Парламентские выборы вТуркменистане
16.12.08
Андрей Грозин
Парламентские выборы в Туркменистане не стоит
переоценивать. Выборы во многом носили прогнозируемый характер. Ранее были
внесены изменения в Конституцию страны, распущен Народный Совет Туркменистана,
расширен состав парламента, который также получил новые функции. Напомню, что к
концу правления бывшего президента Сапармурата Ниязова парламент абсолютно
ничего не решал и превратился в совершенно декоративный орган.
Сейчас наблюдается обратный процесс. По крайней
мере, на бумаге декларируется повышение роли парламента, даже возможность
вынесения импичмента президенту, что в политических реалиях Туркмении на
практике невозможно.
Основная цель выборов состояла в том, чтобы
подтвердить имидж президента Гурбангулы Бердымухамедова. С момента смерти
С.Ниязова его президентству исполняется два года. Необходимо было показать, что
он более демократичен и ориентирован на реформирование политической системы
страны.
На введение многопартийности президент не мог пойти.
Поэтому был использован самый мягкий вариант – парламентские выборы. Впервые,
помимо наблюдателей СНГ, были допущены эксперты от ОБСЕ, хотя и в небольшом
количестве, не более десяти человек. Выборы – это послание Западу, что
президент идет по пути демократизации страны, отвечает на формальные
требования, выдвигаемые режиму Бердымухамедова.
Насколько этот сигнал будет принят Западом, сейчас
точно нельзя сказать. По крайней мере, до выборов Госдеп США заявил, что выборы
вряд ли пройдут демократично и честно. Реакция Европы будет, напротив,
позитивной. Но это не является реальной позицией. Это игра в плохого и доброго
следователя.
США заинтересованы в том, чтобы поддержать образ
борца за чистоту демократических и гуманитарных норм. Европа играет в доброго
следователя, к тому же она имеет большой интерес к туркменскому газу.
Другое дело, что за два года Европа не добилась
больших успехов. Есть только туманное обещание президента выделить для
газопровода «Набукко» 10 млрд. кубометров голубого топлива. Это мизер, который
не зафиксирован формально. Это не устраивает европейцев – они хотят участвовать
в модернизации энергетической системы страны и в освоении месторождений.
ЕС понимает, что заметно уступает Москве, которая
сохраняет подавляющее преимущество, в том числе за счет существующей
трубопроводной системы. Кроме того, Европа начинает проигрывать Китаю, который
медленно, но строит газопровод из Туркмении. В 2009 году он вряд ли будет
построен. Но в течение пяти лет, если не случится разногласий между Китаем и
Туркменией, он состоится. И для него Туркмения найдет газ без ущерба для других
контрактов. Для третьей трубы газа уже может не появиться.
Поэтому частые визиты представителей ЕС в Туркмению,
визит Гурбангулы Бердымухамедова в Австрию и Германию диктуют благожелательный
подход к оценке усилий по демократизации режима. Хотя реально ЕС отдает себе
отчет в том, что говорить о широкой демократизации не приходится. Парламентские
выборы – это фасад, ответ на западные ожидания.
Власти Туркмении говорят о том, что на одно место в
парламенте претендовали два человека. Но все кандидаты представляют одну
правящую Демократическую партию Туркменистана, наследницу местной
Коммунистической партии. Получается однопартийный парламент, абсолютно
управляемый и даже по сравнению с соседями по Центральной Азии абсолютно
беззубый. Власти говорят о явке избирателей в 98% - реальная явка составляет
30-40%. ЕС это понимает, но в отличие от США позволить себе открыто
говорить об этом не может.
Это означает, что на российско-туркменские отношения
это никак не повлияет. Выборы парламента ничего не поменяют просто потому, что
парламент ничего не решает. С этой точки зрения парламентские выборы – сугубо
внутритуркменское событие.
|