Нагорный Карабах - слабое звено или козырный туз?
The First News
Azerbaijan, 16.10.08
Саадат Кадырова
После двух сроков правления Владимира Путина и прихода к
власти Дмитрия Медведева Россия, наконец, внутренне стабилизировалась и стала
осознавать вероятность большой потери Кавказа, которая началась с Грузии. Было
допущено так много ошибок, что не ясно, сколько времени понадобится Кремлю,
чтобы вернуть свои позиции в регионе. Мир претерпел большие изменения и
страны-игроки в регионе перестроили мозаику расклада сил по сравнению с 90-ми
годами.
Россия, Иран, Турция, Азербайджан, Армения и Грузия -
основные игроки, и от политики каждого из них будет зависеть судьба региона в
целом. Азербайджан, Армения и Грузия перешли из формата стран бывшего СССР в
формат самостоятельного политического курса, таким образом, попав под раздел со
стороны мировых держав: выбрать вступление в НАТО или быть форпостом России на
Кавказе.
После признания независимости Абхазии и Южной Осетии был
создан прецедент дисбаланса в регионе, где более 20 лет статус Нагорного
Карабаха пребывает в состоянии замороженного конфликта. Нельзя не заметить, что
после известных событий в августе этого года риторика российского политического
истеблишмента о расстановке сил в Закавказье стала не такой категоричной, а
высказывания политологов, так или иначе ангажированных Кремлем, смягчились.
Еще год назад своим главным стратегическим партнером в
регионе Россия называла Армению, и вот Дмитрий Медведев приглашает президента
Азербайджана Ильхама Алиева на встречу сразу после визита Дика Чейни, не
дождавшись, пока американец покинет Баку. Министр иностранных дел Сергей Лавров
перед поездкой в Армению четко обозначает важность сохранения хороших
взаимоотношений с Азербайджаном, а армянские политологи высказываются об
открытой борьбе США и России за регион. Политолог Эрванд Базоян так
прокомментировал ситуацию: «США просто открыто содействуют Азербайджану, боясь
смены ориентации страны на север, что более осложняет ситуацию».
В политике нет места сантиментам, и вряд ли российская
власть так быстро пересмотрела свои позиции, потому как прочные культурные и
даже религиозные связи Грузии, Армении и России всегда были главным козырем в
устах влиятельной армянской диаспоры в России и старались вывести Азербайджан за
скобки.
Однако прагматизм Кремля в последнее время перевешивает
чашу весов в сторону здравого смысла и национальных интересов страны. Не похоже,
что Россия будет идти на поводу у своего союзника - Армении, когда на кону
открытое противостояние с США, учитывая завидное постоянство официального Баку в
ожидании решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха, особенно в условиях
существующих резолюций и международных документов, требующих немедленного вывода
армянских войск из семи оккупированных регионов Азербайджана. Официальный Баку
сумел «наступить на горло собственной песне» и провести сбалансированную
политику сразу после грузино-осетинских событий и в вопросе признании
независимости Абхазии и Южной Осетии, опираясь именно на здравый смысл и
выстраивание долгосрочных отношений с Москвой.
В американской системе избирательных технологий есть
интересный факт, основанный на присущем американцам, прагматизме. Когда между
кандидатами начинается борьба за штаты, как правило, никто не тратит силы и
финансовые вложения на уже определившиеся регионы.
Например, вряд ли демократ Обама попытается переубедить
штат Техас (традиционно республиканский) голосовать за него. Республиканец
Маккейн также с большой долей сомнения станет вести в Техасе основную часть
своей кампании, поскольку исход выборов в данном штате заранее предрешен. Каждый
из кандидатов ведет основную часть борьбы в так называемых «колеблющихся
штатах», и, безусловно, большая часть средств идет на финансирование в штатах,
которые не определились в своих политических пристрастиях. Примерно такую же
аналогию можно просвети в борьбе за регион между странами-гигантами.
С одной стороны, Россия понимает, что Грузия уже
потеряна и если там не сменится правящий режим, что маловероятно, Тбилиси не
станет дружественным в своей политике по отношению к Москве. Армения никогда и
не пыталась стать чем-то больше, чем пассивным союзником, и кроме ОДКБ, никак
свою преданность доказать не сможет, учитывая ее геополитическое положение и
закрытые границы с Турцией и Азербайджаном. Остается Азербайджан, который не
сказал своего «да» и делать это в ближайшем будущем не собирается, по крайней
мере, бешеный рост ВВП и внутреннее политическое равновесие гарантирует
стабильность в стране как минимум на ближайшие 5 -10 лет.
С другой стороны, Америка четко отдает себе отчет, что
Грузия уже определилась в своем курсе в НАТО. Как сказал в одном из своих
интервью известный журналист Сергей Доренко: «Грузия с ее 4.5 миллионами
населения - это ключик от Кавказа, который легче всего купить американцам и если
говорить опять-таки о «возможности купить», то Грузию купить легче всего».
Армения в данном раскладе вряд ли станет резко менять ориентиры. Таким образом,
остается Азербайджан.
Политика управляет экономикой или экономика правит
политикой - вопрос из серии, что появилось раньше - курица или яйцо. Однако
процесс поиска ответа позволяет политической конъюнктуре стран Закавказья и
России выходить на новый уровень взаимоотношений. Очевидно, что сейчас
экономический вопрос встанет во главу угла именно для Армении и Грузии.
Грузия оказалась в ситуации, где стала разменной монетой
в руках Запада. Саакашвили решил, что его минует чаша многих лидеров, которых
Америка взращивает, сажает в кожаное кресло с охраной на входе, а затем
уничтожает, как отработанный материал. Таким образом, будучи под угрозой полной
блокады со стороны России, грузинский лидер, надевая орден армянскому
президенту, видимо пытается сохранить добрые отношения именно с пророссийским
соседом.
Сценарий усиления роли России в регионе будет сейчас
набирать обороты в контексте слабого звена – ситуации вокруг Нагорного Карабаха.
Сразу после переговоров Дмитрия Медведева и Ильхама
Алиева в Москве Серж Саркисян выступил с призывом для официального Баку
инвестировать в экономику Нагорного Карабаха. Учитывая непрочные позиции
президента Армении у себя на родине и его весьма транспарентную управляемость из
Кремля, многие эксперты высказались о том, что такое заявление мог
«спедалировать» только Кремль. Таким образом, Россия, как бы страхуя свои
политические дивиденды, пытается сделать этот матч беспроигрышным для себя в
первую очередь.
Москва понимает, что активизация вопроса вокруг
Нагорного Карабаха приведет к ее непосредственному участию и позволит сохранить
позицию одного из главных игроков. Очевидно, что такое высказывание де-юре
говорит о косвенном признании прав Азербайджана за регионом. Если гипотетически
довести ситуацию до абсурда и допустить, что Баку решится на такой шаг, даже в
рамках определенных условий, это позволит России контролировать ситуацию через
Ереван, поскольку Нагорный Карабах, так или иначе, находится под управлением
Армении.
Как обозначил политолог Василий Злобин: «…если
Азербайджан не будет вкладываться в то, что он считает своим, это «свое»
перестанет быть азербайджанским, это история, которую Грузия прошла с Абхазией и
Южной Осетией». Однако, есть одно «но», которое не позволяет вводить эти два
сценария в равнозначный разряд, так как в Нагорном Карабахе живут армяне, а в
Абхазии и Грузии живут абхазы и грузины соответственно.
Что касается второго регионообразующего игрока – Ирана,
нельзя забывать о том, что там проживает, по разным оценкам, от 20 до 25
миллионов этнических азербайджанцев. Являясь главным союзником Армении и России,
Иран заинтересован в как можно более длительной стагнации решения проблемы,
прекрасно отдавая себе отчет, что в условиях нынешней геополитической ситуации и
постоянного прицела со стороны США возможна активизация диаспоры в регионах
компактного проживания азербайджанского населения. Кстати, именно этот факт
очень помогает Армении выживать, потому как в условиях экономической
нестабильности Иран является одним из платежеспособных государств для торговли с
Арменией.
Важной страной в регионе является Турция - главный
союзник Азербайджана, один из потенциальных членов Европейского Союза,
государство с серьезными экономическими показателями и прогрессирующей
политической ролью в мире. После «пятидневной войны» Турция стала одним из
активных переговорщиков в вопросе установления мира в регионе, в связи с этим
нельзя игнорировать немаловажный и в масштабах истории даже уникальный факт -
визит Абдуллы Гюля в Армению. Приглашение Сержа Саркисяна можно рассматривать в
нескольких плоскостях. С одной стороны, Армения четко осознает свою явную
симплифицированность как игрока в регионе, пытается отыграть позиции и
восстановить взаимоотношения с Турцией, считая, что из-за национальных интересов
Анкара пойдет на сближение невзирая на открытый вопрос повестки дня – армянский
геноцид. Мощное армянское лобби во Франции периодически пытается давить на
турецкое правительство, ставя на чашу весов вопрос о вступлении Турции в
Евросоюз в случае непризнания геноцида. В этой связи турецкое руководство,
принимая приглашение Саркисяна, идет на поводу у части политической элиты внутри
страны, которая давно считает, что Азербайджан не может быть главным партнером
Турции в большой игре в силу нескольких факторов и в том числе своей неокрепшей
политической весомости с точки зрения мирового игрока.
Однако, с другой стороны, открытие границ между Турцией
и Арменией, может еще больше ударить по интересам Армении, поскольку
конкурентоспособность экономики страны оставляет желать лучшего. Несмотря на
огромную финансовую поддержку со стороны диаспоры, Армению сложно назвать
динамично развивающейся с точки зрения экономики, в том числе в промышленной
сфере. Грузия же в данном вопросе остается в более выгодных условиях, потому
как, не имея собственных ресурсов и влиятельной диаспоры, Тбилиси по крайней
может рассчитывать на деньги американских инвесторов.
В последнее время часто стали звучать призывы в странах
постсоветского пространства к резкому изменению курса на Запад, тотального
разрыва отношений с Россией и началу с чистого листа своей истории «до» и
«после» советского периода. Однако, надо понимать, что Запад, это как США, так и
Европа. Между этими двумя векторами есть огромная разница с точки зрения
перспектив и приоритетов взаимоотношений друг с другом.
Поворот Грузии к США обозначил для нее нескорое
выздоровление, тогда как Россия все более четко определяется в своем паритетном
сближении с Европой. Участие европейских корпораций на рынках Закавказья не так
раздражают Кремль, как однозначные финансовые вложения со стороны США, в то же
время это дает возможность маневра лидерам, понимающим, что категоричность и
резкие смены курса могут обернуться не одним потрясением для собственных
граждан.
Наконец, надо понять, что те, кто считают своей задачей
перечеркнуть историю и начать ее с чистого листа, являются главными оппонентами
сохранения стабильности и мира в регионе до тех пор, пока тезис «разделяй и
властвуй» не перестанет быть козырным тузом в большой политической игре.
|