Обращение общественных организаций Латвии
Документ
В настоящее время Латвия испытывает
давление со стороны международных организаций по поводу отмены содержащихся в
Законе о выборах дискриминационных языковых требований к кандидатам в
депутаты.
Общественные организации, последовательно
отстаивающие демократические принципы развития общества, положительно оценивают
усилия международных организаций, направленные на приведение законодательства
Латвии в соответствие с демократическими нормами.
Однако вызывает недоумение, что Европейское
сообщество обеспокоено недемократичностью лишь некоторых статей Закона о
выборах, второстепенных по своей практической и общественной значимости, и,
вместе с тем, весьма спокойно относится к несоизмеримо более серьёзным
проявлениям дискриминации в Латвии. С нашей точки зрения основными из них
являются:
1) Наличие массового безгражданства -
приблизительно четверть постоянных жителей Латвии, большая часть которых
являются её уроженцами, поражены в политических правах, в том числе лишены права
избирать муниципальные органы власти. Само по себе это явление свидетельствует о
нарушении одного из базовых принципов демократии - всеобщего равного
избирательного права. Кроме того, Латвия уклоняется от выполнения обязательств,
предусмотренных Конвенцией ООН “О сокращении безгражданства”;
2) Закон об образовании - предусматривает
перевод существующей государственной системы среднего образования на русском
языке с 2004 года на латышский язык обучения. Это происходит без учёта мнения
родителей-налогоплательщиков, выступающих против подобного реформирования школы.
Закон лишает детей права получать полноценное образование на родном языке, права
воспроизводства этнокультурной идентичности и рассматривается нами как
инструмент принудительной ассимиляции;
3) Закон о выборах - содержит нормы,
ограничивающие пассивное избирательное право по политическим мотивам;
4) Закон о государственном языке - содержит
целый ряд дискриминирующих норм по отношению к нелатышской части общества, а это
не менее 40% постоянных жителей Латвии. В частности. Закон о госязыке исключает
возможность использования языков меньшинств в общении с государственными и
муниципальными органами власти даже в регионах, где лингвистические меньшинства
исторически составляют большинство населения;
5) Закон о радио и телевидении - запрещает
создание частных теле- и радиоканалов на языках национальных меньшинств, тем
самым ограничивая право на свободу слова;
В этих условиях снятие мониторинга ПАСЕ и.
что ещё более существенно, ликвидация миссии ОБСЕ в Латвии, с нашей точки
зрения, являются шагами явно преждевременными.
Подтверждением может служить то, что на
момент написания этого Обращения, Сеймом Латвии в первом чтении приняты поправки
к Конституции, закрепляющие ограничения общепризнанных прав меньшинств уже на
уровне Основного Закона страны. Упомянутые конституционные поправки снижают
уровень защиты прав человека и практически делают невозможным ратификацию в
полном объёме Конвенции о защите прав национальных меньшинств, подписанной
Латвией ещё в 1995 году и до сих пор не ратифицированной.
Отношение со стороны Европейского
сообщества к серьёзным нарушениям прав национальных меньшинств в Латвии резко
контрастирует с незамедлительной и жёсткой реакцией, вынудившей власти Македонии
в форсированном порядке изменить своё законодательство в пользу значительного
расширения прав албанского меньшинства.
Этому есть своё объяснение - ведь для
достижения своих целей албанцы пошли на вооружённый конфликт. Мы же в Латвии вот
уже более 10 лет пытаемся защищать свои права демократическими методами, в том
числе привлекая внимание Европейского сообщества к существующим проблемам.
Однако ненасильственные методы не вызывают должного понимания и поддержки.
К сожалению, вышесказанное свидетельствует
о наличии двойных стандартов в области прав человека. Снисходительное отношение
со стороны международных организаций к Латвии воспринимается как поощрение
дискриминационной политики, цель которой - превращение Латвии в моноэтническое,
латышское государство, хотя на протяжении нескольких столетий на территории
современной Латвии жили люди, принадлежащие к различным лингвистическим,
этнокультурным и религиозным группам.
Ту же этнократическую цель преследует и
правительственная программа интеграции, исказившая идею интеграции общества, и
потому неприемлемая для абсолютного большинства общественных организаций,
выражающих интересы нелатышской части народа Латвии. Правительственная программа
игнорирует интересы национальных меньшинств и носит ассимиляционный характер, в
силу чего не может служить инструментом истинной интеграции общества.
В условиях фактически существующей
двухобщинности, при неравноправном, подчинённом положении одной части общества
по отношению к другой, в условиях нарастающей напряжённости и отсутствия
реального диалога между властью и нелатышской частью общества, истинная
интеграция невозможна. Более того, реальные действия политических сил,
осуществляющих власть в стране, усугубляют раскол, являясь дестабилизирующим и
дезинтегрирующим фактором в обществе.
Обращаясь к межгосударственным
организациям, нх членам и к международным организациям, мы призываем занять
принципиальную позицию в отношении нарушения прав человека и национальных
меньшинств в Латвии и. используя свой авторитет, способствовать решению жизненно
важных для нелатышской части общества вопросов :
- ликвидации массового безгражданства;
- использования языков национальных
меньшинств в общении с властями в местах компактного проживания в соответствии с
требованиями Рамочной конвенции;
- сохранения существующей системы
образования на русском языке;
Мы призываем также при оценке готовности к
вступлению Латвии в ЕС руководствоваться не политической конъюнктурой, а духом
действующих в Европе международных соглашений, защищающих права человека и
национальных меньшинств.
|