МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
14 июля. На
пресс-конференции для приднестровских, молдавских и российских журналистов
председатель Верховного Совета ПМР Е.Шевчук, в частности, отметил, что нынешний
внутриполитический кризис в Украине вызывает у приднестровских парламентариев
серьезную озабоченность. «Мы с тревогой следим за этими событиями», - отметил
спикер Верховного Совета. По его словам, в Приднестровье заинтересованы в том,
чтобы в Украине сформировалась устойчивая правящая коалиция. «Нужно решать
многие проблемы. Основные проблемы связаны, конечно, с товарным транзитом на
украино-приднестровской границе», - подчеркнул он.
Референдум 17 сентября спикер парламента считает главным
событием предстоящей осени, и, по его словам, он является ответом на действия
Республики Молдова, а также на заявления президента Румынии» (в начале июля
Т.Бэсеску заявил, что Румыния и Молдова должны воссоединиться в рамках единого
государства).
Он выразил надежду на то, что в мониторинге предстоящего
референдума примут участие представители России, Украины и Евросоюза.
В будущем Е.Шевчук видит возможность ассоциированного
объединения Приднестровья с Россией. «Такие примеры были в истории Соединенных
Штатов, Новой Зеландии, Индии, Франции и других стран…, сказал спикер
парламента.
16 июля. Лидер Конгресса
русских общин Молдовы В.Клименко сообщил, что Международный Совет российских
соотечественников (МСРС) принял решение направить своих наблюдателей на
референдум, который состоится в Приднестровье 17 сентября. Он уточнил, что для
этого Советом будет создана специальная миссия по наблюдению за референдумом в
Приднестровье, возглавить которую будет поручено ему.
МСРС – авторитетная международная организация, которая
объединяет российских соотечественников в 50-ти странах мира. Среди ее главных
задач – консолидация российской диаспоры, создание необходимых условий для
расширения культурных, интеллектуальных и деловых связей российских
соотечественников с исторической Родиной, распространение русского языка и
культуры за рубежом. Возглавляет Совет мэр Москвы Ю.Лужков.
17 июля. Правительство
Республики Молдова подготовило и подписало План действий с Европейским союзом и
обязалось предпринять целую серию реформ; состоялся ряд демократических
избирательных кампаний, но в последние годы были зарегистрированы определённые
принуждения, - заявил в интервью глава миссии ОБСЕ в РМ У.Хилл.
Он отметил в этом контексте местные выборы 2003 года и в
Гагаузии.
Дипломат ОБСЕ выразил также озабоченность в связи с
положением в Молдове средств массовой информации. Он считает, что СМИ в Молдове
развиты слабо.
Относительно заявлений властей Кишинева о европейской
интеграции Хилл сказал, что «звучит много заявлений, но необходимо больше
достижений».
Что касается борьбы с коррупцией, то, по его мнению,
Совет Европы и правительство РМ проделали конкретные шаги, особенно в таких
областях, как таможенная, пограничная служба, улучшение контроля на границах.
Однако важно, отметил У.Хилл, чтобы борьба с коррупцией была предпринята не
только по отношению к политической оппозиции, но и ко всем коррупционерам.
По вопросу урегулирования приднестровского конфликта он
заявил, что следует вернуться за стол переговоров, потому что предъявлением
таких обвинений, как например, введение экономической блокады, нельзя достичь
каких-либо результатов.
17 июля. «Румыния оказала
Молдове поддержку для ускорения ее вступления в ЕС, но, кажется, молдавские
власти смотрят в другом направлении», - заявил на пресс-конференции
премьер-министр Румынии К.Попеску Тэричану.
Как сообщает румынское издание «Зиуа», Тэричану отметил,
что власти и население Молдовы должны определиться с вектором и предпринимать
более существенные усилия в достижении намеченной цели.
Он выразил надежду, что "Молдова проявит мудрость и
поймет, что эти усилия пойдут ей на благо, для создания лучшего будущего",
потому что с культурной, экономической и географической точек зрения, «место
Молдовы в ЕС».
17 июля. Главы МИД
25 стран-членов Евросоюза приветствовали полную отмену применения смертной казни
в Молдове (парламент РМ 29 июня с.г. принял поправки к Конституции страны,
которые полностью исключают применение смертной казни в стране).
17 июля. Председатель комитета
Государственной Думы РФ по международным делам К.Косачев заявил, что
приветствовал бы проведение референдума о независимости Приднестровья.
По мнению депутата, легитимность предстоящего
референдума в Приднестровье не должна подвергаться сомнению, если он будет
прозрачным и демократическим.
"Если российской стороне поступит приглашение принять
участие в мониторинге референдума в Приднестровье, в том числе со стороны
Госдумы, никаких препятствий для этого не будет", - заявил он, выступая на
брифинге в международном пресс-центре Саммита "G-8".
"Если референдум будет организован прозрачно,
демократично, то легитимность этого референдума не должна подвергаться
сомнению", - подчеркнул К.Косачев.
Со своей стороны, представители ОБСЕ и ЕС, а также РМ
уже заявили о нелегитимности намеченного в регионе плебисцита.
В частности, министр реинтеграции РМ В.Шова заявил, что
решение тираспольских властей о проведении референдума "направлено на дальнейшую
дестабилизацию ситуации и препятствует возобновлению нормального переговорного
процесса".
18 июля. Спикер
молдавского парламента М.Лупу считает, что демократизация Приднестровья
невозможна без вывода из региона российских войск.
«Необходимо констатировать, что проведение реальных
демократических процессов в приднестровском регионе невозможно без вывода оттуда
российских войск в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Российской
Федерацией на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году», - заявил он, выступая в
Кишиневе на конференции, посвященной разрешению приднестровского конфликта.
Он также подчеркнул, что для демократизации
необходима «полная демилитаризация воинских формирований в регионе».
Говоря о приднестровском урегулировании в целом, Лупу
назвал его главным условием европейской интеграции Молдовы, а также «моральным
обязательством властей перед гражданами». «Урегулирование должно служить
примером понимания необходимости реинтеграции страны и построения
демократического общества», - заявил председатель парламента.
18 июля. Министерство
транспорта и связи РМ выступило с заявлением о том, что «любые попытки
приватизировать инфраструктуру магистрального железнодорожного транспорта в
восточном приднестровском регионе страны, будут признаны незаконными, «поскольку
захваченное имущество является исключительно собственностью «Железной дороги
Молдовы», что признано всеми международными организациями, действующими в
области международного транспорта».
Недавно в приднестровских СМИ появилась информация о
намерении Тирасполя приватизировать приднестровский участок дороги. В этой связи
министерство заявляет, что продолжит работу по возврату захваченного в 2004 г.
приднестровскими властями имущества молдавской железной дороги и обеспечению его
нормального функционирования в рамках правового поля Республики Молдова и
международного транспортного права.
18 июля. Решение
приднестровского вопроса "может послужить образцом для интеграции Южной Осетии и
Абхазии в суверенную Грузию", считают преподаватель Высшей школы права им.
Святого Джона (США) Кристофер Дж. Борген и председатель комитета по европейским
делам коллегии адвокатов штата Нью-Йорк Марк А. Мейер. Свои взгляды они изложили
в докладе "Решение замороженного конфликта: правовые аспекты сепаратистского
кризиса в Молдове", представленном на международной конференции в Кишиневе.
"Опасность ситуации заключается в том, что, учитывая
недавние события, отношения ухудшаются между Молдовой и Приднестровьем, и
маловероятен вариант того, что И.Смирнов согласится в обмен на деньги уйти в
отставку", - отмечается в докладе.
Авторы не видят оснований для признания ПМР, даже если
она осуществляет полный контроль за территорией региона.
Исследователи США полагают, что пребывание российской
армии в регионе не только сыграло решающую роль во время конфликта 1991-1992
гг., а сегодня она "поддерживает ПМР и усложняет реинтеграцию", не считая того,
что Россия использует экономическое давление и экономическую помощь в качестве
угроз…, - говорится в докладе.
"Несмотря на то, что Украина вносит дисбаланс в
российское влияние на Приднестровье, ее действия воспринимается Молдовой как
смесь надежд и подозрений", - считают докладчики.
18 июля. Постоянный
представитель РФ в ОБСЕ А.Бородавкин, выступая на Постоянном совете ОБСЕ,
заявил, что «мы не согласны с тем, что запланированный на 17 сентября сего года
референдум некоторыми нашими партнерами рассматривается как "провокационный" и
"несерьезный".
По словам дипломата, "эти характеристики в большей
степени касаются ошибочной молдавской тактики ультиматумов, игнорирования и
отказа от ранее достигнутых и принятых сторонами договоренностей и
конструктивных заделов в переговорном процессе".
"Приднестровье ни решением о референдуме, ни фактом его
проведения и результатами ответов населения на утвержденные вопросы не ставит
себя вне переговорного процесса", - подчеркнул он. Решение приднестровских
властей провести плебисцит о взаимоотношениях Приднестровья с Российской
Федерацией и Молдовой следует рассматривать "в общем политическом контексте
поступательного нагнетания ситуации в регионе в результате оказания давления на
Тирасполь", указал российский дипломат. "При этом, по мнению А.Бородавкина, - за
точку отсчета приходится брать срыв в ноябре 2003 года - не по вине Москвы -
подписания Меморандума об основных принципах государственного устройства
объединенного государства - Республики Молдова и Приднестровья, который был
предложен именно Россией".
Он отметил также тотальное нежелание ряда
государств-участников ОБСЕ отрешиться от искаженного образа Приднестровья как
"черной дыры", генерирующей тоталитаризм, коррупцию, контрабанду и так далее". И
новая постановка приднестровцами вопроса о перспективах своих отношений с
Молдовой является, считает представитель России, реакцией на все, что
происходило под знаком дискредитации переговорного процесса и действующих
механизмов обеспечения безопасности в регионе.
19 июля. Национальный банк
Молдовы обратился к населению в призывом не пасть жертвой спекуляций и
дезинформирования относительно деноминации национальной валюты - молдавского
лея.
Как сообщается в пресс-релизе НБМ, банк заявляет, что
информация о деноминации или изменениях национальной валюты носит беспочвенный и
манипуляционный характер, поскольку в настоящее время не существует предпосылок
для возникновения паники и ажиотажа.
Молдавский лей был введен в обращение в качестве
национальной валюты Республики Молдова 29 ноября 1993 года, тогда его курс по
отношению к американскому доллару составлял около 4 леев. В настоящее время
обменный курс лея к доллару превысил 13 леев.
19 июля. Российская компания Газпром изучает
возможность инвестирования в теплоэнергетический комплекс РМ, заявил
председатель правления АО «Молдова-газ» Г.Абашкин на пресс-конференции в
Кишиневе.
По его словам, предполагается, что на основе этого
анализа в августе 2006 г. будет принято решение о реализации российской
компанией инвестиционных проектов в Молдове, направленных на повышение
эффективности местных теплоэнергетических компаний.
«Сегодня на долю теплоэнергетических предприятий РМ
приходится 40% от всего объема потребления природного газа республикой, при этом
уровень оплаты не достигает и 70%. А это не может не беспокоить мажоритарного
акционера», - отметил Г.Абашкин.
20 июля. Глава миссии МВФ в
РМ Т.Ричардсон на встрече с журналистами отметил серьезность внешнего
воздействия, подчеркнув, что рост цен на газ и запрет на поставки вин в Россию,
а также наметившийся в 2005 г. поступательный рост цен на нефтепродукты,
значительно потрясли экономику Молдовы.
Он подчеркнул, что тенденция роста цен на энергоресурсы
отмечается во всем мире и является обычным явлением. По его словам, до 2006 г.
Молдова приобретала газ у России по ценам ниже рыночных (80 долл. США за 1000
куб. м.), в то время как стоимость газа для соседней Румынии составляла 220-230
долларов. «Таким образом, «Газпром» на протяжении ряда лет фактически
субсидировал Молдову», - сказал Т.Ричардсон. Он подчеркнул, что МВФ ставит перед
собой задачу помочь Молдове пройти через сложный период внешних потрясений.
По мнению главы миссии МВФ, в долгосрочной перспективе
объемы прямых иностранных инвестиций в Молдову значительно увеличатся, что
компенсирует потери страны от внешних шоков. Однако он подчеркнул, что в
краткосрочной перспективе этого ждать нереально.
20 июля. Фракция Партии
коммунистов в муниципальном совете Кишинева считают, что советники должны
выработать позицию относительно „антиконституционной деятельности” члена совета,
лидера Общественно-политического движения „Равноправие”, В.Клименко.
Советники-коммунисты призвали МСК инициировать процедуру лишения его мандата
советника в соответствии с законодательством РМ о местной публичной
администрации.
Лидер фракции ПКРМ С.Попа зачитала заявление, в котором
отмечается, что Клименко открыто призвал к признанию «так называемой
Приднестровской Молдавской Республики, сепаратистского режима Тирасполя и
референдума по вопросу независимости региона».
В свою очередь В.Клименко расценил заявления фракции
ПКРМ как обычную провокацию и потребовал, чтобы они представили доказательства
того, что он якобы выступал за независимость Приднестровья.
20 июля. ОБСЕ не признает
референдум в приднестровском регионе, который намечен на 17 сентября, заявил
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт.
”Мы не поддерживаем референдум и не будем проводить его
мониторинг, так как этот референдум ставит под вопрос территориальную
целостность Республики Молдова", - подчеркнул он.
«В то же время, референдум по вопросу будущего статуса
региона был бы целесообразен, но только после достижения политического решения
за столом переговоров и обеспечения условий для проведения свободных и
корректных выборов», - отметил председатель ОБСЕ.
Как отмечается в сообщении ОБСЕ, де Гюхт уточнил, что
«характер вопросов, вынесенных на референдум и полное отсутствие условий для
свободных и корректных выборов, а также отсутствие свободы прессы,
ассоциирования и политического плюрализма в регионе предопределяют результаты
этого референдума».
20 июля. Приднестровская
делегация в Объединенной Контрольной Комиссии считает, что представители Миссии
ОБСЕ в Молдовене являются объективными наблюдателями и посредниками в
миротворческом процессе. Миссия ОБСЕ односторонне оценивает события и
поддерживает позицию лишь одной из конфликтующих сторон - Республики
Молдова, заявили представители Приднестровья заявили на заседании ОКК.
По их словам, «отдельные, даже незначительные
действия приднестровской стороны преувеличиваются и искажаются. В то же
время члены Миссии ОБСЕ упорно не замечают действий РМ, дестабилизирующих
обстановку в Зоне ответственности миротворцев».
Авторы заявления обращают внимание на то, что Миссия
ОБСЕ никак не реагирует на факты преследования членов ОКК от Приднестровья.
Молдавская прокуратура внесла приднестровских представителей в т.н. «черные
списки» и возбудила против них уголовные дела. Миссия так и не дала оценку
действиям властей РМ.
Приднестровская делегация в ОКК считает нынешнюю
практику деятельности Миссии ОБСЕ порочной и призывает ее действовать в
соответствии с мандатом посредника.
21 июля. Американская
компания «Редеко», разрабатывающая нефтяное и газовое месторождение на юге
Молдовы, заявила о том, что в одной из новых скважин получен приток газа.
Как сообщил гендиректор компании И.Алейнов, уникальность
находки состоит в том, что газ обнаружен на глубине около 700 метров, тогда как
в других скважинах газ проявляется не глубже 400 м. «Это означает, что
месторождения нефти и газа на юге Молдовы на самом деле обладают несколько
большим потенциалом, чем предполагалось ранее», - подчеркнул он.
В настоящее время компания добывает газ из ранее
разведанных газовых горизонтов, обеспечивая в разное время года потребности
одного-двух сел на юге Молдовы. «Ценность нашей работы состоит в том, что мы
доказываем наличие нефти и газа в Молдове, а также то, что нефть и газ в стране
можно и нужно добывать», - подчеркнул гендиректор.
23 июля. В Тирасполь прибыла
правительственная делегация Республики Абхазия во главе с вице-премьером А.
Страничкиным. В ходе своего пребывания в ПМР делегация проведет переговоры с
приднестровскими коллегами в Министерстве иностранных дел, Министерстве
экономики и Министерстве промышленности Приднестровья и встретятся с
президентом республики И.Смирновым.
24 июля. Очередной,
четвертый миротворческий контингент из Молдовы вылетел в в Ирак для участия в
постконфликтной операции по восстановлению страны.
Отделение молдавских военных (11 человек) состоит в
основном из саперов. В его составе также три штабных офицера, которые будут
работать в Генеральном штабе Командования миротворческих сил.
24 июля. Президент
РМ В.Воронин заявил, что его страна не собирается выходить из СНГ. "Этот вопрос
снят с повестки дня", - сказал он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Руководство Молдовы уверено в необходимости
существования Содружества, добавил президент.
25 июля. Делегация
Партии Регионов Украины, во главе с В.Януковичем, посетит Тирасполь в
начале августа, сообщило руководство тираспольского движения "ЛДПР
Приднестровья".
Делегация из Украины, наряду с делегацией из России под
руководством депутата Госдумы А.Митрофанова, будет участвовать в учредительном
съезде политической партии "ЛДПР Приднестровья", намеченном на 1 августа с.г.
Приднестровские власти не скрывают своих симпатий к
партии В.Януковича. В Тирасполе надеются на изменение новым правительством
Украины существующего ныне режима пропуска товаров через молдо-украинскую
границу.
25 июля. Саперы Национальной
армии Молдовы уничтожили на полигоне учебного центра в Бульбоаке последние три
ракеты к системам залпового огня "Ураган". За процессом подрыва наблюдали
военные эксперты ОБСЕ, РФ, США и представители СМИ.
Министр обороны РМ В.Плешка заявил, что утилизация ракет
входит в комплекс мер по укреплению доверия, предложенных ОБСЕ. В соответствии с
ними Кишинев и Тирасполь должны представить данные об имеющихся у них
вооружениях и приступить к демилитаризации.
По его словам, с 17 мая с.г. на полигоне уничтожено
более 1000 ракет "Ураган".
Министр реинтеграции РМ В.Шова, в свою очередь,
подчеркнул, что уничтожение боеприпасов дает возможность всем, в том числе
населению Приднестровья, убедиться, что "Молдова готова к демилитаризации и не
имеет никаких агрессивных планов".
По его словам, "следующим этапом демилитаризации станет
уничтожение самих систем залпового огня "Ураган".
Новый глава миссии ОБСЕ в Молдове Л.О'Нил призвал
приднестровские власти "последовать примеру Молдовы и сократить свою военную
мощь".
"Я призываю всех кто вовлечен, прежде всего
приднестровские власти, рассматривать утилизацию ракет "Ураган" на полигоне
Бульбоака как отправную точку для конструктивных переговоров по пакету мер
укрепления доверия и безопасности и предпринять шаги по контролю над вооружением
и разоружением", - заявил он.
26 июля.
Украинское издание "Киевские ведомости" сообщило со ссылкой на замминистра
промышленности Приднестровья Ю.Ганина о том, что Приднестровье договорилось с
Россией о кредите в 150 млн. долл. США под залог предприятий, расположенных
в этом регионе.
Как утверждают "Киевские ведомости", "кредиты будут
выданы в два этапа под гарантию правительства Приднестровья. В залог будут
предоставлены машиностроительные, электротехнические и оборонные предприятия".
По информации, предоставленной Ю.Ганиным журналистам, в
Приднестровье надеются на получение в августе кредитов для поддержки банков и
предприятий, а также пятого транша финансовой помощи из России.
Ранее, выпускаемый в России еженедельник
"Военно-промышленный курьер" опубликовал список предприятий приднестровского ВПК
и выпускаемую на этих заводах продукцию. Основные предприятия находятся в
Бендерах.
27 июля. В Кишиневе
закончилась встреча глав дипломатических миссий и консульств Молдовы,
аккредитованных за рубежом. Ее участники обсудили аспекты деятельности
молдавской дипломатии в реализации приоритетов внешней политики нашей страны.
На встрече затрагивались также вопросы активизации
деятельности дипмиссий в процессе европейской интеграции, регионального
сотрудничества, урегулирования приднестровского конфликта, а также экономические
и гуманитарные аспекты молдавских посольств за рубежом, вопросы продвижения
торговли, привлечения инвестиций и др.
С главами дипмиссий встретились президент В.Воронин,
вице-председатель парламента М.Постойко и премьер-министр В.Тарлев.
27-28 июля. Председатель
Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден находился в
Молдавии с официальным визитом.
В ходе своего пребывания в Молдове он обсудил с
молдавской стороной вопросы функционирования демократических институтов в
стране, развития межкультурного и межэтнического диалога, а также ситуацию в
Приднестровье и др.
Ван дер Линден встретился с председателем парламента РМ
М.Лупу, лидерами парламентских фракций, представителями неправительственных
организаций и руководством церквей Молдовы и Приднестровья.
Состоялись также встречи с президентом РМ В.Ворониным,
премьер-министром В.Тарлевым, вице-премьером, министром иностранных дел и
европейской интеграции А.Стратаном.
Конфликты и прагматизм экономических интересов в зоне Приднестровья
Анатолий Гудым 15.07.2006. Центр стратегических
исследований и реформ, Кишинев
Выступление на научных чтениях Института стран СНГ
«Вчера и завтра. Сотрудничество и борьба на постсоветском
пространстве»
1. Постсоветское
пространство сегодня – спустя 15 лет после распада СССР – все еще подвижно и
драматично. Есть общее и особенное в процессах становления новой
государственности бывших союзных республик, трансформации их политических
систем, экономики и социального уклада. Пока, однако, преобладают центробежные
тенденции, и, похоже, что кристаллизация среды наступит не скоро. Отчасти это и
потому, что на постсоветском поле появились новые игроки – Европейский союз,
США, евроатлантические и региональные межгосударственные организации,
присутствие которых уже вполне явно проявляется в политике – внешней и
внутренней – новых государств, в т.ч. и Молдовы, оказавшейся в «буферной зоне»
между ЕС/США и Россией.
Внимание
России к Молдове (а в прошлом – к Бесарабии) традиционно, но в постсоветские
времена оно наиболее зримо проявилось трижды и, главным образом, в связи с
событиями в Приднестровье: 1992 г. – для прекращения военных действий;
2003 г. – при выдвижении «плана Д. Козака» по федерализации Молдовы; и, наконец,
в 2006 г. – для преодоления «экономической блокады» этого региона после введения
«новых таможенных процедур» на приднестровском участке молдавско-украинской
границы.
2. Приднестровье – одна из
«болевых точек» на постсоветском пространстве. Для ЕС – это угрозы от самого
близкого к его границам «замороженного конфликта», для Молдовы – это ущербность
расчлененного государства, для России – забота о своих соотечественниках, а
теперь – и собственности. Возникнув на волне локального противостояния Молдовы и
ее наиболее развитого региона, «феномен Приднестровья» сразу же вышел за рамки
внутримолдавских отношений, все больше приобретая региональное измерение. При этом на авансцену все более
явно выдвигается экономическая составляющая «приднестровского вопроса».
Позиция Центра стратегических исследований и реформ
(CISR) состоит в том, что в основе «приднестровского конфликта» всегда
находились и поныне активно проявляются экономические интересы. Сначала, в 90-е
гг. это были интересы региона в целом, как наиболее благополучной по доходам
населения и индустриально развитой части Молдавской ССР, и соответственно,
интересы местного «директорского корпуса», инициировавшего создание «свободной
экономической зоны» (июнь 1990 г.) еще задолго до провозглашения суверенитета
ПМР. Затем, после денежной приватизации, начиная с 2001 г. с участием как
местной элиты, так и иностранных инвесторов, прежде всего российских, - интересы
новых собственников и сотрудничающей с ними региональной администрации.
3. Молдо-молдавские (РМ – ПМР) экономические
отношенияменялись в диапазоне от «делайте, что хотите – торгуйте, с кем
хотите» (в т.ч. через легализацию внешнеторговой деятельности ПМР с помощью
таможенных печатей Республики Молдова) до прессинга и усложнения время от
времени экспортно-импортных процедур для приднестровских предприятий.
Парадоксально, но точкой отсчета в переходе к нынешней конфликтности экономик
Молдовы и Приднестровья стало вступление в 2001 г. Республики Молдова в ВТО, а
приближающееся вступление в эту же организацию России и Украины – стран-гарантов
и основных торговых партнеров и РМ, и ПМР не только не стало фактором, который
мог бы ускорить достижение компромисса в приднестровском урегулировании, но,
наоборот, драматизировало ситуацию в регионе. Три акта этой драмы уже позади.
Акт
I. Сначала, в 2001 г. Приднестровье было лишено права, предоставленного
этому региону Молдовой в 1996 г., на пользование таможенными печатями Республики
Молдова при осуществлении экспортно-импортных операций. Приднестровье
протестовало, ссылаясь на Московский меморандум, подписанный и Президентом РМ, и
оговаривающий право региона на внешнеэкономическую деятельность. Реакция
Украины, главным образом, по причине активной вовлеченности ее экономических
агентов в товародвижение в зоне Приднестровья (доля Украины в импорте в
Приднестровье составляет почти 40%) заметно запаздывала, и только в мае 2003 г.
был подписан таможенными службами Украины и Молдовы Протокол о взаимном
признании товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов. Далее, в
июле 2003 г. Правительство Молдовы ввело порядок, согласно которому
экономические агенты Приднестровья могут оформлять документы, необходимые для
осуществления экспортно-импортных операций только после временной регистрации в
Государственной регистрационной палате РМ. Для того, чтобы побудить предприятия
Приднестровья к легальному товародвижению было установлено, что: им бесплатно
присваивается идентификационный номер; декларирование и растаможивание товаров
по экспорту/импорту производится без взимания таможенных платежей, за
исключением таможенного оформления в 0,18%; выдача лицензий осуществляется
бесплатно; экономические агенты Приднестровья не несут никаких обязательств
перед бюджетом РМ. В итоге, в течение 2003 г. такую регистрацию в Кишиневе
прошли около 320 предприятий региона, и первым был «Квинт», флагман коньячного
бизнеса в Причерноморье.
Акт
II.На фазе очередного обострения напряженности в зоне Приднестровья
(«школьный кризис», блокада молдавских школ в регионе) Правительство РМ в июле
2004 г. постановило, что экспортно-импортные операции на всей территории Молдовы
в пределах ее государственной границы осуществляются экономическими субъектами в
строгом соответствии с национальным законодательством и международными нормами и
правилами. МИД Молдовы уведомил Правительство Украины о прекращении с 20
августа2004 г. пропуска товаров для физических лиц через 11 пунктов перехода
молдо-украинской границы на приднестровском участке. Одновременно Молдова внесла
на рассмотрение ЕС и ОБСЕ предложение о проведении на этом участке международной
мониторинговой операции. Аргументы – обеспечение экономической безопасности и
региональной стабильности в зоне Приднестровья, легализация внешнеторговой
деятельности предприятий региона в соответствии с международными правилами,
нормами и стандартами. Европейский Союз, исходя из обязательств в рамках Плана
действий ЕС – Молдова, принял решение об учреждении «Миссии помощи» на границе
Молдовы и Украины, которая начала действовать в декабре 2005 г.
Акт
III.Правительство РМ приняло постановление (август 2005 г.) о
регулировании грузопотоков, порождаемых внешнеэкономической деятельностью
Приднестровья, согласно которому госрегистрационной палате РМ поручено вносить
предприятия Приднестровья, осуществляющие экспортно-импортные операции, в
Государственный регистр предприятий и организаций РМ (временно), с правом на
получение сертификата происхождения товара по форме «С», а для экспорта на
Украину – по форме «СТ-1». Предприятия, зарегистрированные на постоянной основе,
могут получить сертификаты происхождения по формам «А», «СТ-1», «RM» и «EUR».
Прошло, однако, более полугода, прежде чем такой порядок был введен в действие -
с 3 марта 2006 г. Потребовались Совместное заявление премьер-министров Молдовы и
Украины (30.12.2005), ряд двухсторонних консультаций с участием ЕС и
информирование бизнес-сообщества и администрации Приднестровья. Последняя
поначалу не рекомендовала «своим» предприятиям регистрироваться с
госструктурах РМ, усматривая в этом попытку вывести их из «правового поля» и
финансово-бюджетной системы региона.
Далее, Приднестровьем была предпринята вполне эффектная
PR-кампания («экономическая блокада», «гуманитарная катастрофа» и пр.),
следствием которой стали политические и экономические демарши России (заявления
Государственной думы и МИДа, решения о предоставлении кредитов и гуманитарной
помощи, введение ограничений для молдавского экспорта).
Сейчас, по прошествии трех месяцев действия «нового таможенного
режима», ситуация в зоне Приднестровья весьма противоречива и далека от
нормализации. С одной стороны, большинство предприятий Приднестровья
вошло в Государственный регистр РМ – 84 на временной основе и 98 – на
постоянной. Однако до этого, в марте – мае многие предприятия, в т.ч. Молдавский
металлургический завод, (по рекомендации администрации региона) приостановили
работу или работали на склад; другие согласились на двойное налогообложение;
третьи (группа предприятий легкой промышленности, имеющих контракты с партнерами
из стран ЕС) работают без ограничений по ввозу исходных материалов и вывозу
готовой продукции. Применялись и «серые схемы» трафика сырья и товаров,
подпитываемого интересами административно-экономических конгломератов Украины
(Одесса – Ильичевск, Винница, Херсон), Приднестровья и Молдовы. Согласно
оценкам, «новый таможенный режим» мог ежедневно приносить 2 млн. долл. США
убытков для региональных бюджетов и экономических агентов Украины.
Фактически же, наибольший сбой
произошел в экономике и Молдовы, и Приднестровья – сокращение
производства, экспорта и доходов бюджетов.
Вполне очевидны и политические издержки: переговорный процесс по
урегулированию приднестровского конфликта в формате 5+2 приостановлен; Россия и
Украина из посредников и гарантов фактически преобразились в участников
конфликта; реализация «плана Ющенко» («три Д» за 18 месяцев, а прошло уже 14)
все дальше отодвигается в будущее.
4. Ситуация усугубляется противоречивостью действий Республики
Молдова в отношении политических и экономических гарантий как для
приднестровского бизнеса и населения (права собственности, регистрация и
налогообложение, взаимоотношения с бюджетом и банковской системой РМ и пр.), так
и для Приднестровья в целом (местное самоуправление, финансовая автономия).
Похоже, что весьма усеченные права и ресурсы, предоставленные другому
«проблемному» региону Молдовы – Гагаузии, уже имеющей с 1995 г. особый статус
«административно-территориального образования», отнюдь не воодушевляет власти и
население Приднестровья.
Сейчас в диалоге Молдова – Приднестровье преобладают
недоверие и настрой на противостояние. Между тем, соседей не выбирают и рано или
поздно, решение нужно настойчиво искать. К тому же есть признаки, что новая
бизнес-элита Приднестровья и порожденные ею политики склонны к прагматизму и
поиску компромисса, на этот раз – в виде модели «союзного государства», а не
автономии или федерации. По мысли Е. Шевчука, нового руководителя ВС ПМР, такое
государство может быть создано после референдума в ПМР, досрочных выборов в
Молдове и ПМР под наблюдением стран-гарантов и международных организаций и на
основе Конституционного Соглашения о создании Союзного государства,
разработанного под эгидой спецпредставителя ООН. «Соглашением устанавливается
трехлетний срок «сближения», в течение которого Приднестровье не наделяется
международной правосубьектностью и не имеет права на сецессию».
У такого подхода есть сторонники и оппоненты. В самом
регионе сторонники – это, прежде всего, старшее поколение, помнящее преимущества
совместной жизни в советские времена, и активно мыслящее студенчество. Но
наиболее независимым и мотивированным сторонником урегулирования конфликта и в
Молдове, и в Приднестровье является бизнес-сообщество. На смену дирижизму
постсоветского типа и когорте «красных директоров» пришло новое поколение
собственников и менеджеров. Не только в Молдове, но и в Приднестровье бизнес
быстро интернационализируется (инвесторы из ЕС и СНГ, торговые партнеры в 80
странах) и ему уже некомфортно в рамках будь-то расчлененного, как Молдова, или
«непризнанного», как ПМР, государства. В Приднестровье, наряду с инициировавшей
создание движения «Обновление» компанией «Шериф», рожденной в самом регионе и
доминирующей на его рынке продовольствия, нефтепродуктов и телекоммуникаций
(плюс строительство, плюс спорт как бизнес и т.д.), а также куста предприятий,
вполне легально работающих на контрактной основе с партнерами из стран ЕС, в
нормализации экспортно-импортных потоков заинтересован и конгломерат бизнесов,
взаимодействующих с российским Газпромом (Молдавский металлургический завод
(Рыбница), Молдавская ГРЭС (Кучурган), завод «Электромаш», Газпромбанк
(Тирасполь) и другие. Есть интересы и у самого Газпрома – стабильность его
присутствия в Приднестровье по дороге на Балканы.
5. Новым и во многом осложняющим деятельность
предприятий и жизнь населения является столкновение экономических интересов в ареале
Приднестровья. В дополнение к накопившейся уже конфликтности экономик РМ
и ПМР (регистрация, налоги, тарифы и другие регуляторные барьеры, разделение
инфраструктуры, «телефонная война» и т.п.) в последние год – два возникли
препятствия и по другим векторам: Приднестровье – Украина, Молдова – Россия,
Молдова – Украина, Украина – Россия. Последние тому примеры – акции
дружественной Украины: решение ее правительства об отмене беспошлинного вывоза
металлолома в Приднестровье (на Молдавский металлургический завод,
контролируемый российским бизнесом); задержка со стороны «Укринтерэнерго» с
пролонгированием соглашения с «Интер РАО ЕЭС» о транзите российской
электроэнергии; решение Украины о строительстве железной дороги к Измаилу южнее,
минуя Приднестровье и Молдову; препятствия для строительства молдавского
нефтетерминала на Дунае (Джурджулешты) и другие. Весьма болезненны для экономики
Молдовы и российские акции – Роспотребнадзора (вино) и Газпрома (газ), которые
также ассоциируются с нерешенностью «приднестровской проблемы».
Полагаем, что игнорирование экономической составляющей
«приднестровского конфликта», что было до сих пор, будет лишь отодвигать и
дальше нахождение взаимоприемлемого политического решения проблемы. При
формулировании и принятии политических решений жизненно важным является учет
экономических интересов как Республики Молдова и Приднестровья, так и их
партнеров. К этому выводу, наконец, пришли и в Брюсселе: «Программа
реконструкции для Приднестровья, которая подлежит реализации после заключения
соглашения об окончательном урегулировании, должна быть детально рассчитана, и
стать достоянием его населения. Более того, жители Приднестровья должны быть
уверены в том, что они смогут заниматься законным предпринимательством, и что
регион сохранит свою собственность и справедливую долю доходов, собираемых на
его территории».
Чем дольше будет длиться период активного противостояния
в приднестровском урегулировании, тем больше будут потери не только для Молдовы
и Приднестровья, но и для их экономических партнеров, в том числе в России. И
это должно побудить и Кишинев, и Тирасполь к разблокированию ситуации. Ожидать,
что она разрешится сама собой ошибочно. Несмотря на то, что Тирасполь весьма
эмоционально ведет PR-кампанию, заявляя о потерях своего бюджета и гуманитарной
катастрофе, а также о своей решимости проводить и дальше референдумы,
«держаться» регион может долго. Тем более теперь, при прямолинейно
демонстрируемой поддержке России.
Все попытки предложить планы урегулирования «со стороны»
до сих пор не приносили позитивного результата. Во многом именно из-за того, что
то Кишинев, то ПМР воспринимались не как самостоятельные игроки, а как
подыгрывающая сторона в чьих-то играх. Вообще непонятно, как Кишинев при
поддержке Запада или Украины собирался демократизировать, демилитаризировать и
декриминализовать регион, который ему неподконтролен. Надо сначала обеспечить
сближение правового поля непризнанной республики и Молдовы и только потом
реализовывать принцип «трех Д», заодно распространив его и на территорию самой
Республики Молдова.
Поэтому пора Молдове и Приднестровью проявить, наконец,
здравый смысл и взять инициативу в свои руки, начав, прежде всего, с создания
благоприятных условий для приднестровского бизнеса и социально-экономических и
политических гарантий для населения региона. На переходный период, принимая во
внимание своеобразие истории, экономики и менталитета населения Приднестровья,
необходимо продумать вариант развития этого региона в особом статусе, скажем, в
виде свободной экономической зоны со специальным таможенным и налоговым режимом.
Пакет документов о создании такой зоны должен включать и законы об амнистии
капитала и гарантиях права собственности. Одновременно с целью обеспечения
политических и гражданских прав жителей Приднестровья необходимо выработать
основные принципы сосуществования и разграничения полномочий властей, отказаться
от любых преследований после урегулирования. И, наконец, решение должно
содержать четкие и недвусмысленные ответы на вопросы о взаимоотношениях с
Россией, Евросоюзом и в рамках регионального сотрудничества – в Юго-Восточной
Европе и с ближними соседями.
Час пик» не за горами
14.07.2006.
Ольвия-пресс
С.Зайченко
Одним из аргументов официального Кишинева в вопросе
объединения Молдовы и Приднестровья все предыдущие годы были
заявления о том, что главной причины конфликта на Днестре – стремление Молдовы
воссоединиться Родиной-матерью Румынией – более не существует. Республика
Молдова, как утверждают ее лидеры и непосредственно президент Воронин,
независимое, международно-признанное государство и самостоятельно строит
свою собственную политику. Но на днях, во время приема в Бухаресте
призеров олимпиады по истории из Молдовы, президент Румынии Траян Бэсеску
опроверг подобные утверждения и заявил, что Румыния давно предложила Молдове
вступать в ЕС вместе. «Румыния предложила Республике Молдова вместе войти в ЕС,
но решение такое должны принять молдавские власти и население страны», -
такое открытое заявление сделал президент Румынии
перед румынскими и иностранными журналистами.
По словам Бэсеску, после воссоединения Германии Румыния
остается единственной страной, разделенной на две части, и что объединение
произойдет «внутри Евросоюза и осуществится это довольно скоро».
Президент Румынии также отметил, что Бухарест
признает желание Кишинева быть независимым государством, но при этом
напомнил, что Румыния и Республика Молдова являются двумя независимыми
государствами, но с одним и тем же народом. По его словам, Молдова и
Румыния «вместе встретятся в Европе, где границы не играют значения».
На состоявшейся 11 июля в Кишиневе пресс-конференции
Воронин на просьбу прокомментировать настойчивые заявления Бухареста о
воссоединении двух родственных государств постарался уйти от
ответа.
Но, анализируя политическую ситуацию в Европе и
ЕС, в частности, исторические взаимоотношения РМ и Румынии и политическую
ситуацию в самой Молдове, можно сделать вывод: объединение двух румынских
государств, которого добивается Румыния и которому, прямо скажем, способствует
политическая элита Молдовы и вся «президентская рать» – вполне
реальная перспектива.
Сегодня президент Румынии Траян Бэсеску открытым текстом
предложил Воронину, чтобы Молдова вступила в Европейский союз вместе
с Румынией, что фактически означает, что официальный Бухарест вновь
поставил вопрос об объединении "двух румынских государств" во главу
угла внешней политики в отношении Молдовы. В Республике
Молдова эта проблема также постоянно на слуху: Воронин,
вступивший в так называемый «проевропейский» альянс с Рошкой, является тем
политиком, которому Бэсеску предлагает «объединиться в Европе». А если
делает - значит, утверждают политические наблюдатели, рассчитывает на
положительный ответ. Если принять во внимание , что ХДНП (фронтисты) стали
самыми близкими политическими союзниками Воронина, и что именно партия Рошки
определяет сегодня идеологию «красно-оранжевой» коалиции, вероятность
возврата Бессарабии в лоно «Родины-матери» не такая уж фантастическая
идея, как это может показаться на первый взгляд. Мы говорим «возврат Бессарабии
в Румынию», потому что Приднестровье, ранее входившее в состав Молдавской
ССР, к Румынии присоединиться никоим образом не может. Это связано, в
первую очередь, с историей возникновения приднестровского государства. Именно
идея «Великой Румынии» в конце 80-х - начале 90-х стала точкой отсчета
противостояния Бессарабии и Приднестровья.
И все годы так называемого «суверенитета» Молдовы тема
объединения «двух румынских государств» с повестки дня не снималась. Она то
приглушалась, то камуфлировалась заявлениями о дружбе двух братских государств.
Но официальный Бухарест, на словах признавая независимость Молдовы,
документально это за прошедшие 15 лет ни разу не подтвердил. Да и
официальный Кишинев не стремился к этому, хотя Базовый договор между
Бухарестом и Кишиневом периодически якобы приближался к стадии подписания.
Обращает на себя внимание одна очень важная
деталь: Запад совершенно «закрыл глаза» на стремление Румынии присоединить
к себе Бессарабию. А это – определяющий фактор при решении проблемы
объединения. Доказательства налицо: согласно уставным документам НАТО и
Евросоюза, страна, кандидат на вступление в эти европейские структуры, должна со
всеми соседними странами иметь базовый политический и пограничные договора,
подтверждающие отсутствие каких бы то ни было территориальных претензий друг к
другу. У Румынии есть такие договора со всеми соседями. Нет их только с
Молдовой. Но Румыния уже член НАТО и в апреле 2007 года будет членом ЕС.
Это говорит о многом.
Попытка разработать Базовый политический договор между
Бухарестом и Кишиневом предпринималась Молдовой неоднократно. Последняя
такая попытка была в мае 2000 года. Тогда был даже подготовлен проект
договора и уже парафирован министрами
внешнеполитических ведомств двух стран. Но до подписания столь важного во
взаимоотношениях «братских стран» документа так дело и не дошло. У
Э.Константинеску, бывшего тогда президентом Румынии, не хватило мужества
отказаться от Бессарабии и признать ее суверенитет. И никакого компромисса
найдено не было. Агентство "Франс-пресс" тогда так прокомментировало
согласие Молдовы пойти на компромиссность подготовленного
договора: "Компромиссное решение, как и все компромиссы, это "ни конь, ни
осел". Компромиссный документ не являлся ни документом о братстве,
ни обычным договором. Он мог бы быть назван "Соглашением
о привилегированных отношениях". А "привилегированные
отношения", по мнению "Франс-пресс", это «обязательство
Румынии поддерживать усилия Молдовы в деле интеграции ее в Европу», в том числе
и путем введения в Молдове своей юрисдикции.
Действуя таким образом, Румыния, говоря о евроинтеграции
Молдовы, способствовала "воссоединению" двух стран. Вершина
такой евроинтеграции РМ по-румынски - это и есть то, что сегодня
предложил Воронину президент Бэсеску.
Комментируя предложение Бэсеску, газета "Флукс",
принадлежащая вице-председателю парламента Молдовы, лидеру
Христианско-демократической народной партии (бывшей Народным фронтом) Юрию
Рошке, подчеркивает, что румынский президент, к счастью, не
отказался от "объединения двух румынских государств", и что альянс с
Румынией - это единственный шанс для Молдовы интегрироваться в Европейский союз.
По большому счету, у Воронина вообще нет возможности для
маневра. Его предвыборная платформа – «Покорный теленок двух маток сосет» -
разоблачена. Одна из «маток», поняв, что представляет собой
«покорный теленок», повышает Молдове цены на газ, закрывает рынок для
винно-коньячной и сельскохозяйственной продукции, а вторая дает деньги
только на поддержку антироссийской политики. К тому же президент Воронин,
объединившись с Ю.Рошка, утратил свою самостоятельность. Если фронтисты, к
примеру, потребуют от нынешнего президента не отвергать протянутую ему
президентом Румынии руку, Воронин ее непременно пожмет.
Для Молдовы другого пути в Европу просто нет.
Руководство Евросоюза, НАТО, и Вашингтон будут только
приветствовать подобный альянс, так как, по их мнению, Румыния –
последняя и единственная разделённая страна в Европе. И против такой
«европеизации» Молдовы возражать не станут. К тому же и в самой Молдове имеются
крупные политические силы, выступающие за объединение с Румынией. По этому
поводу не лишним будет напомнить приднестровцам, что такие силы в Молдове не
дремлют. Либеральная партия, движение унионистов и ряд прорумынских
неправительственных организаций провели недавно (28 июня) у
посольства РФ в Кишиневе санкционированный митинг протеста «против оккупации
Советской армией 28 июня 1940 г. Бессарабии и Северной Буковины».
Митингующие держали плакаты: «28 июня - день траура для всей
Румынии!», «Долой границу по Пруту!», «Мы не можем быть братьями с
русскими оккупантами!», «Прочь российская оккупационная армия!», «Мы – румыны»
и многие другие в таком же духе. Манифестанты скандировали:
«Россия, не забывай, Бессарабия - не твоя!» и раздавали
участникам и прохожим специально отпечатанные листовки, повествующие о так
называемой «Трагедии румынского народа».
В 2006 году на улицы Кишинева вновь выплеснулось то, что
происходило на его улицах в начале 90-х, и прозвучало в
парламенте в 2000 году. Напоминаю. 14 апреля 2000 года, когда
отмечался десятилетний юбилей парламентаризму Молдовы, произошло очень
характерное историческое событие, подтверждающее
тенденциозность внешней политики официального Кишинева к единению с
Румынией. Александру Мошану, депутат парламента, бывший
председатель законодательного органа страны с 1990 по 1993 гг. (один из
главных виновников трагедии на Днестре 1992 года), с
парламентской трибуны заявил: «...И еще один вывод из опыта последних 10
лет. Только рядом с Румынией, совместно с Румынией, объединившись с Румынией, мы
сможем войти в Европу, прийти к демократии и добиться процветания».
Депутаты, представители парламентских фракций ПДС, ХДНП, ПВСМ, демократы,
либералы и независимые кандидаты встретили эти слова стоя, бурными и
продолжительными аплодисментами.
В настоящее время, когда в Кишиневе правит альянс правых
и левых, «красных и коричневых», европеизм поддерживается практически всеми
политическими силами. Объединение Молдовы с Румынией и
вхождение ее, таким образом, в Евросоюз уже в 2007 году – наиболее
привлекательная идея. Другого такого случая РМ может больше не представится.
Вот почему многие политические наблюдатели предполагают,
что Воронин положительно отреагирует на предложение Трояна Бэсеску, который,
сославшись на Германию, «сумевшей восстановить нацию», призвал официальный
Кишинев и лично Воронина поступить аналогично и восстановить «единство румынской
нации». «Румыния денонсировала Пакт
Молотова-Риббентропа, который разделил румынскую нацию надвое», - в очередной
раз напомнил Воронину господин Бэсеску.
Итак, час «пик» для так называемой «евроинтеграции»
Молдовы наступает. Это значит, что такое «пиковое» время наступило и для
Приднестровья, когда оно должно окончательно определиться в своем будущем. VI
Съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья 31 марта текущего
года, чтобы окончательно расставить все точки над «i» и прекратить бесчисленные
попытки Молдовы и Запада любыми путями загнать Приднестровье под юрисдикцию
Молдовы, принял решение, провести всенародный референдум и продемонстрировать
международному сообществу, что ни о каком объединении Приднестровской Молдавской
Республики с Республикой Молдова речи быть не может, и что народ Приднестровья
желает сам решать свою судьбу! И вот уже 12 июля Верховный Совет ПМР
утвердил вопросы референдума и дату его проведения.
В заключение следует сказать: если народ Приднестровья
на референдуме подтвердит курс на независимость и
последующее вхождение в Россию, выскажется против любого
государственного объединения с Молдовой, это, во-первых, прекратит всякие
спекуляции на тему «единая, независимая и территориально целостная
Молдова», закрепит наш пророссийский вектор во внешней политике, а
во-вторых, позволит России открыто, и более эффективно защищать интересы
ПМР на международном уровне.
А главное, это позволит нам всем уверенно строить свое
будущее и будущее своих детей.
Заявления президента Румынии продолжают провоцировать реакцию реваншистских политических сил в Молдове
18.07.2006. ИА
«Новости-Молдова» (Кишинев)
Сформированный в Кишиневе Комитет в поддержку
"инициативы Бэсеску" распространил заявление, в котором требует отставки
президента Молдовы Воронина и призывает граждан "включиться в кампанию по сбору
подписей в поддержку "Заявления Бэсеску".
Как отмечается в сообщении, Комитет был создан лидерами
Унионистского движения Молдовы, Демократического форума румын Молдовы, Союза
румын Бесарабии, Северной Буковины и края Герца а также Румынской национальной
партии для реализации заявления румынского президента Траяна Бэсеску об
интеграции Молдовы вместе с Румынией в Евросоюз. Авторы заявления считают, что
Молдова возникла как государство "в результате Пакта Молотова-Риббентропа", а
"интеграция Молдовы в Евросоюз возможна лишь после того, когда она вновь станет
составной частью Румынии".
Со своей стороны председатель Конгресса русских общин
Молдовы Валерий Клименко, высказываясь во вторник в поддержку
референдума о независимости Приднестровья, заявил журналистам, что
"приднестровский народ имеет полное право на самоопределение".
"После референдума разговоры об объединении с Молдовой
потеряют смысл, и начнется процесс массового признания Приднестровья другими
государствами", - считает Клименко, который возглавит российскую миссию
мониторинга на референдуме а Приднестровье.
Комментируя указанные заявления, один из представителей
оппозиционной парламентской фракции заявил, что недавние заявления президента
Румынии помогут реализовать известный "План Белковского" по разделу Молдовы.
"Президент Бэсеску невольно встал на сторону
реваншистских, крайне радикальных кругов Молдовы, финансируемых из-за рубежа и
всегда ратовавших за ликвидацию молдавского государства. Думаю, что в этой связи
как румынское руководство, так и Евросоюз, куда в скором будущем войдет Румыния,
должны занять принципиальную позицию", - заявил депутат, пожелавший не называть
своего имени.
В начале июля президент Румынии Траян Бэсеску публично
заявил, что "Румыния - единственная страна, единственный народ, оставшийся
разделенным после воссоединения Германии, а румыно-молдавское объединение
произойдет внутри Европейского союза".
Так называемый "План Белковского" был озвучен директором
московского Института национальной стратегии Станиславом Белковским сначала в
Бухаресте, а затем в Одессе в 2004 году. "Передача Бессарабии Румынии при
одновременном признании права Приднестровья на самоопределение - отвечает
интересам всех народов региона. Присоединение Бессарабии по образцу
воссоединения Западной и Восточной Германии дало бы колоссальный импульс
национальному развитию и фактически позволило бы Румынии выйти из национальной
депрессии, в которой она сегодня находится", - считает автор плана Станислав
Белковский.
«Пророссийский менталитет и геополитическая ориентация на Россию – важнейшие составляющие приднестровской политической культуры»
12.07.2006.
Ольвия-пресс
Илья Галинский, директор Института истории, государства и
права ПГУ им. Т. Шевченко
Доклад
на международной конференции «Русская политическая культура и
формирование политических культур стран Евразии»
30 июня в Москве, в конгресс-парке «Волынское» в рамках
дней «русской политической культуры» состоялась международная конференция
«Русская политическая культура и формирование политических культур стран
Евразии».
В работе конференции приняли участие широко известные в
мире ученые, специалисты в области гуманитарного знания и политической культуры:
А.А. Кокошин, академик РАН, председатель комитета Государственной Думы РФ по
делам СНГ и связям с соотечественниками; М.А. Колеров, начальник Управления
Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;
В.Т. Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс»; С.А. Марков,
директор Института политических исследований; Г.О. Павловский, президент Фонда
эффективной политики; А. Рар, директор программ России и стран СНГ Центра
Кербера; М.Б. Погребинский, директор Киевского центра политических исследований
и конфликтологии и др.
«Роль и значение политической культуры для жизни любого
общества, тем более приднестровского, трудно переоценить. Классики современной
политологии Г. Алмонд и С. Верба с потрясающей точностью подметили, что
строительству и укреплению стабильного и демократического государства не помогут
ни самая совершенная конституция, ни самые востребованные политические и
административные институты, если одновременно не будет создана, адекватная этому
строящемуся государству и менталитету его народа, политическая культура.
Именно такая активно формирующаяся политическая культура
стала как базисом, так и средством построения независимого приднестровского
государства, определила «правила игры» приднестровского народа в его борьбе
против румынского унионизма, сформировала базовые политические ценности,
общественно-политические цели и ориентиры населения Приднестровской Молдавской
Республики. Иначе говоря, само образование ПМР во многом стало фактором
цивилизационного, социо-политико-культурного плана.
Безусловно, феномен приднестровской политической
культуры может быть понят лишь в контексте ее сущностного и исторического
содержания, глубокого ментального переживания народа Приднестровья по поводу
возможной утраты своего внешнего мира, – исторической родины – Советского Союза
(России). Именно особенности исторического развития Приднестровья в первую
очередь определили особенности его политической культуры.
Исторически, территория Приднестровья никогда легитимно
не входила в состав молдавского государства, зато всегда была составной частью
геополитического пространства, русско-православной цивилизации, располагалась на
границе двух культурно-политических миров: латино-романского и славянского.
Причем граница этих двух цивилизационных миров проходила по западному
рубежу Приднестровья. С тех пор, как в 1792 году приднестровские земли были
освобождены российскими войсками в ходе военной победы над Османской империей, а
великим русским полководцем А. Суворовым на Днестре был основан город Тирасполь,
ныне столица Приднестровской Молдавской Республики и была оформлена целостность
цивилизационного пространства восточных славян в рамках единого российского
государства – территория Приднестровья постоянно находилась в поле политического
притяжения России – Советского Союза – Российской Федерации.
В этом контексте, совершенно понятно, почему менталитет
и политическая культура приднестровцев формировались с учетом этой
определяющей составляющей, несут в себе некие врожденные, передаваемые по
наследству архетипические черты принадлежности к восточно-славянской, российской
цивилизации, восприятия России в качестве матери – Родины, матери – Земли.
И когда, прорумынская политическая элита Молдовы всеми
силами стала проводить политику объединения «двух румынских» государств и
инициировала принятие закона о молдавском языке как единственно
государственного, когда возникла угроза славянской (русской) культуре, инстинкт,
дремавший десятилетиями в подсознании приднестровцев сработал незамедлительно,
проявилось так называемое «коллективное-бессознательное» – восточно-славянская
составляющая приднестровского менталитета вышла на первый план и стала играть
определяющую роль во всех последующих политических процессах и событиях на
приднестровской земле.
Совершенно очевидно, и это даже не требует никаких
доказательств, приднестровцы просто не могли испытывать лояльность и
отождествлять себя с Молдовой – государством, которое проповедовало, чуждую им
цивилизационно, идеологию, проводило враждебную политику по отношению к их
социокультурным и геополитическим ценностям и приоритетам. Не случайно, даже
такая организация, как ОБСЕ явно не относящаяся к приднестровскому
государству с симпатией, была вынуждена в 1993 году в своем докладе
констатировать, что в Приднестровье существует острое чувство собственной
приднестровской идентичности. И действительно, в Приднестровье, даже в советские
годы, доминировала не молдавская, а другая советская идентичность. Во многом это
было результатом многонационального состава населения этого края, его
комфортного проживания здесь. В итоге население Приднестровья больше
отождествляло себя с Советским Союзом, чем с Молдавией, в состав которой оно
юридически входило.
Естественно, что после распада Советского Союза,
население Приднестровья стало отождествлять себя уже с Россией – правопреемницей
Советского Союза. Оно сохранило себя в неразрывном единстве российской
цивилизации. Поэтому, в Приднестровье не произошло того, что случилось в других
государствах, не случился кризис идентичности, не произошла утрата родного
языка, ценностей, норм и образцов поведения, дающих человеку возможность ощутить
свою принадлежность к большой Родине – российскому государству. Важнейшим
фактором, определяющим ментальную неразрывную связь населения Приднестровья с
матерью – Родиной, Россией является русский язык. Дело в том, что реальное
осознание большинством приднестровцев русского языка как родного (а ученые
подтверждают, что язык, на котором осуществляется обучение и с помощью которого
люди общаются, определяет, как характер мышления, так и способ бытия),
фактически утверждает российскую национальную самоидентификацию населения
Приднестровья.
Исторически Приднестровье формировалось как
многонациональный край с преобладанием славянского населения. Ныне здесь
проживают, приблизительно три равных национальных группы: русские, украинцы,
молдаване. Но большинство из них по самосознанию, менталитету – это
приднестровские россияне, потомки тех Суворовских солдат, которые два века назад
пришли освободителями на эту исконно славянскую землю. Это потомки тех офицеров
четырнадцатой армии, которые после завершения службы оставались здесь на
постоянное место жительства и защищали эту землю от румынских, фашистских и
молдавских захватчиков. (Причем жители края никогда не воспринимали их как
чужих, наоборот всегда считали своими защитниками, а у самих российских солдат и
офицеров никогда не возникало сомнений в том, что приднестровская земля – это
российская земля). Это те советские россияне, которые приезжали в Приднестровье
восстанавливать промышленные предприятия и строить новые, такие как Рыбницкий
металлургический комбинат.
Поэтому, хотя в Приднестровье по Конституции
функционируют 3 официальных, равноправных языка: русский, украинский,
молдавский, фактически господствующим языком, языком объединяющим приднестровцев
в единое целое, и языком межнационального общения здесь, безусловно, является
именно русский язык. На нем выходит абсолютное большинство приднестровских
периодических изданий, телевизионных программ, транслируются в полном объеме все
основные российские телевизионные каналы.
Именно на русском языке, за небольшим исключением (в
Приднестровье существуют несколько школ, где обучение ведется на молдавском и
украинском языках) осуществляется учебный процесс в приднестровских школах,
гимназиях, лицеях, колледжах, институтах и университете. Именно по российским
учебникам, в том числе по учебникам истории, строго в соответствии с российскими
образовательными стандартами, обучаются приднестровские учащиеся и
студенты, изучая историю России, как историю Отечества.
Наконец, весьма серьезным аргументом в пользу
пророссийской ментальности приднестровцев является факт проживания здесь
восьмидесяти пяти тысяч зарегистрированных российских граждан, количество
которых многократно бы возросло если бы в период с 2001 по 2005 годы процесс
принятия российского гражданства для приднестровцев не был так искусственно
затруднен.
Таким образом, если попытаться проанализировать
ментальность приднестровского населения, через их внутренний мир, то станет
очевидным, что для его абсолютного большинства Россия – это большая
Родина, причем Родина не утраченная, а Приднестровье, это их маленькая
Родина, край, где они сегодня живут и трудятся. Поэтому, если даже кто-то
уезжает из Приднестровья в Россию на постоянное место жительства, в общественном
сознании приднестровцев этот поступок не предается осуждению и не
отождествляется с предательством.
Довольно часто журналисты, писатели, политики, те
которые посетили Приднестровье и осмыслили происходящие здесь
социально-политические процессы, пишут и говорят, что у Приднестровья «русское
лицо». И это действительно так. Подтверждениям этого служит авторитетный научный
международный форум под названием «Мы Россия», прошедший в Тирасполе в 2003 году
на котором все выступающие приднестровцы своими выступлениями убедительно
подтверждали этот тезис, используя понятный аппарат в категориях: «российские
приднестровцы», «приднестровские россияне».
В Приднестровье очень многое в сознании и подсознании
людей, в исторической памяти и традициях, так или иначе, связано с Россией,
имеет отношение к России, ориентировано на Россию. Многие площади и улицы
городов и сел Республики носят имена русских, российских полководцев, ученых,
государственных деятелей: А. Суворова, В. Раевского, М. Орлова, Н. Зелинского.
Даже своеобразная визитная карточка Приднестровья – лучший на
постсоветском пространстве коньяк, получил почетное и патриотически-русское
название коньяк – «Суворов», коньяк «граф Витгенштейн».
Раз за разом, в течение уже 30 лет, в Приднестровье
инициируется идея объединения двух его крупнейших городов: Тирасполя и Бендер,
исторически неразрывно связанных с именем А. Суворова. В случае ее реализации –
новому городу – столице Приднестровья, по мнению жителей (согласно
социологическому опросу), должно быть присвоено имя «Суворов-град».
Большинство законов, принимаемых Верховным Советом ПМР –
это во многом российские законы, адаптированные к сегодняшним
социально-политическим и экономическим условиям Приднестровья. А Конституция
Приднестровской Молдавской Республики – это, можно сказать, Конституция
Российской Федерации с вычетом федеративной составляющей.
Фактором огромной эмоционально-позитивной силы,
безусловно, является и морально-политическая поддержка Россией приднестровского
государства и его народа, как во времена вооруженной агрессии Республики Молдова
против Приднестровской Молдавской Республики, так и в периоды экономической,
таможенной информационной блокад. Вера в то, что Россия не бросит в беде,
поможет и защитит, не покидало население Приднестровья даже в самые сложные и
трагические периоды непродолжительной приднестровской истории.
А посему, мы с полным основанием можем констатировать,
что менталитет, идентификация населения Приднестровья, вся его реальная
повседневная жизнь в своей основе ориентированы на Россию. Приднестровский народ
не мыслит себя вне культурно-цивилизационного, политического поля России, и
надеется на то, что он тоже будет востребован как российским обществом, так и
российским государством.
Социологические исследования, проведенные в
Приднестровье в последние годы, показывают, что около 75% жителей Республики
готовы поддержать, в случае инициирования, политическое решение о вхождении
Приднестровья в состав Российского государства. Это ли не демонстрация главной
составляющей приднестровской политической культуры, которая развивается и
становится все более зрелой и демократической.
Как и в каком направлении будет развиваться
приднестровская политическая культура в дальнейшем, будет зависеть от многих
факторов и обстоятельств, но в первую очередь от того, насколько активно и
адекватно Россия будет поддерживать и стимулировать пророссийский менталитет и
общественные отношения в Приднестровской Молдавской Республике, укреплять
Приднестровье как геополитический плацдарм продвижения российско-приднестровских
национальных интересов в современном мире».
Миссия расширена
11.07.2006. День
(Киев)
Мыкола Сирук
ЕС активизирует сотрудничество с Украиной и Молдовой в
сфере пограничного и таможенного контроля на украинско-молдовской границе.
Недавно по согласию Киева и Кишинева в Брюсселе было принято решение расширить
миссию ЕС по предоставлению пограничной помощи Молдове и Украине. Новые посты
миссии ЕС будут открыты в порту Одесса, откуда будет контролироваться
деятельность Одесского и Ильичевского портов. На дополнительную миссию в
Кишиневе будет возложена задача отслеживать ситуацию на
молдовско-приднестровской границе. Как объяснил председатель Представительства
ЕС в Украине Иен Боуг, новые посты будут больше заниматься аналитической
деятельностью. На базе полученной информации еэсовские аналитики будут помогать
определять приоритеты и более проблемные регионы и сферы, которым необходимо
уделять особое внимание. Очевидно, от них следует ожидать рекомендации по
перекрытию новых каналов контрабанды. Штат расширенной миссии будет составлять
почти 100 человек. При этом бюджет миссии до конца 2007 будет достигать 20 млн.
евро.
Как известно, деятельность такой миссии ЕС была начата
30 ноября 2005 года в ответ на обращение президентов Украины и Молдовы Виктора
Ющенко и Виктора Воронина. С самого начала в миссии насчитывалось 50
специалистов из различных стран ЕС, которые дают украинским и молдовским
должностным лицам консультации для повышения эффективности пограничного и
таможенного контроля. В ЕС считают оправданным введение такой миссии. Это
позволило, отметил председатель Представительства ЕС в Украине Иен Боуг,
обнаружить на украинско-молдовской границе значительную контрабандную
деятельность, а также понять, что граница является объектом деятельности
организованных преступных групп. Еэсовский дипломат отметил, что миссия ЕС
оказывает помощь пограничным и таможенным службам Украины и Молдовы, а не
замещает их. Конкретные цифры по контрабанде товаров привел заместитель министра
иностранных дел Украины Андрей Веселовский. Он, в частности, сказал, что в
течение операции «Апрель» с марта по начало июля на украинско-молдовской границе
были задержаны 322 нелегала, 52 тонны контрабандного мяса, 63 тонны овощей, 16
кг наркотиков, а также большие партии сигарет и алкоголя. В то же время
украинский дипломат отметил, что количество контрабанды через общую границу
уменьшается.
Веселовский считает, что деятельность расширенной миссии
ЕС с аналитическими отделами в Одессе и Кишиневе позволит наладить Украине и
Молдове системную работу по борьбе с контрабандой на украинско-молдовской
границе. И только после этого, по его мнению, потребность в миссии ЕС отпадет.
Украинский дипломат отметил, что позитивом еэсовской миссии является то, что
украинские таможенники и пограничники по-новому стали относиться к работе.
Пока что срок действия миссии ограничивается двумя
годами. Боуг выразил надежду, что этого времени будет достаточно для того, чтобы
украинско-молдовская граница достигла уровня, который отвечает европейским
стандартам.
Представитель ЕС в Украине считает маловероятным, что
новая коалиция - Партия регионов, СПУ и КПУ - откажется от подходов нынешнего
украинского правительства в вопросах урегулирования приднестровского конфликта.
«Разрешение приднестровской проблемы, которая включает введение нынешнего
пограничного режима, - в интересах Украины и также будет в интересах
правительства, которое будет сформировано», -отметил И. Боуг.
США выстроили свою иерархию непризнанных
17.07.2006. Утро.ру
(публикуется с сокращениями)
Юрий Котенок
Взрыв маршрутного такси в Тирасполе, при котором погибли
восемь и были ранены 26 человек, включая граждан России и российских
военнослужащих, может обострить и без того сложную обстановку в зоне конфликта.
За что борется Приднестровье и другие самопровозглашенные республики? Каковы их
шансы на признание независимости в условиях двойных стандартов? Как при этом
должна действовать Россия? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом
"Yтра" отвечает один из ведущих отечественных экспертов, директор Российского
Института стратегических исследований Евгений Кожокин.
"Yтро": Взрыву в Тирасполе
предшествовал беспрецедентный нажим на Приднестровье. Власти этой республики
предупреждают, что Россию хотят полностью выдавить из региона, исключив ее из
переговорного процесса и заставив вывести войска. Такая политика будет
продолжаться?
Евгений Кожокин: Раскол на
Приднестровье и Молдову – не искусственно созданный феномен. Судьба Правобережья
и Левобережья Днестра на протяжении нескольких веков складывалась совершенно
по-разному. Левобережье вошло в состав Российской империи раньше Бесарабии и
никогда не входило в состав румынского государства. Есть небольшой период
истории, с 1919 г. до 1940 г., когда оно являлось в качестве Молдавской
Автономной Советской Социалистической Республики частью Украинской ССР. В
Левобережье шло формирование политической культуры, отличной от политической
культуры Бесарабии – части Королевства Румыния, наиболее обездоленной в
межвоенный период. Собственно, раскол Молдавии произошел по принципу разницы,
прежде всего, политических культур. Есть к тому же отличие в хозяйственных
интересах, но нет принципиального отличия с точки зрения этнического состава
Лево- и Правобережья: по обеим сторонам Днестра живут, молдаване, русские и
украинцы. Несколько различаются только пропорции.
Приднестровцы хотят, прежде всего, оставаться верными
своим традициям, быть такими, какие они есть, не хотят румынизации и того, чтобы
их жизнь зависела от Бухареста, Брюсселя или Вашингтона. И это их право. Если
рассматривать проблему этого непризнанного государства с точки зрения прав
человека, то приднестровцы имеют права, которые нужно признавать и уважать не
меньше, чем права людей, живущих по другую сторону Днестра. Если они хотят
сохранить связи с Россией и русский язык, наряду с молдавским и украинским, это
их нормальное демократическое право. Их беспокоит, что сейчас, правда не столь
стремительно, как в начале 90-х, продолжается румынизация Молдавии. Все большее
количество граждан Молдавии одновременно приобретают румынское гражданство. Тем
самым происходит размывание небольшого и достаточно слабого молдавского
государства. В свою очередь, около 10% жителей Приднестровья получили российское
гражданство (около 15-16% - прим. составителя подборки материалов). И, кстати
говоря, могут обращаться к России с просьбой обеспечить их безопасность и
имущественные права, и государство не может им ответить, что это не его
вопрос.
Вне всякого сомнения, конфликт Молдовы и Приднестровья
нужно решать цивилизованно, исходя из концепции прав человека и признавая право
приднестровцев на свободный выбор. В настоящее же время пока сугубо
экономическими мерами их пытаются принудить, чтобы они отказались от своей
исторической и духовной идентичности, от властных институтов, которые
обеспечивают их безопасность и демократические права, их заставляют признать над
собой власть государства, к которому они никогда не имели никакого отношения.
Жители Приднестровья были гражданами СССР и никогда не были гражданами
независимой Молдовы. Они не захотели стать гражданами этого государства.
Принуждение к тому, чтобы люди стали гражданами Молдовы, не имеет ничего общего
ни с демократией, ни с нормальным человеческим подходом.
Сейчас Молдова вынуждает предприятия Приднестровья
регистрироваться в Кишиневе и получать там разрешение на внешнеэкономическую
деятельность, иначе их продукция просто окажется заблокированной на
украинско-приднестровской границе. При этом Молдова дает временную регистрацию
приватизированным приднестровским предприятиям и постоянную – государственным
предприятиям Приднестровья. В Кишиневе поняли, что демонстрировать полное
неуважение к праву частной собственности государству, стремящемуся в ЕС,
неприлично. И хотя нынешний политический режим в Молдове не признает процедуры
приватизации, осуществляемые в Приднестровье, на данном этапе они стремятся
избегать коллизий с частными лицами. Тем не менее, Кишинев пытается задержать
дальнейшую приватизацию, расставляя капканы для государственных хозяйствующих
субъектов. Ведь в случае ликвидации ПМР они автоматически перейдут в
собственность Молдовы. Приватизированные предприятия после ликвидации ПМР также
обретут новых собственников. Воронин и его сын хорошо знают, как это делается.
Но это произойдет не сразу, придется немного подождать до того момента, как в
Европе потеряют интерес к внутренним делам далекой, бедной и малоперспективной
Молдовы.
"Y": После объявления
таможенной блокады Приднестровья в Тирасполе заявили, что в мае наступит
гуманитарная катастрофа. Но потом тема сошла на «нет». Какова же реальность?
Е.К.: Просто в определенной
степени ситуация выпала из поля зрения СМИ. Острый кризис сейчас вступил в
затянувшуюся фазу. Но он продолжается. Социальные условия жизни в Приднестровье
ухудшаются, так как целый ряд предприятий не может нормально функционировать. На
осень в республике намечен референдум, а в декабре должны пройти выборы
президента. Совершенно очевидно, что в связи с этими событиями ситуация может
вновь обостриться. В Кишиневе рассчитывают, что люди не выдержат ухудшения
жизненных условий и пойдут на уступки. Мы видим, как
пытаются лишить воли маленький народ.
"Y": Насколько правомерен
такой взгляд на проблему Приднестровья: Запад никогда не смирится с влиянием
России в этом регионе, потому что там расположены ее войска?
Е.К.: На сегодня в
Приднестровье находится очень небольшое количество российских военнослужащих,
которые входят в состав миротворческих сил. Также российские военные
осуществляют охрану военных складов в районе населенного пункта Колбасна.
"Y": Тех, что считались
крупнейшими в Европе?
Е.К.: В советское время.
Значительная часть хранившихся там боеприпасов уже вывезена.
"Y": Запад устроит ситуация,
что при вступлении Украины в НАТО в тылу остается Приднестровье, где могут быть
развернуты российские части из резервистов – граждан РФ?
Е.К.: Не будем рассматривать
совершенно маловероятные сценарии. Конфликт России с НАТО я считаю исключительно
маловероятным. Есть вопросы безопасности, которые не могут не принимать в расчет
военные и люди, отвечающие за безопасность страны. Они всегда считают, что
дислокация иностранных войск у границ собственной страны противоречит ее
интересам. Действительно, дислокация любых войск – американских, нигерийских,
таиландских – на границах с Россией не отвечает нашим интересам. Есть соседние
государства – Украина, Грузия, Азербайджан, Финляндия. У нас нет территориальных
претензий ни к одному из соседей, как нет противоречий, которые могли бы вызвать
вооруженные действия России против этих государств. Они вполне могут обеспечить
свою безопасность собственными силами, так как угрозы для всех этих государств,
находящихся на западных и юго-западных границах России, связаны с т.н. "мягкой
безопасностью" – миграцией, наркотиками, криминалитетом. НАТО, как структура, не
способно бороться ни против незаконной миграции, ни против наркотрафика, ни
против криминалитета. Это не его задачи. С этой точки
зрения движение НАТО на восток никакими рациональными доводами, связанными с
реальными вызовами безопасности, не связано.
Это продвижение связано со стремлением изменить
геополитический баланс сил, обеспечить свое влияние на тех территориях, которые
ранее входили в состав Советского Союза; с желанием использовать человеческий
потенциал этих стран для решения задач, которые не имеют ничего общего с
национальными интересами Украины, Грузии или той же Латвии, которая сейчас
является членом НАТО.
"Y": Вернемся к Приднестровью. Что должна делать Россия
для избежания эскалации в зоне конфликта?
Е.К.: Протокол, который был подписан вице-премьером РФ
Жуковым и президентом Приднестровья Смирновым, помогает этой территории выжить
экономически в условиях блокады. Это правильный шаг, как и гуманитарная помощь,
которую мы оказали по линии МЧС. А западным партнерам мы пытаемся объяснить, на
каких принципах строим свою политику в отношении Приднестровья и Молдовы. Мы
говорим, что на карту поставлены в числе прочих принципы демократии и прав
человека, которые являются общими для России, стран ЕС, США. Мы относимся к ним
как к принципам или как к джокерам в пропагандисткой игре? Пропаганда отличается
тем, что когда нужно, что-то вытаскивается из большого пропагандистского мешка,
например, права человека. А когда это не нужно, про них и не вспоминают. Мы
говорим о том, что, если так подходить к этим концепциям, мы разрушим
собственное общество и собственную демократию. Я считаю, что есть не очень
большой набор принципов, которые нельзя нарушать, потому что это опасно для
общества и государства. Сейчас именно эти принципы и оказались под вопросом в
Приднестровье.
|