Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Резолюция III Тихоокеанского форума соотечественников «Миграции и диаспоры: потенциал развития Тихоокеанской России»

Участники III Тихоокеанского форума соотечественников «Миграции и диаспоры: потенциал развития Тихоокеанской России», подводя итоги встречи, констатируют следующее.

Российский Дальний Восток представляет собой важнейший плацдарм трансграничного экономического и политического сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-тихоокеанского региона, сотрудничества, нацеленного на повышение благосостояния российского населения, укрепление стабильности и безопасности в АТР.

Российский Дальний Восток по-прежнему аккумулирует значительную часть российского производственного, научного, образовательного и ресурсного потенциала и в силу своего узлового положения в системе мировых транспортных коммуникаций уже в ближайшем будущем способен превратиться в один из наиболее динамичных с экономической точки зрения и привлекательный для проживания и деловой активности граждан многих государств регион Российской Федерации.

При этом естественно-исторические экономические культурные, научные и образовательные связи Российского Дальнего Востока со странами Азиатско-тихоокеанского региона, а также уже накопленный опыт сотрудничества в этих сферах уже способны послужить надежной опорой и стартовой позицией для целого ряда инициатив российских и зарубежных деловых кругов, стимулирующих развитие инфраструктуры региона и приток инвестиций в перспективные отрасли промышленности и технологически емкие производства.

Вместе с тем отток населения, снижение рождаемости и иные негативные демографические процессы, углубляющие и без того колоссальную разницу между демографическими и экономическими потенциалами Тихоокеанской России и сопредельных государств, могут уже в самом ближайшем будущем поставить под вопрос способность России к эффективному и взаимовыгодному взаимодействию со своими партнерами в Азиатско-тихоокеанском регионе, что вызывает необходимость разработки новых комплексных государственных подходов к проблемам социально-экономического развития региона, включая их демографическую и социально-психологическую составляющие.

Активизация присутствия россиян в АТР требует ускоренного строительства инфраструктуры, сберегающей и умножающей человеческий капитал. Решению этой задачи должно способствовать формирование Тихоокеанской России, предложенное администрацией Приморского края на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2003 г.

Восстановление, укрепление и развитие отношений с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, рассматривается в этой ситуации в качестве важнейшего направления совместной работы российского гражданского общества, центральных и региональных институтов российского государства. Значимость совместной деятельности на данном направлении безусловна. Она определяется как историческими причинами так и естественным стремлением России и ее граждан к восстановлению и поддержанию исторического культурного и духовного единства россиян и соотечественников, проживающих за рубежом.

Для восточных территорий Российской Федерации, откуда неоднократно в прошедшем веке брали свое начало волны эмиграции и откуда и в настоящее время продолжается отток квалифицированных кадров в сопредельные государства взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом приобретает в настоящее время особую актуальность.

Участники форума убеждены, что совместное с соотечественниками, проживающими за рубежом, рассмотрение вопросов социально-экономического развития на уровне российских регионов, а также выработка современных механизмов для их эффективного участия в социально-экономической и политической жизни своей страны, поддержания связей российского государства и общества с российским зарубежьем способствует повышению авторитета Российской Федерации на международной арене. А разрешение выявляемых в ходе этой работы проблем может стать важнейшим фактором поступательного и устойчивого экономического и социального развития российского государства, сохранения духовного единства российской нации.

И, подводя итоги состоявшемуся обсуждению, призывают Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российские политические партии, все институты российского гражданского общества:

- продолжать работу, ориентированную на восстановление утраченных и развитие новых связей с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, содействовать развитию связей между соотечественниками, проживающими в различных странах;

- создавать условия для расширения информационных обменов, в том числе и по миграционным вопросам, между российскими общественными организациями, государственными учреждениями с одной стороны и российскими соотечественниками и их организациями с другой стороны;

- сделать доступной для всех категорий соотечественников информацию о потребностях российских регионов в квалифицированных кадрах, содействовать созданию необходимых условий для ускоренной адаптации  соотечественников, переселяющихся в Россию для участия в реализации экономических и социальных проектов повышенной значимости

- ориентировать российские загранучреждения на более внимательное отношение к пожеланиям российских соотечественников, проживающих за рубежом, с целью избавления от стереотипов в работе и своевременного выявления политически и экономически значимых инициатив соотечественников;

- по возможности облегчать процедуры пересечения российской государственной границы соотечественниками, обращая внимание на специфические потребности молодежи и пожилых людей;

- содействовать ускоренному строительству инфраструктуры, сберегающей и умножающей человеческий капитал, в том числе создавать благоприятные морально психологические и экономические условия для жизни, работы и воспитания детей российских граждан и соотечественников, приезжающих в малозаселенные и отдаленные регионы страны;

- способствовать повышению конкурентоспособности и мобильности россиян, повышению престижности работы в России и надежности работы с российскими партнерами, используя для этого опыт российского зарубежья и экономик соседних стран;

- содействовать налаживанию связей российских деловых кругов, представителей малого и среднего бизнеса с зарубежными объединениями соотечественников, ориентации интересов деловых кругов соотечественников на развитие сотрудничества с Россией в том числе и сфере рационального продвижения за рубеж продукции и технологий российских предприятий;

- изучить вопрос создания преференций для реализации интересов зарубежных соотечественников в российской экономике, финансах, на российских рынках, в научной сфере и других областях;

Участники Форума считают также целесообразным:

1. Предложить Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом усилить внимание к работе с соотечественниками, проживающими в «дальнем зарубежье» и, в частности, в АТР.

2. Рассматривать на заседаниях Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом вопросы содействия работе регионов с соотечественниками. Выработать механизмы участия представителей регионов в работе этого органа;

3. Рекомендовать администрации Приморского края и руководству других регионов России в целях систематизации взаимодействия с организациями и объединениями зарубежных соотечественников рассмотреть вопрос о создании соответствующих общественных Советов соотечественников или иных консультативных органов, включающих в свой состав представителей переселенческих организаций.

4. Обратиться к Полномочному Представителю Президента РФ в ДВФО и администрациям субъектов федерации с предложением о назначении ответственных лиц за работу с соотечественниками из числа работников своих аппаратов.

5. Рекомендовать МВД России и иным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации усилить системную деятельность по руководству процессами миграции трудоспособного населения из ближнего зарубежья, а также деятельность по разработке специализированных проектов по содействию расселению соотечественников на территории Дальнего Востока и привлечению для этого необходимых финансовых ресурсов.

6. Создать систему информационного обмена субъектов Российской Федерации по вопросам поддержания связей с российским зарубежьем для чего предложить администрации Приморского края совместно с г.Москва выступить с инициативой подписания соответствующих договоров о сотрудничестве в сфере взаимодействия с зарубежными соотечественниками.

7. Использовать потенциал сети Межрегиональных институтов общественных наук для организации системы информационного и экспертного взаимодействия с научными кругами Москвы, других городов России и зарубежных стран, специализирующимися по проблемам современных диаспор и диаспорального строительства.

8. Поддержать усилия Дальневосточного государственного университета по продвижению российских стандартов образования за рубежом. С учетом потенциала ДВГУ, его международных связей, инициировать разработку программы развития культурного и языкового пространства российской цивилизации в АТР.

9. Рекомендовать администрации Приморского края при реализации социальных и гуманитарных программ особое внимание уделить мерам по поддержке русского языка, культуры, традиций.

10. Продолжить разработку проекта «Тихоокеанская Россия», направленного на вхождение региона в систему международных экономических, культурных и гуманитарных связей, с учетом основных положений тихоокеанской стратегии России, включая вопросы вступления в систему рынков АТР.

11. Для решения демографических проблем региона рекомендовать федеральным властям принять меры по повышению жизненного уровня жителей Дальнего Востока России. Особое внимание уделить вопросам поддержки молодых семей, обеспечения жильем офицеров-дальневосточников, увольняемых с военной службы, а также поддержке  развития мелкого и среднего предпринимательства как пути создания рабочих мест и закрепления населения.

12. Инициировать разработку программы регулирования и управления международными миграционными процессами на приграничных территориях России.

13. Рекомендовать в качестве пилотного проекта поддержки соотечественников в странах АТР сформулировать комплекс мер по взаимодействию с русскими клубами Китая, включая проект строительства Русского Центра в Пекине, поддержку деятельности информационного портала «Восточное полушарие», содействие в издании газет, налаживании теле- и радиовещания.

14. Рассмотреть вопрос о возобновлении вещания радиостанции «Тихий Океан» с переориентацией содержания программ на российских соотечественников в странах АТР.

15. Продолжить деятельность Тихоокеанского форума соотечественников как инновационной площадки по разработке и апробации моделей экономического, социокультурного развития региона путем привлечения потенциала зарубежной российской диаспоры. Провести очередной IV Тихоокеанский форум соотечественников в сентябре 2005 г.

16. В целях успешного решения изложенных выше задач создать во Владивостоке на базе сложившегося партнерства, а также путем привлечения потенциала Москвы, других регионов России и зарубежных соотечественников, инновационную организацию нового типа -гуманитарно-технологический парк.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ