Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Проблемы соотечественников:
первые шаги Государственной Думы четвертого созыва

А.Докучаева

Несмотря на все формальные и неформальные трудности наши соотечественники – российские граждане, проживающие за рубежом, – активно голосовали на выборах в Государственную Думу Российской Федерации четвертого созыва везде, где для этого были созданы возможности. Новым депутатам Государственной Думы многие российские избиратели адресуют свои надежды. Наши соотечественники не исключение.

За прошедший первый месяц своей работы Государственная Дума в довольно быстром темпе утвердила свою внутреннюю структуру и провела назначения на думские должности, которыми оказалось охвачено около половины депутатского корпуса. На этом этапе основной интерес, по крайней мере у организованной части нашей диаспоры, вызывал вопрос о дальнейшей судьбе думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками и его руководстве. Еще до окончания работы Думы предшествующего созыва ходили упорные слухи, что Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками будет объединен с Комитетом по международным делам. Однако Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками удалось отстоять. Возможно, здесь сыграли свою роль многочисленные обращения русских общин и организаций из-за рубежа, мнение нашего Института и самих депутатов: напомним, что в нынешний состав Государственной Думы по списку «Единой России» были вновь избраны Борис Николаевич Пастухов (председатель Комитета третьего созыва) и Андрей Афанасьевич Кокошин (четвертый по счету председатель Комитета, возглавивший его после ухода Б.Н. Пастухова в Торгово-Промышленную Палату РФ), а также победивший в Орехо-Борисовском округе г.Москвы как кандидат партии «Единая Россия» Константин Федорович Затулин (первый председатель Комитета в 1993-1995 гг.).

Вопрос о назначениях на ключевые должности в Государственной Думе, как известно, решался во фракции «Единая Россия», добившейся небывалого прежде большинства мандатов. Вопрос о председательстве в Комитете по делам СНГ был решен в пользу статус-кво: исполнение обязанностей председателя продолжил А.А. Кокошин. Первым заместителем утвержден Ахмед Гаджиевич Билалов – московский бизнесмен дагестанского происхождения, прошедший в эту Думу по списку «Единой России» в Краснодарском крае. В Комитете, утвержденном в составе 10 депутатов, кроме председателя и первого зама еще 6 заместителей: Антуфьев Сергей Владимирович (ЕР), Аушев Мухарбек Измаилович (ЕР), Лебедев Александр Евгеньевич (ЕР),Никитин Владимир Степанович (КПРФ), Савельев Андрей Николаевич (Родина), Чуров Владимир Евгеньевич (ЛДПР). «Неостепененными» членами Комитета остались лишь двое: Голиков Георгий Георгиевич и Затулин Константин Федорович (оба из ЕР).

Будем надеяться, что проблема соотечественников за рубежом не затеряется среди начальников в Комитете, которые пока не заявляли себя в правозащитной или международной деятельности (если, конечно, исключить международную деятельность Национального резервного банка, которым руководит экс кандидат на пост мэра Москвы А.Е.Лебедев).

Совершенно очевидно, что кадровые решения по руководству Комитета по делам СНГ отражают тот факт, что некоторых лиц, принимающих решения, пугает чересчур активная публичная позиция Константина Затулина. Она кажется чрезмерно независимой. Четыре будущие года работы Государственной Думы, будем надеяться, расставят все по своим местам. По крайней мере, сам Константин Затулин не намерен сидеть сложа руки и отлынивать от работы в Комитете, членство в котором он считает своим принципиальным делом, наряду с защитой интересов своих московских избирателей.




№ ЗК-17 от 30 января 2004г.

Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

Обращение к Вам вызвано беспокойством за судьбу Совета соотечественников при Государственной Думе. Ко мне,  как к инициатору создания первого Совета соотечественников при Госдуме в 1995 году,  обращаются руководители русских общин и организаций, которые от сотрудников аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками узнали о роспуске Совета. 

Прекращение деятельности наиболее авторитетного представительного органа нашей диаспоры при  Госдуме вызовет недоумение наших соотечественников, поскольку не вяжется с провозглашенной государственной политикой. Известно, что Президент России определил работу с соотечественниками приоритетным направлением во внешней политике России. Создание представительных общественно-консультативных органов – Советов (Комиссий) соотечественников при органах государственной власти Российской Федерации прямо предусмотрено статьей 26 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».  В этой связи необходимо как можно скорее принять решение о продолжении деятельности Совета соотечественников при Государственной Думе.

При этом, как мне кажется, нужно обеспечить демократичную процедуру формирования Совета соотечественников и представительство соотечественников не только из стран СНГ и Прибалтики, но и из стран традиционного зарубежья, в которых проживают наиболее крупные группы российских соотечественников (Германия, Франция, США).

Первый состав Совета соотечественников при Госдуме был избран прямым открытым голосованием на  Учредительном съезде уполномоченных представителей зарубежных российских общин организаций и объединений, проведенном 6 июля 1995 года в зале пленарных заседаний Государственной Думы. В Думе второго созыва Положение о Совете соотечественников было изменено. Вместо избрания членов Совета стали назначать, а главой Совета соотечественников по должности стал председатель Комитета  по делам СНГ и связям с соотечественниками (первоначально он был ответственным секретарем, а членами Совета с решающим голосом были только избранные в его состав  настоящие соотечественники из-за рубежа). Это нуждается в исправлении.

Безусловно, что члены Совета соотечественников должны представлять организованную часть нашей диаспоры и обладать необходимыми способностями для того, чтобы быть эффективными экспертами в законодательном органе России. Но прежде всего, они должны быть авторитетны в среде самих соотечественников. Избрать членов Совета соотечественников можно на представительных конференциях или совещаниях в первой половине 2004 года в странах проживания при организационной поддержке Посольств Российской Федерации в этих странах.  Средства на проведение таких конференций могут быть предусмотрены в Перечне расходов на поддержку соотечественников за рубежом в 2004 году, ежегодно утверждаемых Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом. Поскольку на текущий год данный Перечень еще не утвержден, есть возможность включить эту статью в план 2004 года. В работе этих конференций должны принять непосредственное участие заинтересованные депутаты Государственной Думы.

 В 2003 году  Посольства РФ успешно провели конференции  «Объединения и клубы соотечественников в странах СНГ и Балтии и их взаимодействие с регионами России» в Алма-Ате, Тбилиси, Таллине и Киеве. Этот опыт можно использовать при проведении конференций, на которых от каждой страны будут избраны члены Совета соотечественников при Государственной Думе. Кроме того, эти конференции могут дать важный для законодателей материал по современному положению российских соотечественников в странах проживания, на них может быть получена оценка эффективности международных договоров России со странами проживания по гуманитарным вопросам.

Прошу Вашего содействия для решения данного вопроса в Государственной Думе.

Прилагаю материалы Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин от 6.06.1995г. и последние организационные документы по Совету соотечественников  при Государственной Думе на 11 листах.

К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы,

Член Правительственной комиссии

по делам соотечественников за рубежом   




Положение  о Совете соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 6.07.1995

Принято 6 июля 1995 г. Учредительным Съездом уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений

1. Общие положения

1.1. Совет соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации (далее - Совет) создается в соответствии с Постановлением Государственной Думы "О Совете соотечественников при Государственной Думе" от 5 апреля 1995 года.

1.2. Совет является экспортно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе интересы российских соотечественников, проживающих за рубежами Российской Федерации.        

1.3. Состав Совета формируется на Съезде уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений и утверждается. Государственной Думой.

1.4.          Положение о Совете утверждается Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Дальнейшие изменения и дополнения в Положение о Совете вносятся по решению Съезда и утверждаются последующими решениями Государственной Думы."

2. Задачи Совета

2.1. Выражение мнения организованной части российских соотечественников, проживающих за рубежами Российской Федерации, участив в подготовке и экспертизе законопроектов в Государственной Думе, включая работу по ратификации международных договоров.

2.2.          Содействие активизации и объединению российских общин, организаций и объединений в странах проживания российских соотечественников.

2.3.          Координация усилий по защите основных прав и свобод российских соотечественников в странах их проживания.

2.4. Информирование Государственной Думы о положении российских соотечественников в странах их проживания, а также распространение решений, принимаемых Государственной Думой, другими Федеральными органами государственной власти Российской Федерации для сведения российских соотечественников, проживающих за рубежами Российской Федерации.

2.5.          Сотрудничество с Федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации Российской Федерации в интересах решения проблем российских соотечественников за рубежом.

3. Порядок формирования Совета

3.1. Совет формируем на срок полномочий Государственной Думы на отчетно-выборном (учредительном) Съезде уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организации и объединении.

3.2.          Делегаты на Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организации и объединении избираются на собраниях своих организаций в соответствии с региональными квотами представительства, утверждаемыми Советом. В Съезде могут принимать участие делегаты с правом совещательного голоса.

3.3.          Список регионов, выдвигающих делегации на Съезд утверждается Советом.

3.3.1. Понятие "регион" в данном случае, как правило, совпадает с государством, в котором проживают российские соотечественники.

3.4.          Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений считается правомочным, если на нем присутствует более половины избранных делегатов.

3.5. Совет состоит не более чем из 39 членов с решающим голосом, представляющих зарубежные российские общины, организации и объединения, а также депутатов Государственной Думы, принимающих участие в его работе с правом совещательного голоса и рекомендованных по одному от каждого депутатского объединения в состава Государственной Думы.

3.6.          В Совет делегируется по одному представителю региональной делегации, избираемому на общем собрании делегации большинством голосов от принявших участии в  голосовании делегатов с решающим голосом.

3.6.1. Делегации Украины и Казахстана направляют в Совет по 2 представителя.

3.7. Оставшееся посла делегирования число членов Совета избирается из делегатов Съезда по наибольшему числу голосов путем рейтингового голосования при наличии большинства голосов "за" от числа присутствующих на Съезде делегатов с решающим голосом.

Правом выдвижения кандидатов в члены Совета обладают делегаты Съезда и депутаты Государственной Думы.

3.8. Съезд уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений проводится не реже одного раза в год.

3.9. Ротация членов Совета может производиться на очередных между отчетно-выборными Съездах уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений.

4. Полномочия и права Совета

4.1.          Совет представляет Комитету Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, другим комитетам, комиссиям и депутатским объединениям в составе Государственной Думы свои предложения:

- о проведении парламентских слушаний;

- о включении в повестку дня пленарных заседаний.

Государственной Думы вопросов, связанных с положением российских соотечественников в странах юс проживания.

4.2. Совет принимает от своего имени заявления и обращения.

4.3.          Совет распространяет информацию о положении соотечественников за рубежом и о своей деятельности.

4.4.          Совет готовит экспертные заключения на рассматриваемые в Государственной Думе законопроекты, связанные с положением российских соотечественников в странах их проживания, в том числе законопроекты о ратификации международных договоров, и представляет их Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками, другим комитетам, комиссиям и депутатским объединениям в Государственной Думе.

5. Порядок работы Совета

5.1. Совет соотечественников строит свою работу в соответствии с планом законопроектной работы Государственной Думы.

5.2.          Заседания Совета проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

5.3.          Председательствуют на заседаниях Совета поочередно члены Совета, представляющие депутатские объединения в составе Государственной Думы.

Председательствующий на очередном заседании Совета:

- подписывает протокол заседания вместе с ответственным секретарем Совета;

- поводит решения Совета до сведения Государственной Думы.

5.4. Депутаты Государственной Думы – члены Совета принимают участив в его работа с правом совещательного голоса.

5.5.          Внеочередные заседания Совета проводятся по

предложению:

- не менее 9 членов Совета;

- ответственного секретаря Совета;

- большинства входящих в Совет представителей депутатских объединении в составе Государственной Думы.

Совет может быть созван по инициативе Председателя Государственной Думы или Совета Государственной Думы.

5.6.          Информация о заседании Совета доводится до членов Совета не позднее, чем за неделю до начала заседания.

5.7. Заседания Совета правомочны, если на них присутствуют не менее половины членов Совета.

Решения Совета принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Совета с решающим голосом.

5.8. В случае невозможности прибыть на заседание Совета, член Совета имеет право письменно уведомить Совет о своем решении по вопросам, включенным в повестку дня.

5.9. В случае, если на очередном заседании нет кворума, участвующие в заседании члены Совета вправе принимать предварительные решения, которые вступают в силу с момента письменного подтверждения о присоединении к ним квалифицированного (в 2/3) большинства членов Совета.

6. Обеспечение деятельности Совета соотечественников при Государственной Думе

6.1.          Организационное и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Совета осуществляет Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками является ответственным секретарем Совета.

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Совета осуществляет Аппарат и Управление Делами Государственной Думы.




Положение  о Совете соотечественников при Государственной Думе от 7.07.2000

Утверждено постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 

от 7 июля 200г., №555-III ГД

I. Общие положения

Совет соотечественников при Государственной Думе (далее - Совет) создан в соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации от 5 апреля 1995 года № 636-1 ГД и статьей 26 Федерального закона "О го­сударственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Совет является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Положение о Совете утверждается постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состав Совета - распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

2. Задачи Совета

Задачами Совета являются:

2.1.           Координация действий по защите прав и свобод российских соотечественников в государствах их проживания.

2.2.           Постоянное изучение экономического, политического, правового положения, включая вопросы гражданства, языка, культуры, образования, а также изучения социально-психологических и других проблем жизни и деятельности российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Накопление и анализ информации, подготовка необходимых предложений для внесения в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Госу­дарств и связям с соотечественниками.

Разработка проектов программ и проведение мероприятий, обеспечивающих по­литическую, экономическую, социально-психологическую и иную поддержку российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, а также содействие выполнению международных программ в этой области, в том числе по обустройству терри­торий компактного проживания российских соотечественников, созданию и развитию про­изводственной, социальной, культурно-бытовой инфраструктур.

Содействие развитию сотрудничества общественных объединений Российской Федерации и объединений российских соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, странах дальнего зарубежья.

Содействие оказанию гуманитарной помощи социально незащищенным слоям российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Всемерное содействие объединению зарубежных российских общин, организа­ций и объединений, формированию образовательных, культурно-просветительных и ин­формационных центров российских соотечественников, проживающих за пределами Рос­сийской Федерации, и ускорению развития социально-экономических процессов, направ­ленных на повышение уровня жизни российских соотечественников, проживающих за пре­делами Российской Федерации.

Участие в разработке законопроектов в Государственной Думе по вопросам, от­носящимся к социально-экономическому, политическому и правовому статусу российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Регулярное информирование Государственной Думы о положении российских соотечественников в государствах их проживания, а также доведение до сведения российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами государственной власти.

3. Порядок формирования Совета

3.1. Совет формируется по представлению Комитета Государственной Думы по де­лам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками с учетом пред­ложений фракций и депутатских групп в Государственной Думе на срок полномочий Госу­дарственной Думы данного созыва. В состав Совета наряду с депутатами Государственной Думы включаются российские соотечественники, проживающие за пределами Российской Федерации, выдвинутые самими организациями российских соотечественников, прожи­вающих за пределами Российской Федерации. Общее количество членов Совета - 50 человек.

Председателем Совета является председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

В работе Совета принимают участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов ис­полнительной власти, а также заинтересованных организаций.

В период функционирования Совета в случае необходимости может быть произ­ведена ротация любого члена Совета по решению выдвинувшей его организации.

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками имеет право обратиться к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о прекращении пол­номочий члена Совета в случае неисполнения им своих обязанностей или осуществления деятельности, не совместимой с целями и задачами Совета.

3.5.          В случае необходимости может быть проведено расширенное заседание Совета с более широким представительством российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

4. Комиссии Совета

В составе Совета могут создаваться комиссии по основным направлениям его работы. Члены Совета на добровольной основе распределяются по комиссиям Совета. Каж­дая комиссия Совета ежегодно на первом своем заседании избирает председателя комиссии.

До истечения срока полномочий председателя комиссии может быть произведена его ротация по решению комиссии Совета, утвержденному Советом.

Количество комиссий Совета, их названия, направления и порядок работы, со­став и списки их  руководителей утверждаются решением Совета.

Заседания комиссий Совета проводятся, как правило, в дни заседаний Совета. В случае необходимости заседания комиссий Совета могут быть созваны в ином порядке.

5. Порядок работы Совета

Заседания Совета проводятся, как правило, не реже одного раза в полугодие и правомочны, если на них присутствует более половины членов Совета.

Решения Совета могут приниматься простым большинством голосов, как на засе­даниях Совета, так и методом опроса членов Совета.

Решения Совета и другие документы Совета подписываются председателем Совета.

Информация о дате заседания Совета и повестка дня доводятся до членов Совета в письменной форме.

В случае невозможности прибыть на заседание член Совета имеет право уведомить Совет в письменной форме о своем мнении по вопросам, включенным в повестку дня.

6. Права и обязанности членов Совета

Член Совета имеет следующие права и обязанности:

Участие в подготовке предложений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам, связанным с проблемами российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Подготовка материалов для проведения парламентских слушаний по проблемам российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений в Совет.

Ежеквартальное (или по мере необходимости) представление в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечест­венниками и Комитет Государственной Думы по международным делам информации о положении российских соотечественников в соответствующем государстве их проживания, о работе, проводимой в соответствующей организации российских соотечественников.

Участие в заседаниях Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками и Комитета Государственной Ду­мы по международным делам, парламентских слушаниях, других мероприятиях, проводимых указанными Комитетами и затрагивающих проблемы российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

7. Обеспечение деятельности Совета

Члену Совета выдается удостоверение установленного образца.

Обеспечение деятельности Совета осуществляют аппарат Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественни­ками и Управление делами Государственной Думы.

Для выполнения задач, определенных настоящим Положением, создания условий для нормального обеспечения деятельности Совета целевым назначением могут в установленном порядке привлекаться средства Правительственной комиссии по делам соотече­ственников за рубежом, федеральных органов государственной власти, общественных и других организаций, а также спонсоров.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ