Американо-грузинские отношения в сфере безопасности
28.06.2005.
Eurasianet
Тереза Фриз
Держа курс на интеграцию Грузии в западные структуры
безопасности, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили нанес недавно визит в
Вашингтон, где встретился с «друзьями» и «союзниками», в том числе с министром
обороны США Дональдом Рамсфелдом.
В интервью 16 июня Окруашвили заявил, что его поездка
преследовала три цели: «Получить поддержку НАТО; получить поддержку Соединенных
Штатов, чтобы убедить русских сесть за стол [переговоров] и решить проблемы
Абхазии и Южной Осетии; и продолжить военные программы».
США и Грузия поддерживают тесные стратегические
отношения, что лишний раз подчеркнул визит в середине мая в Тбилиси
американского президента Джорджа У. Буша.
В настоящий момент в Ираке находится грузинский военный
контингент в 850 человек, и Грузия – самый крупный, если считать на душу
населения, участник коалиции под командованием Соединенных Штатов. Первая
программа – «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была
подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 гг.
В 2005 г. Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн.
долларов «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской
бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. По
завершении этих программ, сказал Окруашвили, около 2500 грузинских
военнослужащих будут готовы для несения службы в составе международных
миротворческих миссий, например в Косово и Ираке.
Грузинские и американские власти хранят молчание о
содержании переговоров 17 июня между Окруашвили и Рамсфелдом. Министерство
обороны заявило лишь, что стороны обсуждали «военные вопросы, представляющие
взаимный интерес». Между тем, по словам одного западного военного источника,
встреча была «не очень содержательной», а Рамсфелд лишь предложил пересмотреть
сроки вступления Грузии в НАТО.
Грузинское военное руководство считает участие в
миротворческих операциях в Ираке важнейшим элементом своей оборонной политики.
Дислокация войск в Ираке необходима для того, чтобы увеличить шансы Грузии на
вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Это может также
дать стратегический козырь на продолжающихся переговорах с Россией по вопросу о
политическом статусе настроенных на отделение от Грузии регионов – Абхазии и
Южной Осетии.
В своем выступлении 16 июня в Центре стратегических и
международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Окруашвили охарактеризовал Россию
как «страну, принимающую решения» как в Абхазии, так и в Южной Осетии. Он
добавил, что очень хотел бы предотвратить реализацию сценария, согласно которому
неразрешенные конфликты превратили бы Грузию в «заложницу» и помешали интеграции
страны в НАТО.
«Мы хотели бы добиться того, чтобы территориальные
проблемы, с которыми сталкивается Грузия, не стали непреодолимыми препятствиями
на пути нашего вступления в НАТО», – сказал Гига Бокерия, член парламентского
Комитета по обороне и безопасности, сопровождавший Окруашвили во время его
визита в Вашингтон. «В противном случае враги Грузии будут иметь... поводы для
того, чтобы не допустить какого-либо прогресса в этой области».
В настоящее время Грузия стремится выполнить
обязательства перед НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства (IPAP).
После этого можно будет рассчитывать и на включение страны в Программу по
вступлению в НАТО (MAP). Как Окруашвили, так и Бокерия заявляют, что все
требования программы IPAP будут выполнены в срок – к 2006 г. После обзора в мае
хода выполнения Грузией требований IPAP в штаб-квартире НАТО в Брюсселе
генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что Грузия достигла
«значительного прогресса», однако добавил, что «еще много необходимо сделать»,
прежде чем страна будет готова стать членом НАТО.
В своем выступлении в CSIS Окруашвили сказал, что первой
задачей военных реформ в Грузии является «профессиональная подготовка, повышение
боеспособности войск и... возможность взаимодействия со структурами НАТО». На
его взгляд, обзор хода выполнения IPAP показал, что все элементы «реального
прогресса» в процессе сближения с НАТО «налицо». Окруашвили добавил, что
грузинские военные приняли во внимание несколько замечаний, сделанных в обзоре.
Например, по его заверениям, «в ближайшее время» в Министерстве обороны «не
планируются радикальные [кадровые] изменения».
Окруашвили добавил, что вызвавший нарекания Фонд
развития армии, через который анонимные бизнесмены субсидировали грузинский
военный бюджет, будет закрыт «[к тому времени], когда в конце сентября или
начале октября прибудет следующая команда контролеров». Главной целью фонда
является мобилизация ресурсов для «создания или совершенствования инфраструктуры
министерства обороны», сказал он. В интервью, которое Окруашвили затем дал
EurasiaNet, он заявил, что из этого фонда после его создания примерно год назад
было взято «не больше» 11 миллионов лари (около 6 млн. долларов). На счетах
фонда остается примерно 2,5 млн лари (около 1,4 млн долларов), сказал он.
Окруашвили заявил, что не намерен проводить никаких
«крупных структурных изменений» или «масштабных закупок», пока в конце года не
будет завершен долгожданный Обзор стратегической обороны (SDR), целью которого
является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники. План дальнейших
шагов, сказал он, должен быть подготовлен к сентябрю 2005 г. Между тем парламент
рассматривает в настоящий момент «Концепцию национальной безопасности».
Голосование по этому документу, который должен лечь в основу решений в сфере
военной политики и обеспечения безопасности, может состояться, по словам
Бокерия, уже 24 июня.
Один военный источник не согласен с заявлением
Окруашвили, касающимся закупок. По словам источника, Грузия продолжает закупать
у Украины вооружения, в том числе систему противовоздушной обороны.
По завершении SDR американские советники, как ожидается,
окажут помощь грузинским военным в разработке оборонительной стратегии, что
позволит Тбилиси согласовать задачи в сфере безопасности с возможностями
бюджета. На июль намечен двухнедельный визит миссии, которая должна будет дать
оценку ситуацию. Отсутствие SDR и стратегического плана обороны называется в
числе главных препятствий на пути своевременного выполнения к 2006 г. требований
IPAP.
Продолжаются споры и об оптимальной численности
грузинских вооруженных сил. Грузия, как сообщается, хотела бы иметь четыре
армейских бригады и планирует сформировать пятую. По оценкам самого Окруашвили,
сегодня в Грузии более 12 000 военнослужащих – по 3000 человек на одну бригаду.
Некоторые эксперты сомневаются в способности Грузии
финансировать такие вооруженные силы. Бюджет военного ведомства в настоящий
момент, по словам Окруашвили, составляет 180 млн долларов (или 320 млн лари).
Это несколько превышает стандарты НАТО. Расходы на оборону стран-членов Альянса
обычно составляют примерно 2% внутреннего валового продукта (ВВП). Военные
расходы Грузии составляют примерно 11,5% госбюджета (около 2 млрд. лари, или 1,1
млрд долларов), поглощая около 2,93% ВВП, заявил заместитель министра обороны
Давид Сихарулидзе.
Бокерия убежден, что Грузия способна содержать четыре
бригады. «Грузия уже продемонстрировала, что может самостоятельно финансировать
собственную бюрократию и вооруженные силы», – сказал он. «Доходы бюджета растут
и будут расти в дальнейшем». Однако один западный военный советник настроен
более скептически: «Им не удастся содержать четыре бригады, плюс бригаду сил
специального назначения, плюс военно-морские и военно-воздушные силы, плюс
резерв и национальную гвардию, плюс структуры образования и подготовки. Это
невозможно по всем западным стандартам», – сказал советник.
|