К вопросу о перспективах центрально-азиатской интеграции в условиях кардинальной перестройки геополитической картины мира
16.10.08
Андрей Грозин, зав.
отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Выступление на Международной научно-практической
конференции «Современные вызовы и вклад Казахстана в обеспечение стабильности и
безопасности».
Астана. 16 октября 2008.
Мир кардинально меняется на наших глазах. Мировой кризис
наглядно демонстрирует неэффективность глобальных международных организаций,
слабость военных союзов и нерешительность конгломерата европейских стран. Самое
печальное, что «дно» пока не просматривается. Разноплановые кризисные процессы
продолжают разворачиваться и входят в новую фазу. Состояние мировой финансовой
системы продолжает ухудшаться, и это отражается, в том числе, и на
инвестиционной привлекательности центрально-азиатских эмитентов.
В данной связи, по нашему мнению, основной проблемой
сегодняшнего развития ведущих регионов мира является, во-первых, реализация
различных интегративных проектов, а, во-вторых, проблематика увязки данных
проектов с тематикой мировой безопасности.
В силу этого особый интерес представляют перспективы
реализации выдвинутой президентом Казахстана Н.Назарбаевым инициативы по
формированию Союза центрально-азиатских государств (СЦАГ). Данная структура
потенциально способна стать важным фактором устойчивого развития, повышения
уровня конкурентоспособности национальных экономик и успешной интеграции стран
постсоветской Азии в мировое сообщество.
Распад Советского Союза болезненно отразился на
экономическом и социальном положении государств Центральной Азии, которые, за
исключением Казахстана, уже попали в число беднейших государств мира. Именно
бедность значительного числа граждан провоцирует в них социальную и политическую
нестабильность, является "болевой точкой" приложения усилий экстремистских
группировок, желающих свергнуть светские режимы государств ЦАР в угоду догмам
радикально понимаемых норм ислама.
В этой ситуации политическое руководство
центрально-азиатских государств не может сидеть, сложа руки, необходимы реальные
меры по устранению этих угроз. Среди подобных мер создание единого
экономического пространства может иметь значительный экономический и
политический эффект, прямо влияющий на уровень социального напряжения.
Наблюдаемый в настоящее время интерес мирового
сообщества к Центральной Азии обусловлен ее стратегической значимостью как
обладательницы важных энергетических ресурсов и удобных транспортных сетей
поставки на мировые рынки. Эти факторы приобретают особую значимость в условиях
нарастающей глобальной нестабильности.
Регион Центральной Азии географически находится в самом
«сердце материка», по соседству со всеми континентальными центрами силы, что
делает его крайне важным в военно-стратегическом и транспортно-коммуникационном
отношении. Данное обстоятельство обусловливает повышенное внимание ведущих
мировых и региональных держав как к каждой стране Центральной Азии в
отдельности, так и ко всему региону в целом.
Сложившаяся в эпоху геополитического баланса сил система
международных отношений и принципы международной безопасности после распада СССР
стали разрушаться, заменяться стандартами силы и превосходства. Процесс
формирования нового мирового порядка, начавшийся во второй половине 80-х годов,
сопровождается процессом образования новой геополитической конфигурации, ставшим
следствием самороспуска Варшавского договора, дезинтеграции Советского Союза и,
в конечном итоге, разрушения двухполюсного мира. Последнее обстоятельство
способствовало возникновению новых центров силы, поставивших под сомнение
единоличное доминирование в мире. В свою очередь это обусловило усиление борьбы
за мировое и региональное лидерство, сферы влияния и расширение геополитических
границ. А поскольку одновременно с разрушением двухполюсного мира исчезли и
существовавшие ранее ограничения на применение военной силы, она все чаще стала
использоваться для достижения геополитических и геоэкономических целей.
Кризис в Южной Осетии стал «моментом истины», который
сильнейшим образом встряхнул ту структуру мировых отношений, которая явочным
порядком сформировалась после окончания «холодной войны» и ознаменовалась такими
негативными проявлениями со стороны «победившего Запада», как диктат силы,
попрание норм международного права, изменение послевоенных границ в Европе и
череда межнациональных конфликтов и братоубийственных войн.
«Конца истории» и всеобщего демократическо-рыночного
рая, провозглашенного в начале 90-х не получилось. Причем, первыми в наступление
на всеобщий мир, согласие и благоденствие пошел именно западный мир, не просто
провозгласивший, но и неоднократно применивший на практике две конфронтационные
внешнеполитические стратегии – «гуманитарной интервенции» и «принуждения к
демократии».
Основной причиной войн и вооруженных конфликтов ХХI века
явится стремление получить доступ к дополнительным экономическим и природным
ресурсам и контроль над путями их транспортировки. Медленное, но неуклонное
истощение запасов природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья
инициирует обострение борьбы за контроль над ними и маршрутами их
транспортировки.
Победа в этой борьбе обеспечивает более выгодные условия
существования и дальнейшего развития, а также противодействия противоборствующей
стороне.
Отдельным регионом, в пространстве которого активно
разворачиваются указанные революционные геополитические трансформации является
Центрально-азиатский регион.
Богатые природные ресурсы новых независимых государств
(ННГ) Азии существуют пока в замкнутом транспортном пространстве. Годы
независимого существования ничего кардинально не изменили для запертых в глубине
материка новых независимых государств Азии.
Необходимость объединения усилий государств Центральной
Азии диктуется общностью новых угроз - международного терроризма, религиозного
экстремизма, наркотрафика, нелегального оборота оружия, международной
преступности, - носящих трансграничный характер, а потому требующих
согласованной политики по борьбе с ними. Особую озабоченность всех
центрально-азиатских государств вызывает ситуация в Афганистане и напряженность
в американо-иранских отношениях, выступающих факторами угроз безопасности на
южных границах региона. Вместе с тем, все страны ЦАР заинтересованы также в
сохранении внутренней стабильности как у себя, так и у своих соседей.
В этом смысле предлагаемый Астаной «Союз Центральной
Азии», задуманный не как временное политическое и экономическое объединение, а
как постоянный, нацеленный на долгосрочную перспективу орган межгосударственного
взаимодействия, может стать тем механизмом, который позволит эффективно решать
все вопросы интеграционного сотрудничества в политическом и экономическом
плане.
В ходе визита президента Киргизии Курманбека Бакиева в
Казахстан весной 2008 г. обе республики признали важность обеспечения
региональной стабильности, развития интеграционных процессов в Центральной Азии
в контексте продвижения инициативы по созданию Союза Центрально-Азиатских
государств.
Активно расширяется также и поле казахстано-таджикского
экономического взаимодействия.
Как показывает мировая практика, только при коллективных
усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию.
В данной связи перспективность идеи СЦАГ подкрепляется
комплексом исходных факторов, делающих ее привлекательной.
Во-первых, большой положительный результат, который
может дать объединение ресурсов национальных экономик для обеспечения условий
устойчивого развития стран региона и их долгосрочного экономического роста.
Экономики стран региона взаимно дополняют друг друга и их эффективное
взаимодействие станет залогом стабильности и устойчивости политических систем
стран перед лицом угроз, с которыми они сталкиваются. В условиях регионального
экономического комплекса это поможет диверсифицировать экономическое развитие,
устранить ненужную конкуренцию, отрегулировать рынки сбыта продукции.
Южный Казахстан, Узбекистан и Туркмения нуждаются в
водно-энергетических ресурсах Кыргызстана и Таджикистана, а те, в свою очередь,
- в газе и нефтепродуктах, производимых в Узбекистане, Туркмении и Казахстане.
Определенное значение для обеспечения продуктовой безопасности стран региона
имеет взаимный интерес в поставках сельскохозяйственной продукции, в первую
очередь, пшеницы и фруктово-овощной продукции. Кроме того, существует большая
коммуникационная взаимозависимость стран для обеспечения их выхода на
международные рынки. Экономики центральноазиатских стран "самодостаточны" с
общей численностью населения 55 миллионов человек. Любой иностранный инвестор
будет вкладывать деньги в экономику региона, где есть экономический союз,
открыты границы, а продукция будет продаваться во всех пяти странах.
Во-вторых, за годы независимости в странах региона
созданы инфраструктура и институты, которые могут успешно функционировать в
условиях экономической интеграции. Сохранено единство инфраструктуры, например,
энергетических и транспортных сетей, общая основа правовых систем и
стандартов.
В-третьих, практически всеми экспертами подчеркивается,
что интеграционной основой для стран Центральной Азии может служить историческая
общность различных народов, проживающих здесь в течение многих веков, их
культура, язык, религия, традиции, родственные связи, разрывать которые было бы
ошибкой. В странах существует понимание необходимости интеграции по ключевым
сферам развития, накоплен достаточный опыт, позволяющий осознать важность
компромиссов в процессе сближения друг с другом.
Экономики стран региона характеризуются высоким уровнем
сотрудничества между собой. Успех казахстанских экономических реформ играет
ключевую роль в расширении этого сотрудничества, обеспечивая дополнительный
уровень безопасности для инвестиционных вложений во всем регионе.
На долю Казахстана приходится около 70 % общего объема
ВВП стран Центральной Азии и более 80 % совокупного объема прямых иностранных
инвестиций в экономику всего региона. В абсолютном выражении инвестиции в
казахстанскую экономику превысили 70 млрд. долларов.
В условиях мирового кризиса казахстанская экономика
продемонстрировала устойчивость. Благодаря стратегии развития и системному
анализу тенденций в мировой экономике Казахстан реализует сбалансированные
решения по нормализации ситуации в экономике республики. Кроме того РК
располагает своеобразной «подушкой безопасности» - Национальным фондом и
золотовалютными резервами страны. Банки РК не допустили дефолта ни по внешним,
ни по внутренним платежам.
По итогам первого полугодия 2008 года экономический рост
РК составил более 5 %, правительству Казахстан удалось сохранить благоприятный
инвестиционный климат. За полгода объем инвестиций в основной капитал составил
более 12,5 млрд. долларов США - на 12,5 % больше, чем за аналогичный период
прошлого года. Все эти цифры говорят сами за себя.
В сегодняшних сложных условиях необходимо осознать
глобальность кризиса всей системы поддержания международной безопасности, и
упавшую ниже всех пределов роль ООН в этом вопросе. Различные субъекты
международного права прилагают разрозненные усилия для обеспечения собственной
безопасности, что усиливает кризис всей системы в целом. Началось движение
тектонических плит мировой финансовой системы, из которого родится новый
финансовый порядок. И это будет уродливый и болезненный процесс справиться с
которым можно лишь кооперируя усилия.
Как говорил Джон Кеннеди, "в китайском языке слово
"кризис" состоит из двух иероглифов: один обозначает "опасность", а другой –
"шанс". Свой шанс, по нашему мнению, есть и у Центральной Азии.
В случае создания СЦАГ он может стать не только
структурой смягчающей удары мировых «волн» нестабильности (любого рода), но и
мощным фактором экономического роста всей Центральной Азии, ее превращения в
реальный субъект мировой политики.
Это позволит выравнивать экономический уровень и
жизненные стандарты населения, повысить конкурентоспособность производимой
продукции на мировых рынках, рост кооперации и сотрудничества между
государствами, преодолевать сырьевую направленность и диверсификацию экономики,
укреплять экономическую и политическую стабильность входящих в союз государств,
дальнейшее культурное сближение народов региона.
|