Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Независимая газета,
18 июня 2004

Узбекские самолеты станут российскими

Владимир Мухин

Подписанный президентами Исламом Каримовым и Владимиром Путиным в минувшую среду в Ташкенте Договор о стратегическом партнерстве означает начало системных отношений между Россией и Узбекистаном. «Отношения будут развиваться не только в экономической области, но и в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Хотя это не означает заключения сиюминутных оружейных контрактов», – сказал источник «НГ» в российском военном ведомстве. По его мнению, договор определил лишь базовые принципы, на которых будут строиться отношения двух стран в военной сфере.

Это означает, что следует ожидать подвижек буквально во всех областях экономического и военного сотрудничества. Таких, например, как создание совместных оборонно-промышленных предприятий, в том числе на основе передачи части акций узбекских предприятий в счет оплаты поставляемых из России вооружений и комплектующих военной техники. В договоре, в частности, говорится, что «стороны на основе взаимности предоставляют друг другу максимально благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах». В первую очередь они коснутся авиационной сферы.

Россия так и не приняла окончательного решения о переносе производства новых военно-транспортных самолетов из Ташкента в Воронеж. Не исключено, что после подписания договора Москва на льготных условиях приватизирует часть акций Ташкентского авиационно-промышленного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ), которое станет частью создаваемого совместно с ОКБ «Ильюшин» российско-узбекского авиационного холдинга. В настоящий момент, как сообщали ранее руководители российских ВВС, на ТАПОиЧ для ВС РФ строится 2 самолета Ил-76МФ. Кроме этого, на авиационном заводе в Фергане (дочернее предприятие ТАПОиЧ) будут продолжены ремонт и модернизация самолетов Ан-12 и Ил-76, в том числе в интересах третьих стран. Не исключено, что именно в Фергане будет создано совместное предприятие по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Совместный проект о создании такого предприятия уже имеется.

Кроме авиационной возможны контакты в ядерно-технической сфере. До распада СССР на территории Узбекистана – в Ташкентской и Бухарской областях – существовали крупные производства по добыче и обогащению урана. Не исключено, что Москва будет допущена к приватизации Навоийского горно-металлургического комбината, а также его дочерних предприятий в Учкудуке, Заравшане и Красногорске.

Еще одно планировавшееся направление совместной деятельности – производство сложных пироксилиновых порохов. Россия уже приобрела за 1 млн. долл. 25% акций целлюлозно-бумажного комбината «Узбек Когози», где на основе хлопка и хлопковых отходов производится первичное сырье для производства порохов, которые используются в капсюлях и детонаторах. Как сообщает Госкомимущество Узбекистана, кроме покупки акций российская оборонка обязуется инвестировать в «Узбек Когози» 5 млн. долл. для закупки технологического оборудования.

Россия расширит и помощь в подготовке военных кадров. В настоящий момент в российских вузах (в основном военно-технических – ПВО, радиоэлектроники, ВВС, связи) учатся 125 узбекских военнослужащих. Предполагается увеличить это количество до 500–700 человек.

Как известно, накануне своего визита в Ташкент президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан». Оно устанавливает порядок совместного применения сил и средств противовоздушной обороны и военно-воздушных сил сторон. Речь идет о том, что самолеты ВВС РФ при необходимости могут участвовать в совместной воздушной обороне Узбекистана. Скорее всего российские самолеты будут подниматься с расположенной в Киргизии российской базы в Канте.

Подписание данного Соглашения имеет длинную историю. Хотя Узбекистан и является участником Объединенной системы ПВО СНГ (образована в 1995 году) он не участвовал до 2000 года в мероприятиях, проводимых в рамках этой системы. Как известно, в феврале 2000 года в аэропорту Ташкента несанкционарованно совершил посадку самолет из Афганистана с талибами на борту. После этого в марте того же года в Ташкент срочно прибыл Главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Анатолий Корнуков и согласовал действия двух государств по совместному несению боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО стран СНГ. Ратифицированное на днях Соглашение является прямым продолжением начатой тогда деятельности.

Еще одним приоритетным направлением в договоре названо сотрудничество в осуществлении межгосударственных космических программ исследования Земли и космического пространства с использованием имеющейся на территории Узбекистана инфраструктуры. При этом остается открытым вопрос, как страны станут делить результаты своих исследований. Это стороны должны решить с помощью межправительственных соглашений, говорится в тексте договора




Ведомости,
17 июня 2004

НК "ЛУКОЙЛ" и Узбекистан подписали СРП по разработке Кандымских газовых месторождений стоимостью $1 млрд

Российская НК "ЛУКОЙЛ" (LKOH), правительство Узбекистана и национальная холдинговая компания (НХК) "Узбекнефтегаз" подписали СРП по разработке Кандымских газовых месторождений на юго-западе республики стоимостью около 1 млрд долл. Об этом сообщил журналистам в среду главный менеджер "Узбекнефтегаза" Шавкат Маджитов. Документ был подписан в рамках официального визита президента России Владимира Путина в Узбекистан на саммит Шанхайской организации сотрудничества 16-17 июня.

Для реализации проекта "Кандым-Хаузак-Шады" на условиях СРП сроком на 35 лет будет создана операционная компания с долей НК "ЛУКОЙЛ" в 90 проц, "Узбекнефтегаза" - 10 проц. В руководстве НХК "Узбекнефтегаз" уточнили, что по условиям соглашения российской компании на первоначальном этапе будет принадлежать 49,8 проц добываемой продукции, доля Узбекистана - 50,2 проц. "Доля узбекской стороны при разделе продукции будет варьироваться от 50 до 80 проц в зависимости от рентабельности проекта", - уточнил представитель холдинга.

В соответствии с ТЭО проекта, промышленную добычу природного газа на разрабатываемых месторождениях планируется начать в 2007 г. Объем утвержденных запасов природного газа на контрактной территории составляет 283 млрд куб м. Самым крупным является месторождение "Кандым", открытое в 1966 г, с промышленными запасами газа в объеме 150 млрд куб м.

С выходом месторождений на проектную мощность максимальный объем добычи газа составит 8 млрд куб м ежегодно, общий накопленный объем добычи природного газа в рамках проекта может достигнуть 207 млрд куб м. Газ, добываемый на месторождениях Кандымской группы, планируется экспортировать в Россию и далее в Европу через магистральные газотранспортные сети ОАО "Газпром" (GAZP). Проект также предусматривает строительство современного газохимического комплекса мощностью 6 млрд куб м газа в год, первую очередь которого намечено ввести в эксплуатацию в 2010 г. В ходе его реализации предполагается бурение 240 эксплуатационных скважин, возведение более 1,5 тыс км трубопроводов различного диаметра и назначения, двух компрессорных станций, сборных пунктов, вахтовых поселков, высоковольтных линий электропередачи, отдельной железнодорожной ветки длиной около 40 км, автодорог и подъездных путей.

В июле 2001 г НХК "Узбекнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и "Итера" подписали договор об основных принципах разработки месторождений Кандымской группы. В соответствии с подписанным договором, доли участников были распределены следующим образом: "ЛУКОЙЛ" - 45 проц, "Итера" - 45 проц, "Узбекнефтегаз" - 10 проц. В сентябре прошлого года "Итера" вышла из данного проекта, после чего ее доля была перераспределена между "ЛУКОЙЛом" и "Узбекнефтегазом".

Задержка в реализации проекта его участниками объяснялась несовершенством узбекского законодательства в сфере СРП и недропользования. Осенью прошлого года Олий Мажлис (парламент) Узбекистана принял поправки в закон "О соглашениях о разделе продукции", позволяющие активизировать привлечение иностранных инвесторов в разработку месторождений на данных условиях. В апреле текущего года ОАО "Газпром" и НХК "Узбекнефтегаз" подписали СРП по доразработке газового месторождения "Шахпахты" на северо-западе страны стоимостью 15 млн долл.

По условиям СРП, рассчитанным на 13 лет, сторонам будет принадлежать по 50 проц добываемого газа, добыча газа к 2006 г должна выйти на проектный уровень и составить 500 млн куб м ежегодно. "Газпром" и "Узбекнефтегаз" также планируют до конца 2004 г подписать другое СРП на 45 лет по разведке и разработке перспективных месторождений газа на плато Устюрт на северо-западе республики стоимостью несколько сот миллионов долларов.

В Узбекистане открыто 190 нефтегазовых месторождений. В том числе в разработке находятся 88 месторождений, подготовлены к разработке - 58, разведанных - 35, законсервированы - 9 месторождений. Объем разведанных запасов углеводородов на открытых месторождениях составляет более 3,6 млрд тонн условного топлива. При этом 60 проц территории республики считается перспективной на нефть и газ. В 2003 г добыча нефти и газового конденсата в Узбекистане сократилась на 0,9 проц до 7,134 млн тонн, газа - на 0,3 проц до 57,481 млрд куб м.




Соотечественники,
28 июня 2004

Дружба, скрепленная газом

Андрей Смирнов

Россия и Узбекистан договорились о стратегическом партнерстве на ближайшие 35 лет

Прошедшие недавно в Центральной Азии подряд три встречи на высшем уровне глав государств, входящих в ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс, несколько затмили состоявшиеся в их рамках двусторонние встречи, которые порой имели не меньшее (а иногда даже и большее) значение для региона, чем упомянутые саммиты. Одной из таких встреч можно смело назвать прошедшие в Ташкенте переговоры между президентами России и Узбекистана Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.

Заметный поворот к лучшему в довольно прохладных до этого отношениях Москвы и Ташкента наметился еще в ходе апрельского визита Ислама Каримова в Россию. До этого Узбекистан имел стойкую репутацию самого проамериканского режима в Центральной Азии (если не считать, конечно, Афганистана) и всячески избегал расширения своего участия в инициированных Россией интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Но проблемы с Вашингтоном по поводу нарушений прав человека в Узбекистане, разочарование в масштабах ожидавшейся американской помощи и нарастание угрозы терроризма ("СГ" уже писала об этом в одном из предыдущих номеров) подтолкнули узбекское руководство к активизации московского вектора своей внешней политики.

Переговоры российского и узбекского лидеров в Ташкенте значительно развили итоги предыдущей московской встречи и завершились подписанием важных двусторонних документов. Во-первых, президенты Путин и Каримов подписали Договор о стратегическом партнерстве двух стран, направленном на создание в Центральной Азии прочной и эффективной системы региональной безопасности. Как отмечено в тексте договора, "Стратегическое партнерство, нацеленное на обеспечение взаимной безопасности, противодействие глобальным угрозам и вызовам, укрепление региональной стабильности, расширение сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах, формирует прочную основу долгосрочного и всестороннего развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан".

В соответствии с положениями договора, стороны будут координировать "усилия, направленные на создание прочной и эффективной системы региональной безопасности в Центральной Азии". Наблюдатели отметили, что данный договор имеет бессрочный характер и будет оставаться в силе до тех пор, пока одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о намерении прекратить его действие. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении года с даты получения такого уведомления другой стороной.

Вторым документом, привлекшим, пожалуй, гораздо большее внимание международных наблюдателей, стал подписанный в ходе российско-узбекских переговоров беспрецедентный по своим масштабам и срокам контракт о совместной разработке узбекских газовых месторождений. Данный контракт в присутствии Владимира Путина и Ислама Каримова подписали глава российской компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов и вице-премьер Узбекистана Уткир Султанов. Условия контракта между "ЛУКОЙЛом" и национальной холдинговой компании "Узбекнефтегазом" предусматривают в рамках проекта "Кандым-Хаузак-Шады" разведку и добычу углеводородных запасов на юго-западе Узбекистана на основе раздела продукции. Срок контракта – 35 лет. Для его реализации создается консорциум инвесторов (90 процентов – "ЛУКОЙЛ", оставшиеся 10 процентов – "Узбекнефтегаз").

Объем капитальных затрат, которые почти целиком лягут на "ЛУКОЙЛ", – около 1 миллиарда долларов. Начало промышленной добычи газа намечено на 2007 год. Максимальный объем добычи по проекту предусматривается в 8,8 миллиардов кубометров газа в год, а на первом этапе его реализации – 2,8 миллиарда кубометров в год. Вагит Алекперов сообщил журналистам, что большую часть этого объема будут закупать структуры "Газпрома". По мнению руководителя "ЛУКОЙЛа", сейчас Узбекистан является весьма привлекательной страной с точки зрения направления инвестиций в его газовую отрасль. Как отметил Алекперов, "Проект стал возможен потому, что создана вся необходимая законодательная база, и сейчас нормативная база Узбекистана позволяет нам быть уверенными, что в ближайшие 35 лет мы будем получать свою долю рентабельности".

Комментируя подписание контракта, президент Путин отметил, что "это не может не вызывать одобрения". Очевидно, что российский лидер имел в виду взаимную выгодность газового контракта как для России, так и для Узбекистана. Ведь по проекту "Кандым-Хаузак-Шады" Россия получает эксклюзивное право на разработку и импорт узбекского газа, а Узбекистан получает гарантированные российские инвестиции в свою экономику на сумму 1 миллиард долларов. Кроме того, президент Владимир Путин на пресс-конференции в Ташкенте по итогам переговоров с Исламом Каримовым заявил о том, что "Газпром" планирует инвестировать в экономику Узбекистана еще более 1 миллиарда долларов.

По мнению многих экспертов, масштабный газовый проект может создать весьма прочный фундамент для долгосрочных союзнических отношений между Россией и Узбекистаном не только в экономической, но и в политической, военной и других сферах, по крайней мере, на ближайшие 35 лет. Для Узбекистана этот контракт также имеет особое значение, поскольку знаменует собой определенный прорыв. Ведь сам президент Каримов на пресс-конференции признал, что зарубежные инвесторы в Узбекистан не идут, а если и идут, то со вполне определенными целями. Как отметил президент Узбекистана, "мы не видим, что они заинтересованы в развитии тех отраслей, которые обеспечат самодостаточность нашего государства".

Возможно, Каримов таким образом намекнул на не слишком оправдавшиеся надежды узбекской политической элиты, связанные с развитием партнерства с США и другими странами Запада. Претендуя на определяющее влияние в центрально-азиатском регионе, западные партнеры Узбекистана заинтересованы не столько в его экономической самодостаточности, сколько в получении долгосрочных рычагов воздействия на его политику и позицию по ключевым региональным и мировым проблемам. Говоря о сложившейся системе отношений стран Центральной Азии с Западом, узбекский лидер отметил: "Были надежды, что мировой капитал придет в эти страны, и мы быстро войдем в число уже не развивающихся, а, как говорят некоторые из моих соседей, вполне развитых стран". Однако эти надежды явно не оправдались.

В то же время узбекское руководство пришло к осознанию того, что отношения с Россией имеют для республики гораздо большую значимость, чем это считалось ранее, а роль Москвы как объединяющего центра всего постсоветского пространства в решении экономических проблем и противодействии угрозе терроризма трудно оспаривать. Не случайно, Каримов, имеющий репутацию одного из самых проамериканских политиков на постсоветском пространстве, в ходе бесед с В.Путиным и дискуссий на саммите ШОС говорил о том, что центрально-азиатские республики уже устали от парада суверенитетов.

В этом смысле подписание российско-узбекского Договора о стратегическом партнерстве и газового контракта можно считать серьезной победой Москвы. Если все пойдет удачно, то не исключено, что Ташкент в обозримом будущем примет решение о своем вступлении в ОДКБ и, возможно, и ЕврАзЭс. До сих пор Узбекистан соглашался участвовать только в одном интеграционном объединении на территории СНГ – Шанхайской организации сотрудничества. Позитивным можно считать и то, что Россия все активней начинает подкреплять свои внешнеполитические инициативы серьезными экономическими проектами.

В то же время не стоит, видимо, впадать в слишком большую эйфорию по поводу безоблачности российско-узбекского партнерства в ближайшие 35 лет. Это все-таки немалый срок, и никто не может дать гарантий, что за это время ничего не измениться. Тем более, что и в самом Узбекистане и за его пределами есть явные противники более тесного сближения Москвы и Ташкента. Очевидно, что в немалой степени успешность стратегического партнерства между Россией и Узбекистаном будет зависеть и от того, насколько реализация газового контракта отразится на улучшении социально-экономического положения узбекского населения и стабилизации общественно-политической ситуации в республике.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ