Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



НГ-Дипкурьер,
19 апреля 2004

Казахстанские нефтемагнаты тесеят зарубежных инвесторов

Карим Танаев

Парламент страны проведет собственное расследование сделок в нефтегазовой отрасли

Позиция казахстанского правительства, планомерно ужесточающего условия существования для иностранных инвесторов, может стать предметом разбирательства в международном арбитраже. Первой ласточкой, долетевшей с иском до международных судебных организаций, стала канадская нефтяная компания "ПетроКазахстан". Руководство компании сочло участившиеся претензии в свой адрес со стороны антимонопольного ведомства нарушением собственных прав. Так, на прошлой неделе по решению суда "ПетроКазахстан" выплатил в бюджет страны 0,5 млрд. тенге (около 3,5 млн. долл.) в качестве штрафа за нарушение антимонопольного законодательства. Компании предстоит еще одно судебное разбирательство с антимонопольным агентством. Предъявленная сумма штрафа на этот раз – 13 млрд. тенге (почти 100 млн. долл.). При этом стоит отметить, что "ПетроКазахстан" обеспечивает 50% потребностей казахстанского рынка в бензине, дизельном топливе, мазуте, авиационном топливе.

Наблюдатели давно уже делают вывод о том, что Казахстан проводит целенаправленную политику, чтобы сократить влияние иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе – основном поставщике доходной части бюджета. При этом нельзя не вспомнить недавние высказывания премьер-министра Даниала Ахметова о том, что Казахстан в ближайшие годы станет "нефтяной державой".

Астана действительно строит грандиозные планы по добыче нефти и подтверждает свое участие сразу в нескольких проектах по строительству трубопроводов – Баку–Тбилиси–Джейхан, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), нефтепровод в Китай. Вместе с тем Казахстан пытается снизить влияние других стран на нефтегазовую отрасль.

Правда, несмотря на оптимистичные заявления правительства, у экспертов есть сомнения в состоятельности страны как "нефтяной державы". По прогнозам, к 2015 году Казахстан должен добывать около 125 млн. тонн нефти в год. Не секрет, что по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан необходимо для его окупаемости транспортировать 50 млн. тонн. По КТК Казахстан тоже транспортирует нефть. И собирается заполнить еще китайский трубопровод. Возникают опасения, что нефти просто-напросто не хватит. "Астана может столкнуться с тем, что, взяв на себя кучу обязательств, не сможет их выполнить", – считает руководитель "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев.

С другой стороны, республика ужесточила налоговое законодательство, введя с января 2004 года налог на ренту при экспорте нефти, увеличив тем самым налоговую нагрузку на нефтяников. Базой исчисления нового налога является стоимость экспортируемой нефти, исходя из фактически реализуемого на экспорт объема сырья и его рыночной цены за вычетом расходов по реализации и качественных характеристик нефти. Ставка этого налога устанавливается по скользящей шкале – от 1% при цене 19 долл. за баррель до 33% при цене 40 долл. и выше.

Хотя законодательные нововведения распространяются пока только на новые контракты, работающие в стране инвесторы критично отнеслись к таким изменениям. "Я думаю, что не только иностранные, но и местные компании весьма недовольны новым режимом налогообложения, – заявил в интервью агентству Рейтер анонимный представитель зарубежной нефтяной компании, работающей в Казахстане. – Отказ от стабильности создает большие проблемы. Инвесторы будут закладывать риски в контракты, рентабельность проектов снизится".

Несмотря на то что Казахстан позиционирует себя как сильного игрока на нефтегазовом рынке, страна ежегодно испытывает проблемы с горюче-смазочными материалами, традиционно возникающими в период посевных и уборочных работ. Стабильные кризисы с ГСМ попали в центр внимания парламента Казахстана. Именно в парламентских стенах прозвучало обвинение в адрес казахстанской национальной компании "КазМунайГаз", являющейся держателем 86,7% акций Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). С монопольным положением на рынке нефтепродуктов "КазМунайГаза" связывают скрытое давление на иностранные компании. Так, председатель совета директоров АО "Алмаз Интернэшнл Трейдинг Компани" Алмаз Кужагалиев, являющийся миноритарным акционером АНПЗ (1,8% акций), фактически обвинил "КазМунайГаз" в монополизации сбыта производимых АНПЗ нефтепродуктов. По его словам, основной объем производимых АНПЗ горюче-смазочных материалов реализует АО "Торговый дом "КазМунайГаз" (дочерняя структура национальной нефтяной компании) по ценам ниже рыночных аффилированным с ним структурам. "Вся прибыль остается там", – говорит Кужагалиев.

В стенах парламента прозвучало также обвинение национальной компании в намеренном занижении цен на экспортируемые нефтепродукты. "Сегодня для развития казахстанского экспорта продуктов нефтепереработки основным тормозом является внешнеэкономическая деятельность АО "Торговый дом "КазМунайГаз". С выходом "КазМунайГаза" на экспортные рынки резко ухудшились ценовые условия для нас", – говорит Кужагалиев. Руководство "КазМунайГаза" все обвинения в свой адрес категорически отрицает. Правительство Казахстана от комментариев пока воздерживается. Депутаты казахстанского парламента планируют провести собственное расследование. В кулуарах парламента один из народных избранников в приватной беседе сказал корреспонденту "НГ": "В нашем нефтегазовом секторе явно не все чисто. А правительство от этого устранилось, и понятно почему – к деятельности "КазМунайГаза" самое непосредственное отношение имеет зять президента Тимур Кулебаев.




Новое поколение (Казахстан),
23 апреля 2004

Опускание Каспия

Амина Джалилова

Тендеры на разработку каспийских нефтяных участков перенесены на неопределенный срок. Ранее Министерство энергетики и минеральных ресурсов намеревалось выставить первые блоки на тендер в декабре 2003 года, затем - в первом квартале 2004 года. Не означает ли новая отсрочка, что программа освоения шельфа, на которую возлагались огромные надежды, начала буксовать?

Сделки срываются

Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря была принята в мае 2003 года, и тут же началась ее полномасштабная реализация. Особенно большую роль в проектах разработки шельфа стала играть Россия. Дело в том, что некоторые перспективные участки расположены как раз на стыке казахстанского и российского секторов Каспия. Эти структуры было решено разрабатывать совместно - пятьдесят на пятьдесят. А руководство проектами поделили так: по участкам Хвалынская и Центральная всем заправляет Россия, а работами на Курмангазы руководит Казахстан.

На данный момент создается впечатление, что переговоры по первым двум проектам протекают спокойно. То ли от того, что информация по Хвалынской и Центральной является, по большому счету, конфиденциальной, то ли от того, что разрабатываться они будут по российскому, а не по казахстанскому законодательству. В Казахстане же в правилах сборов податей с недропользователей в последнее время произошли значительные изменения. Во-первых, введен новый рентный налог, добавивший головной боли нефтегазовым компаниям. А во-вторых, согласно новой модели налогообложения, подписанные после 1 января 2004 года контракты на недропользование не будут стабильными. Это означает, что любые изменения в законодательстве РК могут повлиять на уже заключенные контракты или даже способствовать их расторжению.

Нужно отметить, что эти правила не распространяются на так называемые СРП - соглашения о разделе продукции. Эти соглашения обычно заключаются при реализации крупных контрактов, и каждое из них разрабатывается индивидуально. В связи с этим споры России и Казахстана по поводу СРП по Курмангазы представляются странными.

По всей видимости, усиление налоговой нагрузки по контрактам - лишь одна из ряда мер по ужесточению правил добычи в Казахстане. Другим шагом, как нам представляется, стала более решительная позиция Казахстана в отстаивании своих интересов во время переговоров по СРП. Об этом свидетельствует высказывание Даниала Ахметова о том, что в проекте Курмангазы доля Казахстана должна составить 70-85%, и никаких уступок не будет. Сейчас предполагается, что соглашение по Курмангазы подпишут до конца текущего года. Главное для "Роснефти" - успеть до принятия нового закона об СРП, который, по некоторым данным, вступит в силу примерно через год. Нужно отметить, что разработка этого законопроекта ведется в условиях большой секретности, так что сложно даже предположить, что ожидает инвесторов.

Под такой же серьезной угрозой стоят переговоры Казахстана с испанской "Репсол" по поводу участия компании в разработке газового месторождения "Амангельды" в Южном Казахстане. "Амангельды" - не очень крупное и не очень финансово привлекательное месторождение. Однако его освоение является стратегически важным для нашей страны, так как амангельдинский газ снижает зависимость Казахстана от узбекского голубого топлива. Для того чтобы привлечь кого-нибудь из иностранных инвесторов в этот проект, было необходимо предложить хорошую компенсацию. Им должен был стать каспийский блок Дархан. Соглашение о намерениях между национальной компанией "КазМунайГаз" и испанской "Репсол" было подписано в январе 2003 года. С тех пор идут бесконечные и безрезультатные переговоры. А с наступлением 2004 года они вообще зашли в тупик. Возможно, "Репсол" даже откажется от этой сделки.

Вот, по крайней мере, два крупных шельфовых проекта, на которые возлагались огромные надежды. Что с ними будет, покажет время. Ничего неизвестно о притязаниях на шельфовые блоки компаний "Шелл" и "Статойл", хотя ранее переговоры с ними велись.

Виноваты налоги

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что новая налоговая система привела к тому, что инвесторы теряют былой оптимизм по поводу каспийских богатств. В качестве доказательства приводится отсутствие новых нефтяных контрактов после принятия этих поправок, то есть после 1 января 2004 года. Политика форсированного освоения Каспия сменилась выжиданием. Тендеры на перспективные структуры перенесены на неизвестное время, вместо них на конкурс будут выставлены блоки на суше.

Генеральный план развития инфраструктуры Каспия до сих пор в разработке, хотя ранее сообщалось, что его примут в феврале этого года. Теперь план, возможно, будет готов лишь в начале следующего года. И все потому, что ситуация с разработкой шельфа слишком уж туманна - неясно, какие нефтяные проекты будут осуществляться и в каких объектах инфраструктуры они будут нуждаться. Возможно, осторожность казахстанского правительства в объявлении новых конкурсов на морские блоки обусловлена неуверенностью в том, что найдутся компании, желающие соревноваться.

Инвестиционная революция под вопросом

Между тем ужесточение налоговых условий для инвесторов вполне закономерно. Хотя бы потому, что период налоговых льгот и поблажек для удержания и привлечения инвестиций уже исчерпал себя. Мы слишком долго отдавали большую часть нефтяных доходов зарубежным компаниям.

Месторождения, которые национальная компания "КазМунайГаз" разрабатывает самостоятельно, давно пережили период расцвета. Сейчас там добывают остатки былых богатств. Основной рост добычи нефти в Казахстане идет за счет двух крупнейших месторождений - Тенгиза и Карачаганака. Но на первом доля Казахстана составляет 20%, а на втором государство только управляет проектом. Ясно, что наша страна будет стремиться увеличить свою долю в проектах и, соответственно, прибыль.

В период с 2003 по 2015 год объем инвестиций в нефтегазовую отрасль страны достигнет 150 миллиардов долларов (для сравнения, запасы Национального банка - около 4 миллиардов). Этакий инвестиционный переворот. Или даже целая революция. Было бы странно, если бы Казахстан не стремился как можно большую сумму оставить внутри страны.

Однако реакция инвесторов говорит о том, что где-то расчет властей оказался неверным. В ответ на критику нового законодательства министр энергетики и минеральных ресурсов не раз отвечал: не нравится - уходите. Похоже, инвесторы могут последовать этому совету. Может, все-таки разговоры о том, что страна не готова к освоению Каспия, не так уж беспочвенны? Может быть, торопится Казахстан и с ужесточением налогового режима, и с реализацией технически и технологически сложных проектов на море?




Страна.Ru,
20 апреля 2004

Хлопнув дверью в Берлине, Назарбаев открыл ворота в Москву

Николай Чеховский

Оказавшись в политической изоляции в США и Западной Европе, Назарбаев укрепляет сотрудничество с Россией

Возвращаясь из Германии в Астану, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал в Москве остановку на несколько часов, чтобы провести переговоры с российским президентом. Главные вопросы на встрече глав двух государств - точное определение российско-казахской границы, создание Единого экономического пространства (на территории России, Белоруссии, Казахстана и Украины), и раздел Каспия. Кроме того, будут обсуждаться вопросы сотрудничества в рамках ШОС и организации Договора о коллективной безопасности. Эти темы особенно актуальны в условиях демонстрируемого Западом охлаждения отношений с Казахстаном.

Германия, хотя и готова использовать выгоды от торговли с этой нефтедобывающей центральноазиатской страной, тем не менее, отказала ее главе в государственных почестях. В свою очередь, США в погоне за альтернативным источником нефтегазового сырья на всю катушку раскручивают "Казахгейт".

Восьмого января этого года президенты России и Казахстана подписали в Астане совместное заявление, в котором поручили правительствам завершить подготовку Договора о делимитации (точном разделении) государственной границы в этом году. Как пояснил тогда Владимир Путин, принципиальных вопросов по определению границ уже не осталось, поэтому речь идет о чисто "технических" вопросах. Общая протяженность уточняемых границ составляет примерно 2-3% от общей длины.

Экономический блок переговоров включает в себя вопросы совместного освоения ресурсов Северного Каспия и условия использования Россией космодрома Байконур. Особое место занимает тема формирования Единого экономического пространства на территории Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана и Украины. Кроме того, российское руководство намерено обсудить с президентом Казахстана состояние и перспективы взаимодействия в торгово-экономической области, в сфере энергетики, транспорта, инвестиций, в военной и военно-технической областях.

В рамках международного экономического сотрудничества будут согласованы позиции перед намеченными на июнь этого года саммитам Евразийского экономического сообщества (в Астане) и Организации Договора о коллективной безопасности. Перед этими встречами в Ташкенте должен пройти саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Президенты также обменяются мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, в частности, по вопросам обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, координации усилий в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркоугрозой.

Темы экономического роста и безопасности в Центральной Азии сегодня весьма важны для России. С другой стороны, Казахстан остро нуждается в международной поддержке и координации усилий в этих вопросах. Положение Назарбаева кажется незыблемым в политическом истеблишменте самого Казахстана, однако в Москву он прилетел, хлопнув за собой дверью в Германии. Во-первых, как уже было сказано, его визиту отказались предоставить статус государственного, и назвали рабочим. Затем беседовавший с ним канцлер Германии Герхард Шредер не пригласил его к себе на празднование своего 60-летия в минувшую субботу (Путин это приглашение получил, и воспользовался им). А напоследок, когда Назарбаеву сообщили, что на запланированных встречах с президентом ФРГ и лидером оппозиции в парламенте оба собеседника намерены в основном обсуждать нарушения прав человека и коррупцию в Казахстане, Назарбаев отменил эти встречи и на день раньше улетел в Москву.

Жесткая позиция немцев наглядно показала, что Германия достаточно расчетлива, чтобы извлекать выгоду из торговли с Казахстаном, занимающим сегодня шестое место в мире по объему нефтегазового экспорта. Сальдо торговли Германии с Казахстаном сегодня отрицательное, и немцы стараются выправить положение за счет продажи телекоммуникационного оборудования и создания информационной инфраструктуры в Центральной Азии. Тем не менее, вслед за Великобританией и Францией ФРГ признает власть Казахстана авторитарной и хочет использовать этот аргумент как инструмент давления в экономических вопросах.

Впрочем, США в этом отношении идут еще дальше. Как сообщает агентство Bloomberg, в конце прошлой недели в ходе досудебных прений в суде Южного округа Нью-Йорка, где расследуется дело "США против Джеймса Гиффена", прокуратура впервые огласила имя Назарбаева. Гиффена обвиняют в передаче взяток и роскошных подарков на сумму 78 млн. долларов от нескольких нефтяных компаний США двум казахским чиновникам за содействие при заключении сделок по крупным нефтяным соглашениям, в том числе касающимся покупки акций месторождения Тенгиз корпорацией Mobil.

Как сообщает Bloomberg, новые обвинения в адрес высокопоставленных казахстанских чиновников выдвинуты в тот момент, когда американское правительство рассматривает Казахстан как новый крупный источник нефти в рамках политики, направленной на уменьшение зависимости от стран Ближнего Востока. Также Bloomberg отмечает: не так давно Гиффен заявил, что координировал свои действия в Казахстане с представителями американских спецслужб и Белого дома. Его адвокаты прямо заявили: "он был там их глазами и ушами", и поэтому они считают, что его действия нельзя считать подлежащими уголовному преследованию. Таким образом, весь "Казахсгейт" в целом имеет вид спланированной в недрах ЦРУ операции. В результате сегодня отношения Казахстана и США почти заморожены.

Россия же является естественным партнером Казахстана в вопросах экономического развития и безопасности. Торговля между нашими странами сегодня на подъеме, обе страны показывают высокие темпы экономического роста. Но при этом обе экономики являются сырьевыми. Поэтому ключевой вопрос их развития - подъем промышленности, рухнувшей после распада Советского Союза. Пока российские промышленные товары не являются конкурентоспособными на западных рынках (казахские - в еще меньшей степени), то Россия и Казахстан в значительной мере рассматривают друг друга как потенциальные рынки сбыта именно промышленной продукции. Тем не менее конкуренция неизбежна, что находит отражение и в валютном соревновании - Казахстан старается не допустить преимущества российских производителей за счет более низкого курса рубля, а потому с помощью интервенций своего нацбанка активно сбивает курс тенге - еще недавно он рос как на дрожжах - по отношению к доллару и рублю. Но остановить обеспечиваемый нефтедолларами рост не так уж и просто: только за прошедшую неделю казахстанская валюта укрепилась со 138 до 137,6 тенге за доллар.




Коммерсант,
21 апреля 2004

Назарбаев привез Путину привет от кого не ждали

Геннадий Сысоев

Встречи в Представительском кабинете Кремля проходят в строгом соответствии с протоколом. Протокол заключается в том, что два лидера должны одновременно войти в Представительский кабинет, остановиться ровно в середине этого кабинета и по возможности крепко пожать друг другу руки. Изменить этот протокол нельзя. Его можно только нарушить.

Владимир Путин, чуть ли не каждый день принимая гостей в Представительском кабинете, в совершенстве овладел искусством вовремя делать первый шаг в Представительском кабинете. Его коллегам это дается очень даже непросто. Более того, иногда мне кажется, что на этот шаг делается некая особая ставка у переговорщиков с российской стороны. Я видел, например, как готовили к нему грузинского президента Михаила Саакашвили. Этот энергичный человек черным вороном кружил перед дверью, раз в полминуты порываясь ворваться в кабинет, а сотрудники протокола ласково и с некоторой, как казалось, опаской уговаривали его не делать лишних движений, памятуя, может, о недавних событиях в Тбилиси, когда Михаила Саакашвили даже с букетом роз не пустили в здание грузинского парламента через дверь, и тогда он вошел, как известно, через окно.

И может, именно в эти несколько минут, пока томился он у закрытой двери и перегорел, и стало с ним легче разговаривать о сомнительной необходимости вывода российских баз с грузинской территории.

Президент независимого Туркменистана Сапармурат Ниязов несколько месяцев назад прошел в Представительский кабинет, даже не притормозив, даже не обратив внимания на то, что один из сотрудников протокола рискнул притронуться к нему горячей и сухой (от возникшего желания соблюсти формальности) ладонью. И Сапармурат Ниязов тут же пострадал из-за этого, оказавшись в чужом кабинете один на один со своими министрами. Он растерянно оглянулся, потому что не знал, что же ему дальше-то надо делать, да так и остался стоять, так как у протокола собственная гордость, и никто ему не подсказал, как жить дальше. И он вынужден был рассеянно кивать своим министрам, столпившимся рядом в ожидании этого великого человека, который дома не замечает своих министров даже тогда, когда они в соответствии с жестоким туркменским протоколом жадно целуют ему при встрече руки.

И только секунд через пятнадцать, словно сжалившись над Сапармуратом Ниязовым, с противоположной стороны открылась дверь, и появился Владимир Путин. И можно уверенно считать, что к двери в Представительский кабинет подходил один Сапармурат Ниязов, а переговоры Владимир Путин вел уже с другим Сапармуратом Ниязовым, человеком если и не сломленным духовно, то уж надломленным-то точно.

Чего-то необычного я, честно говоря, ожидал и от президента солнечного Казахстана Нурсултана Назарбаева, когда он подошел к этой двери. И господин Назарбаев не обманул ожиданий. Его, как и остальных, чуть придержали на входе. Но он уже увидел Владимира Путина. И еще стоя за дверью, казахский президент поднял высоко вверх руку и начал отчаянно махать ею президенту России.

Тоже, значит, нервы сдали. Ведь разумом Нурсултан Назарбаев понимал, что он сейчас стоит на месте и нет никакого практического смысла размахивать рукой, потому что Владимир Путин даже смотрит не на него, а на сотрудников своего протокола, которые должны были подсказать ему, когда начать движение. Но просто хотелось ему, очень ему хотелось подчеркнуть существование неких особых отношений с господином Путиным. Он хотел дать ему понять, что протокол протоколом, никуда от него не денешься, а на самом деле он, Нурсултан Назарбаев, просто чертовски рад видеть Владимира Путина!

А что же получилось? Уже через несколько мгновений Нурсултан Назарбаев убедился, что он наделал кучу лишних движений, которые в лучшем случае являются нарушением протокола, высушившего нежную президентскую душу, а в худшем будут неправильно поняты. Ведь внимательные журналисты (а других в Представительский кабинет просто не пускают) с большой долей вероятности могут предположить, что Нурсултан Назарбаев уже издали заискивает перед Владимиром Путиным и заранее демонстрирует готовность идти на компромиссы в щекотливом вопросе том, кто, Россия или Запад, будет модернизировать могучую казахскую противовоздушную оборону.

Таким образом, и Нурсултан Назарбаев, с еще большей долей вероятности можно предположить, был уже деморализован, еще только переступив порог Представительского кабинета.

Возможно, именно поэтому он через несколько минут сказал российскому президенту то, что через час услышали все по обе, так сказать, стороны океана.

Владимир Путин говорил о темпах роста товарооборота между нашими странами и о борьбе с международным терроризмом. Было бы, признаться, странно, если бы он говорил что-нибудь другое. Президент России буквально слово в слово повторил все, что неделю назад сказал президенту Узбекистана Исламу Каримову (см. Ъ от 16 апреля), с которым у Нурсултана Назарбаева сейчас, как известно, не очень ровные отношения (господин Каримов предполагает, что коллега Назарбаев укрывает у себя тех самых международных террористов, которые устроили недавно теракты на территории Узбекистана). Господину Путину не за что упрекнуть себя в этом отношении.

Тут-то в ответ Нурсултан Назарбаев и рассказал коллеге интереснейшую новость. Он, оказывается, только что из Германии. Там он встречался с немецким канцлером Герхардом Шредером. И вот, вернувшись из Германии, Нурсултан Назарбаев передает Владимиру Путину привет горячий от Герхарда Шредера.

Разве Нурсултану Назарбаеву невдомек, что Владимир Путин не только и сам только что вернулся от канцлера, но и был не где-нибудь, а прямо на дне рождения лидера немецкой нации (см. Ъ от 19 апреля)? Или казахский президент нарочно хотел подчеркнуть, что Герхард Шредер за одни сутки, прошедшие со дня рождения, так страшно соскучился, что не в силах скрывать, как уже ни дня не может прожить без Владимира Путина, и готов передавать ему приветы хоть каждый день с любой оказией?

И в этом случае происшедшее можно квалифицировать уже как беспрецедентный случай в мировой политике. И тогда другим лидерам придется повнимательнее присмотреться к этим отношениям и сделать свои выводы, которые могут идти достаточно далеко.

И тогда получается, что Нурсултан Назарбаев, грубо говоря, просто подставил Владимира Путина, походя смазав к тому же более чем положительное впечатление мировой общественности от веселого дня рождения в Ганновере.

Президент Назарбаев пытается сидеть на двух стульях

Встреча президентов России и Казахстана прошла в закрытом режиме. По информации Ъ из околокремлевских источников, Москва настояла на сугубо рабочем характере встречи прежде всего потому, что, несмотря на внешнее благополучие в отношениях с Астаной, Россию устраивает далеко не все. Об этом Владимир Путин уже говорил Нурсултану Назарбаеву во время своего январского визита в Астану. Тогда выяснилось, что у Москвы немало претензий к казахскому руководству. Главные из них – усиливающаяся прозападная ориентация Казахстана, особенно в военной и топливно-энергетической сферах, фактическое вытеснение русского языка и русскоязычного населения из государственной и общественной жизни страны. Особое беспокойство Москвы вызывают планы Казахстана модернизировать свою систему ПВО с помощью Запада, что не только нарушает обязательства Астаны по созданию объединенной системы ПВО стран СНГ, но и обеспечивает НАТО доступ к отдельным элементам этой системы.

По прошествии трех месяцев озабоченность Москвы не стала меньше. Более того, как сообщали СМИ, в ходе своего визита в Германию господин Назарбаев встретился с одним из руководителей крупнейшей аэрокосмической компании Европы EADS Томасом Эндерсом и обсудил с ним возможность поставок в Казахстан РЛС нового типа для модернизации системы ПВО. В Москве вполне могли расценить это как демонстративное игнорирование казахским президентом российских претензий.

Во всяком случае, вопреки пожеланиям Астаны Кремль сузил формат визита Нурсултана Назарбаева, который, по некоторым данным, был заинтересован в трехсторонних переговорах в Москве с участием президентов России и Узбекистана (Владимир Путин и Ислам Каримов встречались на прошлой неделе.–Ъ). Вместо этого пребывание господина Назарбаева в России свелось всего к нескольким часам.

Красноречивые жесты президента Назарбаева в сторону Запада вызваны опасениями Астаны, что США попытаются повторить в Казахстане "грузинский вариант" смены власти, успешно опробованный в ноябре прошлого года в Тбилиси. И опасения эти, похоже, небеспочвенны. В середине мая в Нью-Йорке стартует "Казахгейт" – громкий коррупционный процесс над бывшим советником президента Назарбаева Джеймсом Гиффеном, которого обвиняют в передаче руководству Казахстана взяток от американских нефтяных компаний в размере $78 млн. А в конце прошлой недели, как стало известно американским СМИ, прокуратура впервые назвала президента Казахстана одним из тех, кто получал взятки. Главные требования американцев к казахскому президенту – реальная демократизация страны и освобождение из тюрьмы лидера оппозиции Галымжана Жакиянова, которого в США считают политзаключенным.

Таким образом, накануне приезда в Москву господин Назарбаев оказался в очень непростой ситуации. Крен в сторону США не обеспечил ему желаемого эффекта. Зато у России возникли сомнения в искренности заверений казахских руководителей в желании строить с Москвой отношения стратегического партнерства. Что и подтвердил вчерашний визит Нурсултана Назарбаева.




RBC daily,
21 апреля 2004

Казахстан тянется к России

Михаил Чернов

Астана вынуждена пойти на сближение с Москвой перед лицом американской экспансии в Средней Азии

Вчера в Москву с кратким рабочим визитом прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В российской столице казахстанский лидер провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Фрадковым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Визит президента Назарбаева практически не освещался в средствах массовой информации. Лидеры двух стран обменялись в присутствии телекамер лишь несколькими общими фразами. Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, на повестке двусторонних отношений стоит вопрос стратегического сближения между двумя странами. А именно: речь идет о расширении военного сотрудничества в военной, космической и атомной отраслях. Обоюдная заинтересованность в более тесной интеграции связана с ускорением экспансии США в Средней Азии. В Астане прекрасно понимают, что резкое укрепление позиций Вашингтона заставит Казахстан расстаться с амбициями превратиться в одно из ведущих государств на евразийском пространстве. Сближение с Россией позволит Астане в короткие сроки восстановить в полном объеме свою атомную промышленность. Москва в свою очередь заинтересована в ускорении процессов военной и политической интеграции с Казахстаном, которые позволят остановить "победное шествие" американцев по Средней Азии.

Во время российско-казахстанской встречи в верхах в Кремле обсуждались вопросы двусторонних отношений, развитие ситуации в Средней Азии и проблема борьбы с терроризмом. Об этих темах еще перед началом переговоров с президентом Назарбаевым сообщил журналистам Владимир Путин. "Нас, конечно, беспокоит развитие ситуации в Средней Азии с точки зрения борьбы с терроризмом. Недавно я обсуждал это с президентом Узбекистана. Мы подробно с ним говорили, и мне было бы интересно знать и вашу точку зрения", – отметил президент России. Кроме того, президент Путин заявил, что ему было бы интересно обсудить со своим казахстанским коллегой проблему двусторонних отношений. Почти с такими же "общими" комментариями выступил перед встречей и казахстанский руководитель. Нурсултан Назарбаев отметил "хорошую динамику экономических отношений". "В этом году исполняется десять лет, как я высказал идею о Евразийском союзе. От того, как будет продвигаться решение вопросов о едином экономическом пространстве, будет зависеть и укрепление Евразийского союза", – заявил президент Казахстана. По его словам, он хотел бы обсудить с президентом Путиным также вопросы "региональной безопасности, экономического и военного сотрудничества". Этой предшествовавшей переговорам пресс-конференцией фактически исчерпывается информация о ходе двусторонней встречи. "Зачастую декларации для официальных пресс-релизов – это способ отвести внимание от реальных вопросов и проблем, обсуждаемых в режиме закрытых переговоров", – сказал RBC daily казахстанский политолог Рустем Лебеков.

По мнению опрошенных RBC daily экспертов, визит в Россию президента Казахстана Назарбаева не является исключительно "формальным", как это кажется на первый взгляд. Во многом это связано с резко изменяющейся ситуацией в Средней Азии. Перспектива дестабилизации ситуации в Узбекистане и введения в Ферганскую долину международных (читай – американских) военных сил представляет угрозу как для Москвы (речь идет о фактическом отсечении российского воинского контингента в Таджикистане от снабжения с "большой земли"), так и для Астаны. Раздающиеся все громче в Казахстане обвинения в коррупции против президента Назарбаева и его семьи, подкрепленные усилением военного присутствия США в Средней Азии, в непосредственной близости от казахстанских границ, могут привести к реализации в республике вариации "грузинского сценария" по отстранению главы государства от власти. "В контексте узбекских событий и России, а еще в большей степени Казахстану стоит серьезно задуматься над тем, что предпринять в качестве превентивных мер по стабилизации ситуации в Узбекистане, которая все больше подходит к точке взрыва, и как минимизировать деструктивные последствия, если этот "взрыв" все-таки произойдет. Москву и Астану сейчас волнует вопрос, поставленный перед Россией и большинством постсоветских государств после реализации США "грузинского" сценария смены власти. И руководство России, и руководство Казахстана, каждое по своим причинам, но в конечном итоге одинаково не заинтересованы в реализации такого варианта в республике", – рассказывает Рустем Лебеков. По его словам, "взаимно подстраховаться на этот случай не помешает каждой из сторон", а одна из форм такой страховки – "укрепление оборонного сотрудничества вплоть до подписания открытого союзнического пакта о гарантиях по отношению к республике, который бы, по сути, подразумевал гарантии действующей казахстанской власти и был бы призван продемонстрировать кому надо однозначную позицию и намерения России". Как сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, "Казахстан – единственная, помимо "недружественного" Узбекистана, страна в Средней Азии, которая располагает боеспособной армией и может обеспечить России военную поддержку".

Понятно, что перспективы двустороннего сотрудничества не сводятся исключительно к вопросам безопасности. Казахстан заинтересован в первую очередь в сотрудничестве в атомной и космической сферах, для того чтобы утвердиться в качестве одного из лидеров Евразии. "На территории Казахстана расположены предприятия, которые позволяют осуществлять полный ядерный цикл от добычи сырья на урановых месторождениях до переработки на горно-металлургических комбинатах и обогатительных фабрик", – говорит г-н Собянин. Однако, по словам Рустема Лебекова, "многое предстоит восстанавливать, а кое-что – создавать практически с нуля". "У нас есть научно-техническая и кадровая база, оставшаяся с советских времен, однако основательно потрепанная, особенно в первые годы независимости. Для восстановления атомной отрасли Казахстану крайне необходимы российские научные разработки и технологии, российские ресурсы и опыт. Фактически для республики это единственная возможность не отстать в своем научном развитии, войти в число технологически если не развитых, то, по крайней мере, не деградирующих стран", – говорит г-н Лебеков. То же самое касается и запуска самостоятельного казахстанского космического проекта, который, по словам г-на Собянина, "Казахстан не в состоянии запустить своими силами".

Москва с пониманием относится к проблемам Астаны. В январе 2004 года президентами России и Казахстана был подписан большой пакет двусторонних соглашений, в том числе по эксплуатации космодрома Байконур. В соответствии с этими документами срок аренды космодрома Байконур был продлен для России до 2050 года без изменения размеров арендной платы. Кроме того, Москва и Астана договорились разработать и создать на Байконуре ракетно-космический комплекс "Байтерек", который будет разработан на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара". "Сотрудничество в атомной, космической и прочих высокотехнологичных прикладных отраслях – основные стратегические направления, которые, как локомотивы, должны будут потянуть за собой остальные отрасли. Важно отметить, что эти казахстанские намерения находят понимание и содействие со стороны России. Разумеется, что все это делается отнюдь не из альтруистических побуждений. Если посмотреть с чисто финансовой стороны, то Россия не получает соответствующей материальной отдачи. Фактически это часть платы за российские геополитические интересы. Но это еще и очень тонкий ход на перспективу. Завязать на себе большую часть хотя бы научно-технического потенциала соседнего государства, играющего ключевую роль в таком геополитически важном регионе, как Центральная Азия. Это примерно так же, как в сфере ВТС. Там Россия тоже предоставляет Казахстану свои ресурсы по сниженным "союзническим" ценам, не только укрепляя военные и внешнеполитические связи, но и на десятки лет вперед привязывая республику к своему военно-промышленному комплексу и стандартам", – говорит г-н Лебеков.

Очевидно, что в случае дестабилизации ситуации в Казахстане и вхождения республики в зону прямого американского влияния большинство российско-казахстанских проектов потеряют всякий смысл и будут сорваны. В Казахстане это, по всей видимости, понимают, и традиционно именно Астана выходит с интеграционными инициативами. "Видимо, мы идем к тому, с чего начинала когда-то Западная Европа – к какому-то двустороннему межгосударственному образованию, которое станет реальным ядром (локомотивом) интеграции", – говорит Рустем Лебеков. Однако пока речь идет в основном лишь об экономической интеграции. "В период относительной стабильности и спокойствия президент Назарбаев в ней не заинтересован. Он пойдет на политическую интеграцию только в исключительном случае, например, когда давление со стороны Запада дойдет до такой степени, что единственным выходом будет уйти под российский "щит"", – считает г-н Лебеков.




Красная звезда,
21 апреля 2004

На новый уровень интеграции

Роман Стрешнев

Россия и Казахстан - давние и надежные стратегические союзники, а их сотрудничество неуклонно развивается на благо двух братских народов. Свидетельством тому стал и нынешний визит в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В ходе встречи на высшем уровне были обсуждены актуальные международные вопросы, перспективы торгово-экономического и топливно-энергетического сотрудничества, а также проблемы безопасности.

В центре внимания Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева оказались вопросы, касающиеся реализации договоренностей, достигнутых на январской российско-казахстанской встрече на высшем уровне в Астане. Напомним, что тогда президентами и главами правительств России и Казахстана было подписано около десяти документов, важнейшими из которых стали соглашения по Байконуру, нефтяному сотрудничеству и пограничным вопросам. Тогда же президенты торжественно открыли Год России в Казахстане.

На нынешней встрече речь шла о перспективах взаимодействия в торгово-экономической области, в сфере топливно-энергетического комплекса, транспорта, инвестиций, а также в деле обеспечения эффективного использования комплекса "Байконур". Что касается последнего, то в соответствии с достигнутыми в январе договоренностями срок аренды Россией космодрома у Казахстана продлевается до 2050 года без изменения арендной платы (115 млн. долларов в год). Кроме того, Москва и Астана договорились разработать и создать на Байконуре ракетно-космический комплекс "Байтерек" с высоким уровнем экологической безопасности. Он будет разработан на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара".

Президентами двух стран рассматривалась и тематика совместного освоения ресурсов Северного Каспия. Прежде всего это связано с тем, что у России и Казахстана единый подход к вопросу определения правового статуса данного водоема. Еще в 1998 году две страны подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспия в целях осуществления суверенных прав на недропользование. А впоследствии в мае 2002 года был подписан и протокол к соглашению с конкретным определением географических координат прохождения разграничительной линии. Достигнута также договоренность, что месторождения, находящиеся на ранее спорных участках каспийского шельфа, будут разрабатываться совместно. Схожие подходы у Москвы и Астаны к обеспечению экологической безопасности и сохранению биоресурсов Каспия. Следует также отметить, что между Россией и Казахстаном действуют долгосрочные соглашения о транзите нефти. Республика экспортирует практически всю свою нефть через российскую территорию. В 2003 году объемы транзита достигли рекордной цифры и составили 32 млн. тонн. Только по нефтепроводу "Каспийский трубопроводный консорциум" казахстанской нефти прокачивается свыше 19 млн. тонн в год.

В ходе переговоров лидеров двух стран обсуждались перспективы и проблематика развития интеграционных процессов в рамках единого экономического пространства, а также Евразийского экономического сообщества. При этом главы России и Казахстана отметили все возрастающую роль приграничного и межрегионального взаимодействия. Следует отметить, что Казахстан является одним из основных торговых партнеров России со странами СНГ, занимая третье место по объему взаимной торговли после Белоруссии и Украины. Казахстанско-российский товарооборот в январе-феврале текущего года вырос до 900,5 млн. долл. В целом же в 2003 году он достиг 5,5 млрд. долл. По мнению российского президента, "темп, набранный нами в этой сфере, выдерживается - почти на 50 процентов увеличился товарооборот в этом году". Казахстанский лидер отметил, что экономическое сотрудничество Астаны и Москвы "имеет хорошую динамику".

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили также вопросы противодействия международному терроризму, религиозному экстремизму и наркобизнесу. При этом они отметили важность взаимодействия в борьбе с этими угрозами как на двусторонней, так и многосторонней основе. В этой связи Президент РФ также заявил, что "нас беспокоит развитие ситуации в Средней Азии с точки зрения борьбы с терроризмом".

Серьезные наработки есть у России и Казахстана в области военного и военно-технического сотрудничества. Так, 16 января главы министерств обороны России и Казахстана подписали Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности двух стран. Название этого документа говорит само за себя. А в начале апреля президент Казахстана подписал закон о ратификации межправительственного соглашения с РФ о порядке взаимного предоставления военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и воинскими частями сил воздушной обороны вооруженных сил двух стран. Соглашение закрепляет права и обязанности сторон при организации и проведении боевых стрельб. В частности, Казахстан предоставит РФ учебный центр боевых применений Сарышаган, а Россия в свою очередь - полигон Ашулук (в Астраханской области). Документ предусматривает условия доставки, предоставления и вывоза вооружений, военной техники и мишеней при организации боевых стрельб, механизм возмещения расходов, связанных с обеспечением боевых стрельб, медобеспечение, а также соблюдение мер безопасности. Существующие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности договоренности позволяют осуществлять поставки вооружения и военной техники в Казахстан по внутрироссийским ценам. В области обучения военных кадров также предусмотрены льготные условия.

Президенты также обсудили проблематику делимитации российско-казахстанской границы, являющейся самым длинным в мире сухопутным рубежом, - около 7 тысяч километров. Важной задачей является и ее совместная охрана. В январе были подписаны два соглашения по границе: о сотрудничестве и взаимодействии в охране двусторонней границы и о деятельности приграничных представителей. Кстати, в середине мая в Прикаспийском регионе пройдет командно-штабное учение погранведомств России и Казахстана, в ходе которого запланировано провести совместную пограничную операцию по выявлению и пресечению каналов переброски через Госграницу террористов, оружия, взрывчатых веществ и наркотиков.

Помимо прочего, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев затронули ход подготовки к предстоящим в начале лета встречам на высшем уровне государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, а также Шанхайской организации сотрудничества. Внимание уделялось и гуманитарному блоку российско-казахстанских отношений, что особенно важно в свете проводимого Года России в Казахстане, который призван способствовать укреплению дружбы между народами и дальнейшему сближению двух стран.




Республика (Казахстан),
23 апреля 2004

Нуркадилов против Назарбаева

Денис Дашков, Марат Альжанов

 

Медеуский райсуд Алматы принял к рассмотрению исковое заявление экс-министра против президента Казахстана

Своеобразный политический турнир Заманбека НУРКАДИЛОВА и Нурсултана НАЗАРБАЕВА продолжается. Начался он, как читатели наверняка помнят, с заявления на пресс-конференции с очень интересными вопросами главе государства. Нурсултан Абишевич тогда промолчал, но ответный ход был сделан: Заманбека Нуркадилова сняли с должности руководителя Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Однако бывший министр не угомонился и выступил на митинге в поддержку ЖАКИЯНОВА, предложив парламентариям начать процедуру импичмента в отношении главы государства. Буквально сразу после этого в его адрес поступил иск от небезызвестного г-на Годунова, и затем его пригласили для беседы в городскую прокуратуру. А спустя еще два дня он сам отправился в суд с иском к Нурсултану Назарбаеву в защиту чести и достоинства казахского народа.

Вот что рассказал нам обо всем этом сам Заманбек НУРКАДИЛОВ.

Вас вызывали в прокуратуру. Скажите, а кто именно с Вами беседовал?

- Городской прокурор - некто С. Онгарбаев.

А о чем, если в двух словах, была беседа?

- Меня предупредили, что я оскорбил честь и достоинство президента Республики Казахстан.

Каким образом?

- Они считают, что я его назвал изменником, поскольку он замешан в деле Гиффена. А я считаю, что раз президент не ответил на мои вопросы, то, значит, он полностью подтверждает мои догадки. Поэтому я не согласился с предупреждением прокуратуры в защиту чести и достоинства президента и заявил, что если бы было что защищать, то это было бы защищено. Наоборот, Назарбаев оскорбляет и унижает честь и достоинство казахского народа одним тем, что будет стоять перед американским судом как президент Казахстана. Это будет означать, что американцы будут судить народ Казахстана.

То есть Вы считаете, что подобная ситуация, в которой может оказаться президент, является оскорбительной для всей страны?

- Оскорбительной для народа и оскорбительной для государства Казахстан.

...Иск против президента Казахстана - такого прецедента за всю историю казахстанской юриспруденции не было, неудивительно, что судьи Медеуского райсуда вначале отказались принимать в производство столь необычное исковое заявление. Мотивировкой отказа, по словам адвоката истца Серика САРСЕНОВА, послужило то, что президент Казахстана - лицо неприкосновенное и, следовательно, неподсудное.

Здесь налицо, как выяснилось, юридический казус. Дело в том, что Основной закон однозначно трактует, что честь и достоинство высшего должностного лица Казахстана неприкосновенно, в то же время в нем говорится и о том, что перед Конституцией все граждане равны, следовательно, имеют равные права. Никаких разъяснений Верховного суда или Конституционного совета по этому поводу нет. Таким образом, оказалось, что равны-то равны, но некоторые равнее, как в том анекдоте: “Вождь всегда прав. Если вождь не прав, смотри пункт №1...”.

Лишь после того, как Заманбек Калабаевич лично явился в суд в сопровождении журналистов, в том числе и нашей газеты, и лично в руки вручил заявление председателю Медеуского райсуда Ерхану ТОТЫБАЙ-ТЕГИ, иск был принят в производство...

Заманбек Калабаевич, почему Ваш иск отказывались принимать?

- Ответ на вопрос, почему, вы, наверное, и сами знаете. А суть дела состоит в том, что скоро в Нью-Йорке должен начаться суд над советником президента РК Джеймсом ГИФФЕНОМ, где фигурирует и президент Назарбаев. Получается, что в нем будут затронуты честь и достоинство народа Казахстана, а по Конституции РК народ является единственным источником государственной власти. По этой причине Назарбаева, если и будут там судить, то пусть судят как рядового гражданина, а не президента страны. Поэтому я, как представитель народа, требую, чтобы Назарбаев сложил с себя полномочия. Он ведь не Бог, а такой же гражданин республики, и я имею полное право подать на него в суд.

А Вы уверены в том, что этот судебный процесс состоится?

- Мой иск - это своего рода лакмусовая бумага для всей судебной системы Казахстана. Председатель суда, по всей видимости, понял, что не принять его он не имеет права. Скорее всего, рассматривать иск будет не эта инстанция. Пусть официальная Астана сейчас ломает голову, что делать с заявлением Нуркадилова. В любом случае их позиция шаткая. Не принять иск к производству - значит, наша судебная система никуда не годная, и оппозиционеры Жакиянов и КАЖЕГЕЛЬДИН осуждены несправедливо, по указке властей... Если же он будет рассмотрен объективно, тогда надо понимать, что система действительно независима, как и положено в цивилизованном обществе, и названные лица осуждены в рамках закона.

Меня удивляет другое. Как вы знаете, я обратился к депутатам Мажилиса с призывом начать процедуру отрешения от власти президента. Так вот, есть информация, что спикер нижней палаты Жармахан ТУЯКБАЙ, якобы уже заявил о том, что Мажилис к импичменту не приступит до тех пор, пока президент не совершит акт государственной измены. Это было бы смешно, если бы не было так печально! То есть получается, что законодательная власть заранее подготавливает почву...

И потом, что значит “пока”? Пока петух не клюнет? Надо раз и навсегда всем запомнить, что перед законом все равны, и никто из граждан Казахстана не имеет права нарушать законы, иначе его ждет суд и расплата. Пока мы это не затвердим, мы никогда не войдем в мировое сообщество равноправным партнером.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ