Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Эхо (Азербайджан),
6 ноября 2003

Ашгабат отказался от Каспийской конвенции Азербайджанский эксперт объясняет это амбициями Туркменистана на море

Р.Оруджев

Как известно, полномочные представители России, Ирана, Казахстана и Азербайджана после двухдневного заседания подписали рамочную Конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Документ стал первым правовым многосторонним договором, который определил будущие усилия прикаспийских стран в направлении сохранения окружающей среды этого уникального водоема. От азербайджанской стороны подпись под документом поставил министр экологии и природных ресурсов Гусейн Багиров.

Как заявил глава российской делегации, замминистра природных ресурсов Иван Глумов, "положения конвенции предоставляют возможность другим государствам в течение года присоединиться к документу, который должен еще пройти ратификацию в парламентах прикаспийских государств".

В конференции принимала также участие делегация Туркменистана, однако эта страна не присоединилась к рамочной конвенции. Своеобразным образом объяснил нежелание Туркменистана подписывать охранный документ представитель этой страны на переговорах Мехдимкулу Акмурадов. По его словам, после обретения независимости Туркменистан и так поставил для себя во главу угла планы по охране экологического состояния Каспия. Акмурадов заявил, что по этому вопросу у них уже "разработана национальная программа". Непонятным осталось, что же в таком случае помешало Ашгабату поставить подпись под похожим международным документом.

Конвенция вступит в силу в качестве правовой базы на 90-й день после сдачи присоединившимися к ней государствами на хранение документов о ее ратификации, принятии, об утверждении или о присоединении к ней, сообщает ИТАР-ТАСС. Страны, подписавшие документ, обязаны впредь самостоятельно или совместно принимать меры по недопущению загрязнения морской среды Каспия.

Глава российской делегации Глумов заявил, что экологическая конвенция явится краеугольным камнем будущего документа о правовом статусе Каспия. Отметим, что рамочная конвенция является одной из составляющих частей разрабатываемой конвенции по юридическому статусу моря.

Вчера же с одобрительным заявлением по поводу подписанного в Тегеране документа выступил в Нью-Йорке генсекретарь ООН Кофи Аннан, сообщает Reuters. Это событие он расценил как кульминацию начатого 10 лет назад процесса, который все это время поддерживался ООН. Аннан подчеркнул, что ратификация и вступление в силу этого исторического договора окажет положительное влияние на здоровье и благополучие сотен миллионов людей.

Удовлетворение по поводу этого события выразил и президент ИРИ Мохаммад Хатами.

Действия туркменской стороны могут вызвать только сожаление, сказал "Эхо" ведущий азербайджанский эксперт по вопросам Каспия Рустам Мамедов. Все дело в том, что в нынешнем "четырехстороннем" виде рамочная конвенция не может быть включена в основную конвенцию по урегулированию статуса моря. "Все подобные конвенции должны приниматься консенсусным путем, а консенсуса вновь нет".

Трудно надеяться на то, что в течение отпущенного времени Туркменистан решится присоединиться к конвенции, говорит Р.Мамедов. "Пока Ашгабат не удовлетворит свои амбиции на Каспии, он вряд ли пойдет на подписание какого бы то ни было документа, касающегося морских вопросов". Туркменистан ставит вопрос таким образом, что пока не подписан документ о статусе моря, ни о каких других конвенциях речи идти не должно.

"А так как своих целей он не достиг, то, подписав соглашения в области экологии и судоходства, они как бы могут закрыть каспийский вопрос. Поэтому они хотят сохранять пока нерешенными все проблемы по морю, чтобы параллельно решать свои проблемы. А основная проблема для них - попытаться заполучить азербайджанские нефтяные месторождения в центральной части Каспия". Таким образом, в отказе Туркменистана просматривается "политико-экономическая" подоплека, считает эксперт.

Что же касается позиции Ирана по этому вопросу, то он согласен на экологическую конвенцию, поскольку эта страна действительно страдает от загрязнения водной поверхности. "В первую очередь, это связано с отходами из северной части Каспия, которые появляются в основном в российском секторе, а затем достигают иранского побережья и наносят ему значительный природный ущерб", заявил Р.Мамедов.




Время новостей,
6 ноября 2003

На Каспии почти консенсус по природе Обошлись без Туркмении

Аркадий Дубнов

 Вчера в Тегеране подписан первый межгосударственный документ по Каспию. Это произошло через десять лет после начала переговоров пяти каспийских стран. Но, во-первых, к существу проблемы, статусу моря, он отношения не имеет, это пока лишь рамочная Конвенция по охране окружающей среды Каспия. А во-вторых, документ подписали только Азербайджан, Иран, Казахстан и Россия. Туркмения хоть и прислала представителя в иранскую столицу, но полномочий подписывать конвенцию ему не предоставила. До последнего момента двухдневных переговоров "туркменская делегация дожидалась санкции президента Туркмении Сапармурата Ниязова на подписание конвенции", сообщил глава российской делегации замминистра природных ресурсов Иван Глумов.

Уже само присутствие туркменских коллег в Тегеране, по мнению г-на Глумова, "является большим прогрессом": "Главное, что Туркменистан, который ранее сопротивлялся этому процессу (подготовке природоохранной Конвенции. - Ред.), может подписать этот документ".

Это действительно чрезвычайно важно, поскольку без присоединения Ашхабада к конвенции она не вступит в законную силу. И если туркменская подпись под документом не появится в течение года, то результат многолетней работы каспийских переговорщиков окажется печальным - конвенции в нынешнем виде не бывать вообще.

Генсек ООН Кофи Аннан уже успел поздравить поименно всю без исключения каспийскую пятерку, "взявшую на себя ответственность за сохранение самого крупного на планете озера, с важным продвижением вперед в регионе". Пока из Ашхабада не поступало известий, принял ли на свой счет эти поздравления Туркменбаши или он уже устранился от этой "ответственности", сославшись в очередной раз на "признанный ООН нейтралитет Туркмении". Подобная дипломатическая коллизия выглядит забавной. Для достойного выхода из нее у Ашхабада есть только один вариант - срочно найти "техническое" объяснение тегеранского инцидента, чтобы затем присоединиться к конвенции.

В других "каспийских" столицах высоко оценивают значение тегеранской конвенции. Президент Ирана Хатами считает, что государства региона "будут более серьезно относиться к обязательствам по защите окружающей среды". Теперь появляется надежда, что уменьшится количество промышленных отходов, сбрасываемых в Каспий, ведь из-за чудовищной загрязненности воды там уже погибли сотни редких каспийских тюленей и под угрозой находятся около 200 уникальных видов растений и животных. По мнению Ивана Глумова, "конвенция станет трамплином для продвижения вперед в решении других проблем региона, в первую очередь правового статуса Каспия". Уже через месяц в Тегеране состоится очередное, 12-е заседание специальной рабочей группы по этой проблеме на уровне заместителей министров иностранных дел пяти стран.




Независимая газета,
12 ноября 2003

Ракеты для диктатуры Туркменбаши

Владимир Мухин

Москва, Киев, Вашингтон и Тегеран ввязываются в гонку за право перевооружить туркменскую армию

Россия в ближайшее время кардинальным образом изменит свою военно-техническую политику в отношениях со странами СНГ, и в первую очередь с Туркменией. Такой вывод можно сделать после состоявшегося на прошлой неделе в Кремле заседания комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), в котором принял участие российский президент Владимир Путин. Как сообщают источники в Минобороны РФ, на комиссии среди прочих вопросов ВТС обсуждалась проблема, связанная с усилением позиций Москвы на рынке вооружений в так называемых постсоветских странах. Не секрет, что ее с этого рынка в последнее время активно вытесняют. Так, США в военном бюджете на 2004 год запланировали льготные займы для массовых закупок странами СНГ американского военного оборудования и вооружения, а также для получения оборонных услуг и профессионального военного обучения на сумму 36,4 млн. долл. Несмотря на имеющиеся договоренности, теснит Россию в оружейном бизнесе и Украина. И именно там, где выгода России очевидна.

Скажем, с одним из самых платежеспособных государств Содружества - Туркменией баланс Москвы по оружейному бизнесу почти нулевой. Хотя еще летом 2001 года первый заместитель генерального директора госкомпании "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов и президент Туркмении Сапармурат Ниязов при посредничестве международной энергетической корпорации "ИТЕРА" договорились о поставках оружия в обмен на газ. Тем не менее туркменский газ Россия, как известно, покупает. А поставки оружия осуществляет Украина. Только в 2002 году она от этого выручила не менее 50 млн. долл. Как известно, Украина модернизировала туркменские войска ПВО, поставила для ВМС Туркмении 10 патрульных катеров типа "Калкан" (длина судна 10 метров, вооружение - крупнокалиберный пулемет и переносные средства ПВО типа "Стрела"), также ожидается прибытие более мощных военных катеров типа "Гриф" (длина 24 метра, могут иметь несколько крупнокалиберных пулеметов, 30-миллиметровые автоматические скорострельные пушки, а также легкие торпеды). К тому же Украина организует обучение туркменских военнослужащих и т.п. Заметим, что все эти услуги, согласно предварительным договоренностям, должна была делать Россия. Но Туркменбаши выбрал почему-то другую страну. Почему - гадать не приходится.

В последнее время в соревновании с Москвой за рынки вооружений Киев почему-то всегда одерживает победы, поскольку продает оружие практически по демпинговым ценам. В случае же с Туркменией вооружение поставляется в обмен на газ. Заметим, что этот газ идет по трубам через Россию. И при желании Москва бы могла надавить на Киев и Ашхабад, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Но это не было сделано. Хотя ситуация для Москвы не столь проигрышная. В отличие от Украины Россия имеет больший потенциал для развития ВТС с Туркменией.

Скажем, только в России производятся современные зенитно-ракетные комплексы ПВО С-300, которых нет на вооружении туркменской армии. Четыре полка ПВО страны оснащены устаревшими системами ПВО С-60, С-75 и С-200, и, как бы Украина их ни модернизировала, эти комплексы не во всем соответствуют требованиям современного боя. Это во-первых. А во-вторых, для поддержания навыков даже с устаревших ЗРК ПВО надо периодически делать боевые пуски. Это возможно только на российском полигоне "Ашулук". То же самое касается военных самолетов и судов: на постсоветском пространстве модернизировать авиацию в соответствии с современными требованиями 4-го поколения может только Россия. Катера в Туркмению поставляются малотоннажные по суше. Россия запрещает проход каких-либо военных иностранных судов из Черного моря на Каспий, тем самым сдерживая начатую здесь гонку вооружений. Хотя сама может собирать и спускать на воду и транспортировать по Волге военные крейсеры и корветы, которые могут быть собраны на стапелях судостроительных заводов в Нижнем Новгороде и Казани.

Военные источники сообщают, что после недавнего совещания в Кремле по ВТС принято решение, что подготовкой контрактов на подобные возможные сделки с Туркменией будет заниматься "Рособоронэкспорт". Хотя здесь обращает на себя внимание такое обстоятельство: ни в Москве, ни в Киеве, ни в других странах, в том числе и США (Вашингтон планирует потратить в 2004 году на модернизацию туркменской армии 450 тыс. долл.), никто не озабочен тем, что в Туркмении нарушаются права человека. А между тем 27 октября на параде в честь Дня независимости в Ашхабаде были представлены купленные у Киева скандально известные украинские станции пассивного обнаружения целей "Кольчуга". Санкции против Ашхабада, который в свое время поддерживал режим талибов в Афганистане (по утверждению туркменской оппозиции, движение "Талибан" должно Ашхабаду 200 млн. долл. за оружие, которое им поставил Туркменбаши) и резко осудил действия США в войне с Ираком, никто вводить не собирается. Более того, развитием военных отношений с туркменской армией озаботилось и руководство НАТО, которое сейчас составляет план военного сотрудничества с Ашхабадом на 2004-2005 годы. Ниязов не теряется и сотрудничает со всеми. Он принимает военные подарки не только от американцев и Североатлантического альянса (на вооружении ВС Туркмении стоят два катера "Мериден" длиной 25 метров, переданных в дар США), но и от своего южного соседа - Ирана. В октябре по распоряжению министра обороны Ирана Али Шахмани в долгосрочную аренду на сверхльготных условиях Туркмении переданы семь катеров береговой охраны и один эсминец.

Существует мнение, что Иран это сделал, чтобы усилить позиции Ашхабада в споре с Баку за каспийские месторождения нефти и отпугнуть западных инвесторов. Таким образом, режим Туркменбаши наращивает свой "военный мускул". Хотя он у него и так самый мощный в Центрально-Азиатском регионе. По официальным данным, после распада СССР в Туркмении осталось более 300 боевых самолетов (в их числе 24 МИГа-29, 46 Су-25, 172 МИГа-23), около 600 танков Т-72, 1500 боевых машин (БТР и БМП, из которых более половины современных моделей). Зачем Ашхабаду столько оружия - непонятно. Хотя международное сообщество не ставило вопрос об его уничтожении. Более того, ведущие страны мира, в том числе и Россия, заинтересованы в военно-техническом сотрудничестве с режимом Туркменбаши. Не появится ли в результате этих усилий второй Саддам Хусейн?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ