Смена эпох в РБ неизбежнаАлександр Фадеев
На конец весны стали более ясными позиции
белорусского политического руководства в отношении потенциального сближения с
Россией. По сути они выражаются формулой - Союзного государства нет, оно пока
только конструируется. Поэтому перед тем как приступить к строительству
общего государства, по мнению белорусской стороны, нужно решить проблему тех
конституционных принципов, которые лягут в его основание. При этом одна часть
политической элиты республики считает, что отношения Белоруссии и России должны
в главном копировать опыт послевоенных отношений между СССР и Финляндией.
Практически речь идет о возврате к концепции «финляндизации» внешней политики
Белоруссии, которая была разработана в МИДе РБ в первой половине 90-х гг. Другая
– призывает внимательно присмотреться к современной модели межгосударственного
образования Черногория+Сербия.
В политике взаимоотношений с Россией
президентские структуры республики предпочитают не торопиться с реальным
созданием союзного с ней государства. Однако предусмотрены «организационные и
убедительные действия», призванные наглядно демонстрировать общественности двух
стран приверженность президента и правительства РБ курсу на сближение с
восточной соседкой.
Помимо прочего, позиция Минска,
подчеркнуто демонстрирующая приверженность союзу с Россией, удобна в контексте
переговоров с российской стороной по предоставлению республике новых кредитов,
преференций и льгот. Сегодня, добившись успеха в деле снижения железнодорожных
тарифов для транзита белорусских товаров через территорию РФ и цены на
импортируемый российский газ, Минск в рамках уравнивания условий хозяйствования
требует от РАО «ЕЭС России» снизить цену на импортируемую им электроэнергию, а
от российского правительства - пересмотреть правила таможенного оформления
товаров.
Перед чиновниками, причастными к
проведению внешнеполитического курса, президентом поставлена задача закрепить
международную правосубъектность Белоруссии и повысить ее международный престиж,
а также не допустить пересмотра и ревизии ни одного основополагающего
конституционного параметра РБ (суверенитет и независимость, внеблоковый,
безъядерный и нейтральный статус). Позиция заместителя руководителя
президентской администрации Леонида Козика, который является главным лицом от
Белоруссии по «союзному строительству», состоит в том, что белорусская сторона
должна получить в будущем Союзном государстве ключевые посты и должности,
поскольку республика ближе к Западу, более цивилизованная страна, чем Россия.
Кроме того, люди в последней,- по словам Козика,- «расслабленные» в силу большой
территории, которую занимает Россия, а это тоже довод в пользу постановки
белорусских чиновников выше российских коллег(см. «Народная воля»,2002,8 мая).
Вместо реального создания Союзного
государства сейчас активно имитируется деятельность по разработке
Конституционного Акта СГ, в частности, анализируется проект концепции этого
важнейшего документа на уровне рабочих групп(последнее заседание группы
Козик(РБ) – Калашников(РФ) прошло 16 мая). Этот же вопрос обсуждался недавно и
на совместной коллегии министерств юстиции РБ и РФ, но продвижения в плане
интеграции двух стран достигнуто не было. Белорусская сторона продолжает
настаивать на реализации принципа союза двух равноправных, сохраняющих
независимость и суверенитет государств, что, в лучшем случае, позволит в будущем
оформить в правовом поле конфедерацию РФ и РБ. По сути это попытка отойти от
цели и идей, заложенных в Договоре 1999 г. о создании Союзного государства. В
целом, если говорить о процессе разработки Конституционного Акта в различных
бюрократических инстанциях и его перспективах, то сохраняется опасение, что
«вшиско скончица дзвоном».
На этом фоне заметна определенная
трансформация в лагере умеренной белорусской оппозиции, часть которой ныне
выступает под лозунгом «лучше быть богатыми и демократичными вместе с Россией,
чем суверенными и нищими вместе с Лукашенко».
В то же время было бы ошибкой считать, что
белорусские политики и все общество республики поглощено перипетиями отношений с
Россией. Сегодня это совсем не так. Чиновники и политики РБ сейчас живут
ожиданием близкой отставки нынешнего кабинета(или его части), на которую уже
намекал А.Лукашенко, а, может быть, и снятия с поста премьер-министра
Г.Новицкого, некомпетентность которого, как считают многие управленцы, слишком
бросается в глаза.
Серьезные коррективы в расстановку
политических сил вносит тяжелое экономическое положение республики, которое
ставит в повестку дня переход к акционированию и перераспределению
государственной собственности, включая и приватизацию какой-то ее части. В мае в
правительстве и ряде комиссий белорусского парламента шла работа по подготовке
пакета законодательных актов, определяющих правила и порядок передачи
госсобственности в частные руки. Судя по всему, высшие управленцы, близкие к
президенту, намереваются формализовать в правовом порядке такую систему
приватизации, при которой акции госпредприятий будут передаваться новым
владельцам только крупными пакетами и на льготных финансовых условиях. Причем
приоритет в приобретении этих пакетов акций, скорее всего, будут иметь
руководители государственных унитарных предприятий, вот почему сейчас целая
группа ЗАО и ОАО с государственным капиталом переводится в разряд
государственных унитарных, руководителями которых свыше назначаются новые люди.
Не исключено, что «неудобных» прежних руководителей предприятий сейчас стремятся
устранить, в том числе в рамках чистки и уголовных преследований представителей
директорского корпуса.
Интересно, что в последний период
размежевание политических сил в республике проходит по линии именно отношения к
грядущей приватизации. При этом зачастую стираются грани между различными
политическими группами, блекнет их «идеологический окрас». Часть из непримиримой
оппозиции оказывается вполне готовой примкнуть к властным структурам, чтобы не
быть обойденной. Вероятно в дальнейшем борьба за госсобственность будет
принимать все более жесткие формы. Кроме того, существует закономерность,
которая выражается в том, что процесс поиска «дохлых кошек», который начинает
одна группировка, неизбежно подхватывают другие, прежде всего те, против которых
направлен главный удар. Поэтому в ближайшем времени следует ожидать новых
сенсационных разоблачений отдельных персоналий из правящей элиты РБ со стороны
уже не только радикальной оппозиции, но и бывших управленцев, оттертых от
распределения прав на собственность.
Все
это не может быть делом сугубо внутренним, полностью игнорироваться российской
стороной. Речь тут даже не о пресловутых «громадных» российских капиталах,
которые конечно же на этом этапе не пустят в Белоруссию, сколько бы об этом не
призывали белорусскую власть российские политики(Сергей Караганов, например).
России на самом деле не может быть безразличным трансформация экономики РБ уже в
силу того, что высока степень кооперации российских предприятий с белорусскими:
в сборке тракторов, выпускаемых в республике, 60% - доля производственников
России, грузовых автомобилей, сошедших с конвейера МАЗа – тоже 60%, БЕЛАЗа –
вообще 80%! Худо-бедно реализуются 35 совместных программ, кроме прочего, в
Белоруссии действуют более 500 белорусско-российских фирм и предприятий, где
«крутятся» и деньги(пусть и небольшие) бизнесменов из России, интересы которых,
наряду с российскими поставщиками в РБ, Кремль просто обязан блюсти.
Очевидно, что эпоху политического
правления Александра Лукашенко ни современники, ни, тем более, потомки не
охарактеризуют как la belle epoque. Но у него еще остается шанс кардинальным
образом изменить положение вещей, решительно порвав с консервацией всего
старого, отжившего в экономическом комплексе, расплывчатостью принципов внешней
политики и поведя Белоруссию иным путем. Взрастить нечто грандиозное и
прекрасное нельзя, полагаясь исключительно на собственную непогрешимость и
уверенность в успехе.
|