Моментального "обвала" СНГ не будет
19.08.08
Э.Велиев, Р.Габибоглу
Однако события вокруг Грузии ускорят этот процесс в
европейской части Содружества
Последние события в Грузии, а до этого выборы в Украине
отчетливо показали всю проблематичность претензий России на доминирование в СНГ.
Судьба самого СНГ отчасти стала проблематичной после того, как европейские
страны Содружества сделали ставку на интеграцию в объединенную Европу, что в
свою очередь означает лишь одно - выбор этих стран не совпадает с нынешним
российским вектором развития. Общеизвестно, что любая международная организация
существует ровно до тех пор, пока в ней учитываются интересы всех стран,
входящих в нее.
Как бы то ни было, но проводимая Кремлем постимперская
политика привела к тому, что сегодня Грузия, а завтра возможно и Украина покинут
СНГ. Ибо моральное право на политическое лидерство в СНГ могла иметь та страна,
которая сама бы придерживалась демократического курса и выступала бы как лидер
либеральных и демократических преобразований на постсоветском пространстве.
Однако Россия не смогла соответствовать всем этим параметрам - тому
свидетельство все та же Грузия: поддержание локальных конфликтов как рычагов не
только давления на правительство, но и попытка его свержения, разжигание
этнических конфликтов.
СНГ фактически превратилось в поле соперничества Запада и
России. А навязывание своим соседям выбора "или мы, или Запад" в конечном итоге
привело к неутешительным для Кремля результатам. Россия, вольно или невольно,
оттолкнула от себя бывшие союзные республики. А поскольку существует еще полюс
притяжения в виде Запада, то понятно куда направятся эти республики.
Разумеется, у России есть военно-стратегические интересы
на территории СНГ. Однако ситуация в этом вопросе также представляется сложной.
Становясь участницей урегулирования того или иного конфликта в СНГ, она начинала
угрожать государствам, на территории которых эти конфликты происходили. Так,
Россия вела постоянные игры с сепаратистами. Она вместо того, чтобы исполнять
роль третейского судьи, сама становилась участницей одной из сторон конфликта. А
благодаря играм с миротворцами в Южной Осетии она окончательно потеряла и этот
статус.
Кроме того, Россия в рамках СНГ не смогла предложить ни
модель нормального сотрудничества в военной сфере, ни концепцию обороны
постсоветского пространства. Далее, агрессия против Грузии вряд ли будет
способствовать налаживанию дружественных отношений между Россией и
постсоветскими государствами, входящими в СНГ. Наоборот, даже самые лояльные к
России страны СНГ, скорее всего, станут со страхом оглядываться на Москву. Ведь
на примере Грузии Россия достаточно однозначно и без всякой дипломатии
продемонстрировала как собирается наказывать всех непокорных союзников по СНГ. А
страх вряд ли является фактором, способствующим сближению государств.
Не случайно, что ни одна из стран СНГ, даже такие верные
союзники России, как Армения и Беларусь, не заявили об однозначной поддержке
действий Кремля. Ну кому понравится перспектива того, чтобы в его доме
хозяйничал чужой, причем ради приличия даже не спрашивая разрешения. Поэтому
можно предположить, что относительно развитые и независимые государства,
входящие в СНГ, в ближайшее время займутся поиском различных вариантов для
нейтрализации подобного "покровительства" со стороны России.
Но самое главное - Россия продемонстрировала, что может
поставить регион на грань военного противостояния, даже не посоветовавшись со
своими союзниками по СНГ. Вспомним, как США и другие западные государства
действовали в ситуации с Югославией, Косово, Ираком и Афганистаном. До того, как
ввести войска, шла долгая дискуссия не только с союзниками, но и в рамках
международных организаций, и прежде всего, в Совбезе ООН. Только в том случае,
если в рамках Совбеза ООН не удавалось добиться консенсуса, США начинали
действовать, но не самостоятельно, а совместно со своими союзниками по НАТО, при
этом создавая вокруг Североатлантического блока намного более широкую коалицию.
А Россия не соизволила провести консультации даже в рамках ОДКБ, которая
является военным союзом, не говоря уже о СНГ. По сути, некоторые союзники России
по СНГ против своей воли стали заложниками агрессивной политики Кремля. Грубо
говоря, их даже за людей не посчитали. И как после этого доверять России и
признавать ее доминирующую роль в СНГ.
В конце концов СНГ уже давно существует только в формате
"клуба президентов". СНГ превратилось в тусовку руководителей, входящих в него
стран, которые встречаются раз в году и обсуждают там судьбоносные проблемы, но
почему-то не приходят к единому решению.
В то же время азербайджанские политологи считают, что
выход Грузии и Украины из СНГ не станет причиной уменьшения эффективности и
распада Содружества. "Деятельность Грузии и Украины в СНГ носила формальный
характер, и эти страны не относились к данной организации серьезно", - сказал в
пятницу Trend News политолог Хикмет Гаджизаде. "В СНГ останутся Армения, страны
Средней Азии и Беларусь, находящиеся под сильным влиянием России, и структура
продолжит свою деятельность", - добавил политолог.
По мнению Х.Гаджизаде, в настоящий период ни одна
организация не заменит для Азербайджана пространство бывшего СССР, и это долгое
время будет так. Политолог отметил: несмотря на то, что Азербайджан не
представлен в военном союзе Содружества, он широко сотрудничает с бывшими
советскими республиками в рамках СНГ в гуманитарной, социальной, торговой и
экономической сферах.
"Эта организация действует в двух направлениях. Одно из
них - военное под руководством России, другое - сотрудничество в гуманитарной,
торговой, экономической сферах. Сотрудничество во втором важно для стран бывшего
СССР. Граждане Азербайджана въезжают и выезжают в страны СНГ без визы. Такое
сотрудничество нужно Азербайджану. Поэтому я против полного распада
Содружества", - заявил он.
Как сообщил Trend News политолог Рустам Мамедов, по
Уставу СНГ для создания содружества достаточно участия трех стран. "В данном
случае выход Грузии и Украины из состава СНГ не повлечет за собой его распада.
Для этого организацию должны покинуть все страны", - добавил политолог. По его
мнению, шаг, предпринятый официальными Тбилиси и Киевом, показывает, что с
политической точки зрения СНГ испытывает кризис.
Политолог отметил, что у Азербайджана нет оснований для
незамедлительного выхода из Содружества. Он добавил, что страны СНГ, и в
основном Россия, с экономической точки зрения являются основными союзниками
Азербайджана. Поэтому с экономической точки зрения ликвидация этого
сотрудничества не выгодна. "Разрыв связей может привести к кризису в экономике
Азербайджана", - подытожил политолог.
В свою очередь политолог Зардушт Ализаде полагает, что
СНГ разваливается. По его мнению, причиной является политика, проводимая
Россией. "Предпринятые Грузией и Украиной шаги не станут причиной скорой
ликвидации деятельности СНГ. Однако в будущем это Содружество обязательно
распадется. А Азербайджан на данном этапе не должен торопиться с выходом из
СНГ", - сказал Ализаде.
Напомним, что СНГ было создано в 1991 году 12 странами
бывшего СССР. Входившие в состав Советского Союза страны Балтии - Литва, Латвия
и Эстония - отказались вступать в СНГ.
14 августа сего года парламент Грузии принял решение о
выходе из СНГ. На повестку дня парламента Украины был вынесен законопроект о
выходе страны из этой структуры. 1 сентября, после возвращения с каникул,
законодательный орган Украины приступит к обсуждению законопроекта. По мнению
экспертов, прозападная коалиция, составляющая большинство в парламенте Украины,
обеспечит выход официального Киева из Содружества.
Вопросы экономического взаимодействия СНГ станут
предметом обсуждения на 39-м заседании Экономического совета Содружества,
которое состоится 12 сентября в Москве. Как сообщили "Новости-Азербайджан" в
пресс-службе исполнительного комитета СНГ, в настоящий момент идут работы над
составлением повестки дня заседания.
Намечается, что в ходе заседания будут обсуждены проект
стратегии экономического развития Содружества до 2020 года, внесенный на
рассмотрение глав правительств 23 мая, а также ряд вопросов, которые будут
вынесены на рассмотрение заседаний Совета МИД СНГ и Совета глав государств
Содружества, которые состоятся в октябре в Бишкеке.
Таким образом, вряд ли мы станем свидетелями
моментального "обвала" СНГ. Однако события вокруг Грузии, скорее всего, ускорят
этот процесс, особенно в европейской части постсоветского пространства. Вслед за
Прибалтикой определились Грузия и Украина. И если Западу удастся "отбить" Грузию
и Украину у Москвы, то с большой уверенностью можно предположить, что Россия в
ближайшее время полностью потеряет европейскую часть постсоветского
пространства. Ей не удастся удержать в сфере своего влияния даже Армению и
Беларусь. Если события будут развиваться по этому сценарию, то примерно лет
через пять СНГ превратится в азиатскую региональную организацию всего из
нескольких стран. А эти страны будут находиться в вассальной зависимости от
России. Одним словом, сегодня Запад, в целом и США, в частности, определяют
выбор будущего европейской части постсоветского пространства.
|