Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Правовое регулирование статуса иностранцев в Испании

Андреева Г.

5. Въезд иностранцев на территорию Испании и выезд из нее

Желающий въехать на территорию Испании иностранец должен по общему правилу, прежде всего, обладать паспортом или иным подтверждающим его личность документом в соответствии с подписанными Испанией международными договорами. Кроме того, он должен представить документы, подтверждающие цеди и условия пребывания, а также наличие достаточных средств на весь срок пребывания в стране.

Закон устанавливает в целом визовой въезд в страну “за исключением тех случаев, когда обратное предусмотрено международными договорами, подписанными Испанией”. Иностранцам, имеющим вид на жительство на территории Испании или иной аналогичный документ, дающий право на въезд в Испанию, виза не требуется.

Указанные требования не распространяются на лиц, которые просят убежища в момент их въезда на территорию Испании, поскольку требования к ним и их правовой статус регулируется специальными предписаниями.

Помимо этого, делается исключение по соображениям гуманитарного характера, общественного интереса и выполнения взятых на себя Испанией обязательств.

Установлен запрет на въезд и получение визы высланным из Испании иностранцам в течение срока запрещения на въезд и лицам в отношении которых приняты аналогичные меры

1. Не могут въезжать на территорию Испании, ни приобретать визу для этой цели иностранцы, которые были высланы, в течение периода действия запрещения на въезд, находящиеся под запретом на въезд по другим легальным причинам, а также те, кому запрещен въезд в страны, с которыми Испания связана международными договорами.

Виза выдается дипломатическими миссиями и консульскими отделами Испании.

Выезд с территории Испании является свободным, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным кодексом и данным Законом.

В исключительных случаях Министерство внутренних дел может запретить выезд с территории Испании по соображениям национальной безопасности или здравоохранения. Изучение и рассмотрение случаев отказа всегда должно носить индивидуальный характер.

Принудительный выезд предусматривается в следующих случаях:

а) высылка с территории Испании по решению суда в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом;

б) высылка или репатриация, применяемые в административном порядке

в) административный отказ по прошению, поданному иностранцем с целью продолжить свое пребывание на территории Испании, или ошибка с дачей разрешения на въезд.

Статус иностранцев в Испании по Закону имеет несколько разновидностей. Иностранцы могут находиться в Испании на положении пребывания, временного проживания и постоянного проживания.

Под пребыванием понимается нахождение на территории Испании в течение не более, чем 90 дней. По окончании этого периода, для продолжения нахождения в Испании требуется либо продлить пребывание, либо получить вид на жительство.

Статус, обозначенный в Законе как “временное проживание” позволяет находиться в Испании больше 90 дней и меньше 5 лет.

Получение статуса, определенного как “постоянное проживание” позволяет иностранцу проживать в Испании в течение неограниченного времени и работать на общих с испанцами условиях.

В Законе выделен специальный режим студентов.

Значительной спецификой отличается также режим проживания апатридов, лиц, не имеющих не имеющих документов и беженцев. С одной стороны в наиболее важных аспектах их статус регулируется международными актами, с другой –значительными полномочиями наделено Министерство внутренних дел.

Оригинальной чертой испанского Закона является особое регулирование вопросов проживания несовершеннолетних.

6. Правонарушения в сфере Закона и санкции

Преступления в сфере действия данного Закона установлены специальной главой Уголовного кодекса Испании. В Законе прямо установлена ответственность за конкретные административные правонарушения. Осуществление полномочий по применению санкций за предусмотренные Законом административные нарушения, осуществляется как на основе предписаний данного закона, так и административного законодательства (Закона 30/1992 о правовом режиме публичных администраций и общих административных процедур). Административной ответственности лица подлежат лица, совершающие административные правонарушения или участвующие в них. Закон подразделяет административные правонарушения на легкие, тяжелые и особо тяжкие.

К легким правонарушениям относится несообщение испанским властям или сообщение с запозданием об изменении гражданства или места жительства, а также прочих обстоятельствах трудового положения, как того требует законодательство; опоздание на срок до трех месяцев с подачей прошений о продлении разрешений по истечении их срока действия; осуществление профессиональной или трудовой деятельности без административного разрешения на работу.

За совершение легких правонарушений Законом установлен штраф в размере до 50.000 песет.

К тяжелым правонарушениям Закон относит: нелегальное нахождение на территории Испании без визы или по просроченной более чем на три месяца визе, без вида на жительство и иных аналогичных документов, когда их наличие является обязательным, если заинтересованное лицо не подало прошения об их продлении в указанный срок; работа в Испании без оформления разрешения на работу или административного разрешения, если данное лицо не располагает действительным видом на жительство; несообщение в Министерство внутренних дел обязательной к сообщению информации о смене гражданства, семейного положения или места жительства; въезд на территорию Испании без установленных документов в нарушение существующих требований, через пункты, не предусмотренные для въезда или в нарушение предусмотренного законодательством запрета на въезд; несоблюдение мер, предусмотренных для сохранения общественного порядка, несоблюдение установленной периодической явки или непоявления у границ или в конкретных поселениях; совершение третьего легкого нарушения, если в течение года ( в первоначальной редакции был установлен срок шесть месяцев, т.о. в этой части произошло смягчение предписаний Закона) данное лицо привлекалось к ответственности за два легких нарушения аналогичного порядка, а также участие иностранца в нелегальной деятельности.

За совершение тяжелых правонарушений установлен штраф в размере до 50.001 до 1.000.000 песет.

Особо тяжкими правонарушениями являются: участие в действиях, угрожающих внешней безопасности Испании или отношениям Испании с другими странами; участие в действиях, угрожающих общественному порядку по Закону об охране безопасности граждан; пособничество, сотрудничество и участие в коммерческой структуре по организации подпольной эмиграции через территорию Испании или на территорию Испании, если эти действия не образуют состава преступления; совершение дискриминационных действий по расовым, этническим, национальным или религиозным мотивам в формах, которые запрещены соответствующими предписаниями данного Закона (см. предыдущий Бюллетень), если эти действия не образуют состава преступления; наем или использование иностранных рабочих без предварительного получения на это соответствующего административного разрешения; совершение третьего тяжкого нарушения в течение одного года (в первоначальной редакции – двух лет, т.е. в отношении этих правонарушений установлены более жесткие требования по сравнению с предыдущей редакцией) с момента совершения предыдущих аналогичного характера и некоторые другие.

Совершение особо тяжких правонарушений наказывается штрафом от 1.000.001 до 10.000.000 песет.

Применение санкций за установленные Законом административные нарушения возложено на органы исполнительной власти соответствующего уровня.

При определении суммы штрафа они должны учитывать материальное положение и другие, перечисленные в Законе обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя.

В Законе установлено два вида сроков давности по административным правонарушениям: в отношении самих правонарушений и в отношении применения санкций. И те, и другие сроки давности дифференцированы в соответствии с тяжестью совершенных правонарушений.

По легким правонарушениям установлен срок давности в шесть месяцев, санкции по ним имеют годовой срок давности.

Тяжелые правонарушения имеют срок давности два года, а налагаемые за них санкции – два года.

Особо тяжкие правонарушения имеют срок давности три года, а санкции –пять лет.

Если санкцией является высылка с территории Испании, то срок давности начинает отсчитываться после окончания периода запрещения въезда, указанного в приговоре (максимум десять лет).

Высылка применяется за особо тяжкие административные правонарушения и некоторые тяжелые административные.

Поскольку вполне логично законодатель исходит из того, что высылка является даже более тяжелым наказанием, чем штраф, в Законе установлены категории, к которым она не может применяться (лица, родившиеся в Испании, но проживавшие в ней нелегально; испанцы по происхождению, утратившие испанское гражданство; лица, получающие вспомоществование по нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, полученного в Испании, беременные женщины, в случае, если высылка создаст угрозу здоровью матери и плода, а также некоторые другие категории иностранцев).

Вопрос о высылке может также рассматриваться и в отношении привлеченного к суду за правонарушение иностранца, если за данное правонарушение предусмотрено лишение свободы сроком до шести лет. Этот вопрос судья решает после предварительных консультаций с соответствующим фискальным ведомством и исходя из предписаний уголовно-процессуального законодательства.

Любой случай высылки подразумевает запрет въезда на территорию Испании сроком от трех до десяти лет.

В отдельных случаях заводить дело о высылке иностранцев при их депортации необязательно. В частности, если иностранец пытается въехать на территорию Испании, несмотря на запрет на въезд по причине прежней высылки. При неудачной попытке въехать нелегально на территорию Испании соответствующие органы также могут, как заводить дело о высылке иностранца при депортации, так и не делать этого. Однако решение этого вопроса оставлено на усмотрение соответствующих органов исходя из конкретных обстоятельств дела.

Депортация согласовывается с правительственным учреждением, компетентным в вопросах высылки.

Иностранцы, которым на границе отказывают во въезде выдворяются в страну, из которой прибывают, в кратчайшие сроки. Государственный орган, выносящее постановление о депортации, обращается к судье, в случае, если депортация задерживается на срок, превышающий семьдесят два часа, чтобы тот определил место для интернирования до момента депортации. Места интернирования иностранцев не носят исправительного характера и снабжены социальными, юридическими, культурными и санитарными службами. Интернированные иностранцы лишаются только права на свободное передвижение.

В течение периода интернирования, иностранец все время находится в распоряжении судебных властей, решением которых его туда поместили;

судебные власти получают информацию от правительственного учреждения о любых обстоятельствах статуса интернированного иностранца.

Информация о задержании иностранца с целью депортации сообщается в Министерство иностранных дел и в посольство или консульство страны задержанного.

Законодательство Испании предусматривает возможность установления для отдельных иностранцев обязательной явки. Вопрос об этом решается компетентным органом исполнительной власти в каждом отдельном случае и если на иностранца заведено судебное дело. Обязанность периодической явки по месту, указанному данным учреждением, носит временный характер.

Также может отбираться у иностранца паспорт или иной удостоверяющий его гражданство документ с выдачей ему взамен документа, свидетельствующего о применении данной меры.

При вынесении решения по некоторым делам (например, о высылке обвиняемого) компетентный орган исполнительной власти может предложить соответствующему судье, рассматривающему дело, дать распоряжение об интернировании обвиняемого на время ведения следствия. Судебное решение об интернировании иностранца, приговоренного к высылке, принимается после собеседования с обвиняемым. Решение должно быть мотивировано. Интернирование применяется на неопределенный срок на время ведения дела, но не более чем на сорок дней. Кроме того, срок интернирования ни в коем случае не может быть продлен по одному и тому же делу. Судебное решение об интернировании должно базироваться на учете всех обстоятельств каждого случая.

По делам об интернировании несовершеннолетних предусмотрено участие соответствующих служб по делам несовершеннолетних, в частности несовершеннолетние могут быть переданы в их ведение. Вместе с тем, судья, при получении предварительной положительной информации из фискальных органов, может принять решение об интернировании несовершеннолетних в те центры, где находятся их родители или опекуны. Однако для этого Закон устанавливает два условия. Первое состоит в том, что родители или опекуны должны этого желать, против их воли такое “воссоединение” невозможно. Во-вторых, в данном центре должна быть возможность семейного проживания.

Информация о возбуждении дела, о мерах пресечения в форме задержания или интернирования и окончательное решение по делу о высылке иностранца сообщается в Министерство иностранных дел и в посольство или консульство его страны.

В отношении иностранцев, находящихся в Испании обжалование приговоров по делам иностранцев осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Исполнение приговоров подчиняется общим правилам.

Если иностранец не находится в Испании, он может подать на апелляцию как по административной линии, так и судебной, через соответствующие дипломатические или консульские представительства или уполномоченные организации по поддержке миграции, которые передают данную апелляцию по назначению.

Закон предусматривает различные формы взаимодействия государственных органов и общественных структур по вопросам миграционной политики. Ведущую роль в этом процессе призвано играть правительство. Оно должно постоянно следить за динамикой качественных и количественных характеристик эмиграционного процесса с целью анализа его влияния на испанское общество и получения объективной и достоверной информации с тем, чтобы можно было избежать возникновения расистских течений и проявлений ксенофобии, либо ослабить их.

Правительство обеспечивает унификацию деятельности существующие служб по делам эмигрантов в провинциях, подчиняющихся различным органам государственной администрации, компетентных в вопросах эмиграции. Целью данной унификации является достижение необходимого взаимодействия в их административной деятельности.

На уровне правительства вырабатываются планы и программы, прежде всего, в сфере трудоустройства и трудовой миграции с целью выяснения степени выполнения принципа равенства и не дискриминации иностранных работников, а также выполнения нормативов в вопросах разрешений на работу для иностранцев. Права автономий в делах планирования и исполнения законодательных решений по трудоустройству при этом сохраняются неизменными.

Для координации деятельности государственных органов, компетентных в вопросах интеграции эмигрантов, и обеспечения их эффективного взаимодействия в Испании учрежден Верховный совет по иммиграционной политике (El Consejo Superior de Politica de Inmigracion). В его состав входят представители государства, автономий и местного уровня власти.

Верховный совет по иммиграционной политике устанавливает принципы и критерии общей политики по вопросу рабочей и социальной интеграции эмигрантов. Для этого он наделен правом получения информации и консультаций от административных государственных или автономных органов, равно как от социальных и экономических структур, связанных с вопросами эмиграции и защитой прав иностранцев.

Законодательством предусмотрена также поддержка эмигрантских движений и ассоциаций публичными властями и оказание ими помощи профсоюзам и неправительственным некоммерческим организациям, которые способствуют социальной интеграции иностранцев, предоставляя им материальную и экономическую помощь через общие программы или в связи с отдельными мероприятиями. Условием предоставления данной помощи является отсутствие собственных экономических интересов у указанных организаций.

Кроме того, в общих чертах установлен правовой статус т.н. Форума по делам иммиграции (El Foro para la Integracion Social de los Inmigrantes). Это – консультативный и информирующий орган, призванный способствовать решению вопросов, связанных с иммиграцией. В состав Форума в равной пропорции входят представители публичной администрации, иммигрантские ассоциации и общественные организации поддержки, включая профсоюзы и предпринимательские круги, чьи интересы связаны с вопросами иммиграции.




Госдума приняла новый закон о гражданстве

Александра Докучаева

19 апреля 2002 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации. 252 депутата – “за” и 152 – “против” - таков результат голосования, утвердившего редакцию, очень жесткую по отношению к соискателям российского гражданства. По новому закону, который намечено ввести в действие с 1 июля 2002 года, наши соотечественники в странах СНГ и Прибалтики лишаются права принять российское гражданство в регистрационном порядке. Только те из них, кто не имеет гражданства страны проживания и до сих пор остается лицом без гражданства или имеет нетрудоспособных родителей – граждан России, могут рассчитывать на упрощенный порядок приобретения гражданства своей Родины.-России.

Публикуем текст проекта Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, принятого в третьем чтении 19 апреля 2002 года. Ваши отзывы, Ваше мнение о законе просим присылать на адрес: zakon@zatulin.ru. Поступившие отклики будут опубликованы и доведены до сведения законодателей.

Документ

Федеральный закон “ О гражданстве Российской Федерации” – проект, принятый в третьем чтении

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также

принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам |ражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства - приобретение или прекращение 1ражданства Российской Федерации;

вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения па постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства

или иностранному гражданину н подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР. действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак

1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без 1ражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

ГЛАВА II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный ею родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации, считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем па три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Статья 15. Восстановление п гражданстве Российской Федерации

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания;

з) не имеют законного источника средств к существованию; на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания па территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

ГЛАВА 111. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иною гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие па территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

ГЛАВА IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без 1-ражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное 1ражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей С1атьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет 1'раждапство Российской Федерации.

ГЛАВА VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной масти, всдпющий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное (функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами “б” - “ж” статьи 16 настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданнные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений но вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей, 23 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в 1ражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно но установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одною года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются:

федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами;

федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской федерации

1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущею решения.

2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 настоящего Федеральною закона - со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

ГЛАВА VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам

гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам 1ражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособною лица

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособною лица.

ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

2. В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 26, ст. 903);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР";

Закон РСФСР от 8 июля 1981 гола "Об утверждении" Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 982);

Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховною Совета Российской Федерации, 1992, № 6, ст. 243), за исключением пунктов "а"-"в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона;

пункты 2 - 4, 7 - 18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 года № 5206-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1112);

Федеральный закон от 6 февраля 1995 года № 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 7, ст. 496);

статью 11 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670).

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 45. Вступление в силу настоящею Федеральною закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Президент Российской Федерации


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ