Замалчиваемая дата - десятилетие Харьковского Собора Украинской Православной Церкви Московского ПатриархатаКирилл Фролов
10 лет назад, 27 мая 1992 года,
произошло событие, которое определили ход события православного мира и его
сердцевины-России, Украины и Белоруссии, и которое не было должным образом
оценено политиками и экспертами. В Харькове состоялся Архиерейский Собор
Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, на котором был избран
новый митрополит Киевский и всей Украины -блаженнейший Владимир (Сабодан),
и низложен, лишен всех степеней священства его предшественник Филарет
(Денисенко), который был предан затем анафеме - церковному отлучению, всей
полнотой Русской Православной Церкви.
В чем же историческая значимость этого
события?
Филарет, в союзе с тогдашним
президентом-националистом Леонидом Кравчуком, пошел на страшный грех раскола,
который по учению Церкви, не смывается даже мученической кровью - он
провозгласил отделение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата
и создал в итоге новую, никем в православном мире не признанную структуру
«Киевский Патриархат». Цель раскола ясна: оторвать православную Украину от
Русской Православной Церкви и сделать процесс ее размежевания с Россией
необратимым. Однако епископат, духовенство и миряне Украины не пошли за
раскольником Филаретом, они сохраняют церковное единство с Россией как великую
святыню. В канонической Украинской Православной Церкви более 9 с половиной тысяч
приходов - это больше, чем у раскольников и униатов вместе взятых. За эту
верность Русской Православной Церкви раскольническая группировка «Киевский
патриархат» при поддержке государства устроила против канонического Православия
настоящий террор. Захвачены сотни православных храмов, эти захваты
сопровождались массовыми избиениями священников и мирян с применением
слезоточивого газа, холодного оружия. По этим фактам не заведены уголовные дела,
никто не наказан. Напомним только о показательных событиях в Луцке и Ровно,
которые являются типичным примером излюбленной методики действий «киевского
патриархата». В Луцке захват Свято -Троицкого кафедрального собора Украинской
Православной Церкви сопровождался жестоким избиением священнослужителей и
верующих. Зверски были избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому
филаретовские боевики разбили голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр.
Одна из прихожанок собора, которой были нанесены тяжкие телесные повреждения,
через некоторое время скончалась от полученных травм.
Практически одновременно со штурмом собора
был захвачен Свято-Феодосиевский храм Луцка. При этом были зверски избиты
священники и присожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики
пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы.
Попытавшийся поднять вопрос о возвращении
храмов Украинской Православной Церкви, митрополит Луцкий и Волынский Нифонт
также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему перерезали вены на правой
руке и попытались убить. Покровительство экстремистам со стороны высшей власти в
Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела по вопиющим фактам
покушения на убийство, избиений, пыток.
10 февраля 1994 года Хмельницкий областной
суд издал распоряжение №3-1 о признании недействительной передачи
Свято-Троицкого собора, зданий церковной канцелярии и семинарии «киевскому
патриархату». Суд обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор
верующим Украинской Православной Церкви. Данное решение было впоследствии
подтверждено Верховным Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были
вынесены в отношении Свято -Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее,
храмы до сих пор находятся во владении «киевского патриархата». Эти храмы не
посещаются верующими Украинской Православной Церкви, которые вынуждены молиться
в специально переоборудованном для проведения богослужений складском ангаре.
По воспоминаниям заместителя Председателя
Союза православных братств Украины игумена Тихона (Жилякова), Воскресенский
собор в Ровно штурмовали не один раз. Сначала филаретовцы ворвались в храм,
избили, облили кислотой священнослужителей и верующих, водворили на горнем месте
в алтаре портрет Т.Шевченко и флаг Украины, а затем ретировались. Вскоре на
экарусах подъехали около двух тысяч унсовцев из Галиции и при поддержке местного
ОМОНа принялись зверски избивать беззащитных верующих. После того как
филаретовцы овладели собором, Госкомрелигий издевательски записал в документах,
что «по желанию общины» храм переведен в «киевский патриархат». Требования судов
вернуть собор Украинской Православной Церкви, разумеется, до сих пор не
приведены в исполнение Погром Православия на Украине последнего десятилетия стал
настоящей «гуманитарной катастрофой», которую не замечают «профессиональные
правозащитники» и европейские структуры. «Киевский патриархат», отпав от Церкви,
переродился в криминально-террористическую секту. На многие годы резиденция
Филарета для граждан Украины вербовочным пунктом в горячие точки СНГ, в
том числе, Чечню, на стороне террористов. Помимо торговли оружием одним из
излюбленных и, есть основания полагать, прибыльных занятий филаретовцев были
вербовки, которые осуществлялись через структурное подразделение «киевского
патриархата» – «Чин Святителя Илариона», а также через УНА-УНСО. Устав «Чина»
был заверен лично Филаретом, юридическим адресом являлась резиденция
«патриархии» на Пушкинской. Десятки боевиков прямо там и были завербованы.
Воевали потом хлопцы из Украины в Грузии - против Абхазии, в Азербайджане -
против Армении, в Чечне - против подразделений российской армии.
Филаретовский террор не обошел стороной
и Новороссию, Одессщину. В январе 2002 года был захвачен,
жестоко избит и насильственно увезен в Киев священник Одесской митрополии УПЦ
Московского Патриархата Сергий Орза.
В настоящее время
криминально-террористическая группировка «киевский патриархат» имеет
политическую опору в лице Госкомитета по делам религий и предвыборного блока
«Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. Достаточно взглянуть на предвыборный
список этого блока, чтобы убедиться в том, что там собрались те, кто уничтожает
нашу святыню-Православную Церковь.
№6 Григорович Лилия – активистка
Украинской греко-католической церкви один из идеологов расчленения Русской
Православной Церкви, отделения Украинской Православной Церкви от Московского
Патриархата. В 1992 году во время штурма православной епархии лично избивала
православного священника Михаила Шувара из Ивано-Франковска железным прутом по
голове По вероисповеданию будучи греко-католичкой, Григорович является
инициатором создания и активистом депутатской группы «За единую поместную
церковь», состоящую из раскольников. Депутатами, вошедшими затем в эту группу,
был подготовлен проект поправки к закону Украины «О свободе совести» о
поочередном пользовании храмами, принятой в 1993 году Верховной Радой. Эта
поправка привела к массовым захватам православных храмов. Регистрировались
параллельные греко-католические или «филаретовские» общины, которые
требовали своей «очереди» для богослужения и при помощи боевиков УНА-УНСО
захватывали храм, силой выдворяя Православную общину. Григорович также является
автором известной аналитической записки «О создании единой поместной украинской
церкви», которая предусматривает активное административное вмешательство
Государства во внутренние дела Церкви. Г-жа Григорович известная сутяга-автор
исков к главе пресс-службы УПЦ Московского Патриархата Василию Анисимову,
за его журналистские расследованию о вербовке украинцев в «горячие точки» СНГ
через структуры «киевского патриархата».
№8 Заяц Иван – публично сжег российский
флаг в Верховной Раде Украины
№9 Б.И.Тарасюк– бывший министр иностранных
дел Украины, проводивший ярко выраженную антироссийскую и проамериканскую
политику, один из главных авторов идеи визита папы римского на Украину, выдвинул
ее в1996 году, будучи послом в странах Бенилюкса.
№10 Н.Г.Жулинский – бывший вице-премьер
правительства Украины по гуманитарным вопросам, занимался искоренением
преподавания русского языка в школах и вузах, прилагал активные усилия для
вовлечения в украинские церковные дела Константинопольского Патриархата, его
вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви. В 2000 году,
когда Архиерейский Собор РПЦ не поддался давлению украинских госчиновников
в вопросе предоставления УПЦ Московского Патриархата статуса «автономной
церкви», Жулинский заявил, что «от Патриарха Алексия мы ничего другого и не
ждем, а вот «киевский патриархат» и «украинская автокефальная церковь» занимают
подлинно патриотическую позицию»
№11 Я.И.Стецько – член конгресса
украинских националистов, сторонник «активной солидарности с братским чеченским
народом».
№31 И.Ф.Драч - член Рады
националистической раскольнической группировки «УПЦ-Киевский Патриархат».
Одновременно один из покровителей неоязычества. Под его патронажем в Харькове
выходил журнала общества «Просвита» «Зеркальце», в котором публиковались
материалы о том, как «жиды и москали изобрели Православие с целью порабощения
истинных арийцев-украинцев». Русская и община и еврейские организации
Харьковщины подали на редакцию «Зеркальца» в суд.
№46 Э.И.Гурвиц – ездил в составе делегации
РУХа к Д. Дудаеву
№48 Я.М.Кензьер – член «Народного
РУХа», один из организаторов раскольнической группировки «УПЦ-Киевский
Патриархат», беспорядков в ходе визита Святейшего Патриарха Алексия в Киев в
1990 года, организатор травли одного из самых авторитетных иерархов -
митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, занимающего жесткую позицию
единства Московского Патриархата.
№55 В.М.Червоний – один из
организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами
десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и
Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками
священнослужителей и верующих, затем Госкомрелигий издевательски записывал в
документах, что по желанию общины храм переведен в «Киевский Патриархат»
№58 П.М.Мовчан - член Рады раскольнической
группировки «УПЦ-Киевский Патриархат», требовал ликвидации Московского
Патриархата на территории Украины. Один из лоббистов неозыческой фашистской
секты «Рун-Вира».
№98 И.Р.Юхновский – член Рады
националистической раскольнической группировки «УПЦ – киевский патриархат»,
требовал привлечения к уголовной ответственности епископа УПЦ Московского
Патриархата, Тульчинского архиерея Ипполита за его
публичную отповедь националистам и публицистику.
№ 98 Н.И.Поровский - один из организаторов
и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов
Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях,
захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей
и верующих
№99 Д.В.Павлычко – член Рады
националистической раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат»
И это далеко не полный перечень.
Террор «Киевского Патриархата» являлся «второй серией» борьбы с
каноническим Православием на Украине, точнее, закономерным продолжением первой.
Речь идет о т.н. процессе возрождения унии. Не разобравшись с феноменом т.н.
униатства, невозможно понять те духовные и политические процессы, которые
происходят на Украине.
Итак, Украинская Греко- католическая
Церковь
Как известно, номенклатура Компартии
Украины, ставшая у руля созданного Украинского государства, взяла на вооружение
идеологию галицийского шовинизма. Феномен Галичины невозможно понять, не
разобравшись в феномене униатства. Под давлением Речи Посполитой в 1596 г.
киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было
подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно
предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими
подписантами право на сохранение православной обрядности. Православный народ
Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не
принял их, считая «недокатоликами», требуя полной ассимиляции. Таким образом,
униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим
культурно-цивилизованными типами.
Именно греко-католический феномен (ни
русский, ни поляк – а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской
идентичности, украинской идеи. Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и
политического украинства. В этом процессе огромную роль сыграл львовский
греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший
сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко,
деятелей типа М. Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана
позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке
мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались
как оккупанты и насильники (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 – 1914
гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих
им галичан. Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей
Галичины тяготело к православию и русофильству, однако ослабленный австрийским
террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский
лагерь был «добит» большевиками). После насильственного подавления Советской
властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический
ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В этой связи необходимо
отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия
победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского
процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду,
значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом
Костельником перешла в РПЦ добровольно.
Естественно, легализация Украинской
греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию,
возникшую после печально известной встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом
Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства
1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию
на Украине.
В течение 1989-1991 гг. в Галиции
были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе
было более 600 «горячих точек», в настоящее время – около 350. Захваты
производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения
православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи
избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской
Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь десятки
тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и
московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного
противостояния, «запереть» воинствующее украинство в пределах Галичины, получить
выигрыш во времени и не допустить полного отделения Украины. Однако Русская
Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным
противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку. Финансирование УГКЦ
осуществляется через ряд католических фондов таких, как «Помощь Церкви в беде»
(ФРГ), причем весьма интенсивно – любой сельский священник имеет возможность не
только восстановить свой храм, но и поехать в Ватикан, в «Коллегиум-руссикум»,
чтобы получить престижное образование.
В настоящее время УГКЦ насчитывает около
5,5 тысяч приходов, Духовные академии и Институт истории Церкви во
Львове, несколько десятков периодических изданий. Активными практикующими
греко-католиками является основной костяк антироссийски настроенной
интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание «Украинской Поместной
Церкви Киевского Патриархата», находящейся в юрисдикции Римского папы. В
«Киевский Патриархат», по мысли идеологов этого проекта, должны войти и
православные христиане и раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели
подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители УГКЦ –
фактически управляющей ей архиепископ Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид
неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента
Кравчука по созданию т.н. «Киевского Патриархата». Греко-католики возглавляли
комиссию по духовности и делам религиозных организаций ВР Украины первого и
второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к
Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах,
на которые претендуют общины разных конфессий. Фактически это скрытый захват
храмов. Механизм таков: на имеющийся православный храм регистрируется и
униатская община, чем провоцируется конфликтная ситуация. Например, православная
община составляет 500 чел., а униатская 50. Если православные не соглашаются но
поочередное богослужение, вступает в действие закон. Несогласных снимают с
регистрации и храм продается униатам. Очередным шагом на пути уничтожения
Православия на Украине стало создание в Верховной Раде второго созыва
депутатской группы «За единую Поместную Церковь». Эта группа во главе с
греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства
государства в дела Церкви.
Однако, несмотря на колоссальные усилия и
содействия галичан во власти, униатского прорыва за Збруч не произошло.
Например, за 1998 г. создано всего 67 общин. Это следствие «головокружения от
успехов» и первые признаки спада пассионарности. Кроме того, УГКЦ неоднородна. В
ней есть крыло «экспансионистов» – это монашеский орден студитов (к нему
принадлежит и фактический глава УГКЦ Любомир Гузар и около 300 человек из его
окружения, – занимающих ключевые посты во Львовской епархии – реэмигранты из США
и Канады), требующих максимальной имитации под Православие с целью дальнейшего
продвижения на Восток. В настоящее время большее влияние имеют «экспансионисты».
Епископ Василь Медвид постоянно совершает блиц-визиты в Казахстан и Омск с целью
обращения местных украинцев в униатство и их соответствующую политизацию. Особые
надежды греко- католики возлагали на состоявшийся в июне 2001 года визит Папы
Римского на Украину, однако за пределами Галиции этот визит не достиг своих
целей.
Другая группировка, представляемая орденом
василиан – сторонники польской ориентации и латинизации УГКЦ, считают «дранг нах
Остен» опасной авантюрой. Локализация УГКЦ свидетельствует об обратимости
галицийского синдрома на Украине и реальной возможности его нейтрализации.
Однако, греко-католическая церковь провела
по итогам визита свой собор, на котором обсуждалась стратегия проникновения на
Восток Украины. Важнейшим элементом этой стратегии является поддержка
раскольнических группировок -«Киевского патриархата» и «украинской автокефальной
церкви», которые фактически являются «приводными ремнями» униатства.
Следует отметить , что после смерти
кардинала Мирослава Ивана Любачивского новым главой УГКЦ стал Любомир Гузар. Он
и его окружение являются или являлись гражданами США.
В январе 2002 года греко-католики
принимают знаковое решение о переносе своей столицы из Львова в Киев. Им
отводиться 6 гектаров в новом жилом районе для строительство суперсовременного
миссионерского комплекса, который даже по своей архитектуре замыслен как
противовес православной Киево-Печерской Лавре. Вообще, левый-спальный-берег
Киева превратился в огромную католическую новостройку. Цель этой экспансии одна
- оторвать единоверные и единокровные Великую и Малую Русь друг от друга,
построить между ними «железный занавес».
23 мая Совет Национальной Безопасности и
Обороны Украины во главе с известным покровителем УНА-УНСО Евгением Марчуком
принял решение о начале процесса вступления Украины в НАТО.
Итак, они почти достигли своего. На их
пути осталась последняя крепость-единство Русской Православной Церкви.
|