РИА "Новости", 21 мая 2002 Второе рождение "иранского транзита".Дмитрий Косырев
"Север-Юг" - это Суэцкий канал XXI
века.
Во вторник, в Санкт-Петербурге состоится
церемония официального открытия международного транспортного коридора
"Север-Юг", проходящего через Индию, Иран и Россию. Новый маршрут составит
реальную конкуренцию магистрали, проходящей через Суэцкий канал, и может
серьезно изменить картину международных отношений на всем евразийском
континенте.
Церемонию проведут министры транспорта
трех стран - основных участников проекта. Они подпишут устав Координационного
совета международного транспортного коридора /МТК/ "Север-Юг" и провозгласят
коридор открытым. Эта часть церемонии, конечно, будет иметь чисто символическое
значение, потому что движение товаров по маршруту Индия - Иран - Астрахань и
далее везде не прекращалось уже многие столетия, а сам маршрут издавна известен
под именем "Иранского транзита".
Однако за прошедшее десятилетие объемы
перевалки грузов по нему снизились из-за нестабильности в бывшем СССР, особенно
на Кавказе. Тем временем экономическое развитие не только Индии, но и вообще
стран Азии ускорилось, объемы торговли Азии с Европой возросли, но главным
маршрутом доставки грузов оставался путь через Суэцкий канал. Идея разработки
соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг" принадлежит
российской стороне, это один из важнейших национальных проектов для России. В
конце 1999-го-начале 2000 года вопрос был обсужден с иранской и индийской
сторонами. В итоге три государства подписали соглашение о создании коридора
"Север-Юг" в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге.
Экономическое значение нового
транспортного проекта в том, что он должен в корне изменить существующий подход
к морским и железнодорожным перевозкам между Европой и Азией. Цель - увеличить
скорость и снизить стоимость доставки грузов. Подсчеты пока что делались в
основном исходя из стандартного маршрута: крупнейший индийский порт Мумбаи
/бывший Бомбей/ через иранский порт в Персидском заливе Бендер-Аббас и порты на
Каспии - Бендер-Анзали и Бендер-Амирабад, далее через порт Оля /Астрахань/ до
Санкт-Петербурга. Этот торговый путь, длина которого составляет 6 тыс 245 км,
позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10-12 дней по сравнению
с традиционным морским путем из Азии в Европу через Средиземное море и Суэцкий
канал, который занимает 35 дней. Он также сократит транспортные затраты на 20
проц, или на 2 тыс долларов за один контейнер. Как ожидается, на первой стадии
проекта через коридор будет проходить от 15 до 20 млн тонн грузов, а торговый
оборот составит 10 млрд долларов.
Суть проекта заключается в том, что
транспортный коридор будет управляться единым оператором - международной
структурой, то есть упомянутым выше Координационным советом МТК "Север-Юг".
Только совместно и в оперативном режиме
можно свести к минимуму стоимость транзитных перевозок, упростить и
унифицировать все административные процедуры /включая таможенные/. Это означает,
что проект требует высшей степени международного сотрудничества. В данном случае
здравый экономический смысл подчиняет себе все политические соображения. Ничто
так не стабилизирует международные отношения, как связывающие страны торговые
пути, включая трубопроводы и иные транспортные маршруты. Именно они определяют в
конечном счете внешнюю политику лучше, чем все прочие факторы.
Говоря о международных отношениях, можно
констатировать, что МТК "Север-Юг" - проект, еще больше сближающий Россию и
Индию. Индийские источники отмечают, что эта инициатива вдобавок к очевидным
выгодам - то есть удешевлению индийского экспорта в Европу - позволит расширить
взаимовыгодную торговлю Индии со странами Центральной Азии, Закавказья, а в
будущем создать альтернативный канал получения энергоресурсов из
центрально-азиатского региона. Наконец, маршрут не следует отсчитывать только от
порта Мумбаи - ведь в этот индийский город приходит сейчас все больше товаров из
Восточной и Юго-Восточной Азии. Роль транзитного государства укрепляет
международное положение Индии точно так же, как и России.
В Европе главный интерес к проекту
проявляют скандинавские и прибалтийские страны. Финляндия - единственная страна
ЕС, с которой мы имеем общую границу, серьезно заинтересована в развитии
коридора "Север-Юг". Но заинтересованность в подключении к проекту уже проявили
Швеция, Финляндия, Казахстан, Азербайджан и даже находящаяся в стороне от этого
маршрута Болгария. Это означает, что воссоздание торговой перемычки через Каспий
может оживить множество других маршрутов от Астрахани, а не только дорогу на
Петербург.
Впрочем, российская экономика выиграет в
любом случае. Проект "Север-Юг" стимулирует развитие вводимых сейчас в строй
двух балтийских российских портов Приморск и Усть-Луга, куда перейдет
значительная часть российских грузопотоков с прибалтийских и украинских портов.
Астраханский порт Оля также превратится в зону процветания: именно его
инфраструктуру будет развивать в первую очередь создаваемая международная
управляющая организация. Это необходимо, поскольку в прошлом году через Оля
прошло 339 тыс тонн грузов, но через пять лет потребность перевалки грузов в
этом порту достигнет 3,5-4 млн тонн.
Возможно, с точки зрения международных
отношений самая интересная часть проекта - иранская. Волей географии эта страна,
находящаяся в весьма плохих отношениях с США, оказалась в центральной, ключевой
части транспортного маршрута, выгодного и необходимого для десятков государств
Европы и Азии. Одно лишь это делает Иран желанным и необходимым экономическим /а
вслед за этим - и политическим/ партнером для множества стран, включая Россию и
Индию.
Ожидается, что на предстоящем в Москве
российско-американском саммите Джордж Буш еще раз постарается ограничить
российско-иранское партнерство. Но у Америки, которая в меньшей степени
заинтересована в европейско-азиатском транзите, иные экономические реальности,
чем у России. Будем надеяться, что американский президент после своей поездки в
Россию узнает достаточно много о российских экономических приоритетах, которые
диктуют и наши подходы во внешней политике.
|