Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Независимое военное обозрение,
31 октября 2003

НАТО поможет Казахстану создать каспийский флот

Василий Злобин

Россия самоустранилась от этого процесса, хотя может получить выгоду от поставок Астане военно-морских вооружений

Казахстан вплотную подошел к созданию военно-морского флота. В минувшую среду в Турции закончились переговоры делегации Министерства обороны Казахстана с представителями НАТО, где, по данным "НВО", обсуждался этот вопрос. В настоящее время у Казахстана на Каспии лишь с десяток торпедных катеров и один сторожевой корабль. А речь может идти о строительстве в ближайшие годы пары-тройки единиц более серьезной техники.

Флот необходим для усиленной охраны нефтеносных месторождений каспийского шельфа, который он намеревается активно разрабатывать в ближайшие годы. Добыча эта, по оценкам специалистов, может составить до 150 млн. тонн в год. А все подводные энергетические "закрома" оцениваются в десятки триллионов долларов. Кроме того, военные корабли необходимы для конвоя танкеров с добытыми углеводородами к портам Ирана и Азербайджана. Покупать же казахстанскую нефть собираются США и ряд стран НАТО, которые уже вложили большие инвестиции в казахстанское дно Каспийского моря. Теперь они пообещали выделить финансы и на создание первых кораблей национального флота.

Таким образом, в каспийской зоне налицо признаки "гонки вооружений". Определенным боевым военно-морским потенциалом на Каспии, как известно, обладают Азербайджан и Иран, а Россия летом прошлого года провела здесь крупномасштабные учения. И процесс этот Москва ведет по нарастающей. Как известно, для российской Каспийской флотилии строится второй ракетный сторожевой корабль. Туркменистан также по возможности укрепляет свои военно-морские силы.

Напомним, что о конкретном намерении сформировать национальные ВМС заявил министр обороны этой страны генерал армии Мухтар Алтынбаев еще в начале текущего года. Сразу же после этого на постсоветском пространстве идея Астаны была подвергнута жесткой критике. Дескать, баланс военно-морских сил на Каспии установлен и незачем его нарушать. В России же вспомнили, как в начале 1990-х Казахстан уже пытался противопоставить свои военно-морские силы российским боевым кораблям, которые несли охрану принадлежащих Казахстану же нефтеносных районов на море-озере. Причем тогда эта попытка окончилась курьезом - катера, закупленные в Арабских Эмиратах, затонули во время первого выхода в море. Ничего не вышло и с сооружением военных портов.

Сегодня перспективы создания флота оцениваются Астаной более оптимистично. Дело в том, что Североатлантический альянс в марте нынешнего года включил страну в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Это позволит Казахстану получать ту заметную материальную помощь, которая и пойдет на формирование военно-морских сил. Но не только. Союзничество с НАТО дает также Казахстану право готовить кадры для формирования флотских экипажей. И обучаться они будут на военных базах Южноевропейского флота альянса в Турции, Греции, Италии и Испании.

Шаги по созданию флота в Астане считают вполне обдуманными и верными. В окружении президента Нурсултана Назарбаева полагают, что пока пять прикаспийских стран (Азербайджан, Иран, Туркмения, Россия, да и сам Казахстан) тщетно пытаются договориться относительно правового статуса водоема, Каспий медленно, но верно год от года превращается во все более взрывоопасную зону. И пик напряженности, по оценкам экспертов, может наступить довольно скоро - некоторые страны уже приступают к крупным разработкам нефтяных месторождений, в том числе и сам Казахстан.

Россия пока сдержанно относится к военно-морскому усилению Казахстана на Каспии. Ясно одно: помогать Москва не собирается. Хотя это выглядит не очень логично: российские интересы на нефтяном поле казахстанского шельфа представлены довольно ощутимо. В частности, самые крупные свои месторождения Казахстан будет разрабатывать именно с Россией. А по оценкам экспертов, Москва могла бы получить существенную выгоду, поставляя Астане военно-морские вооружения.




Немецкая волна,
4 ноября 2003

"Юкос" и судьба нефтепровода в Китай Почему это интересно для Казахстана?

Дарья Брянцева, Андрей Соловьев, Анатолий Даценко

Как пишет в своем материале Отто Манн – корреспондент немецкой газеты "Берлинер Цайтунг", в Китае внимательно следят за развитием ситуации вокруг "Юкоса". Дело в том, что глава компании Михаил Ходорковский вплоть до последних событий активно лоббировал проект строительства нефтепровода из России в Китай. По словам журналиста "Берлинер Цайтунг", это долгожданное и самое крупное начинание в рамках двустороннего сотрудничества между обоими государствами, и отказ от него понесет за собой политические последствия. Какое все это имеет отношение к Центральной Азии, а точнее – к Казахстану? Слово нашему корреспонденту в Алма-Ате Андрею Соловьеву:

"У масштабных событий в российской политической жизни, в центре которых оказалась компания "Юкос", будут последствия и для Казахстана. Конечно, эти последствия окажутся косвенными, но при этом, возможно, весьма важными.

Одно из вероятных последствий - это активизация идеи строительства нефтепровода из Западного Казахстана на Китай. Она впервые возникла в 1997 году, когда ее совместно озвучили президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Ли Пэн, во время визита последнего в Алма-Ату. Обосновывалась идея тем, что Китай потребляет все больше энергоносителей, а собственные запасы страны тем временем убывают. Казалось логичным, что соседний Казахстан, пользующийся репутацией страны с большими запасами нефти, мог бы восполнить заметную часть дефицита Китая в черном золоте.

Тогда эта идея стала неожиданностью как для западных политиков и нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане, так и для Москвы. Хотя россияне, видимо, быстро разобравшись в сложности реализации проекта, успокоились. Западники же нервничали довольно долго. Политологи из США пугали республику усилением влияния Китая в регионе. Надо сказать, что такие оценки делались некоторыми политологами и даже целыми партиями и в самом Казахстане. Используя определенную "китаефобию" в обществе, которая тогда была довольно сильна, оппозиция критиковала власти за идею нефтепровода в Китай.

Проект так и остался на бумаге, но не из-за протестов американских политологов или казахстанской оппозиции. Выяснилось, что на пути его реализации лежит целый ряд проблем, которые неизвестно, как решать. Во-первых, чтобы трубопровод оказался экономически оправданным, необходимо было прокачивать по нему минимум 20 млн. тонн нефти в год. Столько "свободной" нефти в стране не было. (В Казахстане добывалось и больше, но вся эта нефть была "привязана" к контрактам на поставку на Запад.) Резкого же, кратного по отношению к существовавшему, роста объемов добычи, не ожидалось. Во-вторых, немало проблем оказалось и перед самим проектом, в частности – очень большая протяженность трубопровода. Только от Западного Казахстана, где расположены основные районы нефтедобычи, до границы с Китаем, расстояние превышает две тысячи километров. А внутри Китая оно еще больше. Главные энерго-дефицитные регионы страны находятся на юге и востоке, то есть - в прямо противоположной стороне от Казахстана. Нефтепровод фактически имел бы маршрут Западный Казахстан – Восточный Китай. А это по меньшей мере пять тысяч километров. Многие эксперты в Казахстане и в России считали, что нефтепровод такой протяженности не реален. "В мире существует лишь один похожий пример. Это нефте- и газопроводы, идущие из Сибири в Западную Европу, но их строил Советский Союз в свои лучшие годы", - так комментировал ситуацию один известный российский эксперт в 1998 году.

Проект действительно оказался замороженным. Техническое обоснование нефтепровода было подготовлено быстро, но без главной составляющей – экономической. Кроме того, возня вокруг нефтепровода Баку – Джейхан отодвинула на задний план китайский маршрут. В внимание аналитиков и политиков в последние годы было приковано к турецкому транзиту. Фактически китайский маршрут оказался забытым.

Наверное, так бы оно и продолжалось, если бы не события вокруг "Юкоса". Компания не была среди лидеров российского нефтяного бизнеса, представленного в Казахстане. Но события вокруг ареста Ходорковского в России могут иметь серьезные последствия и для Казахстана.

Как известно, в России одним из крупнейших проектов в нефтяной сфере последнего времени была идея строительства экспортного нефтепровода на Дальнем Востоке. По одному варианту, он должен был идти на порт Находка с тем, чтобы танкерами возить российскую нефть в США, Японию, Корею. (Особенно заинтересована в таком проекте была Япония.) По второму варианту, нефтепровод должен был идти на китайский город Дацин и быть плотно привязан к китайскому рынку. Главным лоббистом второго варианта выступал "Юкос". Теперь компании, видимо, не до того. На официальном уровне решение о маршруте нефтепровода не принято, все это должно очень беспокоить китайскую сторону, заинтересованную в стабильных поставках нефти. Вот здесь и есть почва для возрождения интереса к проекту трубопровода Западный Казахстан – Китай. Хотя до сих пор никаких официальных заявлений на этот счет нет, но, судя по всему, какие-то консультации, хотя бы на уровне экспертов, уже идут. В целом, ситуация для того, чтобы проект вышел из состояния многолетней летаргии и начал реализоваться, складывается вполне удачная. Судя по развитию дел вокруг компании "Юкос", скорого возвращения к былому влиянию этого главного лоббиста нефтепровода Дальний Восток – Дацин не предвидится. В то же время - актуальность проблемы энергообеспечения для Китая не ослабевает. Конечно, это не значит, что нефтепровод скоро начнут строить. Главный вопрос - пока нет тех избыточных объемов нефти, которые не вмещались бы в традиционные экспортные маршруты. Объемы добычи нефти в Казахстане растут, но в основном - за счет тех месторождений, что принадлежат американским и британским компаниям. Захотят ли они поставлять свою нефть на китайский рынок вместо традиционного западноевропейского?

Но есть возможность решить и эту проблему. Для этого нужно совместить поставки казахстанской и российской нефти через будущий нефтепровод. Нефть из российской Западной Сибири будет идти в Казахстан по уже существующему со времен СССР трубопроводу, здесь объединяться с теми объемами казахстанской нефти, что могут быть выделены для китайского рынка, и уже в этой "союзнической" смеси поступать в КНР. Получается, что экономически и технологически проект потенциально вполне осуществим. А если китайцы предложат приемлемые для Казахстана условия финансирования его строительства, то в принципе все основные вопросы можно считать решенными.

Очевидно, что (по какой бы схеме не строился нефтепровод) строительство трубопровода приведет к усилению позиций Китая в Средней Азии. А это всегда многих настораживало. Тем не менее, серьезность намерений Пекина в осуществлении проекта очевидна. Он вынужден увеличивать объемы импортируемой нефти, и делать это будет, если не за счет российских поставок через Дальний Восток, то с помощью казахстанского направления.

Хотя справедливости ради надо заметить, что есть и иное мнение. Некоторые эксперты в Казахстане считают, что китайское внимание к идее реанимации проекта нефтепровода Западный Казахстан – Китай может в итоге оказаться ни чем иным, как попыткой подтолкнуть Москву к решению вопроса по дальневосточному проекту в пользу Дацина и ускорению осуществления этого проекта, несмотря на то, что главный его лоббист в лице компании "Юкос", вероятно, выйдет из этой игры на ближайшее время".

А как российская сторона видит будущее нефтепровода Сибирь – Китай? Есть ли на данный момент шанс у этого проекта? Наш корреспондент в Москве - Анатолий Даценко – связался с российскими экспертами, и вот, что ему удалось выяснить:

"В комитете Госдумы России по экономической политике и предпринимательству считают, что в связи с арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и блокированием значительной части акций компании планы ЮКОСа по строительству трубопровода в Китай будут надолго, если не навсегда заморожены. Эксперты комитета напоминают, что до скандала вокруг ЮКОСа рассматривались два варианта строительства нефтепровода из сибирского Ангарска. План ЮКОСа, согласно которому труба протянется в китайский город Дацин, о чем между ЮКОСом и китайцами уже было достигнуто соглашение, и план российской государственной компании "Роснефть" при поддержке трубопроводной монополии "Транснефть", предполагающий строительство трубы до российского порта Находка, откуда российскую нефть можно будет поставлять как в Китай, так и в Японию. Причем глава "Роснефти" Сергей Богданчиков считает этот маршрут более надежным, поскольку, по его словам, реализация варианта ЮКОСа сделает Москву заложником Пекина, а в случае с Находкой будет выбор.

Пока, напоминают в комитете Госдумы, желающих перехватить инициативу у ЮКОСа в китайском направлении не нашлось. И не найдется до тех пор, пока скандал вокруг ЮКОСа не будет урегулирован и не возникнет определенность с дальнейшими планами компании. Тем временем, директор аналитического отдела российской инвестиционной компании АТОН Стивен Дашевский прогнозирует, что Ходорковский уже никогда не вернется за стол переговоров с иностранными партнерами по поводу строительства трубопровода в Китай и не будет его строить".




Panorama (Казахстан) 2003 №43 ноябрь

Как Казахстан помог Украине выстоять против российского прессинга по трубопроекту "Одесса - Броды"

Елена Бутырина

Михаил Гончар, глава аппарата спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК: "Интерес Казахстана к проекту "Одесса - Броды" помог Украине выстоять против российского прессинга относительно реверса этого нефтепровода"..

В вопросе лоббирования реверсного использования украинской нефтетранспортной системы Одесса - Броды Россия, кажется, понемногу начала сдаваться. На днях глава российской компании "Транснефть" Семен Вайншток не исключил, что проект "Броды - Одесса" может не осуществиться и что его судьба находится только в руках Украины. "Если украинская сторона решит, что есть необходимость в том, чтобы проект "Броды - Одесса" был осуществлен, то он будет иметь все перспективы для завершения",- сказал он на пресс-конференции во вторник. Скорее всего, говоря об этом проекте, г-н Вайншток имел в виду именно реверсное использование Россией нефтепровода, а никак не прямое. Вместе с тем он прозрачно намекнул, что Россия в ближайшее время сумеет перетянуть на себя некоторые транспортные нефтяные потоки в западном направлении, обеспечив таким образом конкуренцию простаивающей в настоящее время украинской трубе. В частности, г-н Вайншток напомнил, что к весне следующего года "Транснефть" намерена повысить мощность Балтийской трубопроводной системы до 42 млн тонн. С будущего года планируется увеличить и поставки нефти через Польшу на 5 млн тонн, о чем уже имеются договоренности с белорусской и польской сторонами. Однако Украину, которая рассчитывает именно на транзит каспийской нефти, думается, это сегодня мало заботит.

В своем комментарии Панораме руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), частью которого является система Одесса - Броды, Михаил ГОНЧАР сказал, что, похоже, Украина смогла выстоять против агрессивного прессинга со стороны российских компаний относительно требования реверса нефтепровода Одесса - Броды. Свидетельством тому он назвал приведенное выше заявление руководителя "Транснефти" о том, что настойчивое лоббирование россиянами реверса, скорее всего, не осуществится. "Не последнюю роль в поддержке стратегического объекта Украины сыграла позиция Казахстана, который устами своих официальных представителей не раз заявлял о намерении участвовать в проекте строительства и заполнения нефтепровода Одесса - Броды",- отметил г-н Гончар. В частности, по его словам, данные заявления Казахстана подтверждены соответствующими украинско-казахстанскими соглашениями, а также коммерческими договоренностями.

Как сообщили Панораме в пресс-службе госкомпании "Укртранснафта" со ссылкой на спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука, в настоящее время украинская сторона уже имеет два подписанных контракта на транспортировку 12,5 млн тонн каспийской нефти по нефтепроводу Одесса - Броды. Первый контракт заключен на поставку 9 млн тонн нефти, второй - на 3,5 млн тонн. Представитель пресс-службы не стал афишировать названия компаний - будущих поставщиков, сославшись на коммерческую тайну. Он также не уточнил принадлежность этих компаний к Казахстану или Азербайджану, который, как известно, ранее также заявлял о своем интересе к данному проекту. При этом собеседник подчеркнул, что речь идет именно о коммерческих соглашениях, а не предварительных протоколах. Можно предположить, что в Казахстане такими поставщиками являются нацкомпания "КазМунайГаз" и американская ChevronTexaco, эксплуатирующая крупное Тенгизское месторождение в Атырауской области, которые давно ведут соответствующие переговоры с "Укртранснафтой".

Предпочтение казахстанской нефти Украина отдает не только из-за ее сравнительно неплохого качества по сравнению с российской Urals. Все тот же г-н Гончар назвал недавно предъявленные условия контракта со стороны ТНК-ВР по заполнению нефтепровода Одесса - Броды технологической нефтью "кабальными" для Украины.

Вообще, в последнее время Украина и Казахстан заметно продвинулись в вопросах транспортировки каспийской нефти по системе Одесса - Броды. В июле этого года, по истечении полутора лет после презентации данного проекта в Алматы, нацкомпания "КазМунайГаз" заявила о готовности принять участие в достройке нефтепровода Одесса - Броды до польского города Плоцк. Тогда стороны договорились обеспечить строительство параллельного участка нефтепровода Одесса - Броды к нефтетерминалу "Южный" протяженностью 52 км и построить на нем второй причал для поставок казахстанской нефти в объеме до 8 млн тонн в год в направлении Черного моря. Строительство параллельной трубы позволит не задействовать существующий участок в реверсном режиме. По заверению "Укртранснафты", некоторые европейские и украинские потребители уже ждут поставок легкой каспийской нефти. К примеру, еще весной этого года "Нафтохимик Прикарпаття" направил в адрес "Укртранснафты" письмо за подписью технического директора с ориентировочным графиком поставки каспийской нефти на завод по нефтепроводу Одесса - Броды в объеме 1-1,5 млн тонн в 2004 году, 2-2,5 млн тонн - в 2005-м и по 2,5 млн тонн - в 2006-2010 годах.

С началом поставок каспийской нефти через Броды в сторону Европы, по некоторым данным, произойдет снижение примерно на 350-400 тыс. тонн объемов нефтеперевалки через Одесский морпорт, поскольку грузопотоки будут переключены на нефтетерминал "Южный".

Что же касается реверса, вопрос этот пока еще не исчерпан - и в Украине, и в России все еще имеются сторонники этого проекта, которые намерены дождаться результатов технико-экономического обоснования работы нефтепровода Одесса - Броды, которое с октября готовит американская компания Energy Solution.




Время новостей,
6 ноября 2003

Казахстан лишился в Москве посла. У него обнаружились политические амбиции

Аркадий Дубнов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев удовлетворил просьбу об отставке посла Казахстана в России и по совместительству в Финляндии и Армении Алтынбека Сарсенбаева. Эта новость по ряду причин не выглядит заурядной. Во-первых, отставка посла не связана с обычной ротацией главы дипмиссии (г-н Сарсенбаев занял пост в январе прошлого года), так как власти даже не успели подобрать другую кандидатуру. Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев заявил, что "идет обсуждение кандидатуры нового посла в Москве" (по данным газеты "Время новостей", им скорее всего станет аким Западно-Казахстанской области Кушербаев). Что же касается утверждений г-на Токаева, что отставка 41-летнего Сарсенбаева "не имеет никакой политической подоплеки", то это вызывает определенные сомнения.

Алтынбек Сарсенбаев - личность в Казахстане известная. Предваряя интервью с ним, сделанное накануне отставки, алма-атинская газета "Время" пишет: "На шахматной доске казахстанской политики фигур такого масштаба немного, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать". Бывший министр печати, затем секретарь совета национальной безопасности, г-н Сарсенбаев был "отослан" с этого поста в Москву, поскольку играл активную роль в создании в конце 2001 года движения "Демократический выбор Казахстана".

Одной из целей этого движения было помешать приходу к власти зятя президента Назарбаева (мужа его дочери Дариги) Рахата Алиева, одного из руководителей нацбезопасности Казахстана. Эта задача отчасти была решена: Рахата Алиева отправили в дипломатическую "ссылку" в Вену, где он возглавил миссию Казахстана при ОБСЕ.

Но лидеры радикального крыла "Демвыбора Казахстана" перешли в оппозицию (бывшие высокопоставленные чиновники Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов) и были приговорены к шести и семи годам заключения. Лояльная же президенту часть "Демвыбора" объявила о создании партии "Акжол". Как шутят в Казахстане, партия стала "оппозицией Ее Величества", а не "оппозицией Ее Величеству". И теперь, вернувшись домой, г-н Сарсенбаев 9 ноября будет избран председателем этой "оппозиции".

Осведомленные казахстанские аналитики считают возвращение бывшего посла и министра (а также близкого родственника президента) в политику знаковым событием. Сарсенбаев слывет весьма тонко чувствующим конъюнктуру чиновником, и он явно понимает, что в Казахстане в ближайшее время ожидается очередная схватка за власть, в которой он надеется принять участие.




Gazeta.kz,
5 ноября 2003

Торжественная порка

Сергей Волков

То, что увидела вся страна в последний день октября, не могло не удивить. В течение часа глава государства методично сек словом чуть ли не половину членов нынешнего правительства.

Все случилось на очередном Форуме предпринимателей, состоявшемся на прошлой неделе в Астане. Начало мероприятия не предвещало ничего такого, что могло бы взорвать атмосферу этого, уже ставшего рутинным за последние годы мероприятия.

Как всегда первым слово взял премьер-министр республики, говоривший о классических тезисах, реформе стандартизации и партнерских отношениях между государством и малым бизнесом. Затем выступил руководитель Форума, который не стал идеализировать образ современного бизнесмена, но при этом подчеркнул, что ведомственное нормотворчество питает коррупцию. Не отстали от них и другие выступающие.

И вот на трибуну поднялся президент страны. Начал он, как обычно с легкой теории, обосновывающей тот факт, что отечественный бизнес за годы реформ сделал большой рывок. В этот момент некоторые министры, приглашенные на Форум, стали явно дремать, вяло раздумывая: зачем же их созвали на это действо.

Но тут глава государства перешел от теории к практике. И началось самое интересное…

Во-первых, оказалось, что при подготовке к выступлению президент дал своим помощникам задание подобрать ему конкретные факты из деятельности (или бездеятельности) государственных органов, мешающие развитию предпринимательства. Это стало полной неожиданностью для руководителей республиканских ведомств. И они, один за одним, с перекошенными от удивления и ужаса лицами, стали привставать со своих мест, пытаясь что-то промямлить в ответ на грозные и конкретные вопросы Нурсултана Назарбаева.

Досталось многим. А особенно господам Джаксыбекову, Джандосову, Марченко, Сайденову, Келимбетову, Жумабекову, Сапарбаеву, а также госпоже Карагусовой. Досталось и руководителю всех этих достойных чиновников - премьер-министру Даниалу Ахметову. Правда, больше ему от президента досталось поручений.

Благодаря телевидению, показавшему это выступление главы государства без купюр, простые граждане страны и ее гости смогли, наконец-то, увидеть наше правительство, так сказать, "без грима". Министры, в массе своей, оказались абсолютно не готовыми отвечать на четкие вопросы, касающиеся деятельности своих ведомств. Из всех, - только зам.председателя Нацбанка РК Анвар Сайденов понял о чем его спрашивает президент страны. Но и его ответ не удовлетворил выступающего.

Телезрителям все это действие, конечно же, показалось забавным. А вот руководителю республики было наверняка грустно после этих диалогов с внезапно оглохшими членами правительства.

И его можно понять. Ведь убеждаться в том, что соратники не выдерживают предложенного тобой темпа реформ, намного трудней, чем разрабатывать эти реформы. Ведь всегда больно осознавать, что твое личное доверие некоторые люди до конца не оправдывают…

Во-вторых, выступая на форуме предпринимателей, президент, безусловно, побил все рекорды публичных заданий правительству.

Их вереница растянулась от задач по сокращению госаппарата и кардинальному пересмотру функциональных обязанностей оного, до проблем создания системы обслуживания интересов предпринимателей и организационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

В промежутке между этими глыбами административных задач уместились: и вопросы упорядочения НДС по импорту; и борьба с беспределом цен на многочисленные регистрационные услуги; и волюнтаризм банков, заламывающих дикую для нашей экономики маржу за кредитные ресурсы; и нарастающий ком налоговых отчетов для предпринимателей; и еще много чего.

На моей памяти, подобные публичные "разборы высоких полетов" в последний раз происходили тогда, когда столицей Казахстана был еще Алматы. Почему глава государства поступил так с членами правительства сегодня, - в общем-то, понятно. Он просто не хочет, чтобы темпы социальных и экономических преобразований снизились, только из-за того, что некоторые его соратники уже посчитали себя "великими реформаторами"… А заодно подал хороший пример правительству и акиматам по вопросу прозрачности их работы перед населением.

Пусть все знают, - кто и как руководит конкретными делами на всех уровнях управления в стране. И делают выводы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2022 Институт стран СНГ