше внимание на то, что одним из способов решения проблемы является ее переосмысление и поиск новых путей решения, а, главное, объединение усилий в достаточно благоприятный для этого период. Неиспользование имеющихся резервов в этой связи может оказаться нашей стратегической ошибкой, которую вряд ли иначе оценят грядущие поколения соотечественников...

Благодарю за внимание.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ