Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Сотрудничество в правоохранительной сфере государств – участников СНГ

Татьяна Титова

Преступность в государствах - участниках СНГ приобретает транснациональный характер, создавая единое криминальное пространство на их территориях, а наиболее опасные виды преступлений и тенденций развития преступности являются во многом схожими. Задачи и функции правоохранительных органов государств СНГ, при некоторых различиях, в основном совпадают. За время существования Содружества в рамках СНГ был принят ряд основополагающих документов, регламентирующих сотрудничество государств-участников в правоохранительной сфере.

Так, 22 января 1993 года была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а 28 марта 1997 года Протокол к ней. 7 октября 2002 года в Кишиневе государства-участники СНГ приняли новую редакцию Конвенции. В соответствии с этим документом, граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон такой же правовой защитой их личных, имущественных и неимущественных прав, как и собственные граждане этой Договаривающейся Стороны. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

Статья 6 Конвенции определяет объем правовой помощи: «Договаривающиеся Стороны оказывают взаимную правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, составления, пересылки и вручения адресату документов, производства осмотров, обысков, выемок, передачи вещественных доказательств, проведения экспертиз, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, законных представителей обвиняемых, экспертов, предъявления для опознания, в том числе с использованием видеосвязи, видеозаписи и иных технических средств, розыска лиц, осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследуемого уголовного дела, уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, розыска и ареста (изъятия) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также доходов от преступной деятельности, розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, коммерческим и иным экономическим спорам, признания и исполнения исполнительных надписей, судебных решений по гражданским делам и приговоров».

Углублению взаимодействия правоохранительных органов способствовало также подписанное 25 ноября 1998 года Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью. В соответствии с ним, Стороны    через   свои   компетентные   органы   осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью,  особенно в ее организованных формах,  в  соответствии  с  положениями  настоящего  Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств.

Стороны сотрудничают  в  предупреждении,  пресечении,  выявлении, раскрытии  и  расследовании  преступлений,  в  особенности   следующих деяний:

1) преступления  против  жизни  и  здоровья,  свободы,  чести   и достоинства личности;

2) незаконный   оборот   оружия,   боеприпасов,   взрывчатых    и отравляющих   веществ   и   взрывных  устройств,  а  также  ядерных  и радиоактивных материалов,  международный терроризм,  бандитизм, захват заложников;

3) незаконный  оборот  наркотических   средств,   прекурсоров   и психотропных веществ;

4) преступления в сфере экономической деятельности, в том числе в области налогообложения, легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности,  контрабанда,  фальшивомонетничество и  подделка  ценных бумаг;

5) преступления  против  собственности,  в  том   числе   хищения автотранспортных средств и связанные с этим незаконные операции;

6) торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами;

7) незаконный оборот культурных и исторических ценностей;

8) экологические преступления;

9) незаконная миграция.

В целях  реализации  положений  Соглашения компетентные органы Сторон  осуществляют  сотрудничество  в  следующих формах:

1) исполнение   запросов   о   проведении    оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

2) розыск  лиц,  скрывающихся  от  уголовного  преследования  или отбывания наказания, а также без вести пропавших;

3) розыск  и  возвращение  в  установленном  порядке   похищенных предметов,  имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного  оружия,  а  также  номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);

4) обмен информацией о готовящихся или совершенных  преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах;

5) обмен  информацией  о  новых  видах  наркотических  средств  и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, технологиях их изготовления и используемых  при  этом  веществах,  а  также  о  новых методах    исследования   и   идентификации   наркотических   средств, прекурсоров и психотропных веществ;

6) обмен    информацией    о   юридических   лицах   и   объектах собственности,  используемых для легализации  (отмывания)  доходов  от преступной деятельности;

7) обмен  опытом  работы,  в  том  числе  проведение  стажировок, консультаций,  семинаров и учебных курсов, а также информацией о новых способах   и   средствах   совершения   преступлений   и   опытом   их расследования;

8) обмен законодательными  и  иными  нормативно-правовыми  актами Сторон, содействие в приобретении учебной и методической литературы;

9) проведение  совместных  научных  исследований  по   проблемам, представляющим взаимный интерес;

10) обмен    на    взаимовыгодной    основе    научно-технической информацией;

11) согласование   действий   по   пресечению   преступлений    и деятельности  лиц,  совершивших  преступления  или  готовящихся  к  их совершению.

Сотрудничество в рамках  Соглашения  осуществляется на   основании   запросов  компетентных  органов  Сторон  об  оказании содействия.

В том же году была подготовлена и принята Концепция взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью. Подписан также ряд других межгосударственных соглашений в данной области. Концепция взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, одобренная Решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года, определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие, как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция (служба), таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью Основными формами взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств - участников СНГ;

б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;

 в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

 г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств - участников СНГ;

 д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

 е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств - участников СНГ;

 ж) проведение совместных научных исследований;

 з) сотрудничество компетентных органов государств - участников СНГ в международных организациях;

 и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

В целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым на договорной основе урегулировать порядок пребывания сотрудников компетентных органов одних государств на территориях других государств - участников СНГ, предоставив им право:

а) присутствия представителей компетентных органов одного государства при производстве следственных и розыскных действий, проводимых по просьбе или запросу на территории другого государства;

б) получения по направляемым запросам оперативной информации в компетентных органах государств - участников СНГ;

в) проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений и находящихся на территории другого государства - участника СНГ, по заранее присланному запросу, полученному на него разрешению, с участием и под контролем компетентных органов государства пребывания;

г) осуществления преследования лица и его задержание с разрешения, под контролем и с участием компетентных органов государства пребывания;

д) руководителям компетентных органов приграничных территорий сопредельных государств - участников СНГ самостоятельно разрабатывать совместные мероприятия длительного характера по борьбе с преступностью с обязательным направлением необходимых документов (планов, решений, соглашений и др.) на экспертизу и утверждение в центральные ведомства соответствующих компетентных органов.

 В целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым разработать систему мер, направленных на упрощение порядка пересечения границ государств - участников СНГ участниками уголовного судопроизводства, работниками компетентных органов в служебных целях, а также перемещения через эти границы вещественных доказательств по уголовным и административным делам, изъятых у преступников ценностей и других предметов, связанных с пресечением, раскрытием и расследованием преступлений. Применительно к задачам и ситуациям борьбы с организованной преступностью Концепция признает необходимым создать для общего пользования ряд специализированных банков информации, а также обеспечить на долговременной основе проведение совместной оперативно-розыскной работы.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации Решением глав правительств от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств. В соответствии с Положением о нем (утратило силу  в  соответствии  с решением  от 9 октября 1997 г.), Бюро  создается  с  целью обеспечения эффективного взаимодействия государств-участников    СНГ   в   области предупреждения  и борьбы  с организованной  преступностью в рамках    существующего    национального  законодательства государств Содружества. Бюро имеет статус самостоятельного органа на уровне Управления   МВД  страны   места нахождения,  подотчетного  совещанию министров  внутренних  дел государств-участников СНГ.

В качестве основных задач были определены:

Формирование специализированного  банка данных  на базе    компьютерного   центра    Бюро   и   предоставление инициативной  информации   в  соответствующие министерства  внутренних дел.

Содействие   в  осуществлении  межгосударственного розыска  участников преступных  сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления  и скрывающихся от уголовного преследования.

Обеспечение согласованных  действий при проведении оперативно-розыскных  мероприятий  и  комплексных операций, затрагивающих  интересы   нескольких  государств-участников Содружества,    выработки   рекомендаций    по   борьбе   с транснациональной преступностью.

7 декабря 1995 совместным решением генеральных прокуроров государств - участников СНГ был создан Координационный совет Генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств. Решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 года этому органу придается статус межгосударственного.

Основные задачи Координационного совета:

согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;

разработка предложений по сближению национального законодательства;

участие в развитии договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств.

Координационный совет действует по следующим основным направлениям:

организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан;

координация (согласование) деятельности межгосударственных органов Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка;

изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу;

осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве;

участие в работе по сближению законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств, созданию общего правового пространства;

сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения;

организация совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур.

В целях выполнения возложенных задач Координационный совет:

организует взаимодействие прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств;

определяет формы сотрудничества прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, в деле укрепления законности и правопорядка и принимает практические меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств;

участвует в разработке и реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, подготовке проектов международных договоров в правовой сфере, в том числе об оказании правовой помощи и по другим вопросам;

разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты соответствующих документов на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств;

анализирует состояние и динамику преступности на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, особенно ее организованных форм, разрабатывает предложения по стратегии борьбы с ней;

координирует (согласовывает) деятельность межгосударственных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью и укреплении правопорядка;

взаимодействует в решении практических вопросов сотрудничества с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств и Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств, другими органами и организациями;

формирует рабочие органы Координационного совета;

назначает (освобождает) Исполнительного секретаря Координационного совета, его заместителя, а также руководителей других структурных подразделений Координационного совета, утверждает структуру и штаты этих подразделений и вносит в установленном порядке предложения по финансированию его деятельности, контролирует финансово-хозяйственную деятельность создаваемых рабочих органов.

Членами Координационного совета являются генеральные прокуроры (лица, исполняющие их обязанности) государств-участников Содружества Независимых Государств, главы которых подписали Решение о Координационном совете. Основной формой деятельности являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Совет  министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (СМВД)  был создан  Решением  Совета глав  государств  Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 года в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью. СМВД является органом Совета глав  государств  и  Совета  глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам,  входящим

в компетенцию министерств внутренних дел государств - участников  Содружества Независимых Государств, а также иных государственных органов, выполняющих аналогичные функции.

 Членами СМВД являются министры внутренних дел, а также руководители иных государственных органов,  выполняющих аналогичные  функции государств - участников Содружества Независимых Государств,  главы которых подписали Решение  о  настоящем

Положении.

Основными задачами СМВД являются:

Обеспечение взаимодействия в борьбе с преступностью,  охране правопорядка и других сферах деятельности министерств внутренних дел.

Реализация решений Совета глав государств и Совета глав правительств  Содружества Независимых Государств по вопросам,  входящим в компетенцию министерств внутренних дел.

Содействие  гармонизации  национального  законодательства по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел.

В целях выполнения возложенных на него задач СМВД осуществляет следующие функции:

Рассматривает  вопросы  борьбы  с преступностью,  укрепления правопорядка и организации взаимодействия министерств  внутренних дел на  территории  государств - участников Содружества Независимых Государств.

Разрабатывает предложения по вопросам,  входящим в компетенцию министерств внутренних дел и вносит их в установленном порядке  на рассмотрение  Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.

Рассматривает  ход выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, относящихся к компетенции СМВД,  а также документов,  принятых на заседаниях СМВД.

Содействует  взаимному обмену опытом и.информацией между министерствами внутренних дел.

Осуществляет взаимодействие с органами Содружества по вопросам борьбы с преступностью, укреплению правопорядка.

Основной формой деятельности СМВД являются заседания,  которые проводятся по мере необходимости,  но не реже двух раз в год.

 Таким образом, в рамках Содружества на сегодняшний день заложена правовая основа и механизмы взаимодействия государств – участников в правоохранительной сфере. Вместе с тем, как отмечалось в Аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу», уровень практического сотрудничества стран СНГ, принимаемые совместные меры борьбы с преступностью должны быть адекватны ее реальному масштабу и обеспечивать комплексный системный подход в организации борьбы против международной преступности и криминальных проявлений. На данном этапе взаимодействие соответствующих ведомств государств - участников Содружества в правоохранительной сфере следует консолидировать на таких направлениях, как борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, пресечение нелегальной миграции и торговли людьми, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ